Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’] в словах»

2
0
Материал опубликован 27 November 2020 в группе










Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в 1 классе.



Тема: «Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’] в словах».





Автор: Учитель-логопед

Лехова Любовь Николаевна











2020 год



Данное занятие может использоваться учителем - логопедом на этапе дифференциации звуков. На занятии учащиеся уточнили артикуляцию звуков [с] - [з], дали подробную характеристику звукам и тренировались в различении звуков словах на слух, с опорой на картинки и в произношении.


Технологическая карта подгруппового логопедического занятия.

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Лехова Любовь Николаевна

Класс,

логопедическое заключение

1 класс (4 человека)

Логопедическое заключение: СНР лёгкой степени

Тема занятия

«Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’] в словах».

Тип занятия

комбинированное

Цель занятия

Учить дифференцировать звуки [с – з], [с’ – з’] в словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

- закрепить навыки правильного произношения звуков [с – з], [с’ – з’].

- формировать умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки [с – з] на материале слов различной слоговой структуры.

- закрепить знания о качественных характеристиках звуков: гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих.

- закрепить навыки дифференциации гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков.

- активизировать словарь (слово, звук, гласный и согласный звук, твердый согласный и мягкий согласный, звонкий и глухой согласный звук).

- учить сравнивать характеристики звуков.

- закрепить умение определять наличие заданного звука в словах, определении позиции заданного звука в слове.

- развивать и совершенствовать артикуляционную, пальчиковую (мелкую) моторику.

- способствовать развитию умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы.

-развивать фонематический слух учащихся.

-обеспечить условия для развития умений выражать свои мысли.


- воспитывать активность, умение взаимодействовать друг с другом.

- воспитывать интерес к играм со звуками и словами.

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

-создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля.


Средства ИКТ

Ноутбук, телевизор.

Оборудование

для обучающихся

для педагога


Индивидуальные зеркала, колокольчики, прищепки, предметные картинки на соответствующие звуки, ручки, карточки со слогами.


Наглядный материал: картинки: заяц, нос, насос, комар;

карточки с буквами С,З;

картинки для задания 4-лишний: Снегурочка, звезда, лес, стакан.

Сахар, скамейка, зуб, сом.

Коза, лиса, роза, глаза.

Сова, сосулька, замок, собака.

Зонт, санки, берёза, ваза.

Картинки для задания с сигнальными карточками: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр.

Сигнальные карточки с изображением комара, насоса.

Картинки для работы с прищепками: арбузы, зима, роза, корзина, зонт, сапоги, лиса, синица, гусь, сова, лось.

Предметы в мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, корзина, заяц, собака, динозавр, слон.


Технологическая карта занятия.

Этап занятия

Задачи этапа


Длитель-

ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

1. Орг. момент.


1. Создать психологический настрой на занятие. 2.Активизи-ровать внимание учащихся.

3 мин

Словесный:

диалог.


Фронтальная


Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

- сядет тот, кто назовёт какое сейчас время года.

- сядет тот, кто назовет, какой зимний сейчас идёт зимний месяц.

- сядет тот, кто назовёт какой сегодня день недели.

-сядет тот, кто назовёт какое сейчас время суток.

Молодцы! А сейчас давайте вспомним нашу речёвку:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Говорим мы чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно!





Учащийся называет текущее время года, зимний месяц, день недели, время суток.







Повторяют речёвку.


2. Артикуля-ционная гимнастика.

1.Развивать моторику артикуляционного аппарата.

4 мин


ИКТ - «Весёлый язычок», разработанная в программе Microsoft PowerPoint.

Фронтальная


- А чтобы наши язычки чётко и правильно выговаривали все звуки, я предлагаю вам сделать зарядку с нашими язычками.

- Однажды ранним утром Язычок проснулся, почистил зубки, сделал зарядку, замесил тесто, испек блины, съел их с вкусным вареньем и пошёл гулять. Во дворе он встретил своих друзей: Лягушку и Слоника, все вместе они покачались на качели, покатались на лошадке и с хорошим настроением, бодрый и веселый Язычок вернулся домой.

- Теперь и мы бодрые, веселые, здоровые и можем начать заниматься.



Выполняют артикуляционную гимнастику.

3. Этап актуализации знаний и объявление темы занятия.

Организо-вать самостоя-тельное или с помощью логопеда формулиро-вание темы занятия.

3 мин

Словесный: беседа.

Наглядно-демонстрационный: картинки с изображением: зайца, носа.

Технологии исследовательской деятельности - постановка и решение вопроса проблемного характера (начало).


