12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клименкова Анжелика Анатольевна224

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Новосибирской области

«Областной центр детского (юношеского) технического творчества «АВТОМОТОЦЕНТР»


t1600422571aa.png

Рассмотрено и одобрено Педагогическим советом

протокол № 3

от 27.03.2020г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр»

_________ /М.М. Королев/

27.03.2020 г.





Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Формирование основ транспортной культуры

младших школьников»



Возраст учащихся: 7-11 год

Направленность: социально-педагогическая

Срок реализации программы: 3 года


Авторы: Пономарева Лариса Ивановна,

педагог дополнительного образования

Петрунёв Ярослав Владимирович,

педагог организатор

Клименкова Анжелика Анатольевна,

методист






г. Новосибирск, 2019 г.

Паспорт дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Формирование основ транспортной культуры

младших школьников»

1

Образовательная организация

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

образования Новосибирской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр»

2

Название программы

«Формирование основ транспортной культуры младших школьников»

3

Направленность программы

Социально-педагогическая

4

Сведения о разработчиках

Пономарева Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,

Петрунев Ярослав Владимирович, педагог-организатор

первой квалификационной категории,

Клименкова Анжелика Анатольевна, методист

5

Срок реализации

3 года

6

Возраст обучающихся

7-11лет

7

Цель программы

Создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста основ безопасности жизнедеятельности в транспортной среде и осознанном, самостоятельном и безопасном участии в транспортных процессах.

8

Отличительные особенности

Программа представляет собой соединение отдельных областей объединенных одной целью и результатом: обучение ведется параллельно по двум разным, но взаимодополняющим образовательным направлениям – «Учебно-тренировочное вождение» и «Правила дорожного движения», которые способствуют моделированию поведения ребёнка «пешеход, пассажир, водитель».





10





Планируемые результаты

По итогам освоения программы обучающиеся:

имеют навыками грамотного и безопасного поведения в транспортном процессе;

умеют моделировать индивидуальную стратегию поведения в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях;

имеют первоначальные навыки фигурного вождения и технического обслуживания транспортных средств (веломобиль, квадроцикл, миниавтомобиль);

умеют оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

проявляют уважение к своей стране, ее истории и культуре;

имеют ценностные установки на здоровый и безопасный образ жизни;

имеют устойчивую мотивацию к занятиям.

















































СОДЕРЖАНИЕ

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы…………………..


5

Пояснительная записка…………………………………………………………...

5

Направленность программы………………………………………………………….

5

Актуальность программы……………………………………………………………

5

Адресат программы…………………………………………………………………...

6

Отличительные особенности программы…………………………………………..

6

Объем и срок освоения программы…………………………………………………..

10

Формы обучения……………………………………………………………………….

10

Особенности организации образовательного процесса……………………………

10

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий..........................

10

Цель и задачи программы………………………………………………………..

11

Содержание программы…………………………………………………………..

13

Планируемые результаты………………………………………………………...

28


Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий…………......



29

Календарный учебный график…………………………………………………..

29

Условия реализации программы………………………………………………...

29

Формы аттестации………………………………………………………………..

30

Оценочные материалы…………………………………………………………...

31

Методические материалы………………………………………………………..

32

Рабочие программы……………………………………………………………….

36

Список литературы……………………………………………………………….

37


Приложения…………………………………………………………………………...


39












Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


Пояснительная записка


Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Формирование основ транспортной культуры младших школьников» является общеразвивающей, имеет социально-педагогическую направленность, создает условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность программы

Несмотря на то, что в последнее время профилактике дорожно – транспортных происшествий (ДТП) с участием детей уделяется достаточно большое внимание, количество таких происшествий, снижается крайне мало. Причина этого в низком уровне транспортной культуры у детей. Формирование такой культуры является одним из основных факторов профилактики. При этом формирование транспортной культуры должно начинаться еще в структуре дошкольного образования, однако наиболее сенситивным в данном случае является младший школьный возраст. Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373), предусматривает наличие в образовательной организации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая должна содержать, в том числе и организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Формирование транспортной культуры младших школьников – актуальная задача образовательных организаций всех типов. Между тем, специализированное учреждение дополнительного образования имеет ряд объективных преимуществ. К ним можно отнести наличие подготовленных педагогов дополнительного образования, материально-техническую обеспеченность необходимыми ресурсами, практикоориентированность деятельности, предлагаемой детям и возможность коррекции дополнительных общеобразовательных программ, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма.

Таким образом, актуальность предлагаемой программы определяется социальным запросом со стороны общества, детей и их родителей на программы направленные на организацию работы по формированию основ транспортной культуры младших школьников, материально-технические условия, для реализации которых имеются на базе ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр».

Отличительные особенности программы

Программа «Формирование основ транспортной культуры младших школьников» является комплексной и направлена на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение здоровья детей, профилактику их травматизма в дорожно-транспортных происшествиях.

Основная идея программы, отличающая ее от существующих, заключаются в том, что программа представляет собой соединение отдельных областей объединенных одной целью и результатом: обучение ведется параллельно по двум разным, но взаимодополняющим образовательным направлениям – «Учебно-тренировочное вождение» и «Правила дорожного движения», которые способствуют моделированию поведения ребёнка «пешеход, пассажир, водитель».

Учебно-тренировочное вождение, содержит практическое изучение основ безопасного и фигурного вождения транспортных средств, изучение основ устройства транспортного средства и его технического обслуживания. Практическая отработка навыков грамотного и безопасного поведения ребенка, как активного участника транспортного процесса – водителя осуществляется по средствам проектирования конкретных дорожных ситуации. Учебно-тематический план построен с учетом поэтапного обучения вождению, начиная с простой техники – веломобиль, а к 3-му году обучения – вождению квадроцикла и миниавтомобиля.

Правила дорожного движения, направление содержит изучение теоретических основ правил дорожного движения. Учащиеся осваивают правила безопасного поведения пешеходов, пассажиров, водителей.

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ, возрастом от 7 до 11 лет.

Характеристика возрастных особенностей

Младший школьный возраст (от 7 до 11лет) – это оптимальный период для формирования основ транспортной культуры младших школьников.

Для каждого этапа развития ребенка характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения в дорожной среде должны соответствовать возрастным периодам.

Период младшего школьного возраста – это время формирования внимания. В семилетнем возрасте внимание неустойчиво. Это связано с тем, что многие функции организма находятся на стадии становления. Процесс переработки информации в центральной нервной системе происходит более длительно. Заметив источник опасности, ребенок еще не может сразу сориентироваться. Сигнал опасности воспринимается им как сигнал к действию – быстрее убежать.

В 7 лет у ребенка сохраняется роль образного мышления и эмоционального восприятия. В этом возрасте дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету.

На возраст от 7 до 10 лет выпадает период развития способности к формированию пространственной программы движений, но согласованность и точность действий обеспечивается только благодаря зрительному контролю.

Прогрессивной чертой семилетнего возраста является способность к самоорганизации, к проявлению самостоятельности в мыслях, в действиях. Благодаря совершенствованию функций коры головного мозга у детей появляется избирательность внимания, способность дифференцированно воспринимать поступающую информацию. Кроме того, возрастает восприимчивость к слову. Ребенку можно внушить необходимые правила поведения на улице, в транспорте, настроить на соблюдение правил дорожного движения. В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях.

Функциональное состояние организма восьмилетних детей отличается наибольшей устойчивостью и адаптивностью к воздействиям окружающей среды по сравнению с младшими и более старшими школьниками. Повышается устойчивости внимания. Период от 7 до 8 лет характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательной функции и различных анализаторных систем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов.

Для восьмилетнего ребенка свойственно расширение поля зрения за счет увеличения верхних границ. Кроме того, в этом возрасте становится точнее глазомер по сравнению с предыдущим возрастом.

