Дополнительная общеобразования общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Глобтроттер – путешественник по свету»

5
2
Материал опубликован 17 December 2019


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Глобтроттер – путешественник по свету»




Возраст обучающихся:7-10 лет

Срок реализации:3 года




Автор:

Вишнякова Алина Ивановна,

педагог дополнительного образования детей




Содержание


Раздел 1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.Пояснительная записка

1.1.1.Ведущая концептуальная идея, направленность и актуальность программы

1.1.2. Авторский компонент, новизна и отличительные особенности программы

1.1.3.Структурно-содержательная модель организации образовательного процесса

1.1.4. Нормативно-правовое обеспечение программы

1.2.Цели, основные задачи и принципы реализации программы

1.3.Содержание программы

1.3.1. Учебный план

Учебный план первого года обучения

Учебный план второго года обучения

Учебный план третьего года обучения

1.3.2 Содержание учебного плана

Содержание учебного плана первого года обучения

Содержание учебного плана второго года обучения

Содержание учебного плана третьего года обучения

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

2.1.1. Кадровые ресурсы

2.1.2.Информационно-методические ресурсы

2.1.3. Материально-технические ресурсы

2.2. Формы аттестации. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

2.3. Оценочные материалы

2.4. Методы и формы организации образовательного процесса

2.4. Список литературы

2.4.1. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

2.4.2. Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей

Приложение: Словарь терминов и понятий



Раздел 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

Пояснительная записка

1.1.1.Ведущая концептуальная идея, направленность и актуальность программы

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Глобтроттер – путешественник по свету» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность, так как ориентирована на развитие способности обучающихся к жизнедеятельности в поликультурном обществе на основе присвоенных социокультурных ценностей, знаний, норм и прав, умений эффективно взаимодействовать с другими людьми как представителями различных культур, языковых общностей на основе толерантности, способствует выявлению и развитию социальной одарённости.

По определению большинства отечественных и зарубежных исследователей социальная одарённость выделена в отдельный вид, включающий в себя коммуникативную, организаторскую, лидерскую, педагогическую, психотерапевтическую одаренности1, который связан как с эффективной самореализацией и жизнедеятельностью человека профессий из сферы «человек-человек», так и с включенностью любого человека в сферу отношений.

Ведущей концептуальной идеей данной программы является идея Н. С. Лейтеса, который рассматривает социальную одарённость как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении2, именно это качество в поликультурном обществе сегодня является показателем социальной успешности.

Современный человек оказывается вовлеченным в различные социальные отношения, социальные группы, сложную систему общения и взаимодействия, в том числе межкультурного и межязыкового. Формирование поликультурной компетентности сегодня является одним из ключевых условий развития социальных способностей и социальной одарённости современных детей.

Под поликультурной компетентностью мы понимаем толерантное, доброжелательное отношение к различным национальностям, в духе гуманного межнационального общения. В след за А.О.Деречиной мы выделяем в поликультурной компетентности следующие ключевые компоненты: культурно-знаниевый компонент, социокультурный компонент, деятельностный компонент, рефлексивно-творческий (личностный) компонент. 3

Формирование поликультурной компетенции как условия развития социальных способностей и социальной одаренности требуется создание в образовательной среде особых условий - условий, «обогащенных» совместными действиями. В процессе реализации данной программы это осуществляется на основе создание развивающей среды «обогащённых» совместных действий по освоению знаний о социокультурных традициях различных стран и вариативных практик знакомства с основами языковой культуры (английской, польской, немецкой, испанской и др.).

В процессе освоения программы у обучающихся формируется общая культура соприкосновения с историей и культурой изучающих стран и народов.

Программа построена на основе развития коммуникативной и поликультурной компетенций обучающихся младшего школьного возраста. Совершая путешествия по миру с Программой, обучающиеся знакомятся с национальными и культурными особенностями различных стран посредством английского языка. Тренировочные упражнения представлены песнями, играми, историями и творческими заданиями. Каждый раздел содержит тексты социокультурного содержания.

Программа учитывает и объединяет в своём содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием, и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка, в том числе подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования.

Практическая значимость программы заключается в реализации системно-деятельностного, интеграционного и личностно ориентированного подходов, аутентичном характере материалов, сочетании традиционных форм работы с инновационными, насыщенности материалами страноведческой и метапредметной направленности.

