Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с ОВЗ «Школа юного актёра»
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4 им. П.А. КУЧЕРЕНКО»
РАССМОТРЕНО Методическим советом ТМК ОУ «СОШ №4 им. П.А. Кучеренко» Протокол №__ «__ »_______ 2025г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор советом ТМК ОУ «СОШ №4 им. П.А. Кучеренко» ___________________ ФИО №__ «__ »_______ 2025г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ )ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Школа юного актёра»
Направленность программы: художественная
Уровень освоения программы: стартовый
Возраст учащихся: 7-11 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Волынец Александра Владимировна,
учитель-логопед, рук-ль
школьной театральной
студии «Премьера»
г.Дудинка
2025
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы |
3 |
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
|
1.1 Пояснительная записка |
4 |
1.2 Цель и задачи программы. Планируемые результаты |
6 |
1.3 Рабочая программа |
9 |
Учебный план |
10 |
Содержание программы |
12 |
Тематическое планирование |
15 |
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
|
2.1 Календарный учебный график |
21 |
2.2 Формы текущего контроля/ промежуточной аттестации |
22 |
2.3 Материально-техническое обеспечение |
23 |
2.4 Информационное обеспечение |
24 |
2.5 Кадровое обеспечение |
24 |
2.6 Методические материалы |
24 |
2.7 Оценочные материалы |
25 |
2.8 Список литературы |
32 |
Паспорт программы
Учреждение
|
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4 им. П.А. Кучеренко» |
Наименование программы |
«Школа юного актёра» |
Детское объединение |
Театральная студия «Премьера» |
Направленность программы |
Художественная |
Тип образовательной программы
|
Дополнительная Адаптированная Общеразвивающая Программа |
Вид программы |
Модифицированная |
Срок обучения |
1год |
Объем программы по годам обучения |
68 часа |
Возраст учащихся |
8-11 лет |
Уровень освоения предметной деятельности |
Базовый
|
Цель программы
|
Создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации в процессе занятий театральным искусством. |
Форма организации деятельности учащихся |
Минигрупповая и групповая
|
С какого года реализуется |
С 2025 |
Ф.И.О. |
Учитель-логопед: Волынец Александра Владимировна. |
Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств.
Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми. Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, нарушения речи, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально-личностной сферы.
В нашей школе в период с 2024 по 2025 учебный год обучались 56 учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья и нуждающиеся в создании особых образовательных условий. Современные требования общества к развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как система информального образования, позволяющая создавать условия для оказания комплексной дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса воспитания и обучения.
Данная Образовательная программа имеет художественную направленность, так как раскрывает творческие способности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, художественный вкус, фантазию, трудолюбие, ориентирована на развитие выразительности речи, общей и эстетической культуры учащихся.
Адресат программы. Данная программа предназначена для учащихся, обучающихся по АООП НОО различной нозологии в возрасте от 7 до 11 лет.
Предмет программы – азы театральной деятельности, способствующие социализации, развитию речи и коммуникативных навыков у учащихся младших классов с ОВЗ.
Срок освоения программы: 1 год.
Объём программы: 68 часов
Форма обучения: очная;
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в минигруппах или группе. Программа может реализоваться в группах учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу (академический час – 40 минут).
Состав группы: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья от 8 до 11лет.
Уровень сложности содержания программы: стартовый
Дополнительная Адаптированная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа «Школа юного актёра» (для детей с ОВЗ) разработана в соответствии с:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Актуальность программы. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в театральную деятельность эффективно позволяет решать их проблемы связанные с речью и социализацией, укрепляет физическое и психическое здоровье, способствует улучшению психоэмоционального состояния и развития.
Новизна программы. Программа опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на театральном искусстве и творческой деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является ее адаптированность под запросы учащихся, обучающихся по АООП НОО различной нозологии.
Цель и задачи программы. Планируемые результаты.
Цель программы: Создать условия для формирования и развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации в процессе занятий театральным искусством.
Задачи программы:
● Совершенствовать речь детей как средство общения. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, интонационную выразительность речи. Развивать словарный запас, совершенствовать возможности детей в использовании речевых единиц.
● Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
● Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Расширять представления детей о театре.
● Расширять у детей возможности для проживания эмоциональных состояний, а также условия для развития эмоциональной отзывчивости к чувствам героев литературных произведений.
●Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно разрешать конфликтные ситуации.
● Воспитывать аккуратное и бережное отношение к костюмам, декорациям.
● Способствовать формированию творческой личности, развивать коммуникативные навыки у детей.
● Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности каждого ребёнка.
Планируемые результаты.
