Технологическая карта уроку музыки в 3 классе на тему «Чудо-музыка»
6
Технологическая карта
Учитель: Домбровская С.В.
УМК: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.
Класс: 3
Название раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Тема: «Чудо-музыка»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – открытие
Цель: сформировать у детей позитивное отношение и устойчивый, осознанный интерес к джазовой музыке
Задачи:
- познакомить детей со стилем “джаз” историей возникновения, с характерными особенностями и со знаменитыми исполнителями джазовой музыки
- учить детей определять характерные особенности джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
- развивать позицию слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
- развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни «пят усталые игрушки» А. Островского;
Планируемый результат:
Личностный:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения в стиле джаз;
- развитие чувства прекрасного через знакомство с музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Метапредметный:
ПУУД — внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
КУУД — формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
РУУД - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике;
Предметный:
- получат возможность знать краткую историю возникновения джазовой музыки, имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза;
- получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, обобщение, слушание, исполнение, беседа, сравнение, мифологем, «лидер-ведомый», метод ротаций, метод рефлексии и др
Образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная, развивающего обучения.
Музыкальный материал: «Спят усталые игрушки» А. Островский; Louis Armstrong – “Hello Dolly”; Louis Armstrong – “Let my people go”; Ray Charles – “Georgia On My Mind”; Регтайм в исполнении Jazz-band; Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бес»
Информационные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).
Примерная программа по музыке 1-4 кл. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)
Уроки музыки в школе / Л. Рымарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 237с. – (Здравствуй, школа!)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент Мотивация учебной деятельности Целеполагание и планирование АКТУАЛИЗАЦИЯ «опорных» знаний учащихся и ФОРМИРОВАНИЕ новых знаний. | Музыкальное приветствие: Здравствуй утро Звучит джазовая композиция Louis Armstrong – “Hello Dolly” - Ребята, у нас на уроке сегодня гости – таинственные Мистер и Леди Незнакомцы, имен которых нам не известны. Кто они? Откуда явились к нам? Какой у них характер? Попробуем узнать… -Скажите, кто Вы? Л.Д.День, ночь, леди Джаз, М.Д.День, ночь, тьма, свет… Но я предлагаю по музыкальной подсказке определить их имена. Видео. Л.Долина «ДЖАЗ» - Всё верно! У нас в гостях Леди Джаз и Мистер Джаз! Очень приятно! Тема нашего урока «Джаз – музыка XX века» (слайд с темой урока) Попробуем сформулировать вопросы ответив на которые мы сможем получше узнать кто ж такой этот удивительный Джаз. -Мы с вами много говорили о классической музыке и о народной музыке. Давайте вспомним их отличительные черты. (слайд) -А можем ли мы эту музыку отнести к классической или народной? -Правильно. Эта музыка появилась относительно недавно и до сих пор продолжает своё развитие. - А много ли мы знаем об этой необыкновенной музыке? | - Музыкальное приветствие (смотрят, слушают и анализируют) - Джаз Задают вопросы. - Эта музыка живёт много столетий. Народная музыка не имеет определённого автора и существовала в устной традиции. Классическую музыку создавали композиторы прошлых веков. -Нет, она другая, современная | КУУД — слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя |
Физкультминутка Обобщение | УЧ..- В начале XX столетия Америка и Европа просто бурлили разговорами о каком-то джаз-бэнде. М.Д - Кто он? – возмущались одни. Л.Д. - Кто он!!! – восхищались другие. М.Д. - Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые. Л.Д. - Вы слышали, какой шум от него? М.Д. - Вы видели, как он развязан в движениях? Л.Д. - И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!! М.Д - Он парень что надо! – больше первых горячились другие. Л.Д. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев! УЧ..Доброжелатели и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность. Л.Д. Родился Джаз на юге США и звал свою землю Дикси-лендом. На этой земле обитало много афроамериканцев. Это были потомки людей которых когда то привезли из Африки и превратили в рабов. УЧ.. Вопрос: Трудно ли жилось в то время неграм, как вы думаете? М.Д. Да. Жизнь была очень трудной. Но все старались верить в лучшее. Африканцы очень музыкальный народ. Они наделены от природы потрясающим чувством ритма, прекрасными вокальными данными и склонностью к музицированию. Л.Д. Многие любили играть в оркестрах. Сначала они играли на инструментах, которые сами сделали. А когда в США закончилась гражданская война и духовые оркестры воинских частей были распущены инструменты стали продавать за копейки. Бывшие рабы наконец смогли их купить. М.Д. Всюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по всем поводам: свадьба, похороны, праздник .Маленькие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали музыкальные сражения. Судьей выступала толпа слушателей. УЧ.А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр? Л.Д. Конечно! С шумным весельем зрители привязывали один грузовик к другому и побеждённые тащили победителей. УЧ.Вот такое уличное воспитание в детстве получил наш мистер Джаз. Вскоре он отправился путешествовать, чтобы себя показать и мир посмотреть. Больше всего Джазу понравилось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Так в шумных компаниях и развлекательных песнях и танцах пролетела юность Джаза… Л.