Следовательно, восемь лет – это средний нижний предельный возраст, когда ребенок может делать первые, полностью самостоятельные шаги как участник дорожного движения. К этим шагам его надо готовить. К 8 годам уровень развития зрительной, двигательной функции, внимания позволяют ребенку хорошо ориентироваться на дороге. Однако в случае возникновения неожиданной опасности, от ребенка требуется быстрый анализ ситуации и выбор одного из вариантов ответных действий, быстрота в принятии решения и реагировании на ситуацию. Этими качествами 8-летние дети еще не обладают в должной мере. Они сформируются позднее. Вместе с тем, в этот возрастной период дети очень чувствительны к воздействию целенаправленных тренировок двигательных и психических функций. В этом плане к нему близок и 9-летний возраст. После 8 лет жизни в организме ребенка происходят изменения, которые существенным образом отражаются на его поведении на дороге.

С девятилетнего возраста в управление анализаторными системами активно включаются лобные доли коры головного мозга. В организации поведения начинает действовать механизм центральных команд. Появляется способность принимать решения на основе анализа разного рода информации: и конкретной, поступающей от органов чувств, и абстрактной, например, от словесной инструкции. Это значит, что наступает период, когда авторитету взрослого ребенок начинает активно противопоставлять свое собственное мнение. При этом совершенствуется процесс восприятия зрительной, слуховой и другой информации. Из ряда одновременно воспринимаемых сигналов ребенок может выделить наиболее важные для данного момента. Появляется способность прогнозировать возможность того или иного действия. При переходе дороги в неположенном месте он уже может рассчитать вероятность сближения с машиной. При восприятии информации о правилах дорожного движения 9-10-летний учащийся не просто принимает ее к сведению, а подходит дифференцированно к ней, выделяет значимую для себя. И если случается так, что он не выполняет правила, то причина этого кроется не столько в том, что ребенок не понял эти правила (трудности восприятия характерны для более младших детей), а скорее в том, что он предпочел такой вариант поведения. Вот здесь и видно значение воспитания навыков безопасного и культурного поведения в условиях дорожного движения. Задача педагога – создать мотивационную направленность на соблюдение правил дорожного движения с тем, чтобы ребенок самостоятельно эмоционально ощутил потребность в правильном поведении, сделал эту потребность достоянием собственного сознания. Эмоции могут сыграть здесь немаловажную роль. Кроме того, нужно учесть, что 9 лет – чрезвычайно важный период для развития интеллектуальных и психических функций, особенно, самоконтроля, а, следовательно, и для закрепления навыков грамотного и безопасного поведения в транспортном процессе.

Внимание девятилетнего ребенка достаточно устойчивое и находится на уровне взрослого человека. Причем важно отметить, что внимание – произвольное. Это значит, что при переходе проезжей части улицы ребенок может контролировать себя и регулировать поведение в зависимости от собственных установок и обстановки не дороге. Глазомер у девятилетнего ребенка улучшается в два раза по сравнению с семилетним (как для близких, так и для дальних расстояний). Все это свидетельствует о том, что девятилетние дети способны дать достаточно объективную оценку обстановке, складывающейся не дороге, и выбрать адекватное этой обстановке поведение.

За период от 8 до 9-10 лет наиболее интенсивно, по сравнению с другими периодами, увеличивается скорость реакции. Но это касается реагирования на ожидаемый сигнал. На непредвиденную ситуацию скорость реакции девятилетних детей значительно замедляется. Можно предположить, что в случае, когда сигнал опасности настигает ребенка внезапно, выбор ответной реакции для него представляет сложность, ребенок теряется на какое-то время и реагирует с запозданием.

Необходимо отметить, что за период от 8 до 10 лет значительного развития достигают следующие функции организма: двигательные, зрительные, психические, формируется произвольное внимание, самоконтроль. Этот период выделяют иногда как стадию уравновешенности, становления тех регуляторных механизмов, которые были заложены в предыдущий период. Поэтому в этом возрасте очень эффективны тренировки, поскольку ребенок легче адаптируется как к умственным, так и к физическим нагрузкам. Важно не упустить этот период и использовать его для целенаправленного развития у ребенка тех качеств, благодаря которым он будет в силах противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах.

Начиная с 10-11-летнего возраста, учащиеся переходят в очень не простой период своей жизни – подростковый. Многие приспособительные функции организма в это время снижаются. Функциональное состояние центральной нервной системы неустойчиво, повышается возбудимость, отвлекаемость внимания. Выработать многие навыки правильного поведения на дороге становится труднее. Поэтому основные воспитательные мероприятия, направленные на формирование транспортной культуры младших школьников, желательно проводить до наступления подросткового возраста.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 3 года обучения, общий объём изученного материала 162 часа, из них:

Учебно-тренировочное вождение – 54 часа

Правила дорожного движения – 108 часов

Формы обучения

Образовательный процесс проходит очно. Занятия организуются на базе ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр», по адресу ул. Юннатов, 72.

Особенности организации образовательного процесса

Набор в учебные группы осуществляется в начале учебного года. Группы формируются из учеников 2-4 классов общеобразовательных школ, по классам, без проведения индивидуального отбора, на основании договора о сотрудничестве школы и ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр». Занятия проводятся с учетом расписания школы. Состав групп – постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Год обучения

Режим занятий


Продолжительность занятий


Длительность одного учебного часа

Учебно-тренировочное вождение

Правила дорожного движения

Первый

1 раз в две недели по подгруппам (чередование)

1 раз в неделю всей группой

2 часа

45 минут

Второй

1 раз в две недели по подгруппам (чередование)

1 раз в неделю всей группой

2 часа

45 минут

Третий

1 раз в две недели по подгруппам (чередование)

1 раз в неделю всей группой

2 часа

45 минут






1.2 Цель и задачи программы


Цель - создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста основ безопасности жизнедеятельности в транспортной среде и осознанном, самостоятельном и безопасном участии в транспортных процессах.

Задачи

Личностные:

- формировать у учащихся навыки безопасного и культурного поведения в условиях дорожного движения; ценностного отношения к транспортной безопасности; здорового образа жизни;

- развивать мотивацию к познанию и творчеству;

- развивать способности оценивать себя, свои возможности и способности; оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

- учить проявлять уважение и быть сопричастным к делам своей страны, ее истории и культуре.

Метапредметные:

Регулятивные:

- развивать умение планировать свою деятельность,

последовательность действий с учетом планирования конечного и промежуточных результатов.

- формировать у учащихся способность к саморегуляции.

Коммуникативные:

- формировать умение:

слушать собеседника и вести диалог;

излагать и аргументировать свое мнение;

организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с педагогом и сверстниками;

работать индивидуально и в группе, находить общее решение и

разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

- формировать умение:

осуществлять поиск необходимой информации;

выделять главное при работе с информацией, знако-

символическими средствами, учебными моделями;

- развивать логические приемы мышления: анализ, сравнение,

классификация, обобщение.

Образовательные (предметные)

Изучить:

теоретические основы Правил дорожного движения;

правила безопасного поведения пешеходов, пассажиров,

водителей;

технику управления и основы безопасного фигурного вождения

транспортных средств (веломобиль, квадроцикл, миниавтомобиль).

Познакомить:

с устройством органов управления транспортных средств

(веломобиль, квадроцикл, миниавтомобиль) и основами их технического обслуживания;

с основами первой доврачебной помощи.

Научить:

моделировать индивидуальную стратегию поведения в

нестандартных дорожно-транспортных ситуациях.



















1.3 Содержание программы


Учебно-тематический план направления «Учебно-тренировочное вождение»

Учебно-тематический план 1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов


Формы аттестации/контроля

Тео

рия

Практика

Все

го

1

Ознакомительное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

-

1

Беседа

2

Правильная посадка, расположение органов управления веломобиля. Основы управления веломобилем, прямолинейное вождение.

