12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево
2

Урок-семинар по обществознанию на тему «Толерантность, как основополагающий принцип существования общества», социально-гуманитарный профиль, 10 класс

Никитушкина Ирина Петровна, ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево

Самарская область

 

Обществознание 10 класс

Урок-семинар по завершению изучения блока-модуля:

«Личность. Межличностные отношения»

 

«Толерантность как основополагающий принцип существования общества»

 

Цели урока:

Обсудить разные подходы к понятию толерантности;

Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность».

развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных ценить свободу, человеческое достоинство и индивидуальность.

 

Задачи урока:

изучить с учащимися терминологию толерантной личности, используя кластер;

учить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов (Декларация принципов толерантности);

развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

 

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на Земле, как люди».

(Бернард Шоу)

 

Ход урока

 

Мотивация (создание ситуации, порождающей потребность в размышлении)

- Учитель (держит в руках маленький глобус):

- Я смотрю на этот глобус, он круглый и небольшой, как наша Земля. Земля – это тот дом, в котором мы живём. Что бы вы хотели изменить в отношениях между людьми, живущими в этом доме?

Обсуждение высказываний детей.

Учитель:

- Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в нашем меняющемся обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Очень часто мы применяем определённые стереотипы по отношению к другим нациям и национальностям.

- В нашем классе учатся дети разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши, армяне.

(Идёт характеристика друзей другой национальности)

Учитель:

Как мы не видим воздуха и не думаем о нём, когда дышим, так же точно мы не замечаем права и не думаем о нём, даже когда им пользуемся. Невидимый мир права постоянно окружает нас, но мы вспоминаем о нём тогда, когда встречаемся с какой-то проблемой.

? – Каким качествами должен обладать человек, чтобы найти выход из конфликтной ситуации?

(Дети – терпимость, сдержанность, уважение и т.д.)

Учитель: синонимом слова «терпимость» является понятие толерантность.

В отличие от «терпимости» (терпеть – не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить что-нибудь бедственное, тяжёлое, неприятное) «толерантность» - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных; при этом даже в том случае, если эти убеждения – взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

 

Работа в группах

(Источник – Декларация принципов толерантности)

(Приложение № 1)

Итог работы – составление принципов толерантности в виде солнца – (кластер)

Учитель:

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. (Приложение № 2)

- ? Что объединяет эти понятия?

- ? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Учитель:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее, но мы всё чаще слышим слова: «беженец», «жертва насилия», «жертвы теракта» и т.д. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Обратимся к одной из статей СМИ. (Приложение № 3)

 

Работа в группах

Сначала прочитали в парах – потом обсуждение идёт в группах.

- ? О чём речь в этой статье?

- ? Какие чувства вызвала у вас эта статья?

- ? Какой основополагающий принцип демократии нарушен?

- ? Как вы считаете, возможно, ли предотвратить подобные происшествия и что для этого

необходимо предпринять?

Учитель:

Вернёмся к нашему эпиграфу. Ваши мысли?

Выводы детей, их суждения и мнения.

Учитель:

Во второй половине 80-х годов XX века на телевидении появилась новая передача «Вечера в Останкино». Это были встречи с выдающимися гражданами нашей страны, чья нравственная позиция и поддержка были очень важны для начавшегося процесса обновления страны.

В одной из первых передач состоялась встреча с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Более часа он спокойно и мудро отвечал на вопросы аудитории. И когда встреча близилась к концу, пришла записка: «Дмитрий Сергеевич! Для чего живёт человек?» Запомнилась реакция Лихачёва – он как-то смутился, сказав: «Это очень сложный вопрос, ответ на него искали многие учёные, философы.. – И вдруг четко произнёс как давно продуманное и выстраданное: - Природа миллионы лет трудилась, чтобы создать человека, и человек не должен обманывать её ожиданий».

Учитель:

Мне хочется сказать, что наш класс, который я очень люблю, - это маленькая семья. И мне хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

- Постройте для нашей семьи дом, в котором фундаментом будет слово толерантность, а кирпичики – составляющие слова «толерантность».

(Затем оформленные работы вывесить на доске, прокомментировать).

Д/Задание:

Задание II уровня:

Какие принципы толерантности необходимо соблюдать в школе?

Задание III уровня:

Привести примеры конфликтных ситуаций и выхода из них, следуя принципам толерантности.

 

РЕФЛЕКСИЯ:

Что я вынес из этого урока?

Как вам кажется, получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие, как «толерантность»?

Было ли услышано ваше мнение на проблему толерантности?

Учитель:

В.О. Ключевский «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,

а тот, кто не умеет делать зла».

Приложения

Приложение № 1

Декларация принципов толерантности

Статья 1
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

   1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
   

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
  

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

   2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
  

 2.2 Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
   

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга».

Статья 3

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

   3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
  

3.2 Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
   

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
  

 3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4

ВОСПИТАНИЕ

 4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
   

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
  

 4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
   

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Приложение № 2

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

 

Приложение № 3

Статья из " Независимой газеты",

источник - Интернет, поиск в Yandex по теме "толерантность»

 

"Независимая Газета": Расследование дела о погромах на юге Москвы затягивается.
    Москва, 21 декабря. Новые результаты дает расследование дела о массовых беспорядках, учиненных 30 октября бандой подростков на юге Москвы. Сотрудники столичного уголовного розыска арестовали еще одного активного участника погромов. 22-летний нигде не работающий москвич Владимир Трубин обвиняется в убийстве гражданина Индии. Трубин был арестован утром 19 декабря по месту прописки - в доме # 10 на улице Кравченко. В Мосгорпрокуратуре рассказали, что, по словам задержанного, одно время он был активным участником экстремистского молодежного движения "бритоголовых". Как считают оперативники, все указывает на то, что именно он жестоко избил 35-летнего индуса Брави Шарма (по другим данным, погибшего звали Кумар Шарма Провид), в результате чего тот скончался. Это произошло в районе рынка возле станции метро "Царицыно", где вечером 30 октября полторы сотни вооруженных арматурой подростков напали на уличных торговцев неславянской наружности. В результате побоев на месте погиб 55-летний выходец из Армении Вардан Кулиджанян, еще 23 человека получили телесные повреждения различной тяжести. Бесчинства продолжались в метро, в переходе между станциями "Каховская" и "Севастопольская". Здесь были избиты еще более десяти человек, в том числе уроженец Таджикистана 18-летний Карем Джанмамедов, который позднее скончался в больнице. От рук погромщиков пострадали также несколько человек в районе гостиницы "Севастополь", где живут афганцы. Источник - агентство РБК.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.