Конспект ООД в старшей коррекционной группе «Буква "О". Чтение и письмо»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(фронтальное занятие) в старшей коррекционной группе
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательный компонент «Подготовка к обучению грамоте»
Место реализации ООД: детский сад, старшая коррекционная группа.
Тема основной образовательной деятельности | Буква О (чтение и письмо). Занятие 1. | ПАСПОРТ |
Возраст дошкольников, группа | Дети 5 – 6 лет с РАС (без интеллектуальных нарушений). | |
Технологии | Личностно-ориентированная технология (частично) Технология дифференцированного подхода (частично) Здоровьесберегающие технологии (частично) Игровая технология (частично) | |
Целевые ориентиры по ФГОС, ПАООП | Обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями. Употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова. Улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности. Возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации. Способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. | |
Цель | Формирование образа буквы и звука О. | |
Коррекционные задачи: | Образовательные: Знакомить детей с характеристикой звука и буквы «О». Продолжать учить детей проводить звуковой анализ и синтез простых слов. Закрепить умение детей готовить и убирать рабочее место; Продолжить формировать навык чтение (чтение букв А, У, М, П, О) Закреплять понятия большая – маленькая буква. Развивающие: Развитие артикуляционного аппарата. Продолжить развивать умение повторять звуки речи вслед за учителем (хором и индивидуально). Развивать фонематическое восприятие. Развитие пальцевого праксиса. Развитие зрительного гнозиса. Развивать графические навыки. Развитие основных движений крупной моторики. Развитие памяти. Воспитательные: Воспитывать способность подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Воспитывать положительные личностные качества: доброжелательность, сотрудничество, взаимопонимание. | |
Предполагаемые образовательные результаты: | Знакомились с характеристикой звука и буквы «О». Учились детей проводить звуковой анализ и синтез простых слов. Закрепили умение детей готовить и убирать рабочее место; Формировали навык чтение (чтение букв А, У, М, П, О) Закрепляли понятия большая – маленькая буква. Развивали артикуляционного аппарата. Развивали умение повторять звуки речи вслед за учителем (хором и индивидуально). Развивали фонематическое восприятие. Развивали пальцевого праксиса. Развивали зрительного гнозиса. Развивали графические навыки. Развивали основных движений крупной моторики. Развивали памяти. Воспитывали способность подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Воспитывали положительные личностные качества: доброжелательность, сотрудничество, взаимопонимание. | |
Формирование предпосылок к УУД | Коммуникативные: владеет определенными вербальными и невербальными средствами общения; умеет отвечать на вопросы. Регулятивные: умеет сохранять заданную цель; умеет работать по инструкции взрослого; умеет удерживать внимание, слушая короткий текст;
Познавательные: умеет применять правила и пользоваться инструкциями; умеет работать по заданному алгоритму. | |
Наглядный материал: | Карточки с буквами А, У, М, П, О для доски; карточки для проведения артикуляционной гимнастики; предметные картинки к фонетическому рассказу. | |
Оборудование: | Игрушка облако, доска, мел, магниты, парты, стулья, задания на печатной основе по количеству детей, простые и цветные карандаши. |
Логика основной образовательной деятельности
Этапы основной образовательной деятельности (ООД) | Деятельность учителя-дефектолога | Предполагаемая деятельность детей | Примерный образовательный результат |
Организационный этап Ритуал приветствия Артикуляционные упражнения | -Добрый день, ребята! Сегодня к нам на занятие прилетело Облако. Давайте мы ему покажем, что уже умеем делать. Ставьте зеркала перед собой, и мы начнем наше занятие с артикуляционной гимнастики. Педагог вешает на доску карточки, на которых изображены элементы артикуляционной гимнастики (улыбочка, трубочка, качели, часики, вкусное варенье, лошадка) – каждое упражнения выполняется под счет и раз - и два – по 10 раз. -Молодцы. | Дети здороваются с педагогом. Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. | Мотивация на предстоящее занятие. |
Основной этап | |||
