Доклад: "Развитие связной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения"
Доклад: "Развитие связной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения"
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Слайд 1
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом.
В современной методике обучения русскому языку, в том числе и в специальной методике, основополагающим является коммуникативный подход. Слайд 2. Он предполагает изучение языка в естественных для общения целях и функциях. Основной задачей признаётся обучение общению. Иными словами, сущность коммуникативного подхода в том, что процесс обучения строится как копия процесса общения, моделируются принципиально важные, сущностные параметры ситуации общения. В практическом плане решению дидактических задач способствуют комплексы методических приёмов, опирающихся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию.
Слайд 3. У умственно отсталых школьников нарушена и диалогическая и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Учащиеся с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности.
Формирование связной монологической речи у школьников с легкой умственной отсталостью - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства и без систематической специальной работы данная категория детей не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.
С целью развитие связной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения использую следующие виды работ:
Слайд 4. 1. Работа с сюжетной и предметными картинками.
Применяю следующие задания:
-подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;
-найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данному произведению;
-на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;
-к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок, опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.
Слайд 5 2. Работа с серией сюжетных картинок.
-отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
-расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
-найти лишнюю картинку в серии иллюстраций к тексту;
-определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа учителем;
-найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
-«распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии к произведениям одного автора). Дается задание распределить картинка по двум смысловым группам.
Коррекционная работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи, т.е. на вербальном уровне.
Слайд 6 3. Работа с текстом.
В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:
-сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
-сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено;
-добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
-вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);
-работа с деформированным текстом.
Основной приём работы, в ходе которого происходит обогащение речи учащихся и формирование связной монологической речи – пересказ текста.
Упражнения, нацеленные на обучение пересказу, являются базой для обучения созданию собственных текстов.
В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, активно использую на уроках чтения и русского языка специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока. Приведу примеры некоторых видов развивающих минуток.
Слайд 7
Развивающие минутки.
1. Разговорная минутка.
Она направлена на развитие навыков общения у школьников с умственной отсталостью: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами обучающиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока.
Слайд 8
2. Разминки-хитринки.
Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.
Варианты заданий.
Игра «Третий лишний».
-Определите, какое слово лишнее: (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки). ·
Игра «Вспоминай-ка!».
-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше?
(Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).) К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих обучающихся старших классов задуматься, найти ответ и удивиться.
Слайд 9
3. Поэтическая минутка.
Стихотворения должны быть заранее выучены учащимися, можно предложить детям ответить на некоторые вопросы из прочитанных стихотворений, рассказов.
Слайд 10
4. Двигательная минутка.
Это упражнения с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу. Примером может служить тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» (5 класс), «…» 6 класс "Изменение глаголов по лицам» (7-ой класс), «.» 8 класс. По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными.
Слайд 11
5. Минутка творчества. Это включение в урок русского языка, чтения элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики обучающихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.
Варианты заданий.
1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).
2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).
3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…)
Слайд 12.
Итак, развивающие минутки являются действенным средством совершенствования памяти, внимания, речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью, способствуют реализации принципа коммуникативной направленности в обучении, повышению речевой мотивации, формируют чувство языка и опираются на него. Развивающие минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала, повышают познавательную активность учащихся, пробуждают их интерес к русскому языку и чтению служат более успешной реализации коррекционных целей обучения.
Слайд 13
Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс, а поэтому начатая работа в начальной школе продолжается на протяжении всех лет обучения в школе, т.к. умение четко и грамотно сформулировать свою мысль, оформить ее в речевое высказывание обязательно поможет обучающемуся успешно социализироваться, а именно при оформлении деловых бумаг (написании заявления, резюме), собеседовании с работодателем или в учреждениях соц.защиты, при ежедневном общении с коллегами и в быту.
Слайд 14.
Опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после специального обучения к старшим классам часто уже в процессе прослушивания, делают добавления, констатируют ошибки, выражают желание рассказать ещё раз. Таким образом, в результате правильно организованной работы педагог добивается не только коррекции мышления и речи учащегося, но и коррекции личности в целом: будет снята скованность, разовьется речевая и общая инициатива старшеклассника.
И, конечно, успешность обучения во многом зависит от психологического климата в коллективе.
Любой ребенок нуждаются в оценке, награде, поощрении, особенно обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. Необходимо создавать ситуацию успеха на каждом уроке, для каждого ребенка. Главное помнить, что задача педагога не только учить ребенка, но и помочь ему стать уверенным и счастливым человеком!