Буклет «Развитие речи детей средствами песочной терапии»
Игры с песком
Игры с песком – можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Игровые элементы песочной терапии, я использую на индивидуальных логопедических занятиях, в процессе которых решаются очень многие задачи:
развитие диафрагмального дыхания;
развитие фонематических представлений;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование слоговой структуры речи;
автоматизация поставленных звуков;
обучение грамоте;
развитие связной речи;
развитие графомоторных навыков.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
«Выровняй дорогу»: От машинки провести неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Прятки»: Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение (предмет), называет его.
«Помоги зайчонку Тимке замести следы»: В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить фигурку лисы. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не нашла зайца.
«Секретик»: В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Колодец»: Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса.
«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«Накажем непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
«Бублик» - губы округлить, произносить звук «О-о-о»
одновременно, указательным пальцем левой руки
обводить контур вокруг губ, а правым прорисовывать
графическое изображение буквы на песке.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Спрячь ручки» -прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Две корзинки» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две
группы, например, в корзинки со звуками Р - Л.
«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые цепочки или выкладывать дорожку из ракушек (пуговиц, счетных палочек, камешков) на каждый произносимый слог.
«Выложи узор» - дети выкладывают на песке дорожку из цветных кружков (синие, зелёные, красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
Автоматизация звуков.
«Сильный ветер» - произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Песчаные горы» - набрать в руку песок и произносить заданный звук, насыпая горку. 2-й вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку с отрабатываемым звуком и, набрав песок произносить этот звук, засыпать ее.
«Шагалка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их двумя пальчиками или легко отшлепывая по песку или дорожке из камешек.
Словарная работа
«Кто больше назовёт?»: Ребёнок подбирает существительные, прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
Совершенствование грамматического строя речи
«Чего не стало?»: - игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Педагог просит ребенка закрыть глаза, затем убирает предмет из песочницы, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
«Машинки»: - игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Педагог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Какой, какая, какие»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
«Подбери слово»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Формирование слоговой структуры слова
«Полоски»: - педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»: - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Развитие связной речи
«Остров сокровищ». Педагог или ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Ребенок догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Серегово
Развитие речи детей
средствами песочной терапии
Выполнила воспитатель
Безрук Екатерина Леонидовна
пос. Ляли, 2019 год
Кияйкина Наталья Федоровна