Планируемый результат: освоение программы, показ спектаклей, участие в конкурсах, различных мероприятиях, фестивалях.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний:
По итогам 1 года освоения программы учащиеся должны знать:
− историю театрального искусства,
− устройство театра,
− театральные профессии,
− театральные термины,
− упражнения театральной разминки,
− игры и упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии,
− правила поведения (перед спектаклем, за кулисами, после спектакля),
− правила техники безопасности на занятиях, во время проведения культурно-массовых мероприятиях.
должны уметь:
− управлять своим дыхание и голосом,
− формулировать и выражать свою мысль,
− делать литературный разбор текста (или сценария),
− самостоятельно подготовить реквизит и костюм перед выступлением,
− выразительно читать поэтическое или прозаическое произведение.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
−− формирование устойчивого интереса к драматическому искусству,
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
− развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
регулятивные УУД:
− уметь анализировать и оценивать результат своей работы,
− планировать коррекцию своих результатов,
− выстраивать алгоритм действий,
− работая по алгоритму, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога;
познавательные УУД:
− ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи,
− отбирать необходимые источники информации,
коммуникативные УУД:
− доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
− слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения,
− учиться уважительно относиться к позиции другого человека, уметь
договариваться.
1.3 Рабочая программа
Программа «Основы театрального искусства» включает 5 основных разделов.
Раздел 1 «Основы театральной культуры» направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия театрального искусства, этикетом.
Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видеоматериалы, проектная деятельность, посещение спектаклей, экскурсии. Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов.
Раздел 2 «Техника и культура речи» включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.
В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и речевые тренинги. Речевые тренинги выполняются в группе или по подгруппам. При работе над литературным текстом проводятся групповые и индивидуальные занятия.
На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, прозаические отрывки, произведения русских и зарубежных авторов, аудиозаписи мастеров художественного чтения.
Раздел 3 «Ритмопластика» направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности. Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм. Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. «Пластический образ персонажа» включает пластические импровизации и этюды, помогающие передать характерный образ того или иного сказочного героя. На занятиях используются музыкальные произведения, репродукции, просмотр видеофильмов, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения
Раздел 4 «Актерское мастерство» направлен на развитие психофизических свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков актерского мастерства. Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение года обучения помочь учащимся направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить для работы в творческом коллективе, открыть поведение (действие) как основной материал актерского поведения.
Раздел 5 «Работа над спектаклем» является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.
Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, фольклор. Для выбора постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус. Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы -репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд, выстраивать логику поведения персонажа.
Учебный план Дополнительная Адаптированная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа «Школа юного актёра»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
Раздел I. Основы театральной культуры. |
6 |
3 |
3 |
|
|
1.1 |
Вводное занятие. Инструктаж. Знакомство. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, опрос. Творческие задания |
1.2 |
Зарождение искусства |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, выполнение творческого задания. |
1.3 |
Театр и зритель |
2 |
1 |
1 |
Выполнение рисунка, беседа, викторина. |
Раздел 2. Техника и культура речи. |
16 |
1 |
15 |
|
|
2.1 |
Речевой тренинг. |
10 |
1 |
9 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ. |
2.2 |
Работа над литературно- художественным произведением. |
6 |
- |
6 |
Наблюдение, выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
.Раздел3. Ритмопластика |
10 |
1 |
9 |
|
|
3.1 |
Пластический тренинг. |
4 |
1 |
4 |
Упражнения, творческие показы, обсуждение. |
3.2 |
Пластический образ персонажа |
6 |
- |
5 |
Упражнения, творческие показы, обсуждение. |
Раздел 4. Актёрское мастерство |
10 |
2 |
8 |
|
|
4.1 |
Организация внимания, воображения, памяти. |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение, упражнения |
4.2 |
Сценическое действие. |
6 |
1 |
5 |
этюды, показ и обсуждение |
Раздел 5. Работа над спектаклем. |
25 |
2 |
23 |
|
|
5.1 |
Выбор и анализ пьесы. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, обсуждение. |
5.2 |
Работа над спектаклем. |
22 |
1 |
21 |
Анализ спектакля |
5.3 |
Показ спектакля зрителям. |
1 |
- |
1 |
Анализ выступлений |
Контрольное занятие |
1 |
- |
1 |
творческие задания, |
|
итого |
68 |
9 |
59 |
|
Содержание Дополнительной Адаптированной Общеобразовательной Программы «Школа юного актёра».