Фонетический рассказ. | - Ребята, сейчас я вам буду читать рассказ, а вам надо будет договаривать недосказанные слова. Педагог читает рассказ, останавливается на звуке, показывает соответствующую картинку, дети произносят ее название. Мама собралась за продуктами в [м] магазин. Я попросился с ней. Мама взяла большую хозяйственную [с] сумку, а я надел на плечи свой детский [р’] рюкзачок. В магазине мы взяли тележку на [к] колесиках и стали набирать [п] продукты. Мама положила в тележку пакет [м] молока, пачку сливочного [м] масла, банку маринованных [а] огурцов, свежие [п] помидоры, упаковку [м] макарон, куриные [а] окорочка, два батона [х] хлеба, сдобные [б] булочки, овсяное [п’] печенье и плитку [ш] шоколада к [ч] чаю. Я помог маме донести до дома [х] хлеб, [б] булочки, [п’] печенье и [ш] шоколад. -Молодцы, ребята, вы все правильно назвали. | Дети слушают рассказ. Смотрят на картинки, называют, что на них изображено. | Формирование грамматического строя речи. Актуализация знаний по лексической теме «Продукты питания». |
Знакомство с буквой О. Письмо. | -Ребята, давайте вспомним буквы, которые мы уже с вами выучили. Педагог демонстрирует карточки с буквами А, У, М, П. и побуждает детей их называть. -Давайте посмотрим, что нам приготовило Облако? -Послушайте внимательно: «Облако», какой звук вы слышите в начале? -Правильно, в начале слова мы слышим звук О! А буква О выглядит вот так (показывает карточку с буквой О). -На что похожа буква О? -Да, она похожа на круг. - Сейчас я вам раздам листочки, и вы потренируетесь в написание буквы О. Достаньте свои простые карандаши. -Посмотрите, у вас на листочках уже написаны буковки О, на верхней строчке она какая? -Правильно большая. А на нижней? -Да, маленькая. -Сейчас я предлагаю вам обвести все большие буквы О. Педагог каждому ребенку раздает лист 2. Следит, чтобы дети правильно сидели, при необходимости поправляет, и правильно держали карандаш. -Молодцы ребята. Остальные буквы О вы обведете дома. -Вы сейчас тренировались писать какую букву? -Да, букву О. -Ваши ручки, наверное, устали. Давайте мы немножко передохнем и выполним пальчиковую гимнастику. Пальчиковая игрушка "У Антошки есть игрушки" У Антошки есть игрушки. (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. | Дети произносят названия букв, которые демонстрирует педагог. -О. Дети смотрят на картинку. Повторяют за педагогом название буквы. -Круг. Дети обводят букву О в прописях одну строчку. -О. Дети выполняют движения, подражая действиям педагога. | Формирование представлений о букве О. Формирование графических навыков. Развитие пальцевого праксиса. |
Корректурная проба | -Ребята, давайте посмотрим в свои листочки и найдем вот это задание, показывает какое. Видите, в этом квадрате написано много разных букв, но вам сегодня нужно найти все буковки О и подчеркнуть их красным цветом, вот так. Педагог на доске пишет букву О и подчеркивает ее красным мелом. Следит, чтобы дети правильно сидели, следили за осанкой, правильно держали карандаш, при необходимости поправляет. -Какие вы молодцы, нашли все буквы О у себя на листочках. Давайте посчитаем, сколько больших букв О вы нашли? Да, их пять. А маленьких? Все верно одна. Давайте запишем. Педагог показывает куда нужно записать количество букв. | Дети находят на печатных листах задание, которое показал педагог. Берут красный карандаш, выполняют задание по образцу. Дети считают буквы О (большие и маленькие), называют количество, записывают на листах. | Развитие зрительного гнозиса, концентрации и переключения внимания. Закрепление понятий большой – маленький, счет в пределах 5. |
Фонетическая игра «Место О в словах» | -Ребята, вставайте со своих мест, выходите ко мне, сейчас я вам буду называть слова, как только вы услышите звук О, то хлопайте в ладоши один раз. -Готовы? Что вам нужно делать? -Правильно, нужно слушать внимательно, и когда вы услышите в слове звук «О», то нужно будет хлопнуть один раз. -Итак, я начинаю, слушайте внимательно. Педагог называет слова: «Волки, вилки, небо, горка, масло, деревья, дупло, жаба, жало, куст, лимон, паук, укроп, стул, кошка, сахар, сироп». Если дети затрудняются, то педагог еще раз уточняет, что нужно делать. - Молодцы ребята, а теперь возвращайтесь на свои места. | Дети запоминают инструкцию, повторяют ее, выполняют задание. | Развитие слухового внимания. Формирование основных движений крупной моторики. Воспитание желания заниматься вместе со всеми. |
Подведение итогов. Рефлексия. | -Ребята, мы сегодня так много всего успели сделать. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? -Да, мы тренировали наши губы и язык. -Мы вспоминали буквы, которые успели выучить. А, У, М, П. -Какую букву мы сегодня учили? -Правильно, букву О. -На что похожа буква О. -Да, она похожа на круг. -Пришло время нам с вами прощаться. Собирайте карандаши в пенал, кладите пенал в папку, берите листочки. По одному выходим из кабинета. -До свидания. | Дети отвечают на вопросы педагога. Дети собирают свои учебные принадлежности. Прощаются с педагогом. Идут к родителям. | Развитие памяти. Закрепление пройденного материала. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в папку. |
Раздаточный материал