Буклет «Развитие речи детей средствами песочной терапии»

4
1
Материал опубликован 11 November 2019

Игры с песком

Игры с песком – можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Игровые элементы песочной терапии, я использую на индивидуальных логопедических занятиях, в процессе которых решаются очень многие задачи:

развитие диафрагмального дыхания;

развитие фонематических представлений;

совершенствование грамматического строя речи;

формирование слоговой структуры речи;

автоматизация поставленных звуков;

обучение грамоте;

развитие связной речи;

развитие графомоторных навыков.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

 При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу»: От машинки провести неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Прятки»: Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение (предмет), называет его.

«Помоги зайчонку Тимке замести следы»: В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить фигурку лисы. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не нашла зайца.

«Секретик»: В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Колодец»: Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса.

«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«Накажем непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

«Бублик» - губы округлить, произносить звук «О-о-о»

одновременно, указательным пальцем левой руки

обводить контур вокруг губ, а правым прорисовывать

графическое изображение буквы на песке.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки» -прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Две корзинки» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две

группы, например, в корзинки со звуками Р - Л.

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые цепочки или выкладывать дорожку из ракушек (пуговиц, счетных палочек, камешков) на каждый произносимый слог.

«Выложи узор» - дети выкладывают на песке дорожку из цветных кружков (синие, зелёные, красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

Автоматизация звуков.

«Сильный ветер» - произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Песчаные горы» - набрать в руку песок и произносить заданный звук, насыпая горку. 2-й вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку с отрабатываемым звуком и, набрав песок произносить этот звук, засыпать ее.

«Шагалка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их двумя пальчиками или легко отшлепывая по песку или дорожке из камешек.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?»: Ребёнок подбирает существительные, прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.   

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?»: - игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Педагог просит ребенка закрыть глаза, затем убирает предмет из песочницы, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки»: - игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Педагог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Какой, какая, какие»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

«Подбери слово»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски»: - педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»: - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Развитие связной речи

«Остров сокровищ». Педагог или ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Ребенок догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Серегово

 

Развитие речи детей

средствами песочной терапии


 

Выполнила воспитатель

Безрук Екатерина Леонидовна

пос. Ляли, 2019 год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Информация очень хорошая! Хотелось бы взглянуть на сам буклет!

12 November 2019