Раздел 1. Основы театральной культуры. (6 часов)
1.1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория. Знакомство с программой, темами и формами занятий. Общие сведения о курсе программы. Знакомство с коллективом. Особенности занятий в театральной студии. Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям, форме одежды и обуви. Требования к нормам поведения. Проведение инструктажа с учащимися.
Практика. Игра «Давайте познакомимся!», игра на внимательность «Найди отличия».Форма контроля: наблюдение, опрос, анализ работы педагогом, творческие задания.
1.2. Зарождение искусства. (2 часа)
Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства.
Практика. Игра «Путешествие на машине времени», театр-экспромт «Охота на мамонта».Форма контроля: наблюдение, выполнение творческого задания.
1.3. Театр как вид искусства. (2 часа)
Теория. Виды искусства. Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».
Практика. Игра «Что случилось?», викторина о театральных жанрах.
Форма контроля: наблюдение, игра.
Раздел 2. Техника и культура речи. (16часа)
2.1. Речевой тренинг. (9 часа)
Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса.
Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы,стихотворения.
Форма контроля: наблюдение, выполнение заданий, анализ.
2.2. Работа над литературно-художественным произведением. (6 часов)
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора).Выбор произведения. Индивидуальная и групповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.
Форма контроля: наблюдение, выполнение заданий, беседа, обсуждение.
Раздел 3. Ритмопластика. (10 часов)
3.1. Пластический тренинг. (4 часов)
Теория. Пластическая выразительность.
Практика. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.
Форма контроля: упражнения, творческие показы, обсуждение.
3.2. Пластический образ персонажа.(6 часа)
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр документального фильма о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические
импровизации на передачу образа животных.
Форма контроля: упражнения, творческие показы, обсуждение.
Раздел 4. Актерское мастерство. (10 часа)
4.1. Организация внимания, воображения, памяти. (4 часов)
Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие
фантазии и воображения. Переживание. Слияние с образом персонажа.
Практика. Актерский тренинг. Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
Форма контроля: наблюдение, упражнения, опрос, анализ работ педагогом.
4.2. Сценическое действие. (6 часов)
Теория. Действие – язык театрального искусства. Этюд. Виды этюдов. Жест. Работа над формой. Парное взаимодействие. Приёмы сценического боя. Работа с предметом и на предмете.
Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.
Форма контроля: беседа, упражнения, этюды, показ и обсуждение.
Раздел 5. Работа над спектаклем. (25 часов)
5.1. Выбор и анализ пьесы. (2 часа)
Теория. Определение темы пьесы. Основная идея пьесы. Анализ сюжетной линии.Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. Анализ пьесы по событиям.
Практика. Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства.
Форма контроля: беседа, обсуждение.
5.2. Работа над спектаклем. (22 часов)
5.2.1. Работа над отдельными эпизодами. (9часов)
Практика. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Репетиции в сценической выгородке. Групповая, минигрупповая и индивидуальная работа.
Форма контроля: показ, обсуждение, анализ.
5.2.2. Выразительность речи, мимики, жестов. (8 часов)
Практика. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Выбор музыкального оформления. Подбор грима.
Форма контроля: показ, обсуждение, анализ.
5.2.3. Прогонные и генеральные репетиции. (5 часов)
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Форма контроля: показ, обсуждение, анализ.
5.3. Показ спектакля зрителям. (2 часа)
Практика. Премьера. Показ спектакля зрителям. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш спектакль» (фотографии с выступлений).
Форма контроля: анализ выступлений.
Раздел 6. Контрольные занятия. (1 часа)
Практика. Выполнение заданий текущего контроля.
Форма контроля: участие в спектаклях.
Тематическое планирование
Дополнительная Адаптированная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа «Школа юного актёра».
№ п/п |
Дата проведения |
Колчасов |
Тема занятия |
Форма проведения |
Форма контроля |
|
|
1 |
Вводное занятие. Инструктаж. Театральные игры |
Комбинированное |
Наблюдение. Опрос. Входной контроль. |
|
|
1 |
Зарождение искусства.
