Доклад на районном МО на тему : «Творческий отчет по теме самообразования. Разнообразные Формы работы при подготовке обучающихся к ОГЭ по обществознанию»
МБОУ Роговская ООШ
Доклад
на районном МО на тему :
«Творческий отчет по теме самообразования. Разнообразные
Формы работы при подготовке обучающихся к ОГЭ по обществознанию»
Подготовила: учитель истории и
обществознания Бохан О. С.
РОГОВ - 2023
Разнообразные
Формы работы при подготовке обучающихся к ОГЭ по обществознанию
Каждый учитель понимает, чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу. Отслеживание динамики обучаемости позволяет учителю адекватно оценивать и свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю педагогической помощи; в дальнейшем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся.
Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. В связи с введением ОГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ? Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ). Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя.
Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.
Успешно освоить предметы (история и обществознание) и пройти испытание в форме ОГЭ возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 9 класс, для этого необходима целенаправленная систематическая работа.
Как известно, система – это целое состоящее из взаимосвязанных частей. В школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся.
II. Основная часть. В 6-8 классах учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. На своих уроках я использую тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа. Для выполнения заданий тестового характера необходимо не только знание понятий и терминов, но и умение оперативно применять их. Такая работа требует внимания и сосредоточенности. Так же предлагаю учащимся задания, которые позволяют формировать умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями. С целью формирования умения анализировать и классифицировать социальную информацию представленную в различных знаковых системах предлагаю учащимся работу со схемами, с материалами СМИ.
В нашей школе , как и во всех школах нашей страны, каждый год проводятся Всероссийские проверочные работы по истории и обществознанию в 5-7 классах. В этом учебном году они пройдут также будут проведены. Учащиеся нашей школы справились с предложенной работой, показали хорошие результаты по истории и обществознанию, подтвердили свои оценки.
В 9 классе я провожу не только занятия, предусмотренные учебным планом, но и консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовку к олимпиадам, к ГИА. В первые два месяца учебного года идёт полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. В сентябре проходит и первое решение демоверсии- это вводный контроль. Как правило, вызывающее много затруднений и позволяющее выставить невысокие баллы за его выполнение. Однако коллективный разбор показывает, что многое было не сделано из- за неумения решать подобный тип заданий, распределить время, невнимательности, незнания материала, что показывает учащимся необходимость систематически заниматься в течение всего года. С учётом результатов вводного контроля был составлен «План – график подготовки к ОГЭ учащихся 9 класса». Последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными. По завершению изучения тем провожу проверочные работы в формате ГИА., самостоятельные работы на консультациях, также в нашей школе проводятся административные контрольные работы. В этом году административная контрольная работа по обществознанию за 1-е полугодие прошла в форме ОГЭ. Систематически осуществляю тематический контроль знаний с последующим анализом результатов работ, на основании анализа провожу коррекцию знаний по конкретной теме, которая позволяет выстраивать дальнейшую работу индивидуально с каждым учащимся.
Для этого была создана графическая и табличная системы, показывающая динамику процесса и позволяющая анализировать учебные достижения всего класса, а также каждого ученика в отдельности, и своевременно реагировать на конечный результат.
Перед вами сводная ведомость результатов пробных экзаменов и к/р по обществознанию учащихся 9 класса в 2023-2024 учебном году (таблица на экране)
Дата | Вводная контрольная работа | Самостоятельная по теме «Государство» от 25.10. | Административная к\р за 1-е полугодие | Пробный экзамен №1 от .2024 г. (школьный) 22.01.2024 | Проверочная работа по теме «Трудовые правоотношения» | |
Аносов Роман | 3 | 2 | 3 | | | |
Сучкова Мария | 4 | 3 | 4 | | | |
| | | | | | |
Обратите внимание на таблицу № 2 « Анализ результатов пробных экзаменов по обществознанию ученика 9 класса Аносова Романа в 2023-2024 учебном году»
Такие таблицы я составляю на каждого ученика. Они позволяют мне контролировать степень усвоения материала учащимися по всем блокам тем Кодификатора ОГЭ.
