ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА проведение занятий по развитию физических способностей детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет «Бадминтон»
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка 3
1.1.1 Цели и задачи Программы 4
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.2 Планируемые результаты 5
1.3 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы 6
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 6
1.5 Характеристики особенностей развития детей 6
II. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности по развитию физических способностей у детей 10
2.2 Содержание деятельности и формы работы 12
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 12
III. Организационный раздел
3.1 Организация развивающей предметно-развивающей среды 13
3.2 Кадровые условия реализации Программы 13
3.3 Материально-техническое обеспечение Программы 13
3.4 Планирование образовательной деятельности 14
3.4.1 Учебный план 14
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности 14
3.4.3 Тематическое планирование образовательной деятельности
по развитию физических способностей у детей
15
4. Перечень литературных источников 18
Приложение
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
На современном этапе развития общества по-прежнему ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью.
Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и др.).
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально – волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Заниматься спортом в прямом смысле слова, которое подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов, не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнований не только возможны, но и целесообразны.
Кроме того, дети старшего дошкольного возраста в отличие от малышей, уже интересуются результатами своих действий: научился. Опираясь на такие первоначально возникшие интересы, можно их закрепить.
Предметом данной Программы является спортивная игра бадминтон.
Программа «Бадминтон» для детей 5-7 лет разработана на основании:
• - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
• -Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• -Государственная программа Ханты-Мансийского Автономного Округа-ЮГРЫ «Развитие образования в Ханты-Мансийском Автономном Округе-ЮГРЕ на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»;
• - Устав МБДОУ ДС №;
• -Приказ «Об организации дополнительных образовательных услуг».
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год. Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ.
0.0.1 Цели и задачи Программы
Цели программы:
− сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни посредством игры в бадминтон;
− воспитание моральных и волевых качеств воспитанников, содействие развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Достижению данных целей способствует решение следующих
Задачи программы:
образовательные:
− обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
− развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
− обучать правильному выполнению упражнений.
развивающие:
− способствовать укреплению здоровья;
− содействовать гармоничному физическому развитию;
− развивать двигательных способностей детей;
воспитательные:
− прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
− воспитывать чувство ответственности за себя;
− воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность.
Данная программа направлена на приобретение воспитанниками теоретических сведений о бадминтоне, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков участия в ней и организации самостоятельных занятий.
В ходе изучения предлагаемой программы воспитанники приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
− овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
− формирование навыков деятельности игрока индивидуально и совместно с партнёрам (игра в паре) на основе взаимопонимания и согласования;
− приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по бадминтону;
− содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
0.0.2 Принципы и подходы к формированию Программы
• Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
• Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
• Принцип единства развития и воспитания;
• Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
• Принцип общедоступности;
• Принцип преемственность;
• Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
• Принцип свободы выбора;
• Принцип успешности;
• Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
• Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
• Принцип системности.
Данная программа направлена на приобретение обучающимися теоретических сведений о бадминтоне, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков участия в ней и организации самостоятельных занятий.
В ходе изучения предлагаемой программы обучающиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
0.1 Планируемые результаты
К концу обучения дети будут
знать:
-правила игры в бадминтон
-теорию игры в бадминтон
-размеры площадки
- высоту сетки
-технику и тактику игры в бадминтон .
уметь:
-самостоятельно провести разминку
- правильно передвигаться на площадке
- имитировать удары с передвижением по площадке
-выполнять различные удары
-взаимодействовать в парной игре
обладать:
– умением выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия
-команда (парная игра) должна обладать коммуникативными способностями
-основами толерантного мышления
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Программа способствует:
• оздоровлению и укреплению детского организма;
• улучшению качества физической подготовленности;
• формированию интереса к спорту;
• развитию психических качеств;
• воспитанию качеств характера;
• освоению технических навыков.