|
Комбинированное |
Наблюдение, выполнение творческого задания |
|
|
1 |
Театр как вид искусства. |
Комбинированное |
Наблюдение, игра |
|
|
1 |
Театр Древней Греции. |
Комбинированное |
Рисунки, беседа, викторина. |
|
|
1 |
Русский народный театр. |
Комбинированное |
Наблюдение, обсуждение |
|
|
1 |
Театр и зритель. |
Комбинированное |
Выполнение рисунка, беседа, викторина. |
|
|
1 |
Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Речевой тренинг. |
комбинированное |
Наблюдение, выполнение задания, анализ |
|
|
1 |
Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Речевой тренинг. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, анализ |
|
|
1 |
Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Речевой тренинг. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, анализ |
9 |
|
1 |
Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Речевой тренинг. |
комбинированное |
Наблюдение, опрос выполнение задания |
10 |
|
1 |
Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Речевой тренинг. |
Практика |
Наблюдение, опрос выполнение задания |
11 |
|
1 |
Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Речевой тренинг. |
Практика |
Наблюдение, опрос выполнение задания |
12 |
|
1 |
Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Речевой тренинг. |
Практика |
Наблюдение, опрос выполнение задания |
13 |
|
1 |
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. |
Практика |
Наблюдение, опрос выполнение задания |
14 |
|
1 |
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ |
Практика |
Наблюдение, опрос выполнение задания |
15 |
|
1 |
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Речевой тренинг. |
Практика |
Наблюдение, опрос выполнение задания |
16 |
|
1 |
Работа над литературно- художественным произведением. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, беседа, обсуждение |
17 |
|
1 |
Работа над литературно- художественным произведением. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, беседа, обсуждение |
18 |
|
1 |
Работа над литературно- художественным произведением. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, беседа, обсуждение |
19 |
|
1 |
Работа над литературно- художественным произведением. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, беседа, обсуждение |
20 |
|
1 |
Работа над литературно- художественным произведением. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, беседа, обсуждение |
21 |
|
1 |
Работа над литературно- художественным произведением. |
Практика |
Наблюдение, выполнение задания, беседа, обсуждение |
22
|
|
1 |
Пластическая выразительность. Ритмопластический тренинг |
Комбинированное |
Упражнения, творческие показы, обсуждение. |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение. |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Ритмопластический тренинг. |
Практика |
Упражнения, творческие показы, обсуждение |
|
|
1 |
Внимание. Воображение. Память. Актёрский тренинг |
Комбинированное |
Наблюдение, упражнения, опрос, анализ работ педагогом |
|
|
1 |
Актёрский тренинг |
Практика |
Наблюдение, упражнения, опрос, анализ работ педагогом |
|
|
1 |
Актёрский тренинг
|
Практика |
Наблюдение, упражнения, опрос, анализ работ педагогом |
|
|
1 |
Актёрский тренинг
|
Практика |
Наблюдение, упражнения, опрос, анализ работ педагогом |
|
|
1 |
Актёрский тренинг
|
Практика |
Наблюдение, упражнения, опрос, анализ работ педагогом |
|
|
1 |
Сценическое действие |
Комбинированное |
Беседа, упражнения, этюды, показ и обсуждение. |
|
|
1 |
Сценическое действие |
Практика |
Беседа, упражнения, этюды, показ и обсуждение. |
|
|
1 |
Сценическое действие |
Практика |
Беседа, упражнения, этюды, показ и обсуждение. |
|
|
1 |
Сценическое действие |
Практика |
Беседа, упражнения, этюды, показ и обсуждение. |
42 |
|
1 |
Сценическое действие |
Практика |
Беседа, упражнения, этюды, показ и обсуждение. |
43 |
|
1 |
Дикционные упражнения. Чистоговорки, стихотворения. |
Комбинированное |
Наблюдение, опрос, выполнений заданий |
44 |
|
1 |
Выбор и анализ пьесы |
Комбинированное |
Наблюдение, опрос, выполнений заданий |
45 |
|
1 |
Работа над литературным текстом. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
46 |
|
1 |
Работа над литературным текстом. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
47 |
|
1 |
Работа над литературным текстом. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
48 |
|
1 |
Работа над литературным текстом. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
49 |
|
1 |
Работа над литературным текстом. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
50 |
|
1 |
Работа над литературным 51текстом. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
51 |
|
1 |
Работа над литературным текстом. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
52 |
|
1 |
Ритмопластический тренинг |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
53 |
|
1 |
Пластический образ персонажа. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
54 |
|
1 |
Пластический образ персонажа. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
55 |
|
1 |
Пластический образ персонажа. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
56 |
|
1 |
Пластический образ персонажа. |
Практика |
Наблюдение , выполнение заданий, беседа, обсуждение. |
57 |
|
1 |