Фронтальная

- Сегодня на занятии я хочу, ребята, с вами поиграть с уже знакомыми нам звуками, а какими именно, вы сейчас сами догадаетесь. Послушайте и отгадайте мои загадки:

- Что за зверь лесной,

встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы,

уши больше головы?

-Правильно это заяц.

-Скажите, а какой первый звук в слове заяц? ----- Звук [з]. Хорошо!

-Слушайте следующую загадку:

То на чем очки сидят,

то чем тихо все сопят,

Что суют в «чужой вопрос»

Любопытный, острый ….. (нос).

Молодцы, верно!

А какой последний звук в слове нос? Звук [с].

Ну что, догадались с какими звуками мы сегодня будем работать?

- Правильно, мы будем учиться различать звуки [с-з].






Дети отгадывают загадку.

Выделяют первый звук в слове.




Дети отгадывают загадку.

Выделяют последний звук в слове.






Обобщают, формулируют тему занятия.

4. Основной этап.

- Характерис-тика звуков.


1. Проверить пройденный ранее материал.

2.Закрепить знания об акустичес-ких особеннос-тях звуков [с]-[з]. 3.Формиро-вать навыки различения звуков.

4 мин

Словесный: беседа.

Наглядно-демонстрационный: картинки с изображением: насоса, комара, карточек с буквами С,З.

























Фронтальная

- Хорошо. Давайте произнесем эти звуки. Скажите, а кто поет эту песенку с-с-с, чья она? (Насос).

А эту – з – з – з. (Комара)

- Правильно, это песенки насоса и комара. (Показ картинок).

-Чем похожи эти звуки и чем отличаются? Итак, произнесем звук [с]. Язычок у нас за нижними зубками, спинка языка выгнута, зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние, а губы в улыбочке. С-с-с-с.

-Скажите, ребята, какой это звук? Согласный.

- Приложите руку к горлышку, оно работает, спит или нет наш голосок?

-Спит. Значит этот звук какой? Голос не учувствует, звук произносится только при помощи шума. (Глухой).

-А сейчас произнесите звук [з]. Язычок за нижними зубками, спинка язычка выгнута, зубы «заборчиком», между зубами небольшое расстояние, губы в улыбке.

- Это какой звук гласный или согласный? Согласный. А чем этот звук отличается от звука [з]? Приложите руку к горлышку, спит голосок или нет. Нет, не спит, горлышко работает, значит этот звук …. (Звонкий).

- Правильно, звонкий.

-Вы сказали, что эти звуки согласные, а какими у нас могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Какими цветами мы их обозначаем? (Синим цветом твердые согласные, зеленым – мягкие согласные).

Давайте произнесем звуки с и з так, чтобы они стали мягкими согласными.

- А с помощью каких букв мы обозначаем эти звуки? С помощью букв С и З.

Молодцы!








Правильно произносят звук, определяют чья это песенка.


Дают качественную характеристику звуку [с].





Правильно произносят звук, определяют чья это песенка.


Дают качественную характеристику звуку [з].




Называют условные обозначения звуков, цвет.




Произносят мягкие звуки.

[с’], [з’].

Называют буквы, с помощью которых обозначают на письме звуки [с], [з].

- Дифферен-циация звуков [с] –[з] в словах.


1. Развивать слуховое восприятие.

2. Закрепить знания и умения, необходи-мые для самостоя-тельной работы учащихся по новому материалу, учить применять полученные знания.

8 мин

Практический:

аналитический.









Практические:

аналитический, обобщение.

Наглядно-демонстрационный: картинки.


Фронтальная

- Посмотрите, у вас на партах лежат колокольчики. Я буду произносить слова, а вы, если в слове услышите звук [з], звоните в колокольчик, ведь это звонкий звук, а если услышите глухой звук [с] сидите тихо-тихо.

Слова: сапоги, зима, заколка, солнце, коза, барсук, скакалка, ваза, спички, гнездо, грузовик, самокат, кактусы.

Молодцы!

-Ну, а теперь давайте поиграем в игру

«4 лишний».

Я покажу вам 4 картинки, а вы скажите, какая из них лишняя и почему?

Картинки: Снегурочка, звезда, лес, стакан.

Сахар, скамейка, зуб, сом.

Коза, лиса, роза, глаза.

Сова, сосулька, замок, собака.

Зонт, санки, берёза, ваза.

Отлично!

Дифференцируют звуки [с-з] в словах с использованием колокольчиков.









Определяют наличие звуков [с-з] в словах, выделяют лишнее слово, объясняют почему.


- Рефлексия.


1. Развивать зрительное восприятие.

2. Развивать мелкую моторику.

