12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Екатерина32 |
Буклет "Развитие речи детей средствами песочной терапии"
Игры с песком
Игры с песком – можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Игровые элементы песочной терапии, я использую на индивидуальных логопедических занятиях, в процессе которых решаются очень многие задачи:
развитие диафрагмального дыхания;
развитие фонематических представлений;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование слоговой структуры речи;
автоматизация поставленных звуков;
обучение грамоте;
развитие связной речи;
развитие графомоторных навыков.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу»: От машинки провести неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Прятки»: Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение (предмет), называет его.
«Помоги зайчонку Тимке замести следы»: В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить фигурку лисы. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не нашла зайца.
«Секретик»: В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Колодец»: Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса.
«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«Накажем непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
«Бублик» - губы округлить, произносить звук «О-о-о»
одновременно, указательным пальцем левой руки
обводить контур вокруг губ, а правым прорисовывать
графическое изображение буквы на песке.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Спрячь ручки» -прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Две корзинки» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две
группы, например, в корзинки со звуками Р - Л.
«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые цепочки или выкладывать дорожку из ракушек (пуговиц, счетных палочек, камешков) на каждый произносимый слог.
«Выложи узор» - дети выкладывают на песке дорожку из цветных кружков (синие, зелёные, красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
Автоматизация звуков.
«Сильный ветер» - произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Песчаные горы» - набрать в руку песок и произносить заданный звук, насыпая горку. 2-й вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку с отрабатываемым звуком и, набрав песок произносить этот звук, засыпать ее.
«Шагалка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их двумя пальчиками или легко отшлепывая по песку или дорожке из камешек.
Словарная работа
«Кто больше назовёт?»: Ребёнок подбирает существительные, прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
Совершенствование грамматического строя речи
«Чего не стало?»: - игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Педагог просит ребенка закрыть глаза, затем убирает предмет из песочницы, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
«Машинки»: - игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Педагог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Какой, какая, какие»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
«Подбери слово»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски»: - педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»: - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Развитие связной речи
«Остров сокровищ». Педагог или ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Ребенок догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Серегово
Развитие речи детей
средствами песочной терапии
Выполнила воспитатель
Безрук Екатерина Леонидовна
пос. Ляли, 2019 год