Доклад «Теория и практика дистанционного обучения учащихся с ОВЗ (ТНР). Из опыта работы учителя-логопеда»
«Теория и практика дистанционного обучения учащихся с ОВЗ (ТНР)»
Из опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад № 6» г.Ярославль Кретининой(Кузьминой) Юлии Константиновны.
Взаимодействие детского сада с семьей воспитанников всегда являлось актуальной проблемой. Согласно ФГОС, семейному воспитанию уделяется особое внимание, и Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обязано создать все условия, для того, чтобы родители активно и осознанно участвовали в воспитательно-образовательном процессе. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Огромное значение имеет эффективное взаимодействие педагога с семьей. Практика показывает, что результаты коррекции во многом зависят от того, насколько удалось вовлечь в этот процесс родителей воспитанника.
Особенно актуальным вопрос эффективного взаимодействия с родителями встал весной на карантине по КОВИДу 2020 года. Участие родителей, в коррекционно-образовательном процессе, стало просто необходимым, поскольку лично встретиться с воспитанником было невозможно.
Для эффективной организации этой работы необходимо решить несколько задач:
- наладить доверительные партнерские отношения с родителями;
-сформировать мотивацию к участию в коррекционном процессе;
-обучить практическим приемам работы с ребенком по коррекции и развитию речи;
-повышать грамотность в области развития детей, педагогическую и психологическую осведомленность.
-вовлечь родителей в процесс коррекции.
Таким образом, совместная деятельность учителя – логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно – образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы воспитанников с ТНР.
Происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений главных субъектов образовательного процесса. Сейчас активно разрабатываются и применяются на практике новые эффективные формы сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьей. Особенно актуальны в наши дни интернет-технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.
На сегодняшний день и для учителей-логопедов актуальным является вопрос поиска эффективных форм сотрудничества с родителями, направленного на коррекционную, консультативную, информационную помощь. Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей. Родители часто отстраняются от работы над речевыми проблемами детей, так как не владеют определенными педагогическими знаниями.
Поэтому так важно повышать родительскую компетентность в коррекционном процессе, основные задачи которого – вовлекать родителей в педагогическую деятельность, распространять логопедические знания в среде родителей.
Такой эффективной формой взаимодействия с родителями для меня стало использование интернет-страницы ВКонтаке (https://vk.com/public194164528). Интернет-страница позволяет учителю-логопеду выйти за рамки образовательной организации, установить межпользовательские связи и активно взаимодействовать с родителями. Здесь родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые могут принимать участие в групповом обсуждении, выстраивать общение с педагогом. Приобщение к коррекционной работе в сети Интернет помогает родителям яснее увидеть проблему ребенка и убедиться в необходимости закрепления изученного материала дома с родителями; помогает родителю отслеживать, как идет речевое развитие его ребенка (с заключением ТНР); повышает интерес родителей к логопедическим занятиям.
Интернет-ресурс осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1. Организационно-методическое направление.
Работая в этом направлении, учитель-логопед знакомит с содержанием логопедической работы на неделю, выкладывает домашние задания для закрепления полученных на занятиях с логопедом навыков. Родители выполняют их в форме сюжетных игр с игрушками, игр с картинками и т. д. Домашние задания могут быть выложены в виде файлов в формате Word либо в форме видео-уроков или мастер-классов.
2. Консультативное направление.
Педагог оказывает консультативную помощь родителям в преодолении задержки речевого развития у малышей. Для родителей подбирается материал по привлечению их непосредственно к коррекции речевых нарушений у детей, предоставляется необходимая информационная поддержка.
3. Мотивационное направление.
Учитель-логопед стимулирует мотивационное отношение родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого педагог рассказывает о путях преодоления речевых проблем и необходимости логопедической работы, необходимости родительской помощи, которая может способствовать значительному прогрессу в преодолении задержки речевого развития у малышей как в процессе выполнения домашних заданий в течение года, так и в результате выполнения рекомендаций учителя-логопеда на лето.
4. Информационно-просветительское направление.
Родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить игры с ребенком, выполнять упражнения.Каждый родитель может воспользоваться размещенными на странице материалами, задать вопрос логопеду и получить ответ. На странице педагог выкладывает видеоролики, презентации, записи и фотографии деятельности детей на занятиях с логопедом, видеоуроки для родителей по проведению логопедических игр; объявления, новости, информацию об актуальных событиях.
Результат работы и сотрудничества с родителями в интернет-группе показывает, что возрастает активность родителей в образовательном процессе повышается родительская компетентность в вопросах преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста, родители становятся непосредственными участниками коррекционно-образовательной работы. А также создание интернет-страницы способствует повышению авторитета педагогических работников образовательной организации среди родителей.