-

1

1

Устный опрос/

практическое задание

3

Знакомство с фигурой «Змейка передним ходом», «Слалом передним ходом».

-

1

1

Практическое задание

4

Знакомство с фигурой «Эстафета», «Коридор передним ходом».

-

1

1

Практическое задание

5

Знакомство с фигурой «Бокс передним ходом», «Параллельная парковка передним ходом».

-

1

1

Практическое задание

6

Отработка на трассе комплекса фигур

-

4

4

Устный опрос/

практическое задание

7

Управление веломобилем задним ходом.

-

1

1

Практическое задание

8

Знакомство с фигурой «Змейка задним ходом», «Слалом задним ходом».

-

1

1

Практическое задание

9

Знакомство с фигурой «Коридор задним ходом», «Бокс задним ходом», «Параллельная парковка задним ходом».

-

1

1

Практическое задание

10

Отработка на трассе комплекса фигур

-

5

5

Устный опрос/

практическое задание

11

Промежуточная аттестация

-

1

1

Выполнение практических упражнений

Итого:

1

17

18



Содержание 1 года обучения

1. Ознакомительное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Знакомство с миром транспортных средств. Инструктаж по технике безопасности.

2. Правильная посадка, расположение органов управления веломобиля.

Основы управления веломобилем, прямолинейное вождение.

Обучение правильной посадке и взаимодействию с органами управления веломобилем, управлению транспортным средством, прямолинейному вождению. Пробные заезды.

3. Знакомство с фигурой «Змейка передним ходом», «Слалом передним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения.

4. Знакомство с фигурой «Эстафета», «Коридор передним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения.

5. Знакомство с фигурой «Бокс передним ходом», «Параллельная парковка передним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения.

6. Отработка на трассе комплекса фигур.

Преодоление дистанции, состоящей из нескольких ранее изученных фигур.

7. Управление веломобилем задним ходом.

Обучение управлению веломобилем задним ходом. Пробные заезды.

8. Знакомство с фигурой «Змейка задним ходом», «Слалом задним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения.

9. Знакомство с фигурой «Коридор задним ходом», «Бокс задним ходом», «Параллельная парковка задним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения.

10. Отработка на трассе комплекса фигур.

Преодоление дистанции, состоящей из нескольких ранее изученных фигур.

11. Промежуточная аттестация.

Решение практических задач, учебные соревнования.

Учебно-тематический план 2 год обучения

п/п

Тема

Количество часов


Формы аттестации/контроля

Тео

рия

Практика

Все

го

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Повторение ранее изученных фигур (веломобиль).

-

1

1

Беседа/практическое задание

2

Основы управления механическим транспортным средством (миниавтомобиль, квадроцикл), прямолинейное вождение.

-

1

1

Устный опрос/

практическое задание

3

Знакомство с фигурой «Змейка передним ходом», «Слалом передним ходом».

-

1

1

Практическое задание

4

Знакомство с фигурой «Эстафета», «Коридор передним ходом».

-

1

1

Практическое задание

5

Знакомство с фигурой «Бокс передним ходом», «Параллельная парковка передним ходом».

-

1

1

Практическое задание

6

Отработка комплекса фигур

-

4

4

Устный опрос/

практическое задание

7

Основы управления механическим транспортным средством (миниавтомобиль, квадроцикл) при езде задним ходом.

-

1

1

Практическое задание

8

Знакомство с фигурой «Змейка задним ходом», «Слалом задним ходом».

-

1

1

Практическое задание

9

Знакомство с фигурой «Коридор задним ходом», «Бокс задним ходом», «Параллельная парковка задним ходом».

-

1

1

Практическое задание

10

Знакомство с фигурой «Параллельная парковка задним ходом».


1

1


11

Отработка на трассе комплекса фигур

-

4

4

Устный опрос/

практическое задание

12

Промежуточная аттестация

-

1

1

Выполнение практических упражнений

Итого:

-

18

18



Содержание 2 года обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Повторение ранее изученных фигур (веломобиль).

Инструктаж по технике безопасности. Преодоление трассы, состоящей из фигур, изученных в прошлом учебном году.

2. Основы управления механическим транспортным средством (миниавтомобиль, квадроцикл), прямолинейное вождение.

Внешний осмотр нового, учебного транспортного средства, его агрегатов и органов управления. Обучение началу движения и последующей остановки.

3. Знакомство с фигурой «Змейка передним ходом», «Слалом передним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения. Моделирование внештатной ситуации.

4. Знакомство с фигурой «Эстафета», «Коридор передним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения. Моделирование внештатной ситуации.

5. Знакомство с фигурой «Бокс передним ходом», «Параллельная парковка передним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения. Моделирование внештатной ситуации.

6. Отработка комплекса фигур.

Преодоление дистанции, состоящей из нескольких ранее изученных фигур.

7. Основы управления механическим транспортным средством (миниавтомобиль, квадроцикл) при езде задним ходом.

Обучение управлению транспортным средством задним ходом. Пробные заезды.

8. Знакомство с фигурой «Змейка задним ходом», «Слалом задним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения. Моделирование внештатной ситуации.

9. Знакомство с фигурой «Коридор задним ходом», «Бокс задним ходом», «Параллельная парковка задним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения. Моделирование внештатной ситуации.

10. Знакомство с фигурой «Параллельная парковка задним ходом».

Обучение прохождению фигуры. Отработка упражнения. Моделирование внештатной ситуации.

11. Отработка на трассе комплекса фигур.

Преодоление дистанции, состоящей из нескольких ранее изученных фигур.

12. 11. Промежуточная аттестация.

Решение практических задач, учебные соревнования.

Учебно-тематический план 3 год обучения

п/п

Тема

Количество часов


Формы аттестации/контроля

Тео

рия

Практика

Все

го

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях и правила поведения.

1

-

1

Беседа

2

Повторение техник управления миниавтомобилем, квадроциклом.

-

2

2

Устный опрос/

практическое задание

3

Ознакомление с новой трассой (картодром).

-

1

1

Практическое задание

4

Знакомство с переключением передач.

-

1

1

Устный опрос/

практическое задание

5

Техника переключения передач.


1

1

Практическое задание

6

Правильная траектория движения по трассе.

-

1

1

Практическое задание

7

Техника прохождения поворотов (затяжные, «шпилька», «наковальня»).

-

1

1

Практическое задание

8

Знакомство с контролируемым заносом.

-

2

2

Практическое задание

9

Прохождение поворотов с контролируемым заносом.

-

2

2

Практическое задание

10

Отработка ранее изученных техник вождения.

-

5

5

Практическое задание

11

Итоговая аттестация.

-

1

1

Выполнение практических упражнений

Итого:

1

17

18



Содержание 3 года обучения

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях и правила

поведения.

Повторение основ техники безопасности и правил поведения обучающихся во время проведения занятий.

Повторение техник управления миниавтомобилем, квадроциклом.

Преодоление трассы состоящей из фигур, изученных в прошлом учебном году.

Ознакомление с новой трассой (картодром).

Свободное вождение по новой трассе.

Знакомство с переключением передач.

Обучение переключению передач с поддомкраченной ведущей осью.

Пробные заезды.

Техника переключения передач.

Вождение по картодрому с переключением передач, повышение передач на

прямых участках и понижение перед поворотами.

Правильная траектория движения по трассе.

Изучение оптимальных траекторий, движения по трассе. Официальные и

негласные правила поведения на трассе.

Техника прохождения поворотов (затяжные, «шпилька»,

«наковальня»).

Изучение оптимальных траекторий движения в различных поворотах.

