Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’] в словах»
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в 1 классе.
Тема: «Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’] в словах».
Автор: Учитель-логопед
Лехова Любовь Николаевна
2020 год
Данное занятие может использоваться учителем - логопедом на этапе дифференциации звуков. На занятии учащиеся уточнили артикуляцию звуков [с] - [з], дали подробную характеристику звукам и тренировались в различении звуков словах на слух, с опорой на картинки и в произношении.
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия.
Ф.И.О. учителя-логопеда | Лехова Любовь Николаевна | ||
Класс, логопедическое заключение | 1 класс (4 человека) Логопедическое заключение: СНР лёгкой степени | ||
Тема занятия | «Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’] в словах». | ||
Тип занятия | комбинированное | ||
Цель занятия | Учить дифференцировать звуки [с – з], [с’ – з’] в словах. | ||
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные |
- закрепить навыки правильного произношения звуков [с – з], [с’ – з’]. - формировать умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки [с – з] на материале слов различной слоговой структуры. - закрепить знания о качественных характеристиках звуков: гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих. - закрепить навыки дифференциации гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. - активизировать словарь (слово, звук, гласный и согласный звук, твердый согласный и мягкий согласный, звонкий и глухой согласный звук). - учить сравнивать характеристики звуков. - закрепить умение определять наличие заданного звука в словах, определении позиции заданного звука в слове. | - развивать и совершенствовать артикуляционную, пальчиковую (мелкую) моторику. - способствовать развитию умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы. -развивать фонематический слух учащихся. -обеспечить условия для развития умений выражать свои мысли. | - воспитывать активность, умение взаимодействовать друг с другом. - воспитывать интерес к играм со звуками и словами. - воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в коллективе. -создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля. | |
Средства ИКТ | Ноутбук, телевизор. | ||
Оборудование для обучающихся для педагога | Индивидуальные зеркала, колокольчики, прищепки, предметные картинки на соответствующие звуки, ручки, карточки со слогами. Наглядный материал: картинки: заяц, нос, насос, комар; карточки с буквами С,З; картинки для задания 4-лишний: Снегурочка, звезда, лес, стакан. Сахар, скамейка, зуб, сом. Коза, лиса, роза, глаза. Сова, сосулька, замок, собака. Зонт, санки, берёза, ваза. Картинки для задания с сигнальными карточками: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр. Сигнальные карточки с изображением комара, насоса. Картинки для работы с прищепками: арбузы, зима, роза, корзина, зонт, сапоги, лиса, синица, гусь, сова, лось. Предметы в мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, корзина, заяц, собака, динозавр, слон. |
Технологическая карта занятия.
Этап занятия | Задачи этапа | Длитель- ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент. | 1. Создать психологический настрой на занятие. 2.Активизи-ровать внимание учащихся. | 3 мин | Словесный: диалог. | Фронтальная | Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! - сядет тот, кто назовёт какое сейчас время года. - сядет тот, кто назовет, какой зимний сейчас идёт зимний месяц. - сядет тот, кто назовёт какой сегодня день недели. -сядет тот, кто назовёт какое сейчас время суток. Молодцы! А сейчас давайте вспомним нашу речёвку: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Говорим мы чётко, внятно, Чтобы было всем понятно! | Учащийся называет текущее время года, зимний месяц, день недели, время суток. Повторяют речёвку. |
2. Артикуля-ционная гимнастика. | 1.Развивать моторику артикуляционного аппарата. | 4 мин | ИКТ - «Весёлый язычок», разработанная в программе Microsoft PowerPoint. | Фронтальная | - А чтобы наши язычки чётко и правильно выговаривали все звуки, я предлагаю вам сделать зарядку с нашими язычками. - Однажды ранним утром Язычок проснулся, почистил зубки, сделал зарядку, замесил тесто, испек блины, съел их с вкусным вареньем и пошёл гулять. Во дворе он встретил своих друзей: Лягушку и Слоника, все вместе они покачались на качели, покатались на лошадке и с хорошим настроением, бодрый и веселый Язычок вернулся домой. - Теперь и мы бодрые, веселые, здоровые и можем начать заниматься. | Выполняют артикуляционную гимнастику. |
