Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» (возраст обучающихся 5 - 7 лет)

0
0
Материал опубликован 8 December в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»














ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Маленький художник »

возраст обучающихся 5-7 лет

срок реализации – 2 года

направленность - художественная


Составитель:

Воробьева Наталия Константиновна,

педагог дополнительного образования









Новоуральский городской округ

2023


ОГЛАВЛЕНИЕ

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 4

1.1. Пояснительная записка 4

1.2. Цели и задачи 6

1.3. Содержание общеразвивающей программы 7

1.4 Планируемые результаты 12

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 13

2.1. Календарный учебный график 13

2.2. Условия реализации программы 13

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 15

Количество часов по программе: 72 часа, 2 час в неделю, рабочая программа рассчитана на 72 часоа. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. 1

5.1.Список литературы для детей и родителей 9

5.2.Список литературы для педагогов 10



I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка

Направленность.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» (далее - программа) соотносится художественную направленность и разработана для занятий с обучающимися 5 - 7 лет.

Актуальность. ДООП актуальна, так как ее разработка основывалась на программных документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года");

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Приказ Минкультуры РФ от 28 декабря 2001 г. № 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации"; (для художественной направленности);

- Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

- Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 г. № 219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи от 01.11.2021 № 934-д»;

- Устав МАУ ДО «СЮТ»;

- Положение «О порядке деятельности по разработке, реализации, обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО «СЮТ».

В программе дети могут применить полученные знания