Урок письма и развития речи в 7 классе «Частица НЕ с глаголами»
Колосова Ольга Валерьевна
Урок письма и развития речи 7 класс
Тема урока: Частица НЕ с глаголами
Цель: Создание условий для формирования у учащихся навыков правописания частицы НЕ с глаголами.
Задачи:
1. Закрепить понятие глагола, способствовать отработке навыков раздельного написания частицы НЕ с глаголами. Познакомить учащихся с глаголами-исключениями, которые не употребляются без частицы НЕ.
2. Корригировать мышление учащихся на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.
3. Воспитывать культуру учебного труда.
Урок изучения и закрепления новых знаний (комбинированный)
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация powerpoint, карточки для проверки домашнего задания, наглядная опора.
Организационный момент (организация начала урока). Цель: Организовать класс на работу. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся с помощью приставок на доске образовывают глаголы от глагола – учить. Называют и занимают своё место. Отвечают на вопросы. | - Для чего дети ходят в школу? (учиться) - Значит, учить – ваша и моя основная задача. Но сколько разных смыслов в этом глаголе! На доске приставки. Образуйте новые глаголы от глагола учить с приставками и займите своё место. - Все ли приставки удалось использовать? Почему? - Ребята, еще совсем недавно мы обсуждали тему «волонтерства», даже принимали небольшое участие в волонтерском движении. Темой волонтерства президент обозначил прошедший 2018 год. На 2019 год наш президент уже тоже объявил тему. Скажите, как зовут президента России? Внимание на экран. - Итак, годом чего объявлен 2019 год? (годом театра) - Предлагаю вам на уроке продолжать изучение русского языка, но немного по-другому: по-театральному. Готовы? - В театре принято начинать действие после 3-х звонков. Два уже прозвучали. Теперь третий. | На интерактивной доске приставки Портрет В.В.Путина видеоролик звучит театральный звонок |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу (проверка домашнего задания) Цель: Выявить уровень усвоения домашнего материала. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся называют то, что изображено на иллюстрациях. Рассказывают четверостишье Один учащийся по желанию располагает иллюстрации в правильном порядке. Учащиеся подбирают к изображённым существительным соответствующие глаголы. Объясняют правила написания. | С.207 упр. 267 - Посмотрите на иллюстрации. Кто и что изображено? Где вы встречали эти слова? - Расскажите четверостишье из домашнего упражнения. (у актёров должна быть очень хорошая память) - В таком порядке расположены изображения? Расположите правильно по порядку их описания. - Я указываю на иллюстрацию – вы находите подходящий глагол. - Какие глаголы употреблены с частицей НЕ? Как вы написали эти глаголы? | Учитель следит за полнотой ответов 2-3 человека по желанию Иллюстрации на доске |
Актуализация опорных знаний, представлений. Цель: Актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи. | ||
Учащиеся слушают учителя, рассматривают иллюстрации на слайде. 2-3 человека по очереди рассказывают правило о глаголе и его грамматических категориях по схеме. | - Продолжаем изучать глаголы и будем дальше учиться правильно писать их. И не забываем про театр. - В театре, как и во всех общественных местах, есть свои правила поведения. - В русском языке тоже есть правила. Давайте расскажем одно из них, пользуясь схемой на доске. | слайд слайд |
Постановка цели и задач урока Цель: Учить детей планировать свою деятельность. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают группы слов в тетрадь. Расставляют ударения. Называют слова с безударной гласной (смешной, не смешить, не зимовать, зима). Называют проверочные слова. Объясняют свою точку зрения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Определяют часть речи каждого слова. Рассказывают правило о написании частицы НЕ с глаголами. Учащиеся производят запись в тетрадь. Учащиеся ставят цели на урок. | Коррекционное упражнение Смех, смешной, не смешить. Зимний, не зимовать, зима. - Запишите слова, вставляя пропущенные буквы: И или Е. Расставьте ударения. Назовите слова с безударной пропущенной гласной. Какое из представленных слов будет проверочным? Почему? - На какие 2 группы разделены слова? Назовите слова первой группы. Какие они между собой? Выделите общие корни. Назовите слова второй группы. Какие они между собой? Выделите общие корни. - Определите части речи слов на доске. - На какие 3 группы можно разделить слова? (сущ. – прил. – гл.) - Назовите глаголы. Какое правило знаем для написания таких глаголов? - Запишите сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока «Не с глаголами». - Всегда частица НЕ пишется с глаголом раздельно? А я знаю несколько глаголов, которые с НЕ пишутся слитно. Вы их хотите узнать? - Поставим цели на урок. | Слова для ежедневной работы над ошибками на доске. Запись слов дифференцирована по объему. Никита К., Ваня В., Катя З. – 1 группу слов. |
