12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Васильевна101
Работаю воспитателем с детьми с нарушениями интеллекта. Работу свою люблю.
Россия, Приморский край, с. Екатериновка
Материал размещён в группе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ. »

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ЕКАТЕРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ-ИНТЕРНАТ»



Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор КГБУСО «ЕДПНИ»

«31» мая 2023г. Бутурлин Н.Г протокол № 30 « 24» июля 2023 г.















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Пластилиновые чудеса»

Возраст обучающихся 11-15 лет



Срок реализации 1 год.



Составила: Чулкова М.В.







с.Екатериновка

2023-2024 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Цель и задачи программы (ДООП)

Содержание программы

Планируемые результаты

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Формы аттестации

Методическое обеспечение

Список литературы

Приложение













Введение.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений у детей с ОВЗ для занятий с детьми было выбрано рисование картин пластилином - пластилинография.

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография – это один из новых видов работы в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми с нарушениями развития.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий способствует более успешному освоению программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представленияо счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.



Цель программы:

Развить осязание и мелкую моторику рук детей с ОВЗ через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографией.

Задачи программы:

Обучающие

- Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки лепки (сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.

- Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

- Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.

- Развитие пространственного представления и цветового восприятия.

- Развивать мелкую моторику кистей рук.

- Развитие связной речи.

Воспитательные

- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

- Воспитывать бережное отношение к продукту труда.

- Воспитывать трудолюбие и старание.

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

- Формировать навыки сотрудничества.











Содержание программы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.



Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве


Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по показу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя


Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно выполнять работу по наглядному образцу .

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности



Планируемые результаты.

Эффективность данных дополнительных занятий проявится в эмоциональной отзывчивости детей. К концу учебного года дети получат знания, умения, навыки по пластилиновой живописи; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, окружающему миру, рисованию.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.


Условия реализации программы.

Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия по 15-20 минут проходят 2 раза в неделю.

В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность, но приоритетной является практическая.

Форма организации занятия:

- индивидуальная

- групповая

- индивидуально - групповая

Курс обучения построен по схеме «от простого к сложному». Изделия изготавливаются в течение нескольких занятий, при этом вводятся новые виды деятельности.

Программа содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части используются следующие формы работ:

- обсуждение готовых работ;

- рассказ с показом изделий, образцов, репродукций;

- беседа с просмотром и оценкой выполненных работ;

- занятия и игры.

В процессе работы с колющим и режущим инструментом закрепляются правила техники безопасности, ведется наблюдение за их исполнением.



Формы аттестации:

Организация выставок, конкурсов детских работ, участие в тематических выставках и конкурсах детского дома, диагностика умений и навыков в начале и конце года, презентация руководителя кружка.



Методическое обеспечение:

Для освоения программы используются разнообразные приемы и методы.

Выбор осуществляется с учетом возрастных, психофизических возможностей детей:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии.).


Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность.При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста (младшего дошкольного). Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Материалы необходимые для работы:

Картон

Набор пластилина

Салфетки для рук

Стеки

Доска для лепки

Бросовый и природный материал













Список литературы:

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПБ, 2002

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей (детский дизайн №3), 2013

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2.

Румянцева Е. Пластилиновые фантазии. М., 2009 .

Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М.: ТЦ-Сфера, 2010г.

Цирулик Н. А. Технология. Уроки творчечтва, издательство учебная литература, 2009

Шкицкая И. О. Аппликации из пластилина, издание пятое, Растов-на-Дону «Феникс», 2011

Интернет ресурсы


































Приложение

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Подготовительный



40

10

30

Выставка работ.

Участие в тематических выставках и конкурсах детского дома в течение года.

Презентация в конце года.


2

Основной



30

8

22

3

Итоговый

14

4

10


Итого

84

22

62




Календарный учебный график

Месяц/тема занятия

число

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь

1

«Волшебный пластилин» (знакомство с пластилином)

01.09

05.09

08.09

12.09

15.09

Вводное

5

группа

Выставка работ


2

Отщипывание

19.09

22.09

26.09

29.09

Показ с последующей практической работой

4


Октябрь

1

«Ягодки рябинки»

03.10

06.10

Рассматривание иллюстраций, практическая работа.

2


Выставка работ


2

«Дождик»

10.10

13.10

Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой.

2


3

«Пуговки»


17.10

20.10

Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой.

2


4

«Мухомор»

24.10

27.10

31.10

Рассматривание иллюстраций, практическая работа.

3


Ноябрь





1

«Листопад»


03.11

07.11

Рассматривание иллюстраций, практическая работа.

2


Выставка работ


2

«Осень» (коллективная)

10.11

14.11

17.11


Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций с последующей практической работой.

3


3

«Солнышко»

21.11

24.11

28.11

30.11

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

4


Выставка работ

Декабрь





1

«Снегопад»

01.12

05.12

08.12

Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой.

3


Выставка работ

2

«Бусы»

12.12

15.12

19.12

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


3

«Покормим птичек»

22.12

26.12

29.12

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


Январь

1

«Украсим чашку»

09.01

12.01

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

2



2

«Рукавичка для деда мороза»

15.01

19.01

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

2


Выставка работ


3

«Снежинки»

22.01

26.01

29.01

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


Февраль

1

«Колобок»

02.02

06.02

09.02

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


Выставка работ


2

«Репка»

13.02

16.02

20.02

27.02

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

4


Март

1

«Букет для мамы»

01.03

05.03

12.03

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


Выставка работ


2

« Курочка-ряба» (яичко)

15.03

19.03

22.03

Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой.

3


3

«Шарики»

26.03

29.03

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

2


Апрель

1

«Космос. Звездное небо»

02.04

05.04

09.04

12.04

Рассматривание иллюстраций с последующей практической работой.

4


Выставка работ


2

«Одуванчик»

16.04

19.04

23.04

26.04

30.04

Рассматривание иллюстраций, практическая работа


5


Май

1

«Салют»

03.05

07.05

10.05

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


Выставка работ


2

«Божья коровка»

14.05

17.05

21.05

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


3

«Ягоды поспели. Земляника»

24.05

28.05

31.05

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


Июнь

1

«Воздушные шары»

04.06

07.06

11.06

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


Выставка работ


2

«Радуга-дуга»

14.06

18.06

21.06

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

3


3

«Цветочная поляна»

25.06

28.06


2





Список детей:

Кириллова Виктория

Сюй Виталина





Расписание ДООП (занятий):



Вторник 9.55 – 10.25

Пятница 9.55 – 10.25





Опубликовано в группе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.