Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развитие элементарных математических представлений» с обучающимися с ОВЗ, 1 класс на тему «Число и цифра 5. Состав числа 5»
Тема: Число и цифра 5. Состав числа 5.
Цель: сформировать представления о составе числа 5, зрительном образе цифры 5.
Задачи:
Образовательные
Закрепить знания порядкового счета в пределах 10, через устный счет.
Закрепить навык узнавания цифр 1- 5 через счет предметов и письмо цифр песком на световом поле.
Учить соотносить множества и числа в пределах 5 на основе выполнения дидактической игры «Заселяем домик», работу с математическим набором
Учить составлять примеры на сложение и вычитание в пределах 5, через составление примеров в тетради, коррекционно- развивающую игру «Найди ошибку»
Коррекционно-развивающие
Развивать тонкую моторику рук в процессе записи чисел на световом поле, выкладывание цифры 5 из бусин.
Развивать и корригировать зрительную, слуховую память через выполнения дидактических игр «Мяч кидай цифру называй», работу с геометрическими фигурами,
Воспитательные
Воспитывать положительную установку на участие в занятии. воспитывать аккуратность, усидчивость через похвалу учителя
Демонстрационный материал: магнитные цифры, световой стол с песком, счетный материал (грибочки), корзина, дидактическая игра «Заселяем домик» (для учителя), маркер, образец написания цифры 5.
Раздаточный материал: настольная игра «Ходилки -бродилки»; геометрические фигуры, математический набор (кубики), дидактическая игра «Заселяем домик» (для учащихся), маркеры, мяч, разноцветные бусинки, контур рисунка цифры 5.
Ход занятия
I. Организационный момент
Показ и совместное выполнение движений по тексту
-Прозвенел звонок и смолк
Начинаем наш урок.
Будьте внимательны,
Усидчивы и старательны.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Глазки готовы? (поглаживание верхних век).
Ушки готовы? (растирание ушных раковин).
Ручки готовы? (растирание ладоней).
Ножки готовы? (топанье ногами).
Настроение? (Учащиеся показывают смайлики с настроением)
II. Актуализация знаний
1.Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня наше занятие будет необычным. На уроке мы повторим число и цифру 5, научимся ее красиво записывать, заселим наш домик, составим примеры с числом 5 и поиграем в игру «Ходилки -бродилки». (учитель предлагает детям выбрать одну из игрушек)
2. Устный счёт.
-Чтобы начать наш путь вам нужно поместить ваши фишки на поле старт, по очереди кидайте кубик, смотрим какое число выпало, выполняем задание под этой цифрой и, если задание выполнено верно вы можете передвинуть фишку вперед на столько шагов, сколько выпало не кубике. Готовы начать игру! (учащиеся кидают кубик, смотрят какое число выпало)
- Итак, под цифрой (…) нужно выполнить устный счет!
- Посчитаем хором до 10 вперед и обратно (ритмический счет)
- Посчитаем от 1до 4, от2 до 4, от 3 до 10.
- Посчитаем в обратном порядке от 9 до 4, от 10 до 3, от 8 до 1
- Назовите число, которое стоит перед числом 2, 4
- Какое число стоит между числами 1 и 3
- Назовите соседей числа 2, 3
-Молодцы, справились с заданием, передвигайте свои фишки на (….) ходов. (учащиеся кидают кубик, смотрят какое число выпало)
3. Работа с геометрическими фигурами
- Ребята! Под цифрой (…) вот такое задание! Задание с геометрическими фигурами. Я сейчас вам покажу картинку, вам нужно ее рассмотреть, запомнить и выложить точно так же как на образце. (выполнение работы, проверка)
- А теперь, справа от квадрата положите круг.
-Слева от квадрата положите треугольник
- Назовите фигуры слева направо.
- Назовите фигуры справа налево.
- Какая фигура «лишняя»? Почему вы так думаете?
