Урок обществознания в 10 классе на тему «Деятельность — способ существования людей»
Тема: Деятельность – способ существования людей
Класс: 10
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные — Понять сущность, виды, структуру деятельности, раскрывается многообразие деятельности
Воспитательные
Развивающие — умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализа и синтеза
Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. §5
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания
1. Что такое мировоззрение? (это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы общества.)
2. Какие бывают типы мировоззрения? (1.Обыденное – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, такое мировоззрение формируется стихийно. 2. Религиозное – его основой являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятников мировой культуры, как Библия, Коран, Талмуд. 3.Научное – оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги человеческого познания.)
3. Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? (1. оно дает человеку ориентиры и цели для его деятельности. 2. позволяет людям понять, как4 лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 3.человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры)
Мы проговорили о том, что общество это сложная система, а у человека есть свои идеалы и ценности. Но только со своими идеалами и ценностями человек жить не может…
3. Изучение нового материла
Деятельность — это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. (примеры).
Черты деятельности:
— сознательность (цели)
— продуктивность (получение результата)
— носит преобразующий характер (изменяет мир и самого себя – привычки, способности)
— носит общественный характер (отношения с другими людьми)
Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных.
Человек |
Другие живые существа |
Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды |
Приспособление к существующим природным условиям |
Не только целесообразность, но и целеполагание. Способность выходить за рамки опыта |
Целесообразное поведение, направляемое инстинктом |
Можно поставить вопрос: «Что делает, например, пчела?» (Строит соты, собирает пыльцу, закладывает в соты мед и т. п)
Чем определяется этот «набор дел» пчелы? (Он задан природой, это биологическая программа поведения, в которой пчела ничего изменить не может.)
Что делает крестьянин одной из центральных российских губерний в первой половине ХIХ в.?» (Обрабатывает землю, собирает урожай, ухаживает за домашним скотом и птицей, изготавливает или ремонтирует орудия труда, дом и предметы домашней утвари, заготавливает дрова, отрабатывает барщину, платит налоги и т. п.)
Опытом предшествующих поколений, который он воспринимает не от рождения, а по мере взросления. Но тот же крестьянин может выйти за рамки этой программы, ставить перед собой иные цели (примером могут служить бунты, создание мануфактуры, отхожие промыслы и т. п.).
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.(Схема 1)
Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.
Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903—1979). Он описал структуручеловеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат. (схема 2)
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Цель всей деятельности учащегося профессионально-технического училища — приобрести профессию, чтобы обеспечить себя материально и стать вполне самостоятельным человеком. Но цель деятельности этого же учащегося при выполнении конкретного учебного задания более узкая — например, научиться разметке деталей. Средствами здесь являются учебники, различные пособия, карты. Однако для того чтобы достичь и этой цели, ему надо осуществить ряд частных действий (окраску, расчерчивание), у каждого из которых — своя цель.
А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают к этому мотивы.
Мотив — это осознанное побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). Иначе говоря, мотив не сводится к потребностям, установкам. Потребности превращаются в мотив, когда личность осознает, в чем они состоят, на что направлены, как их можно удовлетворить. Чтобы удовлетворить определенную материальную потребность, один человек ищет дополнительного заработка, другой — ворует. Убеждения одного не позволяют брать то, что ему не принадлежит, а его социальная установка — на честный труд как ценность. Установка другого — на присвоение чужого. Таким образом, мотивы рождаются на основе осознания потребностей и интересов в связи с убеждениями и установками.
Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивнымидействиями.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана о, изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, то выделяют созидательную или разрушительную направленность деятельности.
1. Как вы понимаете созидательную деятельность? (весь рукотворный мир вокруг нас, вся культура, вся «вторая природа» — это результат созидательной деятельности людей.)
2. А разрушительную? (она не сводится только к разрушению, скажем, городов во время войны или природы в результате безответственной хозяйственной деятельности. Разрушались города, памятники культуры, храмы не только в войнах. Отечественная история дает тому немало примеров. Разрушить можно и экономические связи, и идеалы, и доверие людей к государству)
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.
Проявлением творческой деятельности может быть не только новый результат, но и новый путь достижения известного результата (например, решение задачи новым способом).
Поскольку в жизни общества, как о том свидетельствует история, постоянно появляется что-то новое — новые орудия труда, новые научные идеи, новые формы организации и т. д., можно считать творческой всю деятельность человечества. Это не значит, что каждый вид деятельности творческий, но элементы творчества присущи многим из них.
Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
Во-вторых, это учение — деятельность, направленная ни приобретение знаний и способов действий.
В-третьих, это труд — вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий.
Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней через нее реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания.
Сознание — присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
На протяжении веков проблема сознания является сферой острых идеологических споров. Естественно-научный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» — его производной.
Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее.
Обосновывая единство деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека.
Например, у ребенка до поступления в школу ведущий вид деятельности — игра, хотя он уже немного учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ведущий вид деятельности школьника — учение. Но, несмотря на то что в его жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в его жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность — труд, но вечерами он может учиться, а свободное время посвятить спортивным или интеллектуальным играм, общению.
Завершая наш разговор о деятельности и сознании, еще раз вернемся к определению деятельности. Человеческий деятельность, или, что можно считать синонимом, сознательная деятельность,— это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.