0.1 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Нормативы по развитию физических качеств
№ Наименование норматива Мальчики Девочки
1. Выполнить нормативы
2. Специальная физическая подготовка:
а) бег 30 м с в/старта (в сек.) 5,6 6,0
3. Специальная техническая подготовка:
а) короткая подача из 10 подач 5 5
б) высоко-далекая подача из 10 подач 6 5
в) «Смеш» из центра площадки из 10 ударов 4 3
г) прием «смеша» коротким ударом из 10 ударов 4 3
д) укороченный удар из центра площадки из 10 ударов 5 4
0.1 Характеристика особенностей развития детей
Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Он начинает понимать, что скоро произойдет много изменений в его жизни: он пойдет в школу и станет на шаг ближе к привлекательному миру взрослых. Это период формирования психологической готовности к школе. В большинстве своем дети с удовольствие рассуждают на школьную тематику, их привлекает статус школьника, новая обстановка, аксессуары (новый портфель, форма и др.). Главное в этот момент поддержать это стремление к школьной жизни и положительный настрой на обучение. С возникновением стремления к школе, изменяется и все поведение ребенка. Утрачивается былая непосредственность. Можно заметить, что его чаще стали привлекать задания учебного плана, появились желания заняться «серьезным» делом, выполнить ответственные поручения. Но по-прежнему ведущей деятельностью у старших дошкольников является игра.
Личностное развитие. К 6 годам наблюдаются следующие изменения в структуре самосознания ребёнка: происходит осознание своего социального «Я»: осознает свое место в окружении; формируется внутренняя позиция: понимает свои переживания; складывается устойчивая самооценка. Дошкольник начинает интересоваться, как к нему относятся люди из близкого окружения, как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от того, совпадают ли его реальные качества и возможности («Я-реальное») с тем, каким он себя представляет в идеале, каким бы он хотел быть («Я-идеальное»). В этом важная роль принадлежит и взрослым. Родители, воспитатели порой предъявляют к ребенку завышенные требования, которые могут не соответствовать его возрастным особенностям или не учитывать его индивидуальных способностей. В итоге у ребенка создается образ, который не соответствует его реальному «Я». Из-за расхождения этих представлений может произойти потеря самоуважения, самоценности, уверенности в себе.
В этом возрасте взрослый для ребенка выступает как непререкаемый авторитет, которому он полностью доверяет и принимает его точку зрения. Дети перенимают у своих родителей систему оценок, идеалы и эталоны, на которые следует ровняться. Поэтому необходимо, чтобы они росли в любви, уважении и в условиях бережного отношения к их индивидуальным особенностям. Родители должны проявлять заинтересованность делами и успехами своего чада, разумную требовательность и последовательность в воспитании. Для развития самосознания крайне важна активность самого ребенка. Не следует ограничивать его действия. В деятельности – в спорте, рисовании, экспериментировании – он познает себя. Родителям следует обращать внимание ребенка на результаты его деятельности, совместно анализировать их, а затем создать ситуацию успеха, чтобы сформировать уверенность в том, что он справится с трудностями. Общение со сверстниками также вносит свою лепту в развитие самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок познаёт свои индивидуальные особенности, дифференцирует личностные качества других и самого себя и может дать им оценку. С самосознанием неразрывно связана самооценка. Как правило, детям этого возраста свойственна высокая самооценка, которая проявляется в уверенности в себе, настойчивости в достижении цели, стремлении к успеху, дружелюбию и общительности. Мотивы и потребности
Продолжают развиваются познавательные мотивы, мотивы стремления к самоутверждению, быть похожим на взрослого, желания сохранить хорошие взаимоотношения со сверстниками, улучшить свое положение среди них. Главное новообразование личностного развития периода дошкольного детства – соподчинение мотивов. Благодаря этому ребенок может отказаться от увлекательного занятия в пользу более важного, хотя и менее интересного дела. Это является предпосылкой развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ведущей является потребность в общении. От ее удовлетворения зависит эмоциональное благополучие ребенка. Общение важно как с взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок оказывается непринятым в группе сверстников, возникает дискомфорт, неуверенность в себе. Появляется внеситуативно-личностное общение. В его основе лежит потребность ребенка во взаимопомощи и сопереживании. Соответственно, если дошкольнику не хватает общения, остаются без внимания и другие потребности.
Эмоционально-волевая сфера У психологически здорового ребенка преобладает внутренняя душевная уравновешенность, адекватность в поведении, преобладают позитивные отношения с людьми, проявляется чувство юмора, позитивное мироощущение. Ребенок проявляет доброжелательность к окружающим людям, эмоциональную отзывчивость. Развивается эмпатия – способность сопереживать. Дети этого возраста способны к рефлексии. Они предчувствуют реакцию окружающих на свое поведение или определенный поступок и поэтому со взрослыми могут вести себя по- разному.
В 6-7 лет также могут наблюдаться демонстративное поведение ребенка, паясничание, капризность. Это симптомы кризиса семи лет. Для этого возраста характерна эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения, повышенная чувствительность. Однако родителям пугаться этого не стоит. Такие особенности эмоциональной сферы связаны с активизацией работы щитовидной железы. Развивается и волевая сфера. Утрачивается непосредственность в поведении. Возрастает способность сдерживать свои эмоциональные реакции. Во всем начинает проявляться произвольность: в поведении, в движениях, в умении подчиняться правилам, во всех формах психической деятельности. Наиболее высоких показателей волевое действие достигает при положительной оценке деятельности ребенка взрослыми и сверстниками.
К семи годам ребенок уже самостоятельно может поставить цель, составить план действий по ее достижению, принять решение, преодолеть трудности на пути достижения цели. Интеллектуальное развитие В старшем дошкольном возрасте продолжает активно развиваться познавательная сфера. Все чаще ребенок включается в экспериментирование, чтобы найти ответы на волнующие его вопросы. Порой он поражает своими выдумками, открытиями и вопросами. Особенностью развития детей этого возраста является появление предпосылок учебной деятельности. Этому способствует проявление произвольности всех психических процессов. Однако учебная деятельность школьного типа еще не сформирована. Предпосылки учебной деятельности: проявление интереса к познанию окружающего мира; положительное отношение к учебно-игровой деятельности; сформированы отдельные учебные умения, связанные с овладением математикой, чтением, письмом; знает гласные буквы и часть согласных; умеет проводит звуковой анализ слова; может читать отдельные слоги или слова; проявляет желание учится и идти в школу. Мышление Для старших дошкольников характерно развитое наглядно-образное мышление. Но постепенно формируется и следующая ступень его развития – словесно-логическое. В основном оно наблюдается при решении задач, связанных с уже имеющимся опытом. Продолжают совершенствоваться мыслительные операции обобщения, сравнения по признакам, анализ, классификация. Ребенок уже способен сгруппировать предметы по двум признакам одновременно, например, по цвету и форме.
Важным достижением в интеллектуальном развитии является высокий уровень образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления. Благодаря этому появляется способность выделять свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения. В 6 лет ребенок способен символически рассуждать, делать выводы. Он улавливает противоречия, может устанавливать причинно-следственные связи, дать характеристику предметам и объектам, применять свой опыт при выполнении различных заданий. У старших дошкольников имеется довольно обширный запас представлений об окружающем мире – о природе, человеке, его профессиях, быте, транспорте. Ребенок освоил систему чисел (считает до 10 и дальше, называет числа от 0 до 9). Общение и речь В старшем дошкольном возрасте ребенок активно включается во внеситуативно- познавательное общение.
Появляется и новый вид общения – внеситуативно-личностное, который предполагает разговоры о самих себе, других людях, человеческих отношениях, героях книг. Оно способствует расширению кругозора и подготавливает ребенка к общению с учителем. Старший дошкольник может поддержать беседу на познавательную и личностную темы. Он начинает овладевать основами культуры общения, проявлять интерес к высказываниям собеседника, использует в своей речи вербальные и невербальные средства общения. Важным для развития ребенка является общение со сверстниками. В беседах с детьми ребенок учится согласовывать свои желания с интересами других людей, а также отстаивать собственное мнение. В этом возрасте речь выполняет не только функцию общения, но и планирования: возникает так называемая «внутренняя речь», которая помогает ребенку построить своё высказывание, помогает обдумать план действий. К 6-7 годам словарный запас составляет около 3 000 слов. Развивается связная речь. Ребенок может составить сюжетный рассказ по картинке, пересказать сказку, используя выразительные средства, включая простые и сложные предложения. Речь достаточно богата в лексическом отношении: употребляются синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, загадки, пословицы и поговорки. Старший дошкольник умеет различать звуки на слух в произношении. Может сделать звуковой анализ слова. В норме к 6 годам отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Совершенствуется грамматика: ребенок активно использует все части речи, занимается словотворчеством.
Воображение. Старший дошкольный возраст часто называют расцветом воображения. Оно лежит в основе творчества, создании нового, необычного. Часто именно воображение называется психологами как основное новообразование дошкольного детства. С ним в значительной степени связана и успешность обучения в школе на первых порах. В 5-6 лет способность к фантазированию находится в тесной связи с интеллектом, который ее контролирует. Воображение выполняет познавательную функцию, заполняет пробелы в знаниях, объединяет различные отдельные впечатления в общую картину мира.
К концу дошкольного детства у ребенка сформировано воссоздающее воображение, которое помогает составить образ мысленно, по описанию. Также характерно и творческое воображение: дети с удовольствием включаются в творческую деятельность, создают что-то свое, оригинальное. Старшие дошкольники уже умеют фантазировать произвольно, заранее создавая замысел. Они способны к пошаговому, а также целостному планированию предстоящей деятельности. Произвольное воображение хорошо тренируется в процессе сюжетно-ролевой игры, когда ребенку необходимо определить свое поведение в соответствии с ролью. Для того, чтобы воображение заработало в полную силу, необходима его стимуляция в различных видах деятельности. Иначе оно может не проявить всю свою полезность для развития ребёнка. Внимание Как и всем психическим процессам в этом возрасте, для внимания характерна произвольность. Продолжают развиваться такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. Все это позволяет ребенку более сосредоточенно и длительно заниматься разными видами деятельности. С пяти лет дети могут заниматься в среднем 20-25 минут. С ребенком 7 года жизни можно заниматься дольше. Но большей продуктивности лучше разбивать занятия на несколько частей и распределить их в течение дня. Тогда общая продолжительность занятий может составить примерно полтора часа. Память В этом возрасте активно работает как непроизвольная, так и произвольная память. К 6 годам дошкольник уже может целенаправленно запомнить или припомнить что-либо.
Хорошо развито механическое запоминание. Но также уже используются некоторые приемы логического запоминания, но только в том случае, если ребенку понятен смысл материала. Легче всего дети запоминают информацию, которая вызвала у них интерес, привлекла яркостью, необычностью. Также хорошо и надолго запоминается то, с чем он взаимодействовал физически. А если при этом сопровождать действия ребенка вербально, то эффективность запоминания значительно возрастет.
Восприятие. Восприятие становится управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом. Ребенок обследует объекты окружающего мира с помощью зрительных, слуховых, тактильных и других видов чувствительности. В этом возрасте дети владеют сенсорными эталонами. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, различает предметы по форме, сопоставляет их по величине. Совершенствуется восприятие пространства и времени. Дети ориентируются в понятиях «слева», «справа», «впереди», «позади», знают части суток, дни недели, оперирует понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», различает времена года.
Новообразование возраста. В старшем дошкольном возрасте утрачивается непосредственность и ситуативность поведения, формируется его регуляция, ориентация на социальные нормы и требования. Все это происходит благодаря принятию новой внутренней позиции школьника. К этому возрасту у каждого ребенка уже есть пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, у каждого сложилось свое представление об окружающем мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности и темперамент. С этим багажом он пойдет в школу. Задача взрослого сделать так, чтобы у ребенка своевременно сформировались новообразования, которые позволят ему уверенно подняться на новую ступень своего развития. Центральным новообразованием периода дошкольного детства является готовность к школе. Это понятие обширное и включает в себя целый комплекс отдельных готовностей: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную, личностную и технологическую. Другими словами, чтобы поступить в школу недостаточно только умственной готовности (знания цифр, букв, владения основами письма и др.). Ребенок должен быть готов и психологически. И это важнейшее условие. От того, каким будет начало школьной жизни, зависит и дальнейший успех обучении. Поэтому взрослым необходимо постараться сформировать позитивные представления ребенка о школе, заранее познакомить его со всеми особенностями школьной жизни, чтобы не было страха неизвестности и неопределенности будущего.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по развитию
Физических способностей у детей
Бадминтон способствует укреплению здоровья детей, совершенствованию функций организма (дыхательной, сердечно – сосудистой, нервной и т.д.), способствует физическому развитию. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, точность и координация движений, глазомер, укрепляют мышцы рук.
Пожалуй, ни один вид спорта не обладает такой богатой палитрой движения кисти и пальцев, как это имеет место в бадминтоне. Надо отметить, что мелкие движения пальцев - довольно сложный вид двигательной деятельности. Они требуют гораздо большей координации со стороны нервной системы, чем простые силовые движения всей руки. За изощренность мелких движений пальцев руку бадминтонистов высокого класса сравнивают с рукой скрипача.
Бадминтон, как спортивная игра, развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своем теле на площадке. Эта игра подвижная, дающая нагрузку многим группам мышц, она способствует гармоничному развитию тела.
Бадминтон является своеобразным комплексом движений человеческого тела и средством обучения многообразным двигательным навыкам. Чем они выше по своему уровню и чем богаче их запас, тем человек успешнее справляется в работе.
Бадминтон не только в высокой степени удовлетворяет потребность организма в нагрузке через движение, но и позволяет достигать совершенства движений меньшими усилиями над собой. Бадминтон, давая нагрузку всем группам мышц, всем системам организма, создает значительный биологический резерв высокой работоспособности. У человека, тренированного бадминтоном, в организме происходит более быстрое включение в оптимальный режим работы, а, следовательно, для него характерна и более высокая работоспособность.
Для успеха игры в бадминтон почти каждое движение должно быть «умным» как на соревнованиях, так и на тренировках. Недаром в нем утвердилась поговорка: «Играй сначала головой, затем ногами и только потом рукой». В игре не надо бежать раньше, чем сообразит голова. Больше того, необходимо, чтобы голова лучше думала, давала больше покоя ногам. Это даёт время для расслабления мышц, для восстановления физических и духовных сил. Нередко спортсмены высокого класса на ответственных соревнованиях заявляют, что умственно устали больше, чем физически.
Значительное интеллектуальное начало бадминтона определяется и тем, что это - игра рукой. Роль её в умственном развитии человека общеизвестна. Недаром И. Кант определял значение руки как «вышедшего наружу мозга». Благодаря «умной» руке игрок осуществляет самые тонкие задуманные удары, которые не только приносят желанное очко, но и могут вызвать всплеск интеллектуальной радости от удачно осуществленного замысла. К тому же считается, что движение кисти в момент соприкосновения её с ручкой ракетки активизирует деятельность коры больших полушарий мозга.
Бадминтон является одним из сложных тактических и техничных игр. В бадминтоне дети готовятся к трем категориям игровой деятельности: одиночной, парной и смешанной встречам. Каждая категория определяет особый вид физической и психологической нагрузки на организм спортсмена.
Среди развивающихся во время игры в бадминтон психических качеств, следует выделить внимание, восприятие, волевые качества. Эффективность игровой деятельности в значительной мере связывается с проявлением внимания, его объёма, интенсивности, распределения и переключения. При этом под объёмом внимания понимается способность игрока одновременно держать в поле зрения несколько объектов: волан, игроков противника и партнёров.
Концентрация внимания на наиболее важном объекте свидетельствует об интенсивности внимания, а умение противостоять различным отвлекающим действиям определяется устойчивостью внимании.
Способность контролировать сразу несколько объектов – движение волана, игроков противника и партнёров – и быстро переключаться с одних на другие свидетельствует о распределении и переключении внимания.
Умение ориентироваться в обстановке тесно связано с процессом восприятия. Оно определяется периферическим и глубинным зрением, а также включает специфические виды восприятия: «чувство сетки», «чувство волана», «чувство времени и пространства».
Игра во многом зависит от степени проявления волевых качеств: смелости, инициативности, решительности, целеустремленности.
2.2. Содержание деятельности и формы работы
Направление деятельности Содержание деятельности (формы работы) сроки
Информационно-методическое обеспечение • Изучение литературы
• Составление плана работы дополнительной образовательной деятельности. В течение года
Работа с детьми • Методические занятия
• Практические занятия
• Самостоятельная работа
Согласно плану работы кружка
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Вся физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ проводится в тесном контакте с семьёй:
• родителей необходимо знакомить с физкультурной работой в детском саду;
• информировать о том, каких успехов добиваются дети;
• приглашать участвовать в совместных физкультурных досугах и праздниках;
• рекомендовать, как организовать здоровый образ жизни в семье.
Пути реализации:
• Педагог приглашает родителей на открытые просмотры мероприятий. Родители непосредственно видят, как обучаются дети в условиях детского сада, наблюдают за своими детьми.
• Проводятся праздники и соревнования с участием родителей. Родители приглашаются на совместный практикум-семинар с детьми, где дети учат своих родителей азам бадминтона. Далее организуются игры с элементами бадминтона.
Совместные мероприятия с родителями с использованием элементов бадминтона проводятся 2 раза в год.
Организация работы по всем блокам проходит одновременно и тесно взаимосвязана между собой, что должно привести к определённому результату
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Методические: информационный материал, конспекты, фотоальбомы с изображением приемов игры и техники, методические разработки, демонстрационный материал.
Необходимые материалы и инструменты:
- ракетки, воланы,сетка
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения. На этом этапе дети выполняют технику точно по образцу и объяснению. Все учебные задания, кроме формирования навыков и знаний, направлены на общее развитие ребёнка. У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения.
0.1. Кадровые условия реализации Программы
Сведения о педагоге:
ФИО:
Образование -
Квалификационная категория:
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Для занятий бадминтоном оборудована спортивная площадка, в соответствии с нормами СанПиН,соответствующая мерам безопасности:
-стойки для игровой сетки надежно закреплены и находятся в устойчивом состоянии;
-площадка чистая и освещенная согласно нормам, так, чтобы свет не ослеплял обучающихся во время выполнения упражнений;
-площадка расположена должным образом: расстояние от задней линии до стены 1,5 метра, а от боковой линии до стены не менее 1 метра. Высота потолка 7 м
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию физических способностей у детей по программе | Подгруп- повая | 20 | 30 | 2 | 8 | 64 |
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по развитию физическихспособностей у детей | Вторник Четверг Понедельник Пятница | 1,3 неделя 16.30-16.50 2,4 неделя 16.30-16.50 | Воспитатель |
.4.3 Тематическое планирование образовательной деятельности
по развитию физических способностей у детей
№ п/п | Тема | Количество занятий | ||
Октябрь | ||||
1 | История бадминтона | 1 | ||
2 | Правила соревнований по бадминтону | 1 | ||
3 | Техника игры в бадминтон | 1 | ||
4 | Просмотр кинофильма по технике бадминтона с последующим обсуждением | 1 | ||
5 | Анализ выполнения отдельных приёмов техники | 1 | ||
6 | Выявление ошибок в технике и их исправление | 1 | ||
7 | Знакомство с воланом и манипуляции с ним | 1 | ||
8 | Знакомство с ракеткой, манипуляции с ней, правильная хватка ракетки | 1 | ||
Ноябрь |
9 | Удержание волана на ракетке в движении | 1 | |
10 | Жонглирование воланом открытой и закрытой сторонами ракетки, со сменой сторон | 1 | |
11 | Перемещение по площадке приставными шагами | 1 | |
12 | Прыжки на скакалке на 2-х ногах | 1 | |
13 | Подача снизу открытой стороной ракетки | 1 | |
14 | Подача снизу открытой стороной ракетки | 1 | |
15 | Удар по волану снизу перед собой с одновременным выпадом правой ногой (левой для тех, кто играет левой рукой); закрытой стороной ракетки | 1 | |
16 | Удар сверху и удар снизу, поочередно и произвольно | 1 | |
Декабрь |
17 | Плоский удар по волану открытой стороной ракетки | 1 | ||
18 | Игра через сетку без ведения счета | 1 | ||
19 | Эстафета «Попади в обруч» | 1 | ||
20 | Знакомство с техникой ударов снизу | 1 | ||
21 | Знакомство с техникой ударов сверху | 1 | ||
22 | Знакомство с техникой подач | 1 | ||
23 | Знакомство с техникой выполнения плоских ударов | 1 | ||
24 | Знакомство с техникой ударов у сетки | 1 | ||
Январь | ||||
25 | Знакомство с техникой передвижений | 1 | ||
26 | Знакомство с тактическими действиями, выбором стратегий игрового стиля | 1 | ||
27 | Совершенствование техники подач | 1 | ||
28 | Совершенствование техники атакующих ударов | 1 | ||
29 | Совершенствование техники защитных ударов | 1 | ||
30 | Совершенствование техники ударов у сетки | 1 | ||
31 | Совершенствование техники передвижений | 1 | ||
32 | Совершенствование тактических действий, выбора стратегий игрового стиля | 1 | ||
Февраль | ||||
33 | Товарищеский турнир | 1 | ||
34 | Знакомство с тактикой парных и смешанных игр | 1 | ||
35 | Тактические действия в парных играх | 1 | ||
36 | Роль и значение лидера в парной и категории | 1 | ||
37 | Совершенствование перемещений на площадке из центра к сетке и назад | 1 | ||
38 | Совершенствование перемещений на площадке из центра в задний правый угол, задний левый угол и возврат в центр | 1 | ||
39 | Совершенствование точности игры у сетки | 1 | ||
40 | Совершенствование защитных действий | 1 | ||
Март | ||||
41 | Свободные игры в бадминтон в парах, в четверках | 1 | ||
42 | Совершенствование игры с задней линии | 1 | ||
43 | Совершенствование тактики одиночных игр | 1 | ||
44 | Совершенствование технико-тактических действий в парной категории | 1 | ||
45 | Совершенствование приема подач | 1 | ||
46 | Совершенствование разновидностей сочетаний перехода от одного удара к другому | 1 | ||
47 | Знакомство с техникой удара «смеш» | 1 | ||
48 | Закрепление ударов «смеш | 1 | ||
Апрель | ||||
49 | Закрепление косого удара на сетке | 1 | ||
50 | Соревнование «Веселый воланчик» | 1 | ||
51 | Совершенствование технико-тактической подготовки | 1 | ||
52 | Удар по волану снизу перед собой с одновременным выпадом правой ногой (левой для тех, кто играет левой рукой); закрытой стороной ракетки | 1 | ||
53 | Перемещение по площадке приставными шагами | 1 | ||
54 | Прыжки на скакалке на 2-х ногах | 1 | ||
55 | Жонглирование воланом открытой и закрытой сторонами ракетки, со сменой сторон | 1 | ||
56 | Игра через сетку без ведения счета | 1 | ||
Май | ||||
57 | Закрепление короткого удара-подставки на сетке, справа и слева | 1 | ||
58 | Закрепление удара слева-сбоку | 1 | ||
59 | Игры с подвесным воланом | 1 | ||
60 | Знакомство с ударом по волану в прогибе из левого угла | 1 | ||
61 | Знакомство со счетом при одиночной игре | 1 | ||
62 | Практическая одиночная игра по упрощенным правилам | 1 | ||
63 | Просмотр и обсуждение видеозаписи игр профессионалов | 1 | ||
64 | Эстафета «На все руки мастер» | 1 | ||
Итого: | 64 |
4. Перечень литературныхисточников
1. Бадминтон – наглядное пособие под ред. Бутакова Л.В.2. Бадминтон. Правила соревнований.-2009.3. Галицкий А., Лившиц В. Доступный, как бег трусцой. – М,ФиС,2005.4. Галицкий А., Марков О. Азбука бадминтона.-М, ФиС, 1967.5. Глебович Б, Постников А. – ФиС, 2004.6. Лавшиц В., Голицкий А. Бадминтон-М, ФиС, 2004.7.Лившиц В.Я., Штильман М.М. Бадминтон для всех.- 2004.8. Рыбаков Д.Л., Штильман М.М. Основы спортивного бадминтона.-М.,ФиС,1978.9. Марков Д.М. Бадминтон- 2000.10. Смирнов Ю.П. Бадминтон/ Уч-к для ИФК. – 1990
11. Спортивные игры/ Уч-к под ред. Портных Ю.М.-ФиС, 2000.12. Программа для ДЮСШ, ДЮШ Олимпийского резерва и ШВСМ./Комитет по ФК и спорту.-М., 2007.13. Спортивные игры/ Уч-к под ред. Чумякова Л.А.-М., ФиС, 1966.14.Окунев О. Р. «БАДМИНТОН. Спортивная игра» 2009 г.