Знакомство с контролируемым заносом.

Краткий курс теории параллельно с отработкой практических навыков на

учебной трассе.

Прохождение поворотов с контролируемым заносом.

Практическое вождение.

Отработка ранее изученных техник вождения.

Применение ранее изученных техник при прохождении трассы на

время.

Итоговая аттестация.

Решение практических задач, учебные соревнования.


Учебно-тематический план направления «Правила дорожного движения»

Учебно-тематический план 1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов


Формы аттестации/контроля

Тео

рия

Практика

Все

го

1

Вводное занятие. Дорога в школу и домой

1

-


Беседа/устный опрос

2

Улица полна неожиданностей

1

-


Беседа/устный опрос

3

Остановочный путь и скорость движения

2

-


Беседа/устный опрос

4

Пешеходные переходы

2

-


Беседа/устный опрос

5

Нерегулируемые перекрестки

2

-


Беседа/устный опрос

6

Регулируемые перекрестки

2

-


Беседа/устный опрос

7

Светофор

2

-


Беседа/устный опрос

8

Где еще можно переходить дорогу

2

-


Беседа/устный опрос

9

Транспортные средства с включенными специальными сигналами

1

-


Беседа/устный опрос

10

Поездка на общественном транспорте

1

-


Беседа/устный опрос

11

Поездка на трамвае и других видах транспорта

1

-


Беседа/устный опрос

12

Виды транспорта

1

-


Беседа/устный опрос

13

Дорожные знаки

2

-


Беседа/устный опрос

14

Дорожная разметка

1

-


Беседа/устный опрос

15

Где можно и где нельзя играть

1

-


Беседа/устный опрос

16

Ты – велосипедист

2

-


Беседа/устный опрос

17

Поездка за город

1

-


Беседа/устный опрос

18

Дорога глазами водителей

1

-


Беседа/устный опрос

19

Для чего нужны правила дорожного движения

1

-


Беседа/устный опрос

20

Правила для пешеходов

1

-


Беседа/устный опрос

21

Участники дорожного движения

1

-


Беседа/устный опрос

22

Обязанности пешеходов

1

-


Беседа/устный опрос

23

Движение по дороге в группе

1

-


Беседа/устный опрос

24

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

4

-


Беседа/устный опрос

25

Промежуточная аттестация

1

-


Тестирование

Итого:

36

-

36



Содержание 1 года обучения

Дорога в школу и домой.

Выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.

Улица полна неожиданностей.

Отличать проезжую часть и тротуар, объяснять, как правильно ходить по тротуару.

Остановочный путь и скорость движения.

Опасность перехода перед близко движущимся транспортом.

Пешеходные переходы.

Где можно переходить дорогу (места перехода проезжей части), понятия: тротуар, обочина, пешеходная дорожка.

Нерегулируемые перекрестки.

Понятие перекресток, правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

Регулируемые перекрестки.

Правила перехода дороги на перекрестке со светофором и регулировщиком.

Светофор.

История создания светофора, его назначение.

Где еще можно переходить дорогу.

Подземный, надземный и наземный переходы, их обозначения, правила перехода дороги при наличии этих переходов.

Транспортные средства с включенными специальными сигналами.

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).

Поездка в общественном транспорте.

Маршрутные транспортные средства: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси.

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Отличие трамвайной остановки от автобусной, отличие маршрутного такси от маршрутного автобуса.

Виды транспорта.

Виды городского транспорта, правила для пассажиров.

Дорожные знаки.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

Дорожная разметка.

Рассказать о дорожной разметке: «Зебра», «Сплошная линия», «Двойная сплошная линия».

Где можно и где нельзя играть.

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть.

Ты – велосипедист.

История велосипеда, его общее устройство, что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем, где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

Поездка за город.

Элементы загородной дороги: обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов.

Дорога глазами водителей.

Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия, как водитель видит пешеходов-нарушителей.

Для чего нужны Правила дорожного движения.

Уметь ориентироваться в дорожной обстановке.

20. Правила для пешеходов.

Кого называют пешеходом, правила движения пешеходов по тротуару и обочине.

21. Участники дорожного движения.

Кто является участником дорожного движения.

22. Обязанности пешеходов.

Уметь безопасно переходить дорогу по зеленому сигналу светофора.

23. Движение по дороге в группе.

Правила движения по улицам групп детей.

24. Первая помощь при дорожно – транспортном происшествии. Уметь оценить обстановку на месте дорожно-транспортного происшествия; отработка вызова скорой медицинской помощи; виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное; способы остановки кровотечения; виды повязок; отработка приемов первой помощи при переломах и вывихах.

25. Промежуточная аттестация.

Контрольное задание для решения.



Учебно-тематический план 2 год обучения

п/п

Тема

Количество часов


Формы аттестации/контроля

Тео

рия

Практика

Все

го

1

Вводное занятие. Дорога в школу и домой

1

-


Беседа/устный опрос

2

Улица полна неожиданностей

1

-


Беседа/устный опрос

3

Остановочный путь и скорость движения

2

-


Беседа/устный опрос

4

Пешеходные переходы

2

-


Беседа/устный опрос

5

Нерегулируемые перекрестки

2

-


Беседа/устный опрос

6

Регулируемые перекрестки

2

-


Беседа/устный опрос

7

Светофор

2

-


Беседа/устный опрос

8

Где еще можно переходить дорогу

2

-


Беседа/устный опрос

9

Транспортные средства с включенными специальными сигналами

1

-


Беседа/устный опрос

10

Поездка на общественном транспорте

1

-


Беседа/устный опрос

11

Поездка на трамвае и других видах транспорта

1

-


Беседа/устный опрос

12

Виды транспорта

1

-


Беседа/устный опрос

13

Дорожные знаки

2

-


Беседа/устный опрос

14

Дорожная разметка

1

-


Беседа/устный опрос

15

Где можно и где нельзя играть

1

-


Беседа/устный опрос

16

Ты – велосипедист

2

-


Беседа/устный опрос

17

Поездка за город

1

-


Беседа/устный опрос

18

Дорога глазами водителей

1

-


Беседа/устный опрос

19

Для чего нужны правила дорожного движения

1

-


Беседа/устный опрос

20

Правила для пешеходов

1

-


Беседа/устный опрос

21

Участники дорожного движения

1

-


Беседа/устный опрос

22

Обязанности пешеходов

1

-


Беседа/устный опрос

23

Движение по дороге в группе

1

-


Беседа/устный опрос

24

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

4

-


Беседа/устный опрос

25

Промежуточная аттестация

1

-


Тестирование

Итого:

36

-

36



Содержание 2 года обучения

1. Дорога в школу и домой.

Основные улицы в микрорайоне школы, почему на улице опасно, для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.

2. Улица полна неожиданностей.

Сложность движения по улицам большого города, соблюдение Правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов, повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

3. Остановочный путь и скорость движения.

Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть, автомобиль мгновенно остановить невозможно, тормозной путь автомобиля.

4. Пешеходные переходы.

Дорога с двусторонним движением, что делать, если не успел перейти проезжую часть, поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части.

5. Нерегулируемые перекрестки.

Движение транспортных средств на перекрестке, поворот транспортных средств, предупредительные сигналы, подаваемые водителями, обозначения нерегулируемого перекрестка, правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

6. Регулируемые перекрестки.

Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором и регулировщиком, сигналы регулировщика для пешеходов.

7. Светофор.

Пешеходный и транспортный светофоры, сигналы этих светофоров, железнодорожный светофор и другие типы светофоров.

8. Где еще можно переходить дорогу?

Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток, как переходить проезжую часть на перекрестке при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода.

9. Транспортные средства с включенными специальными сигналами.

Чем опасны транспортные средства с включенными специальными сигналами.

