Технологическая карта уроку музыки в 3 классе на тему «Чудо-музыка»

4
0
Материал опубликован 4 April 2021

6


Технологическая карта

Учитель: Домбровская С.В.

УМК: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.

Класс: 3

Название раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Тема: «Чудо-музыка»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – открытие

Цель: сформировать у детей позитивное отношение и устойчивый, осознанный интерес к джазовой музыке

Задачи:

- познакомить детей со стилем “джаз” историей возникновения, с характерными особенностями и со знаменитыми исполнителями джазовой музыки

- учить детей определять характерные особенности джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

развивать позицию слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни «пят усталые игрушки» А. Островского;

Планируемый результат:

Личностный:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения в стиле джаз;

- развитие чувства прекрасного через знакомство с музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.

Метапредметный:

ПУУД — внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

КУУД — формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

РУУД - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике;

Предметный:

- получат возможность знать краткую историю возникновения джазовой музыки, имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза;

- получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, обобщение, слушание, исполнение, беседа, сравнение, мифологем, «лидер-ведомый», метод ротаций, метод рефлексии и др

Образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная, развивающего обучения.

Музыкальный материал: «Спят усталые игрушки» А. Островский; Louis Armstrong – “Hello Dolly”; Louis Armstrong – “Let my people go”; Ray Charles – “Georgia On My Mind”; Регтайм в исполнении Jazz-band; Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бес»

Информационные источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).

Примерная программа по музыке 1-4 кл. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.

Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)

Уроки музыки в школе / Л. Рымарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 237с. – (Здравствуй, школа!)

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент


Мотивация учебной деятельности


















Целеполагание и планирование



АКТУАЛИЗАЦИЯ «опорных» знаний учащихся и ФОРМИРОВАНИЕ новых знаний.

Музыкальное приветствие: Здравствуй утро



Звучит джазовая композиция 

Louis Armstrong – “Hello Dolly”

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости – таинственные Мистер и Леди Незнакомцы, имен которых нам не известны. Кто они? Откуда явились к нам? Какой у них характер? Попробуем узнать…

-Скажите, кто Вы?


Л.Д.День, ночь, леди Джаз, М.Д.День, ночь, тьма, свет…
В небесах звезда зажглась… Ветра тонкий силуэт
Я бегу по лужам босиком. Вторит свою песню, но о ком. ..

Говорят загадками. Сложно разгадать ..

Но я предлагаю по музыкальной подсказке определить их имена.

Видео. Л.Долина «ДЖАЗ»


- Всё верно! У нас в гостях Леди Джаз и Мистер Джаз!

Очень приятно!

Тема нашего урока  «Джаз – музыка XX века» (слайд с темой урока)

Попробуем сформулировать вопросы ответив на которые мы сможем получше узнать кто ж такой этот удивительный Джаз.


-Мы с вами много говорили о классической музыке и о народной музыке. Давайте вспомним их отличительные черты. (слайд)



-А можем ли мы эту музыку отнести к классической или народной?


-Правильно. Эта музыка появилась относительно недавно и до сих пор продолжает своё развитие.

- А много ли мы знаем об этой необыкновенной музыке?

- Музыкальное приветствие








(смотрят, слушают и анализируют)














- Джаз





Задают вопросы.


- Эта музыка живёт много столетий. Народная музыка не имеет определённого автора и существовала в устной традиции. Классическую музыку создавали композиторы прошлых веков.


-Нет, она другая, современная

КУУД — слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя




















ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя





















































































Физкультминутка














































Обобщение



УЧ..- В начале XX столетия Америка и Европа просто бурлили разговорами о каком-то джаз-бэнде.

М.Д - Кто он? – возмущались одни.

Л.Д. - Кто он!!! – восхищались другие.

М.Д. - Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

Л.Д. - Вы слышали, какой шум от него?

М.Д. - Вы видели, как он развязан в движениях?

Л.Д. - И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

М.Д - Он парень что надо! – больше первых горячились другие.

Л.Д. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

УЧ..Доброжелатели и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

Л.Д. Родился Джаз на юге США и звал свою землю Дикси-лендом. На этой земле обитало много афроамериканцев. Это были потомки людей которых когда то привезли из Африки и превратили в рабов.

УЧ.. Вопрос: Трудно ли жилось в то время неграм, как вы думаете?

М.Д. Да. Жизнь была очень трудной. Но все старались верить в лучшее. Африканцы очень музыкальный народ. Они наделены от природы потрясающим чувством ритма, прекрасными вокальными данными и склонностью к музицированию.

Л.Д. Многие любили играть в оркестрах. Сначала они играли на инструментах, которые сами сделали. А когда в США закончилась гражданская война и духовые оркестры воинских частей были распущены инструменты стали продавать за копейки. Бывшие рабы наконец смогли их купить.

М.Д. Всюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по всем поводам: свадьба, похороны, праздник .Маленькие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали музыкальные сражения. Судьей выступала толпа слушателей.

УЧ.А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

Л.Д. Конечно! С шумным весельем зрители привязывали один грузовик к другому и побеждённые тащили победителей.