-Молодцы, справились с заданием, передвигайте ваши фишки. (учащиеся кидают кубик, смотрят какое число выпало)
4. Письмо цифр песком на световом столе
-Ребята! Под цифрой (…) нам нужно посчитать предметы и записать их цифрой на световом поле. Учитель показывает от 1-4 грибков, ягод, обращая внимание на счет глазами.
1 группа- письмо пальцем
2- группа- письмо кулачком
- Молодцы! Передвигаем фишки. (учащиеся кидают кубик, смотрят какое число выпало)
III Основная часть
1 Работа с математическим набором
-Под цифрой (…) нам нужно 5 кубиков разложить по корзиночкам разными способами.
- Как 5 кубиков можно разложить?
Дети предлагают: 1и 4, 4 и 1, 3и 2, 2 и 3.
Сделаем вывод: 5- это 1 и 4
5 – это 4 и 1
5 – это 2 и 3
5 – это 3 и 2
-Молодцы, справились с заданием! Передвигайте фишки. (учащиеся кидают кубик, смотрят какое число выпало)
2 Написание цифры 5 на доске
- Под цифрой (…) нужно научиться красиво писать цифру 5.
-Цифра 5 состоит из 3 элементов, наклонной палочки, полуовала и третий элемент похож на хвостик. Начинаем писать наклонную палочку немного правее верхней стороны клетки, ведем её вниз, не доводя до середины клетки, затем пишем правый полуовал и сверху пишем верхний элемент – немного вниз и до вершины правого угла.
- Обведите цифру 5 в воздухе
- Напишем цифру 5 на световом поле
- Напишем цифру 5 в тетради
- Прежде чем приступим к письму, вспомним правила, как должны сидеть за партой. Учитель начинает проговаривать начало стихотворения, учащиеся продолжают.
«Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо – не согнусь,
За работу я возьмусь»
- Обведите по точкам цифру пять.
- До конца строчки напишите цифру 5 самостоятельно. Дети выполняют задания по написанию цифры пять, учитель-дефектолог оказывает индивидуальную помощь.
3. Игра «Заселяем домик»
- Под цифрой (…) нам нужно заселить домик № 5 числами. Ученик выходит к доске, проговаривает: 5- это 1 и еще 4., выбирает и вставляет карточку с цифрой 4 в пустое окошечко, остальные учащиеся заполняют этажи домика на ламинированных пособиях.
4 Дидактическая игра «Мяч бросай и цифру называй»
- Что бы перейти (…) ходов, нам нужно вспомнить состав числа 5 и поиграть в игру «Мяч бросай и цифру называй». Учитель по очереди бросает мяч называя число, учащиеся называют такое число чтобы в сумме получилось число 5.
- Молодцы, передвигаем фишки. (учащиеся кидают кубик, смотрят какое число выпало)
IV Закрепление
1 Составление примеров в тетради.
- Что бы передвинуть фишки (…) ходов, нужно составить примеры на сложение используя наш домик с № 5. 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях
-Молодцы, правильно составили примеры, теперь можем передвинуть наши фишки на (….) ходов.
2 Игра «Найди ошибку»
- И последнее задание, приведет ваши фишки к финишу. Под цифрой (…) нужно
Найти и исправить ошибку в примерах. На доске записаны примеры:
2+3=5 4+1= 5 5-3=3
5-1= 3 4+0=5 1+4=5
5-0=4 3+2=5 5-2=2
-Молодцы, исправили все ошибки, передвигайте ваши фишки на (….) ходов.
-Посмотрите, мы пришли к финишу. Вы выиграли!
Итог
- Ребята, какую мы сегодня цифру с вами повторяли, раскладывали?
- Как можно получить число 5?
- А почему цифру 5 так любят школьники?
- Сейчас я предлагаю вам выложить из бусинок свою оценку. Самую красивую цифру 5.
1 группа – составляет цифру на парте без образца
2 группа – работают на готовом контуре рисунка цифры 5
Мариша