10. Поездка в общественном транспорте.

Обязанности пассажиров, правила перехода дороги при движении на посадку и после выхода из общественного транспортного средства, место остановки и ее обозначение.

11. Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Правила для пассажиров трамвая на остановках при посадке, в вагоне и при выходе, правила перехода проезжей части при движении на остановку и после выхода из трамвая.

12. Виды транспорта.

Все виды городского транспорта.

13. Дорожные знаки.

Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий знак для водителей), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Въезд запрещен», знаки сервиса.

14. Дорожная разметка.

Дорожная разметка: «Зебра», «Искусственная неровность» (лежачий полицейский) и их назначение.

15. Где можно и где нельзя играть.

Опасность игр вблизи проезжей части, где можно и где нельзя играть во дворе, дорожно-транспортные происшествия с детьми, анализ причин их возникновения.

16. Ты – велосипедист.

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение, правила безопасной езды для юных велосипедистов.

17. Поездка за город.

Правила движения пешеходов по загородной дороге, правила перехода загородных дорог, опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

18. Дорога глазами водителей.

Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов; переход проезжей части в неустановленном месте перед близко движущимся транспортом, на запрещающий сигнал светофора; неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия (автомобиля, автобуса, кустов); езда по проезжей части детей, не достигших 14-летнего возраста на велосипеде; игра вблизи или на проезжей части.

19. Для чего нужны Правила дорожного движения.

Чтобы не создавать помех на дороге как пешеходам, так и водителям, нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения, иначе может произойти дорожно-транспортное происшествие с печальными последствиями.

20. Правила для пешеходов.

Обязанности пешеходов при движении по дорогам.

21. Участники дорожного движения.

Роль и обязанности участников дорожного движения.

22. Обязанности пешеходов.

Переходить дорогу в разрешенных местах, соблюдая правила перехода.

23. Движение по дороге в группе.

Группа детей при движении по тротуару и обочине, а также по пешеходной дорожке.

24. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной клетки, локтевого, коленного, голеностопного суставов; отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

25. Промежуточная аттестация.

Контрольное задание для решения.

Учебно-тематический план 3 год обучения

п/п

Тема

Количество часов


Формы аттестации/контроля

Тео

рия

Практика

Все

го

1

Вводное занятие. Дорога в школу и домой

1

-


Беседа/устный опрос

2

Улица полна неожиданностей

1

-


Беседа/устный опрос

3

Остановочный путь и скорость движения

2

-


Беседа/устный опрос

4

Пешеходные переходы

2

-


Беседа/устный опрос

5

Нерегулируемые перекрестки

2

-


Беседа/устный опрос

6

Регулируемые перекрестки

2

-


Беседа/устный опрос

7

Светофор

2

-


Беседа/устный опрос

8

Где еще можно переходить дорогу

2

-


Беседа/устный опрос

9

Транспортные средства с включенными специальными сигналами

1

-


Беседа/устный опрос

10

Поездка на общественном транспорте

1

-


Беседа/устный опрос

11

Поездка на трамвае и других видах транспорта

1

-


Беседа/устный опрос

12

Виды транспорта

1

-


Беседа/устный опрос

13

Дорожные знаки

2

-


Беседа/устный опрос

14

Дорожная разметка

1

-


Беседа/устный опрос

15

Где можно и где нельзя играть

1

-


Беседа/устный опрос

16

Ты – велосипедист

2

-


Беседа/устный опрос

17

Поездка за город

1

-


Беседа/устный опрос

18

Дорога глазами водителей

1

-


Беседа/устный опрос

19

Для чего нужны правила дорожного движения

1

-


Беседа/устный опрос

20

Правила для пешеходов

1

-


Беседа/устный опрос

21

Участники дорожного движения

1

-


Беседа/устный опрос

22

Обязанности пешеходов

1

-


Беседа/устный опрос

23

Движение по дороге в группе

1

-


Беседа/устный опрос

24

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

4

-


Беседа/устный опрос

25

Промежуточная аттестация

1

-


Тестирование

Итого:

36

-

36



Содержание 3 года обучения

1. Вводное занятие. Дорога в школу и домой.

Разбор конкретного маршрута с учетом дорожных знаков и дорожной разметки, выбор более безопасного маршрута.

2. Улица полна неожиданностей.

Дисциплина на дороге, обязанности пешеходов при движении по тротуару, обочине и пешеходному переходу.

3. Остановочный путь и скорость движения.

Остановочный и тормозной путь автомобиля, факторы, влияющие на величину остановочного пути, особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

4. Пешеходные переходы.

Опасные ситуации при переходе дороги, правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

5. Нерегулируемые перекрестки.

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке, опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке, где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

6. Регулируемые перекрестки.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке, сигналы регулировщика для всех участников дорожного движения.

7. Светофор.

Назначение светофора, сигналы светофора и их значение, типы светофоров, опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

8. Где еще можно переходить дорогу?

Подземный и надземный пешеходный переходы, их обозначения, правила перехода дороги при наличии этих переходов, правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

9. Транспортные средства с включенными специальными сигналами.

Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами и последствия их игнорирования.

10. Поездка в общественном транспорте.

Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе, правила перехода проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, опасные ситуации, возникающие при этом.

11. Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Правила перехода проезжей части при движении на остановку и после выхода из трамвая, правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, чем отличаются виды транспорта и как ими пользоваться.

12. Виды транспорта.

Различные виды транспорта, которые эксплуатируется на дорогах общего пользования.

13. Дорожные знаки.

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», таблички.

14. Дорожная разметка.

Дорожная разметка «Зебра», «Полоса для велосипедистов» и ее назначение.

15. Где можно и где нельзя играть.

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом, опасность игр вблизи железнодорожных путей.

16. Ты – велосипедист.

Правила безопасной езды для велосипедистов, дорожно-транспортные происшествия с детьми, анализ причин их возникновения.

17. Поездка за город.

Правила движения по обочинам на загородной дороге, переход по линии обочины на перекрестке, дорожно-транспортные происшествия с детьми за городом, анализ причин их возникновения.

18. Дорога глазами водителей.

Работа водителя-это напряженный труд, обязанности водителя по обеспечению безопасности движения, соблюдение Правил дорожного движения обеспечивают пешеходам их личную безопасность и облегчают работу водителя.

19. Для чего нужны Правила дорожного движения.

Безопасность для участников дорожного движения заключается не только в знании, но и в выполнении всеми участниками Правил дорожного движения.

20. Правила для пешеходов.

Права и обязанности пешеходов при движении по дорогам в населенном пункте и за городом.

21. Участники дорожного движения.

Последствия несоблюдения Правил дорожного движения участниками дорожного движения.

22. Обязанности пешеходов.

Уметь определять безопасные места для перехода дороги.

23. Движение по дороге в группе.

Правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожке, а если их нет – по обочине, но лишь днем и в сопровождении взрослых; переход улицы по пешеходному переходу по одному и в группе.

24. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Отработка определения сознания у пострадавшего; отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей; оценка признаков жизни у пострадавшего; отработка приемов закрытого массажа сердца; отработка приемов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.

25. Итоговая аттестация.

Контрольные задания для проверки усвоения материала.














Планируемые результаты


Учебно-тренировочное вождение

Правила дорожного движения

Образовательные (предметные)

Знают:

приемы безопасного управления транспортным средством (веломобиль, миниавтомобиль, квадроцикл);

особенности выполнения различных фигур;

основы устройства транспортного средства и его технического обслуживания;

специальную терминологию.

Умеют:

выполнять фигуры передним и задним ходом;

проходить различные участки трассы, правильно выбирать траекторию движения по трассе;

осуществлять техническое обслуживание транспортного средства.