3. Этап актуализации знаний и объявление темы занятия. | Организо-вать самостоя-тельное или с помощью логопеда формулиро-вание темы занятия. | 3 мин | Словесный: беседа. Наглядно-демонстрационный: картинки с изображением: зайца, носа. Технологии исследовательской деятельности - постановка и решение вопроса проблемного характера (начало). | Фронтальная | - Сегодня на занятии я хочу, ребята, с вами поиграть с уже знакомыми нам звуками, а какими именно, вы сейчас сами догадаетесь. Послушайте и отгадайте мои загадки: - Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной. И стоит среди травы, уши больше головы? -Правильно это заяц. -Скажите, а какой первый звук в слове заяц? ----- Звук [з]. Хорошо! -Слушайте следующую загадку: То на чем очки сидят, то чем тихо все сопят, Что суют в «чужой вопрос» Любопытный, острый ….. (нос). Молодцы, верно! А какой последний звук в слове нос? Звук [с]. Ну что, догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? - Правильно, мы будем учиться различать звуки [с-з]. | Дети отгадывают загадку. Выделяют первый звук в слове. Дети отгадывают загадку. Выделяют последний звук в слове. Обобщают, формулируют тему занятия. |
4. Основной этап. - Характерис-тика звуков. | 1. Проверить пройденный ранее материал. 2.Закрепить знания об акустичес-ких особеннос-тях звуков [с]-[з]. 3.Формиро-вать навыки различения звуков. | 4 мин | Словесный: беседа. Наглядно-демонстрационный: картинки с изображением: насоса, комара, карточек с буквами С,З. | Фронтальная | - Хорошо. Давайте произнесем эти звуки. Скажите, а кто поет эту песенку с-с-с, чья она? (Насос). А эту – з – з – з. (Комара) - Правильно, это песенки насоса и комара. (Показ картинок). -Чем похожи эти звуки и чем отличаются? Итак, произнесем звук [с]. Язычок у нас за нижними зубками, спинка языка выгнута, зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние, а губы в улыбочке. С-с-с-с. -Скажите, ребята, какой это звук? Согласный. - Приложите руку к горлышку, оно работает, спит или нет наш голосок? -Спит. Значит этот звук какой? Голос не учувствует, звук произносится только при помощи шума. (Глухой). -А сейчас произнесите звук [з]. Язычок за нижними зубками, спинка язычка выгнута, зубы «заборчиком», между зубами небольшое расстояние, губы в улыбке. - Это какой звук гласный или согласный? Согласный. А чем этот звук отличается от звука [з]? Приложите руку к горлышку, спит голосок или нет. Нет, не спит, горлышко работает, значит этот звук …. (Звонкий). - Правильно, звонкий. -Вы сказали, что эти звуки согласные, а какими у нас могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Какими цветами мы их обозначаем? (Синим цветом твердые согласные, зеленым – мягкие согласные). Давайте произнесем звуки с и з так, чтобы они стали мягкими согласными. - А с помощью каких букв мы обозначаем эти звуки? С помощью букв С и З. Молодцы! | Правильно произносят звук, определяют чья это песенка. Дают качественную характеристику звуку [с]. Правильно произносят звук, определяют чья это песенка. Дают качественную характеристику звуку [з]. Называют условные обозначения звуков, цвет. Произносят мягкие звуки. [с’], [з’]. Называют буквы, с помощью которых обозначают на письме звуки [с], [з]. |
- Дифферен-циация звуков [с] –[з] в словах. | 1. Развивать слуховое восприятие. 2. Закрепить знания и умения, необходи-мые для самостоя-тельной работы учащихся по новому материалу, учить применять полученные знания. | 8 мин | Практический: аналитический. Практические: аналитический, обобщение. Наглядно-демонстрационный: картинки. | Фронтальная | - Посмотрите, у вас на партах лежат колокольчики. Я буду произносить слова, а вы, если в слове услышите звук [з], звоните в колокольчик, ведь это звонкий звук, а если услышите глухой звук [с] сидите тихо-тихо. Слова: сапоги, зима, заколка, солнце, коза, барсук, скакалка, ваза, спички, гнездо, грузовик, самокат, кактусы. Молодцы! -Ну, а теперь давайте поиграем в игру «4 лишний». Я покажу вам 4 картинки, а вы скажите, какая из них лишняя и почему? Картинки: Снегурочка, звезда, лес, стакан. Сахар, скамейка, зуб, сом. Коза, лиса, роза, глаза. Сова, сосулька, замок, собака. Зонт, санки, берёза, ваза. Отлично! | Дифференцируют звуки [с-з] в словах с использованием колокольчиков. Определяют наличие звуков [с-з] в словах, выделяют лишнее слово, объясняют почему. |