Д. Через какое-то время Джаз стал известен по всему миру. Он колесил по Европе и Америке. Побывал и в России. Джаз везде нашёл себе талантливых друзей, которые исполняли его, и делали это по-своему. М.Д. Я стал ооочень известным, и у люди стали спрашивать- «Откуда же он взялся, где его семья?» М.Д.А его семья – это серьёзный дядюшка Спиричуэлс, грустный дядюшки Блюз, весёлый дядюшка Регтайм и очень свободная и изменчивая тётушка Импровизация. УЧ.Импровизировать означает играть, параллельно сочиняя, или, скорее, сочинять без предварительной подготовки, сразу же исполнять то, что сочинил. Джазовые музыканты должны уметь импровизировать. - Предлагаю вам, соприкоснутся с необычным для нас ритмом джаза, почувствовать его. Сейчас наши гости раздадут вам музыкальные инструменты. (раздают палочки, камешки, маракасы из пластиковых стаканчиков, бумагу и т.д.) Да-да, не удивляйтесь. Ведь долгое время создатели джаза придумывали себе инструменты из подручных средств, а то и просто притопывали ногами и прихлопывали в ладоши в такт пению. Ритмическая игра Д. Брубек Unsquare Dance УЧ.Спиричуэлс (слайд) – религиозные песни северо-американских негров. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Слушание муз. произведения: Louis Armstrong – “Let my people go” Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. «Блюз – грустная песня одинокого негра. В блюзе вся история этого народы, все страдания и боль. Рабство – корни блюза.. В каждой фразе исполнители выбирали особую ноту, которая передаст чувство огромной тоски и скорби. Ложная любовь, разлука, страдания и дорога-всё это блюз. Известными исполнителями блюза были–Бесси Смитт, Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Арета Френклин и др. Слушание муз. произведения: Блюз Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Как говорят о них ученые: «Это попытки негров играть польку и кадриль по-своему». Слушание муз. произведения: С.Джоплин «Артист эстрады» - Сейчас мы все немного отдохнём. Разминка будет в стиле джаз Движенья новые для вас Но не стесняйтесь ! развлекайтесь И улыбайтесь! Улыбайтесь… - А на каких инструментах исполняли джаз? Да правильно, посмотрите как выглядят эти инструменты (слайд с инструментами) Сегодня мы познакомимся с замечательным композитором. (слайд) Гершвин Джордж (1898– 1937) – композитор американского происхождения, пианист. Образования у него не было. В его музыкальном стиле отлично сочетаются черты джаза, импровизации, элементы афроамериканского фольклора, американской эстрадной музыки. Написал прекрасную оперу «Порги и Бесс», показывающую всю духовную жизнь негритянского народа. В мелодии оперы чувствуется ладово-гармоническое и ритмическое разнообразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. Опера получила признание в США и других странах. В ней описывается жизнь негров-бедняков Юга Америки. Порги - простой бедняк, а Бесс- молодая девушка. Опера включает 3 действия, в них повествуется об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения. Видеозапись: Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бес» -Как прозвучала мелодия? Похожа ли она чем-то с другими колыбельными? УЧ. На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. А вы узнали что-то новое? Предлагаю проверить что мы смогли запомнить. - Что же взял джаз от этих трех источников? (слайд) Задание 1. «Выбери инструменты» Для этого нам нужно выбрать инструменты, характерные лишь для ДЖАЗА. (Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде). Вывод: любимые инструменты Джаза - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки. Задние 2. нарисуем портрет сеньора Джаза. Какие особенности музыки помогают нам определить что это Джаз? (Характерный ритм, акценты, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов, манера исполнения, мелодия) | Отвечают на вопрос Играют на шумовых инструментах. Ритмическая импровизация. (слушают, анализируют) учтивость, религиозность проговаривают термин «Блюз» романтичность, грусть, мечтательность слушают и находят разницу между блюзом и спиричуэлом (рассуждают, сопоставляют) жизнерадостность, веселие проговаривают термин и запоминают его слушают, анализируют, высказывают своё мнение. Повторяют движения за ведущими. - труба, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас, скрипка, гитара, барабаны (рассуждают, приводят примеры) -учтивость, религиозность от спиричуэла -романтичность, грусть, мечтательность от блюза -жизнерадостность, веселие от рэгтайма | РУУД - формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия ПУУД - осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования КУУД — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений РУУД - формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству джаза, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия РУУД - совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. |
Вокально-хоровая работа | распевание Упражнения на развитие дыхания Скороговорки (развитие речевого аппарата) Интонационные (работа над интонированием и певческим звуком) Упражнение на развитие эмоциональности, выразительности в пении Песни | Поют вокальные упражнения | |
Рефлексия учебной деятельности | Проанализируйте нашу работу. Закончите предложение: (слайд) Теперь я знаю, что …. Я умею … Мне нужно повторить… | Словесная оценка работы на уроке. | РУУД — анализ собственной учебной деятельности |
Информация о домашнем задании | 1 вариант: Составьте домашнюю фонотеку, где нужно самостоятельно найти джазовые музыкальные произведения 2 вариант: Придумайте сказку «Жил-был Джаз..» |