Дифференциация звуков В - Ф

Тема: Дифференциация звуков В - Ф
Цель: учить дифференцировать звуки в-ф, определять их положение в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
учить дифференцировать звуки в-ф по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
развивать навыки звуко – буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
развивать орфографическую зоркость;
соблюдать преемственность в работе с учителем;
расширить словарный запас путем словообразования;
развить логическое мышление, внимание, память, фонематический слух;
воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование:
Организационный момент
1. Организационный момент.
Как хорошо уметь читать
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Нас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком
Об этом речь мы поведём…
Успенский Эдуард Николаевич, поэт, детский прозаик, драматург, сценарист, родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области. Еще в школе, учась в старших классах, был назначен вожатым к малышне. С тех пор прирос к этой малышне на всю жизнь. Всегда был заводилой, организатором, вожаком.
Эпиграф:
"Если вы хотите узнать,
насколько умнее и лучше
становится человек,
прочитавший тысячу книг,
прочитайте тысячу книг".
Э.Успенский
III Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня в гости к нам пришел гость. Вы его не видите? Может Вы его слышите? (Учитель включает песню Чебурашки) Правильно, это Чебурашка. Где живёт Чебурашка? В тропиках, где растут апельсины? Он хочет приехать к Крокодилу Гене. Но наступила зима, и он не знает, что нужно одеть. Стал он собирать чемодан. Сейчас на улице очень холодно. Что с собой взять?
Детям предлагаются картинки, из которых нужно выбрать предметы одежды и обуви со звуками в или ф (кофта, варежки, шарф, валенки, фуфайка, футболка).
Педагог: Задумался Чебурашка: Что можно взять к чаю, чтобы угостить друзей? Помоги Чебурашке выбрать угощение со звуками в или ф.
Дети: конфеты, вафли.
Педагог: С какими звуками мы придумывали слова?
Дети: со звуками в и ф.
3. Характеристика звуков [в], [ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)
- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)
5. Игра «Хлоп-хлоп»
-Шапокляк хочет помешать Чебурашке, а птицы хотят нам помочь. Давайте поможем им.
Играем. Вы должны будете хлопать 2 раза, если увидите картинку, на которой изображены слова со звуком «В», а на слова со звуком «Ф» хлопать 1 раза.
Жаворонок, воробей, сова, ворона, филин, снегирь, дятел, журавль, синица, сорока, филин, голубь.
Какие из перечисленных птиц зимующие? Что мы с вами должны делать? (Кормить)
6. Слышится стук. Ребята, кто это? (Кот Матроскин).
Он хочет нам помочь, чтобы Чебурашка быстрее к нам приехал. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки [ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки в три вагона поезда. между Чебурашкой, и Крокодилом Геной. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
7. Формирование навыков письма.
Пока мы пальчиками указывали номер вагона, мы сделали гимнастику и подготовили руку к письму.
- Шапокляк хочет помешать Чебурашке приехать к Гене, Давайте её запутаем следы и в тетради, как на снегу напишем красивые буквы. Повторите запись букв…
Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и Ф, ф.
-Чебурашке нужно купить электронный билет. А вы знаете, что для того, чтобы купить электронный билет, нужно пройти целый квест? Но мы не боимся трудностей. Вот и нам надо выполнить несколько заданий.
8. Графическое изображение слова.
Теперь нам надо отправить телеграмму Крокодилу Гене, но ее надо зашифровать.
- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
Образец: вок ___ ,
вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.
- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
9. Физминутка. Нужно показать маршрут машинисту поезда. Нейрофизминутка «Стрелки»
10. Игра «Собери слова».
Старуха Шапокляк разделила слова на слоги и перемешала их. должны были собрать слова , добавляя слоги: - вы или – фы:
-шка…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…
11. Дифференциация в-ф в словах
1. Карточка. Вставь В или Ф
….ата ….окус
….афли ….рукты
….орота ….артук
2. Карточка. Упражнение «Лишнее слово».
- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.
Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
Дифференциация в-ф в словосочетаниях.
Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В-, Ф= чертами.
Красивый | ватрушка |
свежая | флакон |
шелковый | фабрика |
обувная | шарфик |
новый | конфета |
вкусная | сарафан |
Дифференциация в-ф в предложениях.
Работа у доски.
Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.
Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.
Вера открыла …. .
Оборвался телефонный …. .
Федя осветил дорогу ….. .
У машины не было одной …. .
Фаина сварила компот из …. .
В нашем доме не работает …. .
Слова для справок: фонарь, форточка, фрукты, лифт, провод, фара.
«Перепутались слова».
В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и запишите правильные предложения.
Вилка тщательно вымыл Федю.
На фарфоровых сливах блюдо .
Вера сплела фиалку из венка.
Вода выпрыгнула из дельфинов.
Ветки вороны из гнезда.
Итог занятия
Ура! Чебурашку Гена встретил и Новый год он проведет у нас.
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Как они называются? (Парные согласные)
- Какие слова вы запомнили со звуками В – Ф? Назовите их.
- Какие задания вам понравились?
- Благодарю всех за работу, до свидания!
ХI Рефлексия.
-Сегодня на уроке я вспомнил…
-Сегодня на уроке я научился…
-Сегодня на уроке мне понравилось…
-Сегодня на уроке я запомнил…
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Сегодня на уроке я вспомнил
Сегодня на уроке я научился
Сегодня на уроке мне понравилось
Сегодня на уроке я запомнил
"Если вы хотите узнать,
насколько умнее и лучше
становится человек,
прочитавший тысячу книг,
прочитайте тысячу книг".
Э.Успенский
Карточка для урока
1. Графическое изображение слова.
Образец: вок ___ ,
вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.
2. Игра «Собери слова».
Старуха Шапокляк разделила слова на слоги и перемешала их. должны были собрать слова, добавляя слоги: - вы или – фы:
-шка…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…
3. Дифференциация в-ф в словах
А. Карточка. Вставь В или Ф
….ата ….окус
….афли ….рукты
….орота ….артук
Б. Карточка. Упражнение «Лишнее слово».
- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.
Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
Дифференциация в-ф в словосочетаниях.
Составление словосочетаний, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркнуть слоги с буквой В=, Ф- чертами.
Красивый | ватрушка |
свежая | флакон |
шелковый | фабрика |
обувная | шарфик |
новый | конфета |
вкусная | сарафан |
Дифференциация в-ф в предложениях.
Работа у доски.
Закончите предложения используя слова для справок. Выделите слоги с буквами В и Ф.
Работа выполняется только на доске, по « цепочке». Один записывает, остальные проверяют.
Вера открыла …. .
Оборвался телефонный …. .
Федя осветил дорогу ….. .
У машины не было одной …. .
Слова для справок: фонарь, форточка, провод, фара.
«Перепутались слова».
В предложениях слова не на своих местах, расставьте их по своим местам и запишите правильные предложения.
Вилка тщательно вымыл Федю.
На фарфоровых сливах блюдо .
Вера сплела фиалку из венка.
Вода выпрыгнула из дельфинов.
Ветки вороны из гнезда.