Хотелось бы поделиться личным опытом по взаимодействию с родителями через такую форму ИКТ, как создание и ведение социальной группы в соц. сети ВКонтакте.
Изначальная цель создания группы – проводить занятия с воспитанниками моей группы, просветительская работа с родителями.
В апреле-мае 2020 года разместила видеозаписи артикуляционных упражнений. Потом на стене группы разместила материал из других групп по разделам, в том числе и новым "Мелкая моторика", "Лексико-грамматические категории",игры и речевой материал для автоматизации звуков, скороговорки. В группе лишь выкладываются общие материалы (описания игр, упражнений, рабочие тетради с речевым материалом, видеоинструкции и т.д.).
Из 54 родителей (это 2 выпускных группы и 1 старшая) - 50 процентов отказались от занятий:
30 процентов – речь нашего ребенка в норме;
10 процентов – не наша работа заниматься с ребенком;
10 процентов – нет интернета.
Занятия длились 10-15 минут, работали в различных мессенджерах – WhatsApp, ВКонтакте, Viber. Но чаще всего проводилась работа ВКонтакте. Подготовка к онлайн занятию имеет большое значение и занимает большее количество времени, чем в офлайн формате. В группе представлены видео с артикуляционными упражнениями. Снимала Кретинина Ю.К. на записи М.В. Кукушкина учителя – логопеды МДОУ «Детский сад № 6».
Я проводила занятия по плану:
Организационный момент;
«Сказка про язычок». Артикуляционные упражнения;
Дыхательные упражнения;
Автоматизация звука (уточнение артикуляции, автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, в предложениях);
Пальчиковая игра;
Игра на развитие внимания и памяти;
Итог занятия, анализ работы.
Занятие дистанционно подходят не всем детям!
- Необходимо хорошее произвольное внимание;
- Ребенок должен понимать плоскостные изображения;
- Дома должна быть развивающая среда (игры, игрушки, пособия);
-Родитель должен владеть педагогическими приёмами, чтобы удержать внимание ребенка. Иногда родителю было трудно усадить ребенка к экрану.
Как удержать педагогу внимание ребенка на онлайн- занятии.
Внешний вид педагога (акцент на яркие детали);
Необходимость использования наглядности (куклы, мультфильмы, картинный материал, презентации)
Высокий темп проведения занятий, переключаемость с одной игры на другую.
Создание мотивационных моментов.
Домашним заданием было вклеить в логопедический альбом картинки, в которых есть определенный звук, выучить стихотворение и прислать видеозапись.
У родителей воспитанников появился интерес к занятиям, на карантине они стали больше внимания уделять детям, стали «следить» за речью ребенка. Играть в развивающие игры.
По итогу работы в онлайн - режиме: все дети идут в школу - с чистой речью. На мой взгляд педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 6» справился с возникшими трудностями, хотя в начале карантина был шок, стресс, но потом все успокоились и решали проблему связи с родителями, организацией занятий и подбор красочного и яркого материала.
Группа "Логоудаленка" существует 10 месяцев и активно поддерживается родителями воспитанников.
Моя группа VK.com(https://vk.com/public194164528) активна по настоящее время, сбрасываю туда интересную информацию для родителей (статьи, игры, ребусы, рекомендации по развитию речи). На первом организационном собрании в начале 2020 – 2021 учебного года с родителями обсуждалась возможность и технология взаимодействия через интернет. Мной проведено анкетирование, удобна ли форма странички в ВКонтакте для общения и выкладывания домашних упражнений. Примерно половина родителей выбирают форму взаимодействия через интернет, путем общения в соц. сети, такие родители оказываются более активными и заинтересованными, чем те, кто получают рекомендации для занятий с детьми по старинке через тетрадь взаимодействия.
Сейчас я активно использую на логопедических занятиях кинезиологические упражнения, поэтому и на стене группы «Логоудалёнка МДОУ д.с.6 «Теремок» есть видео с кинезиологическими упражнениями. Возможности же общения через интернет позволяют предоставить родителям более полную, понятную информацию, подкрепленную текстовым материалом, фото, аудио или видеоинструкцией.
Возможности копировать и накапливать материал позволили значительно экономить время. Педагог может посетить ее в любое время дня с компьютера или с телефона. У родителей всегда есть возможность обсудить в личном сообщении волнующие их вопросы, уточнить задание, договориться о посещении занятия или дополнительной консультации, через видеозвонок или личное сообщение.
Группа является закрытой, что позволяет сохранять конфиденциальность персональных данных детей, педагогов и родителей, размещать материалы, раскрывающие тонкости коррекционно-логопедической работы.
Подводя итоги работы, с использованием соц.сети ВКонтакте за период пандемии, я убедилась, что такая работа действительно необходима, достаточно эффективна и имеет большой потенциал. Умение общаться на новом уровне – залог успешной работы и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.