12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия Опольская18

7


Конспект

фронтального логопедического занятия с группой учащихся 1 класса с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР.

Тема: Дифференциация «С» - «З».

Цели и задачи: учить дифференцировать звуки с-с., з-зь изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;

развивать слуховое и зрительное восприятие, навыки звукобуквенного анализа, словообразования, зрительно-моторную координацию и оптические представления;

воспитывать любовь к сказкам, чтению, формировать навыки самоконтроля и самостоятельности.

Оборудование: презентация «Проказы старухи Зимы», зеркала, схемы-опоры «Артикуляция звука» и «Характеристика звука»,стилизованные изображения букв С и З; шнурки, вееры букв, тетради, ручки, цветные карандаши, «волшебная палочка», мяч, карточки для индивидуальной и групповой работы.


Ход занятия.

Оргмомент

А) Слушай и запоминай

Громко, четко повторяй

Все слова со слогом «са»

Санки, самолет, лиса.

Б) Слушай и закрой глаза,

Бирюза, завод, коза.

Повтори, открыв глаза.

В) Вот слова со слогом «СЫ»

Лисы, косы и весы.

Г) А тебе со слогом «ЗИ»

Тормози, грузи, вези.

Д) Вот слова со слогом «ЗЫ»

Вазы, розы и тазы.

Е) Вот со звуком «С» считалка

Самокат, насос, скакалка.

Объявление темы занятия.

Ребята, какие звуки встречались во всех словах, которые вы повторяли? Какие звуки мы сегодня будем различать?

Сегодня на занятии мы будем правильно произносить и различать звуки «С» и «З» в слогах, словах и предложениях. Мы отправимся в сказочное путешествие, но сначала нам нужно хорошенько подготовиться, вспомнить все, что вы знаете о звуках «С» и «З».

Артикуляционная гимнастика.

Выполним артикуляционную гимнастику по плану:

«Забор», «Трубочка», чередование «Забор» – «Трубочка», «Качели» (совместить с движениями кисти вверх-вниз), «Часики» (совместить с движениями кисти влево-вправо), «Улыбка».

4.Дыхательные и мимические упражнения.

Покажите, как свистит студёный зимний ветер: С-С-С

Как, зимняя вьюга завывает: З-З-З

Погрейте ручки тёплым воздухом (короткий вдох носом, длительный выдох ртом).

Но, вот пригрело солнышко, и ласково засвистел весенний ветерок: СЬ-СЬ-СЬ, весенний звонкий ручеёк звенит: ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ.

Сравнение артикуляции звуков (по схеме-опоре).

А) Произнесите попеременно звуки «С» и «З»

Какое положение занимают

- Губы

- Зубы

- Язык

- Работают ли голосовые связки

В) Сравнительная характеристика звуков.

- чем похожи звуки «С» и «З»?

- чем отличаются?

Дайте характеристику этих звуков (по схеме-опоре).

6. Соотнесение звуков с буквами.

Какими буквами обозначают звуки «С» и «З» на письме? На что они похожи? А, мне показалось, что буква ЭС похожа на месяц, а буква ЗЭ на птицу, парящую на крыльях (выставляются изображения стилизованных букв).

7. Закрепление зрительного образа букв.

А) Изобразите букву ЭС с помощью шнурка, теперь букву ЗЭ. Похожи эти буквы на письме?

Б) Работа с таблицей букв (Тетрадь «Парные звонкие-глухие согласные З-С» В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко задание №5, №6 на стр. 2)

8. Дифференциация звуков С, СЬ – З, ЗЬ в слогах. Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.

а) Игра с мячом «Наоборот».

са-за ус-уз ся-зя

со-зо си-зи су-зу

б) Игра «Эхо». Воспроизведение слоговых цепочек.

Послушай, запомни, повтори.

Са-за-са; со-зо-со; зу-су-зу; ас-аз-ас; си-зи-си; зя-ся-зя.

В) Запись слоговых рядов по памяти.

Послушай, запомни, запиши

Су-зу-су; ос-оз-ос; си-зи-си.

Г) Чтение записанных слоговых рядов с различной интонацией.

Прочтите первую строчку так, будто слоги спрашивают нас о чем-то; вторую строчку так, как будто слоги сердятся, а слоги на третьей строчке радуются.

9. Дифференциация звуков С, СЬ – З, ЗЬ в словах.

А) Определение наличия звуков в словах. Игра «Узнай звук»

Прослушайте слова, поднимите не веере букву ЗЭ или ЭС, если в слове услышите звук с или з:

Сок, зонт, сук, зуб, сон, звон, узнал, отрезок, лиса, нос, позвал, позвонил, посмотрел, носок, слоги, призвание, сытый, розовая.

