Диагностическая работа №2 по литературному чтению (3 класс, УМК «Школа России»)
Диагностическая работа №2 по литературному чтению.
Структура и содержание диагностической работы по литературному чтению.
Диагностическая работа включает 6 заданий, различающихся по содержанию, сложности и типу. Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. На контроль вынесены предметные умения:
умение создавать текст на основе интерпретации художественного произведения;
- умение составлять партитуру стихотворного текста для выразительного чтения средств;
- умение определять количество героев для чтения по ролям, характеризовать героев и называть средства выразительности для передачи особенностей характера и манеры поведения героя;
- умение составлять текст по иллюстрации;
- умение писать отзыв на художественное произведение;
- умение составлять словесную иллюстрацию к тексту.
В соответствии с ними была составлена диагностическая работа,
которая включает задания, представленные в таблице 12.
Таблица 12.
Творческие задания и проверяемые предметные умения.
Задания | Проверяемые предметные умения |
Задание 1. Прочитай начало произведения. Придумай и запиши продолжение. | Умение создавать текст на основе интерпретации художественного произведения |
Задание 2. Прочитай стихотворение. Подчеркни прямой линией в стихотворении те слова, которые нужно выделить голосом. Наклонными линиями отметь паузы. | Умение составлять партитуру стихотворного текста для выразительного чтения средств. |
Задание 3. Прочитай рассказ. Определи количество героев произведения. Подбери каждому персонажу, голос, которым необходимо произносить речь, определи его настроение, манеры. | Умение определять количество героев для чтения по ролям, характеризовать героев и называть средства выразительности для передачи особенностей характера и манеры поведения героя. |
Задание 4. Рассмотри иллюстрацию. Придумай сказку про трусливого зайчонка (до 5 предложений) | Умение составлять текст по иллюстрации. |
Задание 5. Прочитай стихотворение. Напишите отзыв. | Умение писать отзыв на художественное произведение. |
Задание 6. Прочитай стихотворение. Подчеркните слова и словосочетания, которые помогут вам создать иллюстрацию к стихотворению. | Умение составлять словесную иллюстрацию к тексту |
Диагностическая работа № 1
Работа включала тексты, к которым предлагались задания, направленные на диагностику уровня сформированности предметных умений.
Спецификация диагностической работы по определению уровня сформированности предметных умений раздела «Творческая деятельность» на уроках литературного чтения для учащихся 3 класса.
Условные обозначения:
1) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
2) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом
Максимальный балл за выполнение работы 14 баллов (100 %).
Если ученик получает за выполнение всей работы менее 7 баллов (менее 50 %), это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности предметных умении.
Если ученик получает от 7 до 10 баллов (50 – 71 %), то у него средний уровень умений.
При получении 11 – 12 (78 – 85 %) – уровень предметных умений выше среднего.
13 - 14 баллов (90 – 100 %) – уровень умений высокий.
Таблица 13.
Проверяемые предметные умения. Тип задания. Уровень сложности. Максимальный балл.
№ | Блок планируемых результатов | Проверяемое умение | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл | |
1 | Творческая деятельность | Умение создавать текст на основе интерпретации художественного произведения | РО | Б | 3 | |
2 | Умение составлять партитуру стихотворного текста для выразительного чтения средств. | ВО | Б | 2 | ||
3 | Умение определять количество героев для инсценирования, характеризовать героев и называть средства выразительности для передачи особенностей характера и манеры поведения героя. | КО | Б | 3 | ||
4 | Умение составлять текст по иллюстрации. | КО | Б | 2 | ||
5 | Умение писать отзыв на художественное произведение. | РО | Б | 2 | ||
6 | Умение составлять словесную иллюстрацию к тексту | ВО | Б | 2 | ||
Максимальный тестовый балл | 14 |
Диагностическая работа № 2
Умение создавать текст на основе интерпретации художественного произведения
1. Прочитай рассказ и придумай свою историю про орла и кошку.
Орел и кошка (рассказ) К.Д.Ушинский
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка!
2. Умение составлять партитуру стихотворного текста для выразительного чтения средств.
Задание 2. Прочитай стихотворение. Подготовь выразительное чтение стихотворения. Выдели короткие паузы паузы знаком – «/», длинные паузы знаком «//». Слова, которые надо выделить голосом, подчеркни.
Напиши, с каким настроением ты прочитаешь стихотворение?_____________
.
Забравшись на сосну большую, «…Метели, снега и туманы Задумаю — реки большие | Построю мосты ледяные, Где быстрые, шумные воды Богат я, казны не считаю, Я царство мое убираю |
Умение определять количество героев для инсценирования, характеризовать героев и называть средства выразительности для передачи особенностей характера и манеры поведения героя.
Задание 3. Прочитай стихотворение. Определи количество героев. Подбери каждому персонажу голос, которым необходимо произносить речь, определи его настроение, особенности поведения. Заполни таблицу.
Герой | Голос | Особенности характера | Манеры |
| | | |
Пела ночью мышка в норке: Отвечает ей мышонок: Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку утка: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала жаба важно квакать: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, — И-го-го! — поет лошадка.- Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, | Стала свинка хрипло хрюкать, Глупый маленький мышонок Стала думать мышка-мать: Закудахтала наседка: Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку щука — Глупый маленький мышонок Побежала мышка-мать, Стала петь мышонку кошка: Глупый маленький мышонок Прибежала мышка-мать, Самуил Маршак. |
Умение составлять текст по иллюстрации.
Задание 4. Подумай. Сочини свою сказку о лисенке. (5 предложений)
Умение писать отзыв на художественное произведение.
Задание 5. Прочитай стихотворение. Напишите отзыв.
«Ярко солнце светит…»
Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни глянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, — Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит. | Да взмахнет порою Птичка над кустом, Да, жужжа, повьется Пчелка над цветком, Да золотокрылый Жук лишь прошумит, — И опять все тихо, Все кругом молчит. Хорошо!.. и если б Труд не призывал, Долго бы весною В поле простоял. Суриков Иван |
6.Умение составлять словесную иллюстрацию к тексту.
Задание 6. Прочитай стихотворение. Подчеркните слова и словосочетания, которые помогут вам создать иллюстрацию к стихотворению.
Поле
Мне хочется в чистое поле, | Туда, где растёт земляника, |
Ирина Бутримова
Указания к оцениванию представлены в таблице 14.
Таблица 14.
Критерии оценки.
Номер задания | Критерий оценки | Балл | итого |
1 | Составлен рассказ более 5 предложений связанных между собой | 3 | 3 |
Составлен рассказ из 5 предложений связанных между собой | 2 | | |
Составлен рассказ менее 3 предложений связанных между собой | 1 | | |
Составлен рассказ из не связанных между собой предложений. | 0 | | |
2 | Верно выделены паузы и подчеркнуты все слова | 2 | 2 |
Верно выделено не менее 5 пауз и слов | 1 | | |
Задание выполнено не верно. Не выполнено. | 0 | | |
3 | Верно определено количество человек и указано по два качества. | 3 | 3 |
Верно определено количество человек указано по одному качеству | 2 | | |
Количество человек определено, качеств не указано | 1 | | |
4 | Задание выполнено полностью. Составлено 5 предложений связанных между собой. | 2 | 2 |
Задание выполнено. Составлено менее 5 предложений связанных между собой. | 1 | | |
Задание не выполнено | 0 | | |
5 | В отзыве указано название произведения, назван жанр, раскрыта основная мысль. Прописано что удалось автору. Дан ответ на вопрос, понравилось (не понравилось), что больше всего понравилось. | 2 | 2 |
В отзыве отражены 3-4 признака этого текста, передана главная мысль. | 1 | | |
Отзыв не написан | 0 | | |
6 | Верно подчеркнуты все словосочетания и слова | 2 | 2 |
Словосочетания и слова подчеркнуты не все | 1 | | |
Неверно подчеркнуты словосочетания | 0 | |
Максимальный балл за выполнение работы 14 баллов (100 %).
Если ученик получает за выполнение всей работы менее 7 баллов (менее 50 %), это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности предметных умении.
Если ученик получает от 7 до 10 баллов (50 – 71 %), то у него средний уровень умений.
При получении 11 – 12 (78 – 85 %) – уровень предметных умений выше среднего.
13 - 14 баллов (90 – 100 %) – уровень умений высокий.
Соколова Елена Борисовна