Работа над отдельными эпизодами. |
Практика |
Показ, обсуждение, анализ |
58 |
|
1 |
Работа над отдельными эпизодами. |
Практика |
Показ, обсуждение, анализ |
59 |
|
1 |
Работа над отдельными эпизодами. |
Практика |
Показ, обсуждение, анализ |
60 |
|
1 |
Работа над отдельными эпизодами. |
Практика |
Показ, обсуждение, анализ |
61 |
|
1 |
Выразительность речи, мимики, жестов. |
Практика |
Показ, обсуждение, анализ |
62 |
|
1 |
Выразительность речи, мимики, жестов. |
Практика |
Показ, обсуждение, анализ |
63 |
|
1 |
Прогонные репетиции. |
Практика |
Практический показ, наблюдение |
64 |
|
1 |
Прогонные репетиции. |
Практика |
Практический показ, наблюдение |
65 |
|
1 |
Прогонные репетиции. |
Практика |
Практический показ, наблюдение |
66 |
|
1 |
Прогонные репетиции. |
Практика |
Практический показ, наблюдение |
67 |
|
1 |
Показ спектакля зрителям |
Практика |
Анализ выступлений |
68 |
|
1 |
Итоговое занятие. |
Практика |
Итоговый контроль |
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график реализации Дополнительной Адаптированной Общеобразовательной Программы «Школа юного артиста»
Количество учебных недель |
34 недели |
Первое полугодие |
С 01 сентября по 31 декабря |
Каникулы |
С 01 января и 09 января |
Второе полугодие |
10 января по 31 мая |
Промежуточная аттестация |
Декабрь и апрель |
2.2 Формы текущего контроля / промежуточной аттестации
Виды контроля |
Формы контроля |
Текущий контроль, проводится в середине года (декабрь) |
участие в спектакле. |
Итоговая аттестация, проводится в конце учебного года. |
Участие в весеннем спектакле. |
Программа имеет безоценочную систему контроля: отметки за занятия не выставляются.
Способы проверки освоения программы: наблюдение на занятиях, беседа, обсуждение, анализ выступления, тестирование, выполнение практических работ. С целью определения уровня ЗУН, уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса в течение года (конец первого полугодия, конец учебного года) проводится оценка знаний учащихся.
Виды контроля:
− текущий контроль, проводится в середине учебного года,
− итоговый контроль, проводится в конце учебного года,
Программа предполагает использование следующих форм контроля знаний,
умений и навыков учащихся:
− анализ выступлений, участия в спектаклях,
− тестирование,
− выполнение творческих заданий,
− в процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня
полученных навыков, развитие мировоззрения, повышения эрудированности,
путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
2.2Мониторинг отслеживания и фиксации результатов освоения программы:
− высокий уровень: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, использует дополнительную литературу,
− средний уровень: имеет знания по содержанию курса, владеет некоторыми
понятиями, иногда использует дополнительную литературу, обращается за
помощью к педагогу,
-низкий уровень: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует
специальными терминами, не использует дополнительную литературу; обращается за помощью к педагогу,
2.3 Материально-техническое обеспечение
Специально оборудованный кабинет (столы, стулья для учащихся и педагога), хорошо освещенный и проветриваемый, отвечающий требованиям СанПиН.
Актовый зал, сцена, костюмерная, гримёрная.
Оборудование, инструменты и материалы:
− нетбук, акустические колонки;
− проектор, экран;
− книги по театральному искусству.
2.4 Информационное обеспечение
Сценарии, компьютерные презентации по темам, фотографии, видеозаписи спектаклей, аудиоматериалы, картотека театральных игр.
Интернет-ресурсы:
Сказки народов мира https://mishka-knizhka.ru/skazki-narodov-mira/
Мир сказки http://mir-skazki.org/narodnye_skazki/narodnaja_skazka.html
Театральные игры и мастер-классы http://skachem.com/teatralnyie-igry/
Актёрские техники http://portal-etud.ru/akterskie-tehniki
Актёрское мастерство http://act-master.ru/category/uprazhneniya/
Пластический тренинг
http://www.k2x2.info/psihologija/telesno_orientirovannaja_psihotehnika_aktera_metodicheskie
_rekomendacii_k_provedeniyu_treninga/p8.php
Пластический тренинг https://syntone.ru/book/telesnaya-psihotehnika-aktera/
Творческий потенциал актёра https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tvorcheskogopotentsiala-
aktera-sredstvami-psihofizicheskogo-treninga
Театр детям https://kids.teatr-live.ru/2020/03/detskie-spektakli-onlajn/
Детские спектакли России https://www.culture.ru/news/244622/detskie-spektakli-v-gorodakhrossii
Сценография https://cyberleninka.ru/article/n/stsenografiya-kak-vid-teatralnogo-iskusstva
2.5 Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель-логопед, имеющий высшееобразование
2.6 Методические материалы
Приёмы и методы организации образовательного процесса:
− словесный (устное изложение, беседа, анализ текста, обсуждение и т.д.),
− наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцуи др.),объяснительно-иллюстративный (наблюдение, объяснение, исследование, беседа, демонстрация наглядных пособий, экскурсия, просмотр и обсуждение видеофильмов),
− практический (упражнения, тренинги, выполнение творческих заданий, репетиции, выступления, участие в конкурсах),
− проектный (инструктирование, исследование, поиск, наблюдение, демонстрация),
− игровой (театральные игры, ролевая игра, игровые приемы).
Формы организации занятий – учебное занятие. В системе дополнительного образования существенно меняется форма организации учебного занятия. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Исходя из целей, задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, образовательная деятельность реализуется в различных формах:
− обсуждение,
− тренинг,
− презентация,
− экскурсия,
− просмотр спектаклей,
− беседа,
− репетиция,
− игра,
− выступление,
− концерт,
− конкурс.
Перечень применяемых педагогических технологий:
− личностно-ориентированные,
− информационно-коммуникативные,
− опережающего обучения,
− развивающего обучения,
− проблемного обучения,
− игровые технологии,
− сотрудничества,
− здоровьесберегающие технологии.
Структура учебного занятия.
Учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде
последовательности следующих этапов:
− организационный этап,
− проверочный этап,
− подготовительный этап,
− информационный этап
− основной этап,
− контрольный этап,
− этап релаксации (физкультминутка),
− рефлективный (самоанализ) этап,
− итоговый этап,
− этап рефлексии (организация опроса обучающихся,
− выявление тех проблем, с которыми столкнулись).
Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Этапы могут по-разному комбинироваться; какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
2.7. Оценочные материалы
Текущий контроль: педагогическое наблюдение, участие в спектаклях, концертных программах, результативное участие учащихся в конкурсах
Итоговая аттестация: педагогическое наблюдение, участие в спектаклях, концертных программах, результативное участие учащихся в конкурсах
Творческие задания для учащихся
Составить кроссворд на тему "театр":
1. С чего начинается театр (вешалка)
2. Как называется перерыв между действиями спектакля (антракт)
3. Человек, который играет роль на сцене (актер)
4. Что продается в кассе театра (билет)
5. Театральное представление (спектакль)
6. Человек, который ставит спектакли (режиссер)
Театральные задания
Насос и мяч
Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разбиваются на пары. Один из пары исполняет роль Насоса, а другой — Мяча. Мяч перед началом упражнения сидит на коленях, с опущенными руками и головой, выглядит обмякшим, вялым (сдутым). Насос начинает имитировать надувание Мяча, который наполняется воздухом и постепенно встает с колен, расправляя руки и поднимая голову. Одновременно меняется и выражение его лица (от крайне грустного до веселого). Далее дети могут поменяться ролями.
Баскетболист и мяч
Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разделяются на пары. Один из пары исполняет роль Баскетболиста, а другой — Мяча. Мяч сидит на корточках. Баскетболист кладет руку на голову сидящему и начинает делать движения, имитирующие ведение баскетбольного мяча. Задача сидящего ребенка: прыгая на корточках, попасть в ритм и такт движения баскетболиста. Игра продолжается одну-две минуты. Далее дети могут поменяться ролями.
Актерская пантомимика
Игра на развитие взаимодействия и невербального общения, а также развитие
пантомимики. Дети разбиваются на две равные по численности группы, конкурирующие между собой за то, чтобы собрать в свою группу как можно больше участников другой группы. Для этого группа приглашает одного из участников конкурирующей группы и дает ему задание показать загаданный ими предмет. Обязательное условие — этот предмет должен быть показан без помощи речи, звуков и немого проговаривания (артикуляции). Если участник справился с заданием и его группа угадала этот предмет, то
право хода переходит к ней, и уже она приглашает участника конкурирующей группы. Если же участник не справился с заданием с трех попыток и группа не угадала предмет, то участник переходит в другую команду, а право хода остается у нее. Чтобы дети не загадывали простые предметы, которые легко угадать, можно усложнить задание, прибавив к предметам какое- либо их качество. Например: сломанный пылесос,
бешеная курица, глухой музыкант, веселый молочник и т. д. Необходимо перед игрой договориться с детьми о том, что если противник называет
близкое по смыслу значение предмета (неисправный пылесос, ненормальная курица, слабослышащий музыкант и т. д.), то ответ засчитывается.
Конкурс скульптур
Игра на развитие взаимодействия в группе, индивидуальной пластики и
выразительности. Проходит в несколько этапов. Первый этап — индивидуальный. Ведущий просит каждого изобразить какую-либо
реально существующую или воображаемую скульптуру. На это детям дается от 15 до 30 секунд. Затем выбирается тот, кто наиболее точно передал форму, настроение и характер заданной скульптуры. Он объявляется победителем в данной номинации. Таких индивидуальных номинаций может быть от трех до шести (в зависимости от количества и возраста детей).
