Доклад на методической комиссии по теме «Использование Кейс-метода в образовательном процессе»

1
0
Материал опубликован 18 January 2023

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)






Доклад


МК филиала №1 по теме:

«Использование Кейс-метода

в образовательном процессе»












Выполнил: Шарко Сергей Александрович,

преподаватель











г. Владимир







Метод case-study (кейс-метод) или метод конк­ретных ситуаций (от английского case – слу­чай, ситуация) основан на обучении путем реше­ния конкретных задач-ситуаций (кейсов) и ориен­тирован на формирование готовности обучающих­ся решать практические задачи и находить реше­ние в реальных, жизненных, а также проблемных ситуациях. Актуальность кейс-метода обусловлена тем, что нередко выпускники учреждений профес­сионального образования, имея достаточно высо­кий уровень теоретических знаний, с трудом справляются с выполнением элементарных прак­тических заданий.

Метод кейсов начинает внедряться в практику обучения студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования, а также в школь­ную практику. Однако педагоги пока недостаточно четко осознают сущность и дидактические воз­можности данного метода. Это связано с тем, что в литературе существуют различные подходы к тол­кованию метода, а рекомендаций по его примене­нию и конкретных методических разработок недо­статочно.

Непосредственная цель кейс-метода – совмест­ными усилиями обучающихся проанализировать конкретную производственную или жизненную ситуацию и выработать практическое решение; завершение процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте постав­ленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко использует­ся в обучении экономике и бизнесу за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 г., внедрение его в Гарвардской школе бизнеса нача­лось в 1920 г.

Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в зарубежном бизнес-образовании и счи­тается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Так, Гарвардская школа бизнеса выделя­ет почти 90% учебного времени на разбор конк­ретных кейсов.

Метод case-study был известен в 20-е гг. XX в. преподавателям экономических дисциплин и в нашей стране под названием «метод казусов». В 1924-1925 гг. преподаватели совпартшкол озна­комились с методом казусов и оценили его пре­имущества, тем не менее он не вошел в практику преподавания. Интерес к нему возник лишь в конце XX в.

Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетентностей, раз­витие способностей к самообразованию, самораз­витию, самореализации; к оптимальному поведе­нию и деятельности в различных жизненных ситу­ациях.

Рассмотрим сущность данного метода и приве­дем несколько распространенных определений кейса как дидактической категории:

кейс – это описание реальной ситуации, слу­чая;

кейс – это «кусочек» реальной жизни;

кейс – это событие, реально произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы спровоцировать дискус­сию в учебной аудитории, стимулировать обучаю­щихся к обсуждению, анализу ситуации и приня­тию решения;

кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае, событии, в котором можно обнаружить проблему, описывающая конк­ретных людей в момент принятия важного реше­ния, сталкивающихся с необходимостью предпри­нимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.

В данных определениях кейс рассматривается как ситуация, случай.

Ситуация (от фр. situation – «положение, обста­новка») – это совокупность обстоятельств, усло­вий, противоречий развития какой-либо деятель­ности, требующих конкретного разрешения с уче­том множественности выходов из создавшегося положения.

Анализ ситуации – это детальное исследова­ние реальной или искусственно сконструирован­ной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и оперативного разрешения.

Таким образом, кейс-технологию можно рас­сматривать как совокупность действий по созда­нию кейсов и их использованию в образовательном процессе, гарантированно обеспечивающую дости­жение запланированных результатов обучения.

Для того чтобы учебный процесс на основе кейс-технологий был эффективным, необходимы два условия: тщательно разработанный кейс и пра­вильная методика его использования в учебном процессе.

Идеи кейс-метода достаточно просты:

1. Метод предназначен для обучения дисципли­нам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания ори­ентирована на получение не единственной, а мно­гих истин и ориентацию в их проблемном поле.

С этих позиций кейс-метод может быть использован в обучении школьников технологии, так как технологи­ческие решения многих производственных проблем многовариантны.

2. Акцент обучения переносится не на овладе­ние готовыми знаниями, а на их поиск, на сотвор­чество обучающегося и учителя.

3. Результатом применения метода являются знания, умения и навыки, опыт деятельности, а также развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения и миропонимания.

4. Технология заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей (или воз­можной) в реальной жизни, определяется комп­лекс знаний и практических навыков, которые нужно усвоить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующе­го ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли модератора процесса сотворчества.

5. В методе case-study преодолевается пассив­ность обучающихся, происходят столкновение взглядов, защита своей позиции, отрабатывается умение аргументировать, доказывать, строить диалог.

Кейс должен удовлетворять следующим требо­ваниям:

содержать четкие дидактические цели, соот­ветствующие особенностям обучающихся;

содержание ситуации и представленные материалы должны быть актуальными, достовер­ными, иллюстрировать различные аспекты реаль­ной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;

не устаревать слишком быстро;

развивать аналитическое мышление;

провоцировать дискуссию.

Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый из участников или группа предлагают варианты разрешения ситуации, исходя из имею­щихся знаний, практического опыта и интуиции. Поскольку любая ситуация имеет несколько вари­антов решения, происходят обсуждение и поиск оптимального варианта.

Кейс-метод принадлежит к активным методам обучения. К его преимуществам можно отнести:

использование принципов проблемного обу­чения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраи­вая логические схемы решения проблемы, аргу­ментировать свое мнение;

развитие навыков работы в команде;

отработка коммуникативных навыков (уме­ния слушать, вести диалог, задавать вопросы, аргу­ментировать собственную точку зрения, презента­ции и т.д.).

Можно сказать, что кейс-метод является одним из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Задания, предлагаемые учащимся в рамках международных исследований по диагнос­тике качества образования (TIMSS, PISA), также можно рассматривать как мини-кейсы.