Сюрпризный момент.

- Ну, что-же, теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие в Королевство времен года.

(слайд № 2)

- Как вы думаете, какая Королева правит там сейчас? Какое сейчас время года?

(слайд №3)

- Правильно, с сегодняшнего дня вступает в свои права Принцесса Весна, но еще вчера Королевством правила Королева Зима и она никак не хочет уступать свои права Весне.

- И наступила в Королевстве Времен года великая путаница: То Весна пригреет землю солнечными лучами, то Зима напустит морозца до зимнего холода.

(слайд №4)

Б) Определение наличия звуков С, З в названиях картинок.

1.Давайте, поможем им разобраться, распределить картинки по двум Замкам. Весна любит слова, в которых есть звуки С или СЬ, а Зима предпочитает слова со звуками З и ЗЬ.

Картинки: стол, зонт, ананас, ваза, кресло, роза.

Удивилась Зима тому, что вы так быстро с заданием справились.

Чтение текста сказки (слайд №5)

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья. Птицам некуда деваться, и поле­тели они за горы, за моря, где нет злой зимы. Другие, заби­лись в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей…

10.Звукобуквенный анализ слов и синтез слов.

(слайд №6)

А) Для того чтобы спасти птиц и зверей от мороза, вам нужно выбрать животных в названии, которых есть звуки С или СЬ, а потом-животных со звуками З или ЗЬ и вписать букву ЭС или ЗЭ на соответствующем месте в схеме под каждой картинкой.

Поняла Зима, что не справиться ей с животными.

Чтение текста сказки (слайд №7)

Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами ок­на. А люди затопили печи, утеплили окна, сидят себе в тепле, да похваливают морозы.

(слайд №8)

Б) Работа со словами – паронимами.

Тогда решила Зима заколдовать слова. Вам нужно их расколдовать, заменив звонкие согласные звуки з или зь на парные глухие с или сь (волшебная палочка).

зима-Сима

розы-росы

коза-коса

Захар-сахар

Лиза-лиса

Захар-сахар

Вот видите, ребята, если изменить в слове, хоть один звук значение слова сразу меняется. И чтобы с вами не произошло такой неприятности, никогда не путайте звуки «З» и «С» в словах.

Чтение текста сказки (слайд №9)

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на санках, снежных баб лепят, горы строят, в снежки играют.

Скажите, ребята, а вы сами-то зимы боитесь? В какие игры вы любите играть зимой? Я вам тоже предлагаю поиграть, только с мячом.

11.Физминутка (слайд №10).

Игра с мячом «Наоборот».

Подберите слова-признаки с противоположным значением:

Высокий-низкий

Широкий-узкий

Грустный - веселый

Добрый - злой

Слабый – сильный

Больной-здоровый

(слайд №11)

2.Зрительная гимнастика «Снеговик»

Для того, чтобы ваши глазки были здоровы, выполним зрительную гимнастику, слепим снеговика. Внимательно следите глазками за всеми предметами, которые передвигаются на экране.

(слайд №12)

12. Дифференциация звуков С, СЬ – З, ЗЬ в словосочетаниях.

Поняла Зима, что не боитесь вы её, тогда она весенние слова с зимними перепутала.

Составьте словосочетания. Подберите к словам из первого столбика, подходящие по смыслу слова из второго столбика, соедините их стрелочками. Работаем в паре.

зелёная зима

морозная весна

трескучий капель

звонкая мороз


Проверка. Запись в тетрадь. Девочки запишите словосочетание со словом весна, а мальчики о зиме. Обозначьте буквы ЭС и ЗЭ кружочками синего или зеленого цвета.

Чтение текста сказки (слайд №13).

Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близок ко­нец зимы.

Ребята, а вам не жаль Зимы? За что мы ее любим?

Давайте попрощаемся с ней до следующего года, и будем встречать весну.

(слайд №14)

13. Дифференциация звуков С, СЬ – З, ЗЬ в предложениях.

Я для вас распечатала стихотворение, только вот буквы пропустила. Вставьте пропущенные буквы ЭС или ЗЭ.

Весеннее настроение

Прощай, моро…ная ...има.

Пришла зелёная ве…на.

Прощайте ...анки и коньки.

Настали тёплые деньки!

Проверка.

(слайд №15)

14.Итог занятия. Рефлексия. Какие звуки и буквы учились различать?

Что вам понравилось на занятии?

Какое настроение?

У меня тоже радостное настроение оттого, что вы все сегодня хорошо работали, спасибо за хорошую работу на занятии.

(слайд №16)

Ну, а теперь, сюрприз!

(слайд №17)

15.Демонстрация фрагмента мультфильма «Весна пришла!» из серии «Маша и медведь».






7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.