- Рефлексия. | 1. Развивать зрительное восприятие. 2. Развивать мелкую моторику. | 4 мин | ИКТ: «Снеговик», выполненная в программе Microsoft PowerPoint. Здоровьесберега-ющие. | Фронтальная | - Ну что, давайте немного отдохнем, пусть отдохнут наши глазки. Гимнастика для глаз: «Снеговик». И пальчикам тоже нужен отдых. Пальчиковая гимнастика: «Зима». Снег пушистый лег на ветки, И гулять бегут все детки. Лепят бабу под окном, Дружно катят снежный ком. Лыжи, санки и коньки Мчатся наперегонки. | Выполняют гимнастку для глаз. Выполняют пальчиковую гимнастку, сопровождая стихотворным текстом. |
-Дифферен-циация звуков [с]-[з] в словах, выделение первого звука в словах. | 1.Совершен-ствовать и закреплять умения и навыки дифферен-циации звуков [с]-[з] словах. | 3 мин | Практические: аналитический. Наглядно-демонстрационный: картинки. | | - А сейчас посмотрите, я дам каждому вот такие сигнальные карточки насоса и комара. Мы с вами уже умеем определять первый звук в слове. Я показываю картинку, а вы определите какой звук первый и покажите нужную карточку. Если слово начинается со звука [с], то какую карточку вы покажите? (Насос). А если слово начинается со звука [з], то комара. Картинки: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр. | Выполняют задание на дифференциацию звуков [с-з] с использованием символов: комара и насоса. |
- Динами-ческая пауза. «Снеговик». | Создать положи-тельный эмоциональный настрой, развивать физическую активность. | 2 мин | Здоровьесберегающие: динамическая пауза. | Фронтальная | - А сейчас, давайте сделаем физминутку и немножко отдохнём. Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую) Вот такой (разводят руки в стороны наполовину) | Выполняют физминутку, вместе с учителем повторяя стихотворный текст. |
-Дифферен-циация звуков[с]-[с’], [з]-[з’] в словах, определение позиции звука в слове. | Закрепить умение самостоя-тельно примененять полученные знания на практике. | 6 мин | Практические: аналитический. | Фронтальная | - Ребята, мы с вами не раз уже играли в игру «Чудесный мешочек», правила вы знаете, наощупь отгадываем предмет, называем и определяем какой звук в слове вы слышите, и где он находится. Где в слове может находиться звук? (опора на схему «птичка»). Сегодня мы ищем звуки [с], [с’], [з], [з’]. Поэтому и предметы в мешочке у нас новые, придется подумать. Готовы? Тогда начинаем. В мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, корзина, заяц, собака, динозавр, слон. Вы опять хорошо справились с заданием. Так держать! | По очереди выходят и достают из мешочка предмет, называют какой звук в слове слышат и определяют место звука в слове. |
- Составление слов с буквами с,з из слогов. | 1. Закрепить умение составлять слова из слогов. 2. Учить работать в парах. | 5 мин | Практический: аналитический Социоигровые технологии - работа в парах. | Парная | - Мы с вами знаем, что звуки [с], [з] на письме обозначаются буквами с, з. давайте составим слова с этими буквами. Работать мы будем в парах. Посмотрите, на карточках написаны слоги, соедините их так, чтобы получилось слово, затем поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. На карточках: Но ки Сан зы Сто сок Та лы Проверяем! Какие слова у вас получились? | Выполняют задания на карточках в парах. Составляют слова из слогов. По окончанию выполнения задания обмениваются карточками и проверяют правильность ответов друг у друга. |
5.Заключи-тельный этап. | 1. Учить обобщать знания. 2.Оценивать результат своей работы на занятии. | 3 мин | Словесный: беседа. Практический: обобщение. Метод контроля: самооценка | | - Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, выполнили все задания. Давайте еще раз назовем, с какими звуками мы работали? - Правильно со звуками[с], [з]. И в конце нашего занятия я хочу вас попросить выбрать смайлик. Если на занятии вам было интересно и вы выполнили все задания правильно и довольны своей работой, то возьмите зелёный смайлик. Если вы на занятии работали неплохо, но при выполнении заданий допускали ошибки, то возьмите жёлтый смайлик. Если на занятии вам было трудно и вы допустили множество ошибок, то возьмите красный смайлик. Спасибо! До свидания! | Учащиеся называют, с какими звуками работали на занятии. Учащиеся оценивают свою работу на занятии, выбирают смайлик и размещают на доске. |