Кейсы можно классифицировать по различным основаниям. Остановимся на тех системах класси­фикации кейсов, которые наиболее интересны для обучения технологии.

Исходя из целей и задач процесса обучения, выделяют кейсы:

обучающие анализу и оценке;

обучающие решению проблем и принятию решений;

иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

По наличию сюжета различают сюжетный кейс, бессюжетный кейс.

По способу представления материала: рассказ, эссе, аналитическая записка, журналистское рас­следование, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокуп­ность документов и производственных образцов.

По типу методической части: вопросный кейс, кейс-задание.

По объему: краткий (мини), средних размеров, объемный кейсы.

По степени воздействия их основных источни­ков:

практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

обучающие кейсы, основной задачей кото­рых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориенти­рованные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключа­ется в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию, создать «действующую модель» ситуации.

Источниками формирования кейсов могут быть:

1. Художественная и публицистическая литера­тура, которая может подсказывать идеи или опре­делять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты текстов из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.

2. Информация производственного, экономи­ческого, социального характера, связанная с про­блемами местного социума.

3. Статистические материалы, которые могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации или выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.

4. Научная литература: статьи, монографии, научные отчеты.

5. Интернет-ресурсы. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и опера­тивностью.

Рассмотрим основные этапы создания кейсов:

1. Формулировка дидактических целей кейса, выявление «зоны ответственности» за знания, уме­ния и навыки обучающихся.

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состо­ящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Построение или выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности.

5. Выбор жанра кейса.

6. Написание текста кейса.

7. Диагностика правильности и эффективности кейса и его корректировка.

8. Внедрение кейса в практику обучения, его публикация.

9. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для обу­чающихся и возможных вопросов для ведения дис­куссии и презентации кейса, описание предполага­емых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Основные требования к кейсу:

должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

содержать проблему и пояснительную запис­ку, в которой предлагаются конкретные рекомен­дации по разбору ситуации, излагаются авторский разбор ситуации, ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий;

демонстрировать положительные и отрица­тельные стороны проблемы;

соответствовать потребностям контингента обучающихся;

содержать оптимальное количество инфор­мации;

текст кейса не должен подсказывать ни одно­го варианта решения поставленной проблемы.

Структура кейса:

Сюжетная часть – описание ситуации, содер­жащее информацию, позволяющую понять окру­жение, в котором развивается ситуация, с указани­ем источника получения данных.

Информационная часть – информация, кото­рая позволит правильно понять развитие событий.

Методическая часть – разъясняет место дан­ного кейса в структуре учебной дисциплины, фор­мулирует задания по анализу кейса для обучаю­щихся.

Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:

1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

2. Выделение основных проблем, факторов и персоналий, которые могут реально воздейство­вать на ситуацию.

3. Предложение концепций или тем для «мозго­вого штурма».

4. Анализ последствий принятия того или иного решения.

5. Решение кейса-предложения одного или нескольких вариантов (последовательности дейс­твий), указания на возможное возникновение про­блем, механизмы их предотвращения и решения.

Ознакомление обучающихся с текстом кейса и анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения как самостоя­тельная работа. Обучающиеся определяют ключе­вые проблемы кейса, его главных действующих лиц, отбирают факты и понятия, необходимые для анализа, определяют трудности, которые могут возникнуть при решении задачи. Далее определя­ется метод исследования.

Работу обучающихся можно оценивать по сле­дующим показателям:

1. Аргументированность и обоснованность выступления.

2. Выделение круга вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.

3. Владение категориальным аппаратом, стрем­ление давать определения, выявлять содержание понятий.

4. Демонстрация умения логически мыслить.

5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.

6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.

7. Определение существенных элементов, кото­рые должны учитываться при анализе кейса.

8. Активное участие в обработке количествен­ных данных, проведении расчетов.

9. Подведение итогов обсуждения. Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итого­вую. Текущая оценка помогает руководить процес­сом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение обучающего­ся по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам в анализе кейса и овладении дисцип­линой. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей рабо­ты группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность.

Оценка должна носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его оценивания препо­давателем, что требует обязательного ее разъясне­ния до начала работы над кейсом.

В последнее время все более популярным стано­вится использование кейсов не только на стадии обучения, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.

Педагогические возможности использования кейс-метода и его применение в образовательном процессе зависят от профессиональной компетент­ности педагогов. Изучение данного метода и внед­рение его в образовательный процесс позволят не только организовать обучающихся на усвоение необходимых знаний, но и научить использовать их в жизнедеятельности.

Литература


Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образова­тельном процессе и методической работе ССУЗА [Текст] / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский: науч.-ме­тод, пособие. – М., 2007. – 104 с.

Долгоруков, A. Case-study как способ (стратегия) понимания [Текст] / А. Долгоруков. Практическое руко­водство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий / под ред. А.Дол­горукова. – М.: Центр интенсивных технологий образо­вания, 2002. – С. 22-44.

Логунова, Н. Обучение как общение и сотворчество [Текст] / Н. Логунова // Высшее образование в Рос­сии. – 2000. – № 3. – С. 108-110.

Панфилова, А.Н. Игровое моделирование в деятель­ности педагога [Текст] /А.Н.Панфилова: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

Федянин, Н., Давиденко, В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст] / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. – 2000. – № 7. – С. 52-55.

Case-study [Электронный ресурс]. Режим доступа http://koshechkin.narod.ru/case.html.

Смолянинова, О. Дидактические возможности мето­да case-study в обучении студентов [Электронный ресурс] Режим доступа http: //www.lan.krasu.ru/studies/authors/ smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didacti.

Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обу­чения (case-study) [Электронный ресурс] Режим доступа www.casemethod.ru.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации