12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина Васильевна101 Работаю воспитателем с детьми с нарушениями интеллекта. Работу свою люблю. Россия, Приморский край, с. Екатериновка Материал размещён в группе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ. » |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновые чудеса"
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ЕКАТЕРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ-ИНТЕРНАТ»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор КГБУСО «ЕДПНИ»
«31» мая 2023г. Бутурлин Н.Г протокол № 30 « 24» июля 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Пластилиновые чудеса»
Возраст обучающихся 11-15 лет
Срок реализации 1 год.
Составила: Чулкова М.В.
с.Екатериновка
2023-2024 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы (ДООП)
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методическое обеспечение
Список литературы
Приложение
Введение.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений у детей с ОВЗ для занятий с детьми было выбрано рисование картин пластилином - пластилинография.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Пластилинография – это один из новых видов работы в изобразительной деятельности.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности семенами растений, природным материалом.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми с нарушениями развития.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий способствует более успешному освоению программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представленияо счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель программы:
Развить осязание и мелкую моторику рук детей с ОВЗ через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографией.
Задачи программы:
Обучающие
- Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки лепки (сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной конструктивной деятельности с пластилином.
- Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
- Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
- Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Развитие связной речи.
Воспитательные
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
- Воспитывать трудолюбие и старание.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Формировать навыки сотрудничества.
Содержание программы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по показу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно выполнять работу по наглядному образцу .
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Планируемые результаты.
Эффективность данных дополнительных занятий проявится в эмоциональной отзывчивости детей. К концу учебного года дети получат знания, умения, навыки по пластилиновой живописи; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, окружающему миру, рисованию.
Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Условия реализации программы.
Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия по 15-20 минут проходят 2 раза в неделю.
В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность, но приоритетной является практическая.
Форма организации занятия:
- индивидуальная
- групповая
- индивидуально - групповая
Курс обучения построен по схеме «от простого к сложному». Изделия изготавливаются в течение нескольких занятий, при этом вводятся новые виды деятельности.
Программа содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части используются следующие формы работ:
- обсуждение готовых работ;
- рассказ с показом изделий, образцов, репродукций;
- беседа с просмотром и оценкой выполненных работ;
- занятия и игры.
В процессе работы с колющим и режущим инструментом закрепляются правила техники безопасности, ведется наблюдение за их исполнением.
Формы аттестации:
Организация выставок, конкурсов детских работ, участие в тематических выставках и конкурсах детского дома, диагностика умений и навыков в начале и конце года, презентация руководителя кружка.
Методическое обеспечение:
Для освоения программы используются разнообразные приемы и методы.
Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических возможностей детей:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии.).
Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность.При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста (младшего дошкольного). Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Материалы необходимые для работы:
Картон
Набор пластилина
Салфетки для рук
Стеки
Доска для лепки
Бросовый и природный материал
Список литературы:
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПБ, 2002
Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей (детский дизайн №3), 2013
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2.
Румянцева Е. Пластилиновые фантазии. М., 2009 .
Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М.: ТЦ-Сфера, 2010г.
Цирулик Н. А. Технология. Уроки творчечтва, издательство учебная литература, 2009
Шкицкая И. О. Аппликации из пластилина, издание пятое, Растов-на-Дону «Феникс», 2011
Интернет ресурсы
Приложение
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Подготовительный | 40 | 10 | 30 | Выставка работ. Участие в тематических выставках и конкурсах детского дома в течение года. Презентация в конце года. |
2 | Основной | 30 | 8 | 22 | |
3 | Итоговый | 14 | 4 | 10 | |
| Итого | 84 | 22 | 62 | |
Календарный учебный график
№ | Месяц/тема занятия | число | Форма занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля | ||||||
Сентябрь | ||||||||||||
1 | «Волшебный пластилин» (знакомство с пластилином) | 01.09 05.09 08.09 12.09 15.09 | Вводное | 5 | группа | Выставка работ | ||||||
2 | Отщипывание | 19.09 22.09 26.09 29.09 | Показ с последующей практической работой | 4 | | |||||||
Октябрь | ||||||||||||
1 | «Ягодки рябинки» | 03.10 06.10 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа. | 2 | | Выставка работ | ||||||
2 | «Дождик» | 10.10 13.10 | Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой. | 2 | | |||||||
3 | «Пуговки» | 17.10 20.10 | Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой. | 2 | | |||||||
4 | «Мухомор» | 24.10 27.10 31.10 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа. | 3 | | |||||||
Ноябрь | | | | | ||||||||
1 | «Листопад» | 03.11 07.11 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа. | 2 | | Выставка работ | ||||||
2 | «Осень» (коллективная) | 10.11 14.11 17.11 | Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций с последующей практической работой. | 3 | | |||||||
3 | «Солнышко» | 21.11 24.11 28.11 30.11 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 4 | | Выставка работ | ||||||
Декабрь | | | | | ||||||||
1 | «Снегопад» | 01.12 05.12 08.12 | Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой. | 3 | | Выставка работ | ||||||
2 | «Бусы» | 12.12 15.12 19.12 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | |||||||
3 | «Покормим птичек» | 22.12 26.12 29.12 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | |||||||
Январь | ||||||||||||
1 | «Украсим чашку» | 09.01 12.01 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 2 | | | ||||||
2 | «Рукавичка для деда мороза» | 15.01 19.01 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 2 | | Выставка работ | ||||||
3 | «Снежинки» | 22.01 26.01 29.01 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | |||||||
Февраль | ||||||||||||
1 | «Колобок» | 02.02 06.02 09.02 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | Выставка работ | ||||||
2 | «Репка» | 13.02 16.02 20.02 27.02 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 4 | | |||||||
Март | ||||||||||||
1 | «Букет для мамы» | 01.03 05.03 12.03 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | Выставка работ | ||||||
2 | « Курочка-ряба» (яичко) | 15.03 19.03 22.03 | Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой. | 3 | | |||||||
3 | «Шарики» | 26.03 29.03 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 2 | | |||||||
Апрель | ||||||||||||
1 | «Космос. Звездное небо» | 02.04 05.04 09.04 12.04 | Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой. | 4 | | Выставка работ | ||||||
2 | «Одуванчик» | 16.04 19.04 23.04 26.04 30.04 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 5 | | |||||||
Май | ||||||||||||
1 | «Салют» | 03.05 07.05 10.05 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | Выставка работ | ||||||
2 | «Божья коровка» | 14.05 17.05 21.05 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | |||||||
3 | «Ягоды поспели. Земляника» | 24.05 28.05 31.05 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | |||||||
Июнь | ||||||||||||
1 | «Воздушные шары» | 04.06 07.06 11.06 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | Выставка работ | ||||||
2 | «Радуга-дуга» | 14.06 18.06 21.06 | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | 3 | | |||||||
3 | «Цветочная поляна» | 25.06 28.06 | | 2 | | |
Список детей:
Кириллова Виктория
Сюй Виталина
Расписание ДООП (занятий):
Вторник 9.55 – 10.25
Пятница 9.55 – 10.25