Анализ результатов пробных экзаменов по обществознанию
ученика 9 класса Аносова Романа _ в 2023-2024 учебном году
ТАБЛИЦА № 2 РАБОТА С ТЕКСТОМ
Номера КИМ №, дата пробных, | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Перв. Балл | Оценка |
Вводная контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 14 б | 3 |
Самостоятельная по теме «Государство» от 25.10. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 б | 2 |
Административная к\р за 1-е полугодие | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | - | - | - | - | 16 б | 3 |
Перед вами график решаемости заданий ОГЭ по обществознанию
Анализируя таблицу и график мы видим, какие задания вызывают у учащихся особые затруднения. Это задания под номерами 1, 5, 9, 11, 12, 15, 20 и задания на работу с текстом 21-24
Это задания на следующие темы: 1 – термины по темам курса Обществознание 5-9кл., 5-поиск социальной информации из фотоизображения , 9 – Экономика, 11- Социальные отношения, 12-Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из диаграммы/таблицы; 15-Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) 20-бъяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).
Учитывая типичные ошибки учащихся , я планирую дальнейшую работу по подготовке к экзамену следующим образом:
Вношу коррективы в план по подготовке к ОГЭ и в рабочей программе по возможности добавляю часы на изучение проблемных тем.
На консультациях больше уделяю внимания западающим темам (даю тематические тесты, провожу диктант терминов, задаю учащимся повторить соответствующие лекции, вместе с учащимися решаем из сборника именно эти задания(за которые они получили 0 б.) на консультациях, на уроке стараюсь уделить время для этих заданий и задаю как д\з.
3. Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.
Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы
Как и всякая система, данная нуждается в неуклонном соблюдении определенных условий (правил):
Единый источник контроля;
Периодичность контроля;
Итоговый контроль;
Рекомендации.
Единым источником контроля выступают КИМы, идентичные для всех участников мониторинга. В качестве таковых могут выступать тренировочные тесты, повторяющие экзаменационные, специальные, тематические и т.д.
Периодичность контроля устанавливается учителем или по просьбе участников и должна иметь не менее 3-х циклов: входной, промежуточный, итоговый. Лучший результат дает более частый, т.к. анализ итогов позволяет оперативно и своевременно выявлять недостатки, пробелы в знаниях и устранять их. Важным условием является минимальный временной диапазон между контрольными измерениями, т.к. это побуждает учащихся концентрироваться на теме «Подготовка к экзамену» и в стремлении к повышению результатов работы.
Итоговый контроль содержит подведение итогов. По форме он не отличается от предыдущих, но является завершающим за которым следуют обобщающие рекомендации.
Рекомендации должны носить строго индивидуальный характер, без сравнений результатов участников. Анализ результатов должен быть дан в динамике и в заключении должен содержать советы практического характера: 1) на какой раздел, темы, вопросы обратить внимание; 2) способы устранения недочетов (работа с тематическими тестами, дополнительными источниками и т.д.)
Практика показывает, что каждый из разделов требует детализации, которая позволяет более точно выявить «пробелы» знаний учащихся. Устранение выявленных «пробелов», способы и формы определяются учителем.
Однако для достижения цели – успешная сдача учащимися ОГЭ – необходима не только работа учителя, но и осознанная целенаправленная, целеполагающая работа самого ученика. В ходе подготовки учащихся к сдаче ОГЭ выявлены такие проблемы субъективного и объективного характера, как: пробелы в знаниях учащихся; самоподготовка сведена к минимуму; невнимательность учащегося, в том числе при заполнении бланков, при прочтении заданий, при понимании сути задания; неумение рационально рассчитать время на выполнение работы.
Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ОГЭ, можно считать следующие:
Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.
Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ОГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ОГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряжённая работа должна прекратиться - учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену. Такова общая схема подготовки к ОГЭ.
Ш Заключение : Мониторинг учебных достижений каждого учащегося, класса в целом по моему предмету помогает в подготовке к независимой оценке (ГИА И ВПР), т.е в работе по повышению качества образования.
Завершить своё выступление я хочу словами : « Дорогу осилит идущий»