Второй этап — парный. Дети разбиваются на пары. Их задача — показать парную скульптурную композицию. На данном этапе важен процесс общения между детьми, и поэтому стоит увеличить время для подготовки композиции: от 30 секунд до 1 минуты. Так же как и на первом этапе, определяются победители в каждой номинации. Третий этап — групповой. В нем могут участвовать группы, состоящие из трех-четырех человек (в зависимости от количества их в общей группе). Главное пожелание — чтобы не осталось не задействованных в игре детей. Задание остается прежним, но только скульптурная композиция составляется уже из участников каждой микрогруппы. Так же к на первом и втором этапах, определяются победители в каждой номинации. Завершить конкурс можно построением двух групповых скульптур, в которые входят дети двух больших команд или построением одной скульптурной композиции, в которую будут входить дети всего отряда, класса или группы. Примеры одиночных и групповых скульптур: Девочка ни шаре; Атлант, держащий небо на течах; Мыслитель; Метатель диска; Девушка с веслом; Наполеон; В. И. Ленин (с вытянутой вперед рукой); Теорема Пифагора; Иван-Царевич на болоте; Минин и Пожарский; Самсон, разрывающий пасть льву; Рабочий и Колхозница; Иван Грозный убивает сына; Остап Бендер и Киса Воробьянинов; Безбилетник и Контролер; Ворона и Лисица; Три богатыря; Опять двойка...; Запорожцы пишут письмо турецкому султану; Боярыня Морозова; Трус, Балбес и Бывалый и т. д.
Прогноз погоды
Игра на развитие выразительности речи и групповой коммуникации. Ведущий заранее составляет прогноз погоды на предстоящий день (реальный или воображаемый). Вызываются пять-семь участников, желающие принять участие в конкурсе. Их задача —прочитать данный прогноз с заданной интонацией, передав настроение и характер воображаемого диктора. Например:
• Телевизионный диктор;
• Диктор справочной службы вокзала;
• Учитель русского языка на изложении;
• Докладчик на торжественном собрании;
• Детектив;
• Священник во время службы;
• Рядовой, докладывающий командиру;
• Провинившийся двоечник;
• Сказочник.
Групповая декламация
Ведущий заранее выбирает какое-либо стихотворение из школьной программы (в соответствии с возрастом детей). Задание группе: прочитать по одной строчке стихотворения каждому участнику так, чтобы получилось интонационно и логически выдержанное произведение. Главным является выразительность чтения, логические паузы, интонации. Если стихотворение не закончилось при прохождении первого круга, то те же самые участники читают его дальше. Данную игру можно позиционировать еще и как игру на организацию взаимодействия.
Этюды с воздушным шариком
Данная группа этюдов служит для развития выразительности мимики, пластики, умения входить в образ и выстраивать заданный сюжет. Игра может проводиться как с одним участником, так и в группе. Для ее проведения необходим один или несколько надутых воздушных шариков, которые раздаются участникам.
Ведущий дает задание создать этюд с шариком на конкретную тему. Например:
• Человек, смотрящийся в зеркало;
• Объяснение в любви;
• Расставание с любимым человеком;
• Начальник и подчиненный;
• Влюбленная парочка;
• Ребенок в зоопарке перед клеткой какого-либо животного;
• Родитель, отчитывающий сына-двоечника;
• Шахматисты, играющие партию;
• Покупатель и продавец.
Спич на заданную тему
Упражнение на развитие ораторских способностей. Проводится индивидуально с отдельным участником в присутствии всей группы. Выбираются отрасли человеческой жизнедеятельности и темы, которым посвящен тот или иной спич. После того как определена отрасль, выбранному участнику дается тема, на которую он без подготовки
должен произнести спич в течение одной-двух минут (в зависимости от возраста). Например: отрасль педагогика (школа, воспитание, образование). Темы, на которые должен быть произнесен спич:
• Классный журнал;
• Школьный дневник;
• Дверь директора школы;
• Школьная парта;
• Любимая ручка (писчая);
• Классное окно;
• Школьная перемена;
• Урок;
• Классный руководитель;
• Родительское собрание и т. д.
Возможные темы: медицина, транспорт, армия, театр, рыбалка, любовь, природа, дом,друзья и т. д.
Пантомима «Где я был?»