Знают теоретические основы:

правил дорожного движения и безопасного поведения пешеходов, пассажиров, водителей;

первой доврачебной помощи;

Умеют:

моделировать поведение в нестандартных дорожных ситуациях.


Компетенции и личностные качества

Метапредметные результаты

Имеют первоначальные навыки фигурного вождения и технического обслуживания транспортных средств (веломобиль, квадроцикл, миниавтомобиль).

Имеют навыками грамотного и безопасного поведения в транспортном процессе.

Умеют моделировать индивидуальную стратегию поведения в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях.

Умеют оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами.

Проявляют уважение к своей стране, ее истории и культуре.

Имеют ценностные установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Имеют устойчивую мотивацию к занятиям.




Регулятивные:

Умеют планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Способны к саморегуляции.

Коммуникативные:

Умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свое мнение.

Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

Умеют работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

Умеют осуществлять поиск необходимой информации, выделять главное при работе с учебными схемам, моделями.

Выполняют логические операций: сравнение, анализ, классификация, обобщение.







Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»


2.1 Календарный учебный график


Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая:

даты начала и окончания учебных периодов/этапов,

количество учебных недель или дней,

сроки контрольных процедур, соревнований и пр.

Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Формирование основ транспортной культуры младших школьников» и составляется для каждой учебной группы.

Календарный учебный график входит в структуру рабочей программы и составляется ежегодно. (Приложение 1)


2.2 Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение

Площадка для обучения вождению асфальтированная, минимальный

размер 15х15 м.

Класс ПДД, компьютеризированный с проекторным оборудованием.

Веломобиль – 2 шт.

Квадроцикл – 1 шт.

Миниавтомобиль – 1 шт.

Вешки для обозначения габаритов фигур – 30 шт.

Стойки – 30 шт.

Конуса – 30 шт.

Лента оградительная – 100 м

Учебно-наглядные пособия

Стенды: сигналы светофора, дорожные знаки, сигналы

регулировщика, общее устройство и принцип работы системы рулевого управления и работы тормозных систем; магнитная доска со схемой населенного пункта.

Информационное обеспечение

Учебные видеофильмы по мастерству вождения, ПДД, основам

БДД и первой доврачебной помощи.

Интерактивный комплекс оборудования для решения билетов по

ПДД и основам медицинских знаний.

Презентации к занятиям.

Кадровое обеспечение

Программу по направлениям реализуют два педагога дополнительного образования (тренера-преподавателя, педагога-организатора) имеющие среднее профессиональное или высшее образование, отвечающее в части соответствия наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.


2.3 Формы аттестации


Для определения результативности освоения программы учитываются три группы показателей:

Образовательные, фиксирующие предметные результаты,

достигнутые в процессе освоения образовательной программы (мониторинг уровня обученности).

Личностные, выражающие изменения личностных качеств ребенка

под влиянием занятий в объединении.

Метапредметные результаты, раскрывающие формирование

коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Мониторинг образовательных результатов и общеучебных компетентностей проводится в конце каждого учебного года и включает в себя два основных блока оцениваемых параметров: теоретическую и практическую подготовку. В приложении 5 представлен вариант тестовых материалов для проведения проверки теоретических знаний учащихся.

Мониторинг личностных результатов проводится по окончании программы с учетом всей промежуточной диагностики.

Методы диагностики

Наблюдение

Беседа

Опрос

Тестирование

Практические задания

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Сводная таблица результатов теоретического тестирования и практических действий.

Ведомость промежуточных/итоговых результатов освоения программы.

Журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Отчет о деятельности (в конце учебного года).

Диагностические карты.

Аналитический материал по итогам проведения диагностики.

Открытое занятие.

Слеты, конкурсы, научно-практические конференции.

Праздники и досуговые мероприятия.


2.4 Оценочные материалы


Для определения результативности формирования предметных и общеучебных (метапредметных) результатов освоения программы составлена сводная таблица результатов теоретического тестирования и практических действий, которая позволяет выявить уровень выполнения и процент освоения программы на данном этапе индивидуально каждого обучающегося и группы в целом. (Приложение 2)

Совокупность измеряемых показателей личностных результатов освоения программы оценивается по степени выраженности (понимаю, стремлюсь, делаю). (Приложение 3)

За основу итоговой оценки личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы взята технология В.П. Симонова. (Приложение 4) Учитывая возрастные особенности обучающихся, оценка результатов освоения программы проводится по десятибалльной шкале. По каждому параметру выставляется балл, затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому обучающемуся и определяется индивидуальный уровень освоения программы.

1-3 балла – минимальный уровень освоения программы (информационный)

4-7 баллов – средний уровень освоения программы (репродуктивный)

8-10 баллов – максимальный уровень освоения программы (творческий)

В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся, анализ полученных результатов.


2.5 Методические материалы


Методы обучения и воспитания

Словесные методы используются на протяжении всех теоретических

и практических занятий и включают в себя объяснение, инструктаж, рассказ, беседу.

Игровые методы используется педагогом, как в качестве

самостоятельного метода, направленного на освоение конкретной темы или учебного материала, так и в процессе обучения как элемент, другого метода или технологии обучения, с целью усиления обучающего воздействия на учащихся.

Наглядно-практические методы:

- обучение технике и совершенствование в ней: демонстрация (показ), разучивание в целом, разучивание по частям, повторение упражнения, анализ выполненных упражнений. Последовательность обучения основным техническим приемам;

- обучение тактике и совершенствование в ней: демонстрация (показ), разучивание тактических действий по частям и в целом, анализ действий, разработка вариантов тактических действий, творческие задания.

Исследовательский метод используется для организации поисковой,

познавательной деятельности обучающихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения.

К основным методам воспитания относятся:

Метод формирования познания (объяснение, рассказ, пример).

Метод организации деятельности и формирования опыта поведения

(упражнение, приучение, воспитывающие ситуации).

Метод стимулирования (мотивации, оценка, поощрение).

Формы организации образовательного процесса и учебного занятия

Форма организации образовательного процесса определяется в соответствии с целью, поставленной на конкретном занятии.

Формы организации образовательного процесса различаются по цели на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные; по количественному составу занимающихся – индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.

Основной элемент образовательного процесса – учебное занятие.

Основными формами организации учебного занятия являются:

беседа;

лекция;

диспут;

экскурсия;

презентация;

учебная игра;

просмотр тематических фильмов;

тестирование;

практическое занятие.

Педагогические технологии

Технология личностно-ориентированного обучения – организация

воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.

Технология сотрудничества – реализует равенство, партнерство в

отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология развивающего обучения активно – деятельностный

способ обучения, где ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия со стороны педагогических средств, целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации, сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её.

Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии

улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

Технология дифференцированного обучения – это технология,

ориентированная на личность учащегося. Обучение по данной технологии предполагает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей детей.

Технология исследовательской деятельности – позволяет учащимся

формировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, умозаключениях.

Алгоритм учебного занятия

Алгоритм занятия предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей, в которых решают различные задачи. Чаще всего занятие состоит из трех частей: первая часть – подготовительная, вторая – основная, третья – заключительная.

Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить учащихся к выполнению основной цели занятия. Общая ее продолжительность – 10-30% времени занятия.

Основная часть (70-80% времени) направлена на решение учебных задач – овладение специальными знаниями и навыками и их совершенствование.

Заключительная часть (5-10% времени) предполагает анализ выполнения поставленных задач. Разбираются наиболее общие ошибки, намечаются пути их устранения, определяются индивидуальные задания.

