Доклад на методической комиссии по теме «Использование Кейс-метода в образовательном процессе»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
Доклад
МК филиала №1 по теме:
«Использование Кейс-метода
в образовательном процессе»
Выполнил: Шарко Сергей Александрович,
преподаватель
Метод case-study (кейс-метод) или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) основан на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) и ориентирован на формирование готовности обучающихся решать практические задачи и находить решение в реальных, жизненных, а также проблемных ситуациях. Актуальность кейс-метода обусловлена тем, что нередко выпускники учреждений профессионального образования, имея достаточно высокий уровень теоретических знаний, с трудом справляются с выполнением элементарных практических заданий.
Метод кейсов начинает внедряться в практику обучения студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования, а также в школьную практику. Однако педагоги пока недостаточно четко осознают сущность и дидактические возможности данного метода. Это связано с тем, что в литературе существуют различные подходы к толкованию метода, а рекомендаций по его применению и конкретных методических разработок недостаточно.
Непосредственная цель кейс-метода – совместными усилиями обучающихся проанализировать конкретную производственную или жизненную ситуацию и выработать практическое решение; завершение процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 г., внедрение его в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 г.
Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в зарубежном бизнес-образовании и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Так, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов.
Метод case-study был известен в 20-е гг. XX в. преподавателям экономических дисциплин и в нашей стране под названием «метод казусов». В 1924-1925 гг. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов и оценили его преимущества, тем не менее он не вошел в практику преподавания. Интерес к нему возник лишь в конце XX в.
Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетентностей, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях.
Рассмотрим сущность данного метода и приведем несколько распространенных определений кейса как дидактической категории:
кейс – это описание реальной ситуации, случая;
кейс – это «кусочек» реальной жизни;
кейс – это событие, реально произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, стимулировать обучающихся к обсуждению, анализу ситуации и принятию решения;
кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае, событии, в котором можно обнаружить проблему, описывающая конкретных людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.
В данных определениях кейс рассматривается как ситуация, случай.
Ситуация (от фр. situation – «положение, обстановка») – это совокупность обстоятельств, условий, противоречий развития какой-либо деятельности, требующих конкретного разрешения с учетом множественности выходов из создавшегося положения.
Анализ ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и оперативного разрешения.
Таким образом, кейс-технологию можно рассматривать как совокупность действий по созданию кейсов и их использованию в образовательном процессе, гарантированно обеспечивающую достижение запланированных результатов обучения.
Для того чтобы учебный процесс на основе кейс-технологий был эффективным, необходимы два условия: тщательно разработанный кейс и правильная методика его использования в учебном процессе.
Идеи кейс-метода достаточно просты:
1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
С этих позиций кейс-метод может быть использован в обучении школьников технологии, так как технологические решения многих производственных проблем многовариантны.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовыми знаниями, а на их поиск, на сотворчество обучающегося и учителя.
3. Результатом применения метода являются знания, умения и навыки, опыт деятельности, а также развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения и миропонимания.
4. Технология заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей (или возможной) в реальной жизни, определяется комплекс знаний и практических навыков, которые нужно усвоить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли модератора процесса сотворчества.
5. В методе case-study преодолевается пассивность обучающихся, происходят столкновение взглядов, защита своей позиции, отрабатывается умение аргументировать, доказывать, строить диалог.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
– содержать четкие дидактические цели, соответствующие особенностям обучающихся;
– содержание ситуации и представленные материалы должны быть актуальными, достоверными, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;
– не устаревать слишком быстро;
– развивать аналитическое мышление;
– провоцировать дискуссию.
Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый из участников или группа предлагают варианты разрешения ситуации, исходя из имеющихся знаний, практического опыта и интуиции. Поскольку любая ситуация имеет несколько вариантов решения, происходят обсуждение и поиск оптимального варианта.
Кейс-метод принадлежит к активным методам обучения. К его преимуществам можно отнести:
– использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
– развитие навыков работы в команде;
– отработка коммуникативных навыков (умения слушать, вести диалог, задавать вопросы, аргументировать собственную точку зрения, презентации и т.д.).