Главной целью формированию поликультурной воспитания в школе является развитие у обучающихся способности к коммуникации на изучаемом языке. В процессе общения принимают участие более двух действующих лиц, между которыми происходит обмен мнениями, а это предполагает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это способность и возможность обучающихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка и представителями других культур.

Изучая иностранный язык и иноязычную культуру, обучающиеся получают возможность расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределиться – прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов в спектре культур страны как родного, так и изучаемого языков.

Поликультурная компетенция – это способность использовать языки как средство общения и принимать участие в межкультурной коммуникации. При этом отмечается разная степень владения языками и знания культур.

В программе «Глобтроттер – путешественник по свету» поликультурная компетенция – это владение системой лингвистических знаний, понимание механизмов функционирования языка и алгоритмов речевых действий, а также владение развитой познавательной способностью. Поликультурная компетенция делает возможной самостоятельное овладение основ незнакомых ранее языков и может рассматриваться как способность к изучению иностранных языков, владение «чувством языка», желание и умение самостоятельно изучать иностранные языки с определенными целями.

Следует отметить, что использование поликультурной компетенции при обучении иностранному языку не означает отказ от углубленного изучения языкового материала, его фонетической, грамматической, лексической составляющих. На каждом уровне обучения необходимо добиться не только конкретных коммуникативно-значимых результатов, но и заложить основы для успешного изучения иностранного зыка на следующем уровне. Для этого необходимо подавать материал в системе и тщательно прорабатывать его, с целью избежать накопления ошибок, тормозящих продвижение вперед. Одно и тоже языковое явление необходимо рассматривать на разных этапах обучения с возрастающей степенью углубленности. Использование поликультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку является одним из таких шагов для последующего владения иностранным языком.

Актуальность

Поликультурное пространство жизнедеятельности человека стало актуальной проблемой современного мира. Прежде всего, она затронула сферу образования, изменила требования к результатам педагогического процесса современного подрастающего поколения, поставила идеи необходимостью формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где существует представители разных культурных традиций.

Проблема повышения уровня поликультурности обучающихся предполагает обращение к новым способам формирования отношений между представителями различных этносов, что требует готовности к совместной политической, экономической, познавательной и другой деятельности.

Вопросами поликультурного образования и поликультурности посвящены труды В.С. Библера, Ю.В. Бромлея, Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, А.С. Каптерева, Н.Б. Крылова, И.М. Синагатуллина, Л.Л Супруновой, Д. Бенкса, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой и других.

Воспитание толерантности и уважения к другой культуре, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность), прививание навыков самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой, входит в программу в качестве воспитательного аспекта.


1.1.2. Авторский компонент, новизна и

отличительные особенности программы


Авторский компонент программы ««Глобтроттер – путешественник по свету» обусловлен тем, что содержание программы выстроено на основе интеграции предметных областей:

гуманитарное культуроведение (постижение внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука);

социальная культурология (обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности (экономикой, социальными отношениями и политикой);

иностранные языки (приобщение к культурному наследию стран, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами);

основы общетеоретической социологии (исследование взаимодействия, взаимосвязи и взаимозависимости всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).

Интеграционный подход обеспечивает формирование целостной научной и социокультурной картины мира, способствует развитию поликультурной личности, с высоким уровнем готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми.

Интеграция предметных областей (социальные, иностранные, гуманитарные и т.д.) позволяет создать открытую поликультурную образовательную среду, способствующую позитивной социализации обучающихся в интенсивном изменяющемся мире.


t1576562233ab.gif


Под «поликультурной языковой личностью» мы понимаем личность, в структуре которой средствами иностранного языка сформирован такой комплекс компетенций, который позволяет ей ориентироваться в концептосферах универсального, этнокультурного, социокультурного и индивидуально-культурного типов, а также способной на основе анализа языковых средств и речевого поведения определять содержание концептов, которыми оперирует партнёр по коммуникации4.

Важнейшей характеристикой поликультурной языковой личности является уровень сформированности ее поликультурной компетентности, как способности обучающегося осознавать принадлежность к родной культуре и готовность понимать культуру и образ жизни другого народа.


Новизна данной программы раскрывается в подходе к организации образовательного процесса на принципах Концепции развития поликультурного образования в Российской федерации5:

Принцип культурной целостности.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.

Принцип креативности.

Принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.

Отличительной особенностью данной программы от программ, реализуемых в данной области (Дополнительная образовательная программа «Интерактивное страноведение», Федотов А. В; Дополнительная образовательная программа «Увлекательное страноведение», Ковалева И. В.; Программа курса по страноведению: "Англоязычные страны", Трушкина Г. В.) является:

Этнографический подход к определению поликультурных компонентов, значений явлений как лингвистического, так и нелингвистического характера.

Реализация технологии проектирования пространства персонального образования для самореализации личности ребёнка, посредством организации этого образования как средства освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум.

Создание образовательных ситуаций сотворчества педагога-обучающихся - родителей на основе открытости новому социокультурному и языковому опыту.

Содержательный компонент программы выстроен таким образом, что обучающиеся в процессе занятий через игровое взаимодействие и ролевую позицию «я – путешественник-исследователь» создают целостную картину изучаемой страны, современной языковой культуры народа его современности и языковой особенностью, знакомясь с историей и культурой данной страны, включая искусство, традиции и обычаи, национальные праздники, одежду и пищу.


1.1.3 Структурно-содержательная модель

организации образовательного процесса


Срок освоения программы: 3 года

Уровень освоения программы – базовый.

Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (1 академический час – 45 минут), перерыв между занятиями 10 минут.

Режим занятий:

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Количество занятий в неделю

I год

128

4

2

II год

128

4

2

III год

128

4

2


Общее количество учебных часов за период обучения по программе – 384.


1.1.4. Нормативно-правовое обеспечение программы


Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Глобтроттер – путешественник по свету» разработана в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный Закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (принят Государственной Думой 26.05.1995г.);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г. № 41;

Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015г. № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р»;

«План действий по обеспечению реализации Концепции развития дополнительного образования детей на территории Новосибирской области 2015-2020 годы», утвержденный министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 03 сентября 2015г.;

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;

Всероссийский культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника»;

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от18 ноября 2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Устав МБУ ДО города Оби Новосибирской области «Городской Центр дополнительного образования»;

Правила внутреннего трудового распорядка в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Оби Новосибирской области «Городской Центр дополнительного образования»;

Должностные инструкции педагогов дополнительного образования МБУ ДО города Оби Новосибирской области «Городской Центр дополнительного образования».


1.2. Цель и основные задачи программы


Цель - формирование поликультурной компетенции обучающихся посредством изучения социокультурных и языковых традиций народов мира.

Задачи:

Образовательные:

расширить лингвострановедческий кругозор обучающихся;

способствовать формированию у обучающихся языковой компетенции;

формировать поликультурную грамотность обучающихся;

познакомить с историей, культурой и традициями иноязычных стран и народов.

Развивающие:

развивать внимание и мышление, а также инициативу, уверенность в своих силах;

формировать представление о культурном единстве и многообразии иноязычных стран;

вызвать и развить интерес обучающихся к изучению английского языка;

способствовать формированию и развитию творческих способностей обучающихся;

способствовать формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровьяобучающихся;

развивать навыки толерантного мышления, нормы и ценностииной культуры;

Способность понять обычаи и традиции


Воспитательные:

воспитать уважительное отношение к другой культуре;

формировать умение работать в команде;

способствовать формированию общей культуры обучающихся;

воспитывать чувство ответственности по отношению к культурному наследию;

воспитывать навыки культуры межнационального общения.


1.4. Планируемые результаты освоения программы


Интегративным результатом освоения обучающимися авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Глобтроттер – путешественник по свету» является формирование поликультурной компетенции обучающихся посредством изучения социокультурных и языковых традиций народов. Обучающиеся получают возможность расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределиться – прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов в спектре культур страны как родного, так и изучаемого языков.


В структуру готовности к творческой самореализации включены следующие компоненты:


Компонент

Индикатор сформированности

Методика, диагностика

Культурно-знаниевый компонент

потребности в поликультурном развитии;

знание и принятие культурного разнообразия мира, овладение поликультурными знаниями), символами, традициями, нормами, принятыми в чужой культуре.

анкетирование,

методика М. Куна, Т. Мак-Партланда «Кто Я?

тест на выявление уровня толерантности «Проявляешь ли ты толерантность»

методика самооценки личности «Лесенка» В.Д. Шур

Социокультурный компонент

знания исторических фактов, современной социокультурной системы.

Деятельностный компонент

способность проникать в сущность чужой культуры, делать необходимые обобщения на материале конкретных единичных примеров.

Рефлексивно-творческий (личностный) компонент

самостоятельность, гибкость и вариативность мышления и творческой деятельности; развитым уровнем коммуникативных умений.


Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (готовность и способность к осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов).

3. Осознание социального, культурного, языкового, духовного многообразия современного мира.

4. Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения.

Обучающийся научится:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

Обучающийся получит возможность научиться:

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Обучающийся научится:

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Обучающийся научится:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Обучающийся научится:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Обучающийся получит возможность научиться:

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать и применять, схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

Смысловое чтение

Обучающийся научится:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

критически оценивать содержание и форму текста.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научиться:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями,

формировать выборку из поисковых источников для объектизации результатов поиска.

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Обучающийся научится:

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

Обучающийся получит возможность научиться:

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Предметные результаты

должны отражать:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.




Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Условия реализации программы

2.1.1. Кадровые ресурсы


Реализация программы «Глобтроттер – путешественник по свету» осуществляется педагогом дополнительного образования в сотрудничестве с родителями, которые выступают как субъекты поисково-творческой и исследовательской деятельности, как соорганизаторы образовательных творческих работ. Научно-методическое консультирование осуществляется отделом информационно-методического сопровождения и мониторинга, научным консультантом.

2.2.2. Информационно-методические ресурсы

методические и дидактические материалы:

карточки для изучения английских слов;

комплекты раздаточного материала по темам;

развивающие игры (ребусы, кроссворды, игры);

сценарии праздников, тематических вечеров, планы открытых уроков;

методическая литература;

досуговая литература;

сборники идиом английского языка, словари.

Наглядные пособия:

плакаты по темам;

таблицы по грамматическим темам;

географическая карта мира;

костюмы – необходимые для театрализованных постановок.

Видеоматериалы.

Аудиоматериалы.

Материалы, необходимые для проведения занятий: наборы цветной бумаги, бумаги для оригами, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры.

Светлый и просторный кабинет с хорошим освещением.

Столы и стулья, соответствующие возрасту детей.

Доска, необходимая для демонстрации наглядных пособий.


2.2.3.Материально-технические ресурсы

1. Помещение; учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью в соответствии с возрастом обучающихся, на 16 чел.

2. Материалы, необходимые для проведения занятий: наборы цветной бумаги, бумаги для оригами, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, магниты и пр.

3. Комплект аудио и видеоаапаратуры.

4. Офисная техника: компьютер в сборе, принтер.

5. Учебная доска.


2.2. Формы аттестации

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения программы


С помощью методов психолого-педагогической диагностики осуществляется педагогический мониторинг. На начальном этапе проводится анкетирование с целью определения мотивации детей при выборе данной программы и диагностики имеющихся знаний и умений в области английского языка. Анализируя результаты анкетирования, определяется уровень самооценки детьми своих способностей, уровень развития познавательного интереса к изучению культуры стран мира. В процессе реализации программы идет включенное педагогическое наблюдение, которое помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения учебных занятий и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений и навыков.


Контроль результатов деятельности обучающихся

Вид контроля

Сроки

Формы контроля

Методы контроля

Входной (предварительный)

Октябрь

Собеседование

Опросник

Промежуточный (тематический)

После изучения каждой темы

Собеседование

Зачет

Опросник

Анализ результатов

Итоговый

Май

Собеседование

Зачет

Участие в мероприятии

Опросник

Анализ результатов


В процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Глобтроттер – путешественник по свету» применяются следующие методики и диагностики:

методика М. Куна, Т. Мак-Партланда «Кто Я?

тест на выявление уровня толерантности «Проявляешь ли ты толерантность»

методика самооценки личности «Лесенка» В.Д. Шур.

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева);

«Что такое хорошо и что такое плохо»;

«Незаконченные предложения»;

Тест «Ценности»;

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже);

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Узор под диктовку.

«Рукавички».

«Левая и правая стороны»

«Совместная сортировка»

«Дорога к дому»

«Кто прав?».


Для оценки результатов освоения обучающимися программы используются следующие методы:

диагностическая беседа,

опрос обучающихся,

тестирование,

педагогическое наблюдение,

защита проектов, анкетирование,

метод «незаконченных предложений»,

метод мини-сочинения,

метод «творческий блокнот».

Формы занятий:

Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются следующие формы работы:

комбинированное занятие,

практическое занятие,

интегрированные уроки,

театральные представления,

виртуальные экскурсии по странам и городам,

интернет – проекты,

творческие работы,

индивидуальный, работа в парах и группах,

виртуальные экскурсии,

медиаформы,

дистанционные и очные конкурсы и олимпиады


Особое значение придается работе с родителями: беседы после занятий, «обратная связь», привлечение родителей к совместному с детьми выполнению домашних заданий, тестирование, регулярные открытые занятия, контрольные и итоговые занятия, привлечение родителей к совместной творческой деятельности, помощь в организации тематических мероприятий, что чрезвычайно укрепляет эмоциональную связь и взаимопонимание внутри семьи.


Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

фронтальная

групповая

коллективная

индивидуальная

Занятия проводятся в помещениях образовательного учреждения, соответствующих действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

2.3.Оценочные материалы


Основные критерии ситуативно-тактической оценки качества усвоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Глобтроттер – путешественник по свету»


Критерий

Уровень выраженности оцениваемого качества

Низкий

Средний

Высокий

Мотивация учебной деятельности

Равнодушен к получению знаний, познавательная активность отсутствует

Осваивает материал с интересом, но познавательная активность ограничивается рамками программы

Стремится получать прочные знания, активно включается в познавательную деятельность, проявляет инициативу

Степень обучаемости

Усваивает материал только при непосредственной помощи педагога

Усваивает материал в рамках занятия, иногда требуется незначительная помощь со стороны педагога

Учебный материал усваивает без труда, интересуется дополнительной информацией по предлагаемой деятельности

Навыки учебного труда

Планирует и контролирует свою деятельность только под руководством педагога, темп работы низкий

Может планировать и контролировать свою деятельность с помощью педагога, не всегда организован, темп работы не всегда стабилен

Умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы высокий

Теоретическая подготовка

Объем усвоенных знаний менее 1\2, не владеет специальной терминологией

Объем усвоенных знаний более 1\2, понимает значение специальных терминов, но иногда сочетает специальную терминологию с бытовой

Теоретические знания полностью соответствуют программным требованиям, специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием


Практическая подготовка

Объем усвоенных умений менее 1\2, не может работать самостоятельно, практически постоянно вынужден обращаться за помощью, затрудняется при работе с оборудованием

Объем усвоенных умений более 1\2, иногда испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога, работает с оборудованием с незначительной помощью педагога

Практические умения и навыки полностью соответствуют программным требованиям, успешно применяет их в самостоятельной работе, работает с оборудованием самостоятельно



Мониторинг результатов обучения по

дополнительной общеобразовательной программе

_________________________________________________________________

за первое полугодие 20__- 20__ учебного года

ПДО ____________________________________________________________


1.Мониторинг освоения образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во

чел.

Методы диагностики

1.Теоретическа я подготовка:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)


Соответствие теоретических знаний программным требованиям


- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);



- базовый (объем освоенных знаний составляет более ½);


- оптимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой)


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);



- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);


- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)


2. Практическая подготовка детей:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);



- базовый уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);


- оптимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)


2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием)



- базовый уровень (работает с помощью педагога)


- оптимальный уровень (работают самостоятельно)


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)



- репродуктивный (выполняют задания на основе образца)


- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)


2.4.Конкурсно-соревновательная деятельность

Степень участия в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и пр

- не участвовал в соревнованиях;



- периодически участвовал в соревнованиях;


- активно участвует в соревнованиях;


3. Обшеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу




Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога)



- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)


- максимальный (работают самостоятельно)


3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный



-средний


-максимальный


3.2. Учебно -

коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный



-средний


-максимальный


3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный



-средний


-максимальный


3.3.Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Самостоятельно готовят и убирают рабочее место

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный



-средний


-максимальный


3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ);



- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½);


- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)


3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

- удовлетворительно

- хорошо

-отлично




2. Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительных образовательных программ

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во

чел.

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение


Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности

-терпения хватает меньше чем на ½ занятия



- терпения хватает больше чем на ½ занятия


- терпения хватает на все занятие


1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия побуждаются извне



- иногда самими детьми


- всегда самими детьми


1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

- находятся постоянно под воздействием контроля извне



- периодически контролируют себя сами


- постоянно контролируют себя сами


2. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная



-заниженная


- нормальная


2.2. Интерес к занятиям

Осознанное участие детей в освоении образовательной программы

- интерес продиктован извне



- интерес периодически поддерживается самим


- интерес постоянно поддерживается самостоятельно


3. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность


Отношение детей к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

- периодически провоцируют конфликты



- в конфликтах не участвуют, стараются их избегать


- пытаются самостоятельно уладить


3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- избегают участия в общих делах



- участвуют при побуждении извне


- инициативны в общих делах




Диагностика

освоение учащимися содержания образовательной программы


Педагог ____________________________________________________

Год обучения __________________________________

Группа №_________


Динамика

личностных

изменений


Фамилия,

имя

Глубина и широта знаний по программе


Разнообразие умений и навыков


Грамотность практических действий

(использование на практике)


Форма осуществления контроля

Начало года

Конец года

Нача-ло года

Конец года

Начало года

Конец года













































































































Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Диагностика

детских практических и творческих достижений


Педагог____________________________________________________

Год обучения __________

Группа №_________


Динамика

личностных

изменений


Фамилия,

имя

Творческая стабильность учащихся


Участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах



Форма осуществления контроля

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года





















































































Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Результаты промежуточной аттестации обучающихся за ____ полугодие 20__-20__ учебного года

Направление ________________________________________________

Объединение ________________________________________________

Педагог_____________________________________________________

Ф.И.обучающегося

Теоретическая подготовка

(указать показатели)

Средний балл

Практическая подготовка

(указать показатели)

Средний балл




























№….




















Средний балл по группе










Подпись ПДО __________________________________________________________________

Дата заполнения __________________________________________________________________



2.4. Методы и формы организации образовательного процесса


При разработке данной программы были учтены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и выбраны следующие педагогические методы и приемы, которые позволяют развивать все сферы деятельности ребенка:

Мнемотехника, рифмовки, стихи. У дошкольников хорошо развита слуховая память, поэтому целесообразно введение нового лексического материала в виде стихов и рифмовок.

Творческая работа и творческие проекты. Введение данного метода в обучение способствует развитию логического мышления, развитию таких качеств как: самостоятельность, трудолюбие.

Обучение через игру. Занятия по данной программе проходят в игровой форме, только характер игр меняется в зависимости от возраста детей. Это позволяет изучать предмет в увлекательной форме.


Методика работы по реализации программы «Глобтроттер – путешественник по свету» предусматривает очную, очно-заочную, дистанционную формы обучения с применением словесного, наглядного, практического, объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, проектного методов обучения.

Применяются такие методы воспитания как: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Занятия проводятся в группах.

Используются следующие методы работы с обучающимися:

- словесный: беседа, лекция, объяснение, дискуссия;

- наглядный: графики, диаграммы, презентации;

- практический: решение задач, тесты, работа с учебной литературой, интернет-источниками и др.

- игровой: деловые, имитационные, ролевые игры;

- метод проблемного изложения: педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;

- методы стимулирования творческой активности.



В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- технология развивающего обучения,

- технология коллективной творческой деятельности,

- игровая технология,

- элементы информационно-коммуникативной технологии,

-технологии проблемного обучения, проектной деятельности.

Использование данных технологий направлено на комплексное решение задач образования, воспитания, развития обучающихся. Использование педагогом игрового сопровождения изучения теоретического материала позволяет поддерживать постоянно высокий интерес у обучающихся к содержанию программы, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки работы в коллективе.