Общая структура комбинированного учебного занятия


Этапы

Содержание деятельности

Подготовительная

часть

Организационный

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Подготовительный

Постановка цели и задач учебного занятия, мотивация учебной деятельности

Основная

часть

Актуализация знаний

Повторение пройденного материала, необходимого для восприятия новой информации

Усвоение новых знаний

Объяснение нового материала

Первичная проверка понимания изученного

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением изучаемого материала

Закрепление новых знаний

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно учащимися

Контрольный

Контроль усвоения пройденного материала с помощью заданий, обсуждение ошибок и их коррекция

Заключительная часть

Итоговый

Общее подведение итогов занятия совместно с детьми

Рефлексивный

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Дидактический материал

В качестве дидактических материалов используются плакаты по ПДД и техническому устройству транспортного средства, по обеспечению безопасности дорожного движения. Макеты узлов и агрегатов транспортного средства. Учебные фильмы по мастерству вождения, основам БДД, первой доврачебной помощи, компьютерные программы по ПДД. Экзаменационные карты по ПДД. Методическая и дидактическая литература для педагогов и обучающихся, учебные пособия по Правилам дорожного движения.








2.6 Рабочие программы


Рабочие программы составляются ежегодно с учетом количества учебных недель и годом реализации программы. (Приложение 1)

Цель и задачи деятельности для каждой учебной группы определяются на каждый учебный год.

Предметные результаты (теоретическая подготовка, практическая подготовка), личностные результаты, метапредметные результаты, (познавательные, коммуникативные, регулятивные) в рабочей программе определяются в соответствие с целеполаганием для каждой учебной группы.

Составной частью рабочей программы является рабочий учебно-тематический план, который составляется в зависимости от расписания занятий для каждой группы и содержит в себе следующие разделы:

Тема – копируется из учебного плана основной программы

Часы (теория, практика, общее количество часов по теме)

Форма контроля результатов, аттестации (промежуточной или

итоговой)

Итоговое количество часов просчитывается с учетом нерабочих и праздничных дней в конкретном учебном году.















Список литературы


Безопасность дорожного движения. Программы для системы

дополнительного образования / В. А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

Дейч Б.А. Педагогические технологии в дополнительном образовании

Детей / Б.А. Дейч. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.

Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов

обучения: Учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Академия, 2009. – 223 с.

Зеленин С.Ф. Учебник по вождению автомобиля /С.Ф. Зеленин. –

М.: ООО «Мир Автокниг», 2006. – 80 с.

Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1-4

классы: Пособие для учащихся / П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2008. – 64 с.

Козловская Е.А. Методические рекомендации: формирование у детей

и подростков навыков безопасного поведения на улице и дорогах / Е.А. Козловская. – Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 48 с.

Концептуальные и организационные основы дополнительного

образования детей: учебное пособие / А.В. Золотарева, Н.А. Мухамедьярова, А.Л. Пикина, Н.Г. Тихомирова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 226 с.

Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-

транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении / Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. – Волгоград: учитель, 2007. – 111 с.

Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения: Разработка

уроков и тематических занятий в 1-4 классах / Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 239 с.

Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедев. – М.,

2016. – 256 c.

Методические рекомендации по обучению школьников Правилам

дорожного движения / В.А. Матюхин, О.Г. Панченко, А.В. Рубин под ред. А.В. Рубина. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2006. – 192 с.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

Пехальский А.П. Устройство автомобилей / А.П. Пехальский. – М.:

Академия, 2010. – 528 с.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Законодательство: Версия Проф. – URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/

Портал «Город дорог» [Электронный ресурс] //  ФКУ «Дирекция по

Управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». – URL: https://pdd.fcp-pbdd.ru/

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/

Правила дорожного движения [Электронный ресурс] // ПДД Мастер. –

URL: https://pddmaster.ru/documents/pdd

Федеральный общественный проект «Школа юного пешехода»

[Электронный ресурс] // программа «Путешествие на зеленый свет». – URL:

www.detibdd.ru.

Яковлев В.Ф. Учебник по устройству легкового автомобиля /В.Ф.

Яковлев. – М.: Третий Рим, 2008. – 78 с.













Приложение 1

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Новосибирской области

«Областной центр детского (юношеского) технического творчества «АВТОМОТОЦЕНТР»


t1600422571aa.png

Рассмотрено Педагогическим советом протокол №____

от «___»_________2019 г.


Одобрено заместителем
директора по УВР

______/__________________/

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБУ ДО НСО

«Автомотоцентр»

_________ /М.М. Королев/

«____»__________201_ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе

_______________________________________________________________

(наименование программы)



на 201_ - 202_ учебный год

Объединение: ________________________

Уровень \ год освоения: ________________

Направленность программы: _________________________

Обозначение группы: __________________



Педагог дополнительного образования/тренер-преподаватель


(ФИО)


Пояснительная записка


1. Возраст обучающихся: ___________________________________________.

2. Количество обучающихся: _______________________________________.

3. Количество занятий и режим работы: ______________________________.

4. Цель данного уровня/года обучения: _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Задачи данного уровня/года обучения

Образовательные(предметные):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Личностные:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Метапредметные

Регулятивные:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Коммуникативные:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Познавательные:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Планируемые результаты данного уровня/года обучения

Образовательные(предметные):_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Личностные:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Метапредметные:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


7. Формы входного и текущего контроля, промежуточной (год) или итоговой (по завершении программы) аттестации, возможные варианты их проведения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.






Календарный учебный график (рабочий учебно-тематический план)

t1600422571ab.gif


Приложение 2


Мониторинг предметных результатов и общеучебных компетентностей освоения программы

_________________________________________

(название программы)

обучающимися объединения ______________________

Группа __________________

Дата проведения ____________________


Показатели







ФИ обучающегося

Теория

Всего

Уровень выполнения

Практика



Всего

Уровень выполнения


% освоения


Тест по

ПДД


Тест по устройству

и ТО ТС





Змейка



Автомобильный слалом



Эстафе

та



Коридор



Бокс



Параллельная парковка




в

о

в

о









1

















2

















3

















4

















5

















6

















Контроль проводится в конце учебного года

в/у – количество вопросов, упражнений

о – количество правильных ответов

1 балл – верный ответ, выполненное упражнение

0 баллов – не выполнено

% освоения:

менее 49% - минимальный уровень освоения (информационный)

50-79% - средний уровень освоения (репродуктивный)

80-100% - высокий уровень освоения (творческий)

Уровень выполнения (%) = кол. пр. отв./вып. упр. 100

кол. в/у

% освоения = % теория + % практика

2

ФИО педагога (подпись) ____________________________

Приложение 3


Мониторинг личностных результатов освоения программы

_________________________________________

(название программы)

обучающимися объединения ______________________


Группа __________________



Показатели


Самоопределение

Самопознание

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Уровень/год обучения

ФИО














1














2














3














4














5














6














7














8














9














10















Критерии оценки:

понимаю

стремлюсь

делаю 

Мониторинг личностных результатов проводится по окончании образовательной программы с учетом всей промежуточной диагностики. Совокупность измеряемых показателей личностных результатов освоения программы оценивается по степени выраженности (критерии оценки).