Можно сказать, что кейс-метод является одним из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Задания, предлагаемые учащимся в рамках международных исследований по диагностике качества образования (TIMSS, PISA), также можно рассматривать как мини-кейсы.
Кейсы можно классифицировать по различным основаниям. Остановимся на тех системах классификации кейсов, которые наиболее интересны для обучения технологии.
Исходя из целей и задач процесса обучения, выделяют кейсы:
– обучающие анализу и оценке;
– обучающие решению проблем и принятию решений;
– иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
По наличию сюжета различают сюжетный кейс, бессюжетный кейс.
По способу представления материала: рассказ, эссе, аналитическая записка, журналистское расследование, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и производственных образцов.
По типу методической части: вопросный кейс, кейс-задание.
По объему: краткий (мини), средних размеров, объемный кейсы.
По степени воздействия их основных источников:
– практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
– обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
– научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию, создать «действующую модель» ситуации.
Источниками формирования кейсов могут быть:
1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи или определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты текстов из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.
2. Информация производственного, экономического, социального характера, связанная с проблемами местного социума.
3. Статистические материалы, которые могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации или выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.
4. Научная литература: статьи, монографии, научные отчеты.
5. Интернет-ресурсы. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Рассмотрим основные этапы создания кейсов:
1. Формулировка дидактических целей кейса, выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки обучающихся.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Построение или выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности.
5. Выбор жанра кейса.
6. Написание текста кейса.
7. Диагностика правильности и эффективности кейса и его корректировка.
8. Внедрение кейса в практику обучения, его публикация.
9. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Основные требования к кейсу:
– должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
– содержать проблему и пояснительную записку, в которой предлагаются конкретные рекомендации по разбору ситуации, излагаются авторский разбор ситуации, ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий;
– демонстрировать положительные и отрицательные стороны проблемы;
– соответствовать потребностям контингента обучающихся;
– содержать оптимальное количество информации;
– текст кейса не должен подсказывать ни одного варианта решения поставленной проблемы.
Структура кейса:
Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, в котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.
Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.
Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.
Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:
1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2. Выделение основных проблем, факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
4. Анализ последствий принятия того или иного решения.
5. Решение кейса-предложения одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указания на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Ознакомление обучающихся с текстом кейса и анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения как самостоятельная работа. Обучающиеся определяют ключевые проблемы кейса, его главных действующих лиц, отбирают факты и понятия, необходимые для анализа, определяют трудности, которые могут возникнуть при решении задачи. Далее определяется метод исследования.
Работу обучающихся можно оценивать по следующим показателям:
1. Аргументированность и обоснованность выступления.
2. Выделение круга вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.
3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий.
4. Демонстрация умения логически мыслить.
5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.
6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.
7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса.
8. Активное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов.
9. Подведение итогов обсуждения. Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение обучающегося по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам в анализе кейса и овладении дисциплиной. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность.
Оценка должна носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его оценивания преподавателем, что требует обязательного ее разъяснения до начала работы над кейсом.
В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.
Педагогические возможности использования кейс-метода и его применение в образовательном процессе зависят от профессиональной компетентности педагогов. Изучение данного метода и внедрение его в образовательный процесс позволят не только организовать обучающихся на усвоение необходимых знаний, но и научить использовать их в жизнедеятельности.
Литература
Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА [Текст] / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский: науч.-метод, пособие. – М., 2007. – 104 с.
Долгоруков, A. Case-study как способ (стратегия) понимания [Текст] / А. Долгоруков. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий / под ред. А.Долгорукова. – М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. – С. 22-44.
Логунова, Н. Обучение как общение и сотворчество [Текст] / Н. Логунова // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 108-110.
Панфилова, А.Н. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] /А.Н.Панфилова: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
Федянин, Н., Давиденко, В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст] / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. – 2000. – № 7. – С. 52-55.
Case-study [Электронный ресурс]. Режим доступа http://koshechkin.narod.ru/case.html.
Смолянинова, О. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электронный ресурс] Режим доступа http: //www.lan.krasu.ru/studies/authors/ smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didacti.
Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) [Электронный ресурс] Режим доступа www.casemethod.ru.