12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарыгина Анастасия Игоревна112
Россия, Алтайский край, Заринск

Тема: Деятельность – способ существования людей

Класс: 10

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Понять сущность, виды, структуру деятельности, раскрывается многообразие деятельности

Воспитательные

Развивающие — умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализа и синтеза

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. §5

 

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое мировоззрение? (это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы общества.)

2. Какие бывают типы мировоззрения? (1.Обыденное – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, такое мировоззрение формируется стихийно. 2. Религиозное – его основой являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятников мировой культуры, как Библия, Коран, Талмуд. 3.Научное – оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги человеческого познания.)

3. Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? (1. оно дает человеку ориентиры и цели для его деятельности. 2. позволяет людям понять, как4 лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 3.человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры)

Мы проговорили о том, что общество это сложная система, а у человека есть свои идеалы и ценности. Но только со своими идеалами и ценностями человек жить не может…

3. Изучение нового материла

Деятельность — это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек жи­вет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. (примеры).

Черты деятельности:

сознательность (цели)

продуктивность (получение результата)

носит преобразующий характер (изменяет мир и самого себя – привычки, способности)

носит общественный характер (отношения с другими людьми)

Это именно те особенности, которые от­личают человеческую деятельность от поведения живот­ных.

Человек

Другие живые существа

Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды

Приспособление к существующим природным условиям

Не только целесообразность, но и целеполагание. Способность выходить за рамки опыта

Целесообразное поведение, направляемое инстинктом

Можно поставить вопрос: «Что делает, например, пчела?»   (Строит соты, собирает пыльцу, закладывает в соты мед и т. п)

Чем определяется этот «набор дел» пчелы? (Он задан природой, это биологическая программа поведения, в которой пчела ничего изменить не может.)

Что делает крестьянин одной из центральных российских губерний в первой половине ХIХ в.?»    (Обрабатывает землю, собирает урожай, ухаживает за домашним скотом и птицей, изготавливает или ремонтирует орудия труда, дом и предметы домашней утвари, заготавливает дрова, отрабатывает барщину, платит налоги и т. п.)

Опытом предшествующих поколений, который он воспринимает не от рождения, а по мере взросления. Но тот же крестьянин может выйти за рамки этой программы, ставить перед собой иные цели (примером могут служить бунты, создание мануфактуры, отхожие промыслы и т. п.).

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая че­ловеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.(Схема 1)

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посу­ды, приятном обществе и т. п.

Теория деятельности в отечественной науке разработа­на психологом А. Н. Леонтьевым (1903—1979). Он описал структуручеловеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат. (схема 2)

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого на­правлена деятельность.

Цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать вполне самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая — например, научиться разметке деталей. Средствами здесь являются учебники, различные пособия, карты. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (окраску, расчерчивание), у каждого из которых — своя цель.
А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его по­буждают к этому 
мотивы.

Мотив — это осознанное побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). Иначе говоря, мотив не сводится к потребностям, установкам. Потребности превращаются в мотив, когда личность осознает, в чем они состоят, на что направлены, как их можно удовлетворить. Чтобы удовлетворить определенную материальную потребность, один человек ищет дополнительного заработка, другой — ворует. Убеждения одного не позволяют брать то, что ему не принадлежит, а его социальная установка — на честный труд как ценность. Установка другого — на присвоение чужого. Таким образом, мотивы рождаются на основе осознания потребностей и интересов в связи с убеждениями и установками.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознан­ной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивнымидействиями.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных ви­дов деятельности людей.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана о, изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, то выделяют созидательную или разрушительную направленность деятельности.

1. Как вы понимаете созидательную деятельность? (весь рукотворный мир вокруг нас, вся культура, вся «вторая природа» — это результат созидательной деятельности людей.)

2. А разрушительную? (она не сводится только к разрушению, скажем, городов во время войны или природы в результате безответственной хозяйственной деятельности. Разрушались города, памятники культуры, храмы не только в войнах. Отечественная история дает тому немало примеров. Разрушить можно и экономические связи, и идеалы, и доверие людей к государству)

В зависимости от соответствия деятельности существу­ющим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и амораль­ную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллектив­ную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны це­лей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную дея­тельность, которая выполняется строго по правилам, инст­рукциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инно­вационную, изобретательскую, творческую.

Проявлением творческой деятельности может быть не только новый результат, но и новый путь достижения известного результата (например, решение задачи новым способом).      

Поскольку в жизни общества, как о том свидетельствует история, постоянно появляется что-то новое — новые орудия труда, новые научные идеи, новые формы организации и т. д., можно считать творческой всю деятельность человечества. Это не значит, что каждый вид деятельности творческий, но элементы творчества присущи многим из них.

Рассматривая процесс становления человеческой лич­ности, отечественная психология выделяет следующие ос­новные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение — деятельность, направленная ни приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд — вид деятельности, направлен­ный на достижение практически полезного результата.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности,  выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внут­ренняя   происходит   посредством   умственных   действий.

Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю.  Она возникает на основе внешней через нее реализуется. Это важно учитывать при рассмо­трении связи деятельности и сознания.

Сознание — присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

На протяжении веков проблема сознания является сферой острых идеологических споров. Естественно-научный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной орга­низацией человека. Сторонники религиозно-идеалистичес­ких взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а че­ловека «телесного» — его производной.

Сознание формиру­ется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее.

Обосновывая единство деятельности и сознания, отече­ственная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека.

Например, у ребенка до поступления в школу веду­щий вид деятельности — игра, хотя он уже немного учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ве­дущий вид деятельности школьника — учение. Но, несмо­тря на то что в его жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в его жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность — труд, но вечерами он может учиться, а свободное время посвя­тить спортивным или интеллектуальным играм, общению.

Завершая наш разговор о деятельности и сознании, еще раз вернемся к определению деятельности. Человечес­кий деятельность, или, что можно считать синонимом, со­знательная деятельность,— это активность человека, на­правленная на осуществление поставленных целей, связан­ных с удовлетворением его потребностей.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.