ФИО педагога (подпись) _______________________________________

Приложение 4


Итоговые результаты освоения программы

_________________________________________

(название программы)

обучающимися объединения ______________________



Группа __________________

Дата проведения ____________________







ФИ

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Общий балл


Теория


Практика

Комму

никатив

ныеУУД

Регуля

тивные УУД

Познава

тельные УУД



1











1-3 балла – минимальный уровень освоения программы (информационный)

4-7 баллов – средний уровень освоения программы (репродуктивный)

8-10 баллов – максимальный уровень освоения программы (творческий)

Выводы:





















ФИО педагога (подпись) _________________________

45

Результативность освоения образовательной программы

(по методике В.П. Симонова)


Десятибалльная шкала оценивания степени обученности обучающихся


Шкала

Теоретические параметры

оценивания

Практические параметры оценивания

1 балл

очень слабо

Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел

Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел

2 балла

слабо

Отличает какое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки

Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом

3 балла

посредственно

Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может

Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их

4 балла

удовлетворительно

Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий

Выполняя учебные задания действует механически, без глубокого понимания

5 баллов

недостаточно

хорошо

Развернуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела

Четко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия

6 баллов

хорошо

Без особых затруднений

отвечает на большинство

вопросов по содержанию

теоретических знаний,

демонстрируя

осознанность

усвоенных понятий,

признаков, стремится к

самостоятельным

выводам, обобщениям


Выполняет задания,

действия по образцу,

проявляет навыки целенаправленно-

организованной

деятельности, проявляет

самостоятельность



7 баллов

очень хорошо

Четко и логично

излагает теоретический

материал, хорошо видит

связь теоретических

знаний с практикой

Последовательно

выполняет почти все

учебные задания,

действия. В простейших

случаях применяет знания

на практике, отрабатывает

умения в практической

деятельности

8 баллов

отлично

Демонстрирует полное

понимание сути

изученной теории и

основных её

составляющих,

применяет её на практике легко, без

затруднений

Выполняет разнообразные

практические задания,

иногда допуская

несущественные ошибки,

которые сам способен

исправить при

незначительной (без

развёрнутых объяснений)

поддержке педагога

9 баллов

великолепно

Легко выполняет

разнообразные

творческие задания

С оптимизмом встречает

затруднения в учебной

деятельности, стремится

найти, различные

варианты преодоления

затруднений, минимально

используя поддержку

педагога

10 баллов

прекрасно

Способен к

инициативному

поведению в

проблемных творческих

ситуациях, выходящих

за пределы требований

учебной деятельности

Оригинально,

нестандартно применяет

полученные знания на

практике, формируя

самостоятельно новые

умения на базе полученных

ранее знаний и

сформированных умений и

навыков

Приложение 5



Устройство и техническое обслуживание транспортного средства


Как называется ёмкость в которую заливают бензин в миниавтомобиле (Виллис), квадроцикле и других автомобилях?

А/ Бочка

Б/ Топливный бак;

В/ Канистра

Перед тем как заводить миниавтомобиль (Виллис), квадроцикл и другие автомобили что необходимо сделать?

А/ Проверить наличие бензина

Б/ Проверить наличие и подключение аккумуляторной батареи

В/ Провести внешний осмотр всех агрегатов и частей на наличие течей и видимых неисправностей

Г/ Все вышеперечисленное

Какой привод ведущей оси у миниавтомобиля (Виллис), квадроцикла и веломобиля?

А/ Ременный

Б/ Карданный

В/ Цепной

Сколько колес установлено на ведущей оси у миниавтомобиля (Виллис) и квадроцикла?

А/ Два

Б/ Одно

В/ Свой вариант ответа _____________________________________________

При помощи чего необходимо заливать бензин из канистры в миниавтомобиль (Виллис), квадроцикл и другие автомобили?

А/ Воронки

Б/ Стакана

В/ Бутылки


Ответы


1

2

3

4

5

Б

Г

В

А

А





48

Правила дорожного движения

Билет №1

1. Кто является пешеходом?

1) Любое лицо, находящееся на дороге.

2) Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

2. Чем отличается транспортный светофор от пешеходного?

1) Транспортный светофор имеет три сигнала, а пешеходный два.

2) Транспортный светофор имеет два сигнала, а пешеходный три.

3) Ничем.

3t1600422571ac.jpg . Что означает этот дорожный знак?

1) В этом месте дорога направляется вниз.

2) В этом месте дорогу нужно переходить по подземному

пешеходному переходу.

3) Начало пешеходной дорожки.

4. Как правильно ходить по тротуару?

1) Придерживаться правой стороны.

2) Придерживаться левой стороны.

3) Идти где угодно.

5. При ранении руки одежда снимается сначала

1) Со здоровой руки.

2) С поврежденной руки.


Билет №2

1. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеход обязан:

1) Воздержаться от перехода проезжей части.

2) Если он находится на проезжей части незамедлительно её освободить.

3) Выполнить оба варианта.

2.Что означает этот дорожный знак?t1600422571ad.png

1) В этом месте дорогу можно переходить только

по надземному пешеходному переходу.

2) В этом месте дорога направляется вверх.

3) Пешеходная дорожка.

3. Пассажирам во время движения запрещается

1) Отвлекать водителя от управления транспортным средством.

2) Открывать двери транспортного средства.

3) Оба варианта ответа.

4. Где разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?

1) На участках, где дорога просматривается в обе стороны, под прямым углом к краю проезжей части.

2) На перекрестках – по линии тротуаров или обочин.

3) Во всех перечисленных местах.

5. Можно ли из раны вытаскивать инородные предметы?

1)Да.

2)Нет.


Билет №3

1t1600422571ae.jpgt1600422571af.jpg . Какой из этих знаков обозначает место, где пешеходам можно переходить дорогу?

1) Знак №1.

2) Знак №2.

3) Оба знака.

2. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?

1) Сигналам регулировщика.

2) Сигналам светофора.

3) Никому.

3. Чем опасны кусты и деревья, растущие перед проезжей частью дороги?

1) Кусты и деревья мешают осмотреть дорогу, из-за них не видно движущихся автомобилей.

2) Ничем.

4. Кому можно двигаться на желтый сигнал светофора?

1) Никому, желтый сигнал запрещает движение.

2) Только пешеходам.

3) Всем можно.

5. Когда можно делать сердечно-легочную реанимацию?

1) При отсутствии дыхания.

2) При отсутствии пульса и дыхания.


Билет №4

1. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?

1) Сзади автобуса.

2) Спереди автобуса.

3) Выйти из автобуса и перейти дорогу по пешеходному переходу.

2. Что означает для пешеходов этот дорожный знак?

1t1600422571ag.png ) В жилой зоне пешеходам движение разрешается

как по тротуарам, так и по проезжей части.

2) В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако

они не должны создавать помехи для движения транспортных средств.

3) Оба варианта верны.

3. Можно ли садиться в легковой автомобиль со стороны проезжей части?

1) Нельзя.

2) Можно, если со стороны тротуара это не возможно и если это безопасно для пассажиров и других участников движения.

3) Можно во всех случаях.

4. Кто является пассажиром?

1) Лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем).

2) Лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него).

3) Лицо, которое выходит из транспортного средства (сходит с него).

4) Все перечисленные лица.

5. При артериальном кровотечении:

1) Накладывается давящая повязка.

2) Накладывается жгут.


Билет №5

1. В каких случаях пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами?

1) При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток.

2) При движении по обочинам или краю проезжей части в условиях недостаточной видимости.

3) Во всех перечисленных случаях.

2. Разрешается ли пешеходам пересекать проезжую часть по прямой при наличии подземного или надземного пешеходного переходов?

1) Разрешается.

2) Запрещается.

3t1600422571ah.png . Что означает этот дорожный знак?

1) Полосу для движения маршрутных транспортных средств.

2) Место остановки автобуса или троллейбуса.

3)Дорогу, предназначенную только для движения автобусов.

4. Как правильно переходить проезжую часть дороги?

1) Посмотреть налево, направо, потом еще раз налево, убедиться в безопасности перехода, дойти до середины, и посмотрев направо, продолжить переход проезжей части дороги.

2) Можно идти как удобно, главное поскорее перейти проезжую часть дороги.

5. Жгут накладывается

1) Летом на 1 час, зимой на 30 минут.

2) Время не имеет значения.


Ответы


Ответа


Билета

1

2

3

4

5

1

2

1

2

1

1

2

3

1

3

3

2

3

1

1

1

1

2

4

3

3

2

4

2

5

3

2

2

1

1




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.