4 мин

ИКТ: «Снеговик», выполненная в программе Microsoft PowerPoint.

Здоровьесберега-ющие.


Фронтальная

- Ну что, давайте немного отдохнем, пусть отдохнут наши глазки.

Гимнастика для глаз: «Снеговик».

И пальчикам тоже нужен отдых.

Пальчиковая гимнастика: «Зима».

Снег пушистый лег на ветки,

И гулять бегут все детки.

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Лыжи, санки и коньки

Мчатся наперегонки.



Выполняют гимнастку для глаз.


Выполняют пальчиковую гимнастку, сопровождая стихотворным текстом.

-Дифферен-циация звуков [с]-[з] в словах, выделение первого звука в словах.


1.Совершен-ствовать и закреплять умения и навыки дифферен-циации звуков [с]-[з] словах.

3 мин


Практические: аналитический.

Наглядно-демонстрационный: картинки.



- А сейчас посмотрите, я дам каждому вот такие сигнальные карточки насоса и комара. Мы с вами уже умеем определять первый звук в слове. Я показываю картинку, а вы определите какой звук первый и покажите нужную карточку. Если слово начинается со звука [с], то какую карточку вы покажите? (Насос). А если слово начинается со звука [з], то комара.

Картинки: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр.

Выполняют задание на дифференциацию звуков [с-з] с использованием символов: комара и насоса.


- Динами-ческая пауза.

«Снеговик».

Создать положи-тельный эмоциональный настрой, развивать физическую активность.

2 мин

Здоровьесберегающие: динамическая пауза.


Фронтальная

- А сейчас, давайте сделаем физминутку и немножко отдохнём.

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (рукой в воздухе рисуют круг)
Вот такой, (широко разводят руки в стороны)
А потом поменьше ком (рисуют круг поменьше)

Вот такой (разводят руки в стороны наполовину)
А наверх поставим мы маленький комок (соединяют руки в кольцо)
Вот и вышел снеговик-снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!

Выполняют физминутку, вместе с учителем повторяя стихотворный текст.


-Дифферен-циация звуков[с]-[с’], [з]-[з’] в словах, определение позиции звука в слове.


Закрепить умение самостоя-тельно примененять полученные знания на практике.

6 мин

Практические:

аналитический.


Фронтальная

- Ребята, мы с вами не раз уже играли в игру «Чудесный мешочек», правила вы знаете, наощупь отгадываем предмет, называем и определяем какой звук в слове вы слышите, и где он находится. Где в слове может находиться звук? (опора на схему «птичка»). Сегодня мы ищем звуки [с], [с’], [з], [з’]. Поэтому и предметы в мешочке у нас новые, придется подумать. Готовы? Тогда начинаем.

В мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, корзина, заяц, собака, динозавр, слон.

Вы опять хорошо справились с заданием. Так держать!

По очереди выходят и достают из мешочка предмет, называют какой звук в слове слышат и определяют место звука в слове.


- Составление слов с буквами с,з из слогов.


1. Закрепить умение составлять слова из слогов.

2. Учить работать в парах.

5 мин

Практический:

аналитический

Социоигровые технологии - работа в парах.


Парная

- Мы с вами знаем, что звуки [с], [з] на письме обозначаются буквами с, з. давайте составим слова с этими буквами. Работать мы будем в парах. Посмотрите, на карточках написаны слоги, соедините их так, чтобы получилось слово, затем поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

На карточках:

Но ки

Сан зы

Сто сок

Та лы

Проверяем! Какие слова у вас получились?

Выполняют задания на карточках в парах. Составляют слова из слогов. По окончанию выполнения задания обмениваются карточками и проверяют правильность ответов друг у друга.

5.Заключи-тельный этап.

1. Учить обобщать знания.

2.Оценивать результат своей работы на занятии.

3 мин

Словесный: беседа.

Практический: обобщение.

Метод контроля:

самооценка


- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, выполнили все задания. Давайте еще раз назовем, с какими звуками мы работали?

- Правильно со звуками[с], [з].

И в конце нашего занятия я хочу вас попросить выбрать смайлик. Если на занятии вам было интересно и вы выполнили все задания правильно и довольны своей работой, то возьмите зелёный смайлик. Если вы на занятии работали неплохо, но при выполнении заданий допускали ошибки, то возьмите жёлтый смайлик. Если на занятии вам было трудно и вы допустили множество ошибок, то возьмите красный смайлик.

Спасибо! До свидания!

Учащиеся называют, с какими звуками работали на занятии.




Учащиеся оценивают свою работу на занятии, выбирают смайлик и размещают на доске.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации