Доклад: «Организованная образовательная деятельность, как основа формирования здоровьесберегающей среды»
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ЕКАТЕРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»
Доклад: «Организованная образовательная деятельность, как основа формирования здоровьесберегающей среды»
Подготовила:
Воспитатель Выголовская С.В.
с. Екатериновка 2025г.
Сегодня мне хотелось бы осветить тему организации образовательной деятельности, направленной на создание здоровьесберегающей среды в нашем детском доме.
В качестве эпиграфа к своему выступлению я решила взять слова известного французского гонщика Жака Тассо «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения».
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Организация физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Такая организация деятельности должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости от задач, от возраста, психо - физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.
В период летних каникул планируются организованные формы образовательной деятельности с включением утренних гимнастик, подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пеших прогулок с наблюдениями в живой и неживой природе, экскурсий и прогулок по маршруту (так называемый «простейший туризм»), а также праздники и развлечения в часы наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада). Рекомендуемая продолжительность организованной образовательной деятельности: младшая возрастная группа - до 20 минут, средняя возрастная группа - до 25 минут, старшая возрастная группа - до 30 минут.
Самая распространённая форма работы с детьми по укреплению здоровья – это утренняя гимнастика. Цель проведения утренних гимнастик является - повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.
Далее поговорим о подвижных играх. Подвижные игры бывают различных видов: сюжетно-ролевые; дворовые; народные; игры с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол) или соревнований.
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут. Хочу отметить, что для наших воспитанников рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.
Также актуальны и двигательные разминки (физминутки и динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.
Вариантов проведения двигательных разминок огромное множество:
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• ритмические движения;
• упражнения на внимание и координацию движений;
• упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных яблок;
• упражнения для активизации работы глазных мышц;
• гимнастика расслабления;
• корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей);
• упражнения на формирование правильной осанки;
• упражнения на формирование свода стопы.
Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность: младшая и средняя возрастные группы - 10 минут; с воспитанниками старшего возраста - до 15 минут.
Достаточно хорошо в нашем Учреждении реализуется и система «Закаливающих мероприятий».
К таким мероприятиям мы относим:
- Воздушные ванны: все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).
- Прогулки: все возрастные группы (ежедневно).
- Хождение босиком по песку и траве: все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду). Оборудованы дорожки здоровья за 2 корпусом и на площадке перед 3 корпусом.
- Обширное умывание: все возрастные группы (ежедневно).
- Мытье ног: все возрастные группы (ежедневно).
Во время летних прогулок педагогами организуются наблюдения за живой и неживой природой; за изменениями погоды. Воспитанники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь.
Наблюдая за растениями, дети повторяют, что условия, необходимые для роста растений, это солнечный свет, вода, тепло.
Интересно также посмотреть, как летают птицы. понаблюдать за насекомыми.
Включение разнообразных органов чувств ребёнка в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Детям очень нравится играть с песком и водой. Простейшие опыты с водой мы проводим с ребятами во время выезда к морю. Сравниваем песок: ведь одно из основных свойств сухого песка - сыпучесть. А из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек. Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода может быть прозрачной, чистой или, наоборот, мутной, грязной. Цель таких опытов - подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».
Нашим детям нравится выдувать мыльные пузыри и играть с воздушными шарами. Тут будут уместны опыты типа «Свойства воздуха». Целью этих опытов является продолжение знакомства со свойствами воздуха: лёгкий, невидимый. А ещё он может быть сильным и слабым (сравнение силы ветра).
Творческую активность воспитанников в летний период чаще всего мы направляем на работу с мелками. Рисование на асфальте – это очень увлекательное занятие во время прогулки. А ещё это познание детьми окружающего мира и творчество. При рисовании на асфальте дети испытывают совсем другие ощущения, чем при работе с карандашом и кисточкой на листе бумаги. Какой рисунок получится – совсем неважно, важен сам процесс рисования, который доставляет детям огромное удовольствие.
Подводя итоги, мне хочется сказать следующее: функционирование здоровьесберегающей, целенаправленной, систематически спланированной работы всего коллектива учреждения приводит к следующим положительным результатам:
1.Снижение детской заболеваемости в летний оздоровительный период.
2.Отсутствие случаев травматизма и отравления детей.
3.Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
4.Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
Таким образом, разнообразная, грамотно организованная образовательная деятельность, основанная на двигательной активности, закаливании и познании окружающего мира в естественных условиях, является фундаментом для создания действенной здоровьесберегающей среды в нашем детском доме, что подтверждается положительной динамикой ключевых показателей здоровья и развития наших воспитанников.
Благодарю за внимание!