Изучение нового учебного материала. Цель: Познакомить учащихся с глаголами, которые без частицы НЕ не употребляются. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Трое желающих получают реквизиты и слова на карточках. Учащиеся совместно с учителем разыгрывают сценку, остальные смотрят и готовятся ответить на вопрос: «Какие глаголы пишутся с частицей НЕ слитно?» Учащиеся записывают глаголы-исключения в тетрадь. Знакомятся с алгоритмом написания глаголов с частицей НЕ. Воспроизводят правило (2-3 человека) | - В театральном искусстве, как и в литературе, и в кино есть разные жанры: комедия, трагедия, исторические спектакли, фэнтези, пантомима, мелодрама и многие другие. Предлагаю вам сыграть небольшой спектакль , и из его содержания узнать о глаголах, которые с частицей НЕ пишутся слитно. - Итак, мелодрама «Частица НЕ и глагол» (инсценировка) - Какие же глаголы пишутся с НЕ слитно? Познакомьтесь с другими такими же глаголами. - Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните НЕ. - Познакомьтесь с новым алгоритмом написания глаголов с НЕ. | слайд актёры: Лера П., Никита К., Степан Т. Слова на карточках нездоровится негодовать невзлюбить ненавидеть недоумевать – опора на доску индивидуальные памятки, слайд |
Физкультминутка «Пантомима» слайд Цель: Снять усталость и напряжение. Корригировать внимание на основе выполнения заданий. Интерактивное сопровождение | ||
Закрепление и повторение изученного материала Цель: Закрепить полученные знания, отработать навыки правописания частицы НЕ с глаголами с помощью упражнений. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся слушают учителя, знакомятся с новым для них словом. Один учащийся (Алексей П.) читает вслух предложения. Путём обсуждения исправляют ошибки устно. Записывают предложения в тетрадь согласно заданию. Учащиеся характеризуют жанр театрального искусства – фэнтези. Один ученик выполняет задание у доски, остальные на карточках. Проверяют правильность решения орфографической задачи с помощью проверочного слайда. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Двое учащихся выполняют задание на доске, остальные на местах при помощи наглядного материала. Оформляют таблицу в тетрадях. Открывают учебники на странице 209, находят упражнение 209. Совместно с учителем находят ошибку и исправляют её. Учащиеся записывают предложение в тетрадь, подчеркивают частицу НЕ. | Коррекционное упражнение «Исправь ошибки» - Трагедия – один из жанров театральных постановок, как правило, с очень грустным сюжетом. На этот раз трагедия у капельдинера. Знаете кто это? (Служащий или служащая театра. Его обязанности включают: запуск зрителей в фойе или в зрительный зал, проверку билетов при входе, помощь зрителям в отыскании места, ответы на вопросы посетителей) - Капельдинер театра приготовила памятки для зрителей, но, похоже, допустила ошибки. Помогите исправить их. 1. В верхней одежде в зал входи. 2. Во время спектакля шуми, мешай другим зрителям. 3. Ешь в зрительном зале. - Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните частицу НЕ. Коррекционное упражнение « Получи код» - Есть еще один жанр театрального искусства. Это фэнтези. Чем он отличается от других? - Итак, мы с вами на космическом корабле. Находимся на чужой планете. Она опасна для нашей жизни. Нужно улетать. Но двигатели могут запуститься, только если мы введём код. Код находится на корпусе корабля. Одному из вас нужно выйти в открытый космос и добыть код. Для этого нужно решить орфографическую задачу. Коррекционное упражнение «Группировка» - Посмотрите на портрет этих героев. Скажите, это персонажи трагедии или комедии? Давайте сыграем эту комическую сцену. - Помогите персонажам разобрать кирпичи, чтобы отремонтировать стены замка. Каждый кирпич обозначен глаголом с НЕ. Разделите их на 2 группы: НЕ пишется слитно и НЕ пишется отдельно. - Запишите глаголы с частице НЕ в два столбика. Работа с учебником - Откройте страницу 209 учебника. Упражнение 271. - Перед нами поговорки, некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали неправильными. - Работаем с первыми двумя поговорками. - Запишите поговорку, где есть глагол с частицей НЕ. Подчеркните частицу. | слайд слово на доске индивидуальные карточки Дифференциация по объему (Ваня В., Никита К. – 2 предложения). Следить за речью учащихся Интерактивная доска слайд для проверки Работа в парах: у доски и на местах. |
Подведение итогов и оценка знаний учащихся. Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся | - Чему учились на уроке? - Что нового узнали на уроке? - Что больше всего вам запомнилось на уроке? - Какие упражнения оказались трудными? - Достигли своих целей? Оценивание | |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. С помощью учителя разбирают задание учебника. | С.209 упр. 271 - Спишите пословицы, где есть глаголы с частицей НЕ. | Дифференциация по степени сложности и объему |
Галина Меркулова