Программа учитывает основные принципы обучения: научность, системность и последовательность, доступность, стимулирование положительного отношения обучающихся к учению, их активность, и самостоятельность в обучении при руководящей роли педагога, оптимальное сочетание практического и теоретического материала.


Формы организации учебного занятия.

Формы организации учебных занятий используются в зависимости от приоритетных задач, выстраиваемой педагогом образовательной деятельности, при этом в практике реализации данной программы формы занятий могут классифицироваться в зависимости от типа взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:

групповые формы, ориентированные на интенсивную работу творческих (проектных) групп обучающихся;

коллективные формы, ориентированные на образовательное взаимодействие педагога с обучающимися учебной группы;

интегрированные формы, ориентированные на обеспечение преемственности в системе обучения при организации образовательной деятельности с участием носителей языка, родителей и др.

В процессе организации образовательного процесса преобладают следующие формы учебных занятий:

игровые формы занятий: занятие-театрализация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, занятие- драматизация и др.;

занятия-экскурсии: заочная тематическая экскурсия, интерактивная экскурсии по странам мира, виртуальные экскурсии: «Внутренний мир жителя страны__________» и др.;

занятия познавательно-исследовательского характера: занятие-экспедиция, занятие – экспресс-исследование; занятие-реконструкция; занятие-наблюдение и др.;

интегрированные занятия: занятие – творческий отчет, занятие-презентация и др.

Процесс реализации программы «Глобтроттер – путешественник по свету» предполагает реализацию индивидуальных форм обучения:

индивидуальная образовательная траектория: программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая индивидуальные образовательные цели и результаты;

дальтон-план, в основе которого лежит: самостоятельное распределение обучающимся времени и порядка учебной работы при консультационной помощи педагога (мастера-наставника), гибкая система организации и учета индивидуального продвижения учащегося по мере выполнения заданий, сопровождение его деятельности мастером-наставником;

индивидуальный план работы для обучающихся с ОВЗ, ОПП, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Дети принимают активное участие в мероприятиях, совместно отмечают праздники и дни рождения. Данные формы работы помогает педагогу и детям лучше узнать друг друга, а также направлены на расширение кругозора обучающихся и получение дополнительной информации по изучаемым темам, а также помогает создать дружескую атмосферу в коллективе.



2.5. Список литературы

Список методической литературы

Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 176 с.

Голованова В.П. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Владос, 2004. – 191 с.

Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.

Пришвин И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. – М.: Академия, 2005. – 154 с.



Список литературы для педагога

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2010. – № 3

Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. – М.: Мозайка – Синтез, 2010. – 58 с.

Баранова К. М., Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. УМК «Звёздный английский» для 3 класса. – М.:

Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по-английски говорить/ Обучение детей от 4 до 7 лет. Пособие для педагогов и родителей. – Спб.: КАРО, 2011. – 176 с.

Павлов М.Ю. Английские стихи для детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 75 с.

Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. – М.: Астрель, 2005. – 80 с.

Федорова Г.Н. Тематические вечера на английском языке. Пособия для учителей средних общеобразовательных и специализированных школ. – М.: МарТ, 2005. – 190 с.

Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей

Ежакова Л. С. Путешествие с рифмой. ( Английский для малышей). – М.: Айрис, 2009. – 108 с.

Лосева С.В. Английский в рифмах. – М.: Буклет, 2011 – 87 с.

Шалаева Г.П. Английский язык. Первый учебник вашего малыша. – М.: АСТ, 2009. – 288 с.

Щапова И. А. Детские спектакли на английском языке/ Под ред. Е.Л.Заниной. – М.: Рольф, 2001. – 96 с.

1 https://cyberleninka.ru/article/v/sovmestnaya-deyatelnost-kak-uslovie-razvitiya-sotsialnoy-odarennosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste

2Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

3 К вопросу о термине «Поликультурная компетентность»/ Живодрова Т. А.

4 Халяпина, Л. П. Трансформация концепта «Языковая личность» в теории и методике обучения иностранным языкам» / Л. П. Халяпина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2006. – № 21-1.– С. 91–102.

5http://mon-rk.ru/old_site/index.php/halmgkelnmenu/npbasekalmmenu/item/335-poly_cult_koncept_mat.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная программа.

17 December 2019

Благодарю сейчас качественный ресурс!

19 December 2019

Похожие публикации