Участникам пантомимы даются задания изобразить места их пребывания в последнее время. Задания даются каждому так, чтобы окружающие не слышали. Участники группы должны догадаться, какое место им показывается. Если с трех попыток они недогадались, то исполнителю дается фант (рассказать стих, спеть песню и т. д.). Возможные места:
• Школа;
• Зоопарк;
• Кинотеатр;
• Автобус;
• Магазин;
• Самолет;
• Цирк;
• Вокзал;
• Детский сад;
• Больница.
Пантомима «Парный этюд»
Участники пантомимы разбиваются пары. Их задача совместно составить пантомимический этюд. Совершенно очевидно, что им необходимо использовать только мимику и жесты. Время для составления этюда одна-две минуты. Победителем оказывается та пара, которая выполнила задание наиболее артистично, эмоционально и оригинально. Для развития коммуникативных качеств личности и организации межличностного общения можно выбрать вариант, когда у участников пантомимы не будет времени на подготовку. Другой же вариант — когда им дается время, но они составляют данный этюд поодиночке, не взаимодействуя друг с другом.
Парные этюды можно разыгрывать на разные темы, например: Покупатель п Продавец, Больной и Врач, Безбилетник и Контролер, Начальник и Подчиненный, Учитель и Ученик и т.д.
Тест
1. Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками:
А) Древнего Египта.
Б) Древней Греции.
В) Древнего Рима.
2. Это персонаж русского народного творчества. Изображается обычно в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. В словаре В. Даля это: прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. Кто этот персонаж?
А) Буратино.
Б) Петрушка.
В) Незнайка.
3. Это один из самых известных кукольных театров России. Он был организован в 1931 году. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире. Кто является создателем и руководителем этого театра?
А) Сергей Владимирович Образцов.
Б) Сергей Владимирович Михалков.
В) Юрий Дмитриевич Куклачев.
4. Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют?
А) Балет.
Б) Опера.
В) Цирк.
5. Как называется реклама спектакля?
А) Объявление.
Б) Афиша.
В) Плакат.
6. Как называется краска на лице актера, помогающая создать определенный образ?
А) Румяна.
Б) Тени.
В) Грим.
7. Соедини картинку, на которой изображена кукла и ее название:
1) Кукла марионетка (Б).
2) Тростевая кукла (В).
3) Перчаточная кукла (А)
А Б В
А Б В
Практическое задание.
Инсценировка басни Ивана Андреевича Крылова, Льва Николаевича Толстого (на выбор).
Показ импровизированного этюда на заданную тему:
(задания на листках бумаги, учащийся тянет жребий)
1. Дружная семья. 6. Человек под дожем.
2. Я все сам знаю. 7. Грустный фильм.
3. Большой начальник. 8. Выигрышный лотерейный билет.
4. Спящий котенок. 9. Маленький хомячок в колесе.
5. Веселый малыш. 10. Восхищенный пейзажем турист.
2.8. Список литературы и источников.
Литература для педагога:
1.Алянский Ю.Л., Азбука театра, Л., Дет. Лит. Ленинград, 1986г.
2.Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в мир искусств» №8, 2008.
3.Букатов В. М. «Педагогические таинства дидактических игр» из серии Библиотека педагога-практика, Москва, "Флинта", 1997.
4.Владимирова М.Л. Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения. –Киров: Кировский областной Дом народного творчества, 2009. – 56 с.
5.Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
6.Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002.-31с.
7.Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак,2008.-377 с.
8.Ершова А.П, Букатов В.М. «Актерская грамота -подросткам» -М.: Просвещение,1994.
9.Ершова А.П. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М: АПН СССР, 1984. - 91 с.
10.Кох И.Э.Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1979.-222с.
11.Никитина А.А. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитиной) М., «Владос», 2001. – 288 с.: ил.
12.Петрова А.Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2010.-144с., ил.
13.Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского //Я вхожу в мир искусств, 2008.-№1.
14.Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983.
15. С.Ю. Кидин Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009.-153с.
16.Савостьянов А.И. Воспитание речевого голоса. Дикция и орфоэпия.-М.:ВЦХТ(«Я вхожу в мир искусств»), 2007.-160с.
17.Серия репертуарно-методической библиотечки «Я вхожу в мир искусств», М., ВЦХТ
18. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 т-т.2, т.3 «Работа актера над собой» М., Искусство,1985.
19.Театр-студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2 М., ВЦХТ, 2001.
20.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос», 2003.
Список литературы для детей и родителей:
1. Дюпре В. Как стать актером/ Дюпре В. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
2. Мифы Древней Греции. - М: Белый город, 2008. – 143 с.
3. П. Пави. Словарь театра. М. 1991..
33