УЧ.Вот такое уличное воспитание в детстве получил наш мистер Джаз. Вскоре он отправился путешествовать, чтобы себя показать и мир посмотреть. Больше всего Джазу понравилось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Так в шумных компаниях и развлекательных песнях и танцах пролетела юность Джаза…

Л.Д. Через какое-то время Джаз стал известен по всему миру. Он колесил по Европе и Америке. Побывал и в России. Джаз везде нашёл себе талантливых друзей, которые исполняли его, и делали это по-своему.

М.Д. Я стал ооочень известным, и у люди стали спрашивать- «Откуда же он взялся, где его семья?»

М.Д.А его семья – это серьёзный дядюшка Спиричуэлс, грустный дядюшки Блюз, весёлый дядюшка Регтайм и очень свободная и изменчивая тётушка Импровизация.

УЧ.Импровизировать означает играть, параллельно сочиняя, или, скорее, сочинять без предварительной подготовки, сразу же исполнять то, что сочинил. Джазовые музыканты должны уметь импровизировать.

- Предлагаю вам, соприкоснутся с необычным для нас ритмом джаза, почувствовать его. Сейчас наши гости раздадут вам музыкальные инструменты. (раздают палочки, камешки, маракасы из пластиковых стаканчиков, бумагу и т.д.) Да-да, не удивляйтесь. Ведь долгое время создатели джаза придумывали себе инструменты из подручных средств, а то и просто притопывали ногами и прихлопывали в ладоши в такт пению. Ритмическая игра Д. Брубек Unsquare Dance


УЧ.Спиричуэлс (слайд) – религиозные песни северо-американских негров. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Слушание муз. произведения: Louis Armstrong – “Let my people go”

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. «Блюз – грустная песня одинокого негра. В блюзе вся история этого народы, все страдания и боль. Рабство – корни блюза.. В каждой фразе исполнители выбирали особую ноту, которая передаст чувство огромной тоски и скорби. Ложная любовь, разлука, страдания и дорога-всё это блюз. Известными исполнителями блюза были–Бесси Смитт, Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Арета Френклин и др. Слушание муз. произведения:

Блюз

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Как говорят о них ученые: «Это попытки негров играть польку и кадриль по-своему». Слушание муз. произведения:

С.Джоплин «Артист эстрады»


- Сейчас мы все немного отдохнём.

Разминка будет в стиле джаз

Движенья новые для вас

Но не стесняйтесь ! развлекайтесь

И улыбайтесь! Улыбайтесь…


-  А на каких инструментах исполняли джаз? Да правильно, посмотрите как выглядят эти инструменты (слайд с инструментами)


Сегодня мы познакомимся с замечательным композитором. (слайд) Гершвин Джордж (1898– 1937) – композитор американского происхождения, пианист. Образования у него не было. В его музыкальном стиле отлично сочетаются черты джаза, импровизации, элементы афроамериканского фольклора, американской эстрадной музыки. Написал прекрасную оперу «Порги и Бесс», показывающую всю духовную жизнь негритянского народа.

В мелодии оперы чувствуется ладово-гармоническое и ритмическое разнообразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. Опера получила признание в США и других странах. В ней описывается жизнь негров-бедняков Юга Америки. Порги - простой бедняк, а Бесс- молодая девушка. Опера включает 3 действия, в них повествуется об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения. Видеозапись:

Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бес»


-Как прозвучала мелодия? Похожа ли она чем-то с другими колыбельными?


УЧ. На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. А вы узнали что-то новое? Предлагаю проверить что мы смогли запомнить.

- Что же взял джаз от этих трех источников? (слайд)

Задание 1. «Выбери инструменты»

Для этого нам нужно выбрать инструменты, характерные лишь для ДЖАЗА.

(Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).

Вывод: любимые инструменты Джаза - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

Задние 2. нарисуем портрет сеньора Джаза. Какие особенности музыки помогают нам определить что это Джаз?

(Характерный ритм, акценты, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов, манера исполнения, мелодия)



















Отвечают на вопрос






































Играют на шумовых инструментах. Ритмическая импровизация.








(слушают, анализируют)

учтивость, религиозность



проговаривают термин «Блюз»

романтичность, грусть, мечтательность

слушают и находят разницу между блюзом и спиричуэлом

(рассуждают, сопоставляют)

жизнерадостность, веселие




проговаривают термин и запоминают его слушают, анализируют, высказывают своё мнение.



Повторяют движения за ведущими.






- труба, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас, скрипка, гитара, барабаны

















(рассуждают, приводят примеры)








-учтивость, религиозность от спиричуэла

-романтичность, грусть, мечтательность от блюза -жизнерадостность, веселие от рэгтайма








РУУД - формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия







































ПУУД - осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования








КУУД — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений























РУУД - формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия









РУУД - совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.


Вокально-хоровая работа

распевание

Упражнения на развитие дыхания

Скороговорки (развитие речевого аппарата)

Интонационные (работа над интонированием и певческим звуком)

Упражнение на развитие эмоциональности, выразительности в пении

Песни

Поют вокальные упражнения



Рефлексия учебной деятельности

Проанализируйте нашу работу. Закончите предложение: (слайд)

Теперь я знаю, что …. Я умею … Мне нужно повторить…

Словесная оценка работы на уроке.

РУУД — анализ собственной учебной деятельности

Информация о домашнем задании

1 вариант: Составьте домашнюю фонотеку, где нужно самостоятельно найти джазовые музыкальные произведения

2 вариант: Придумайте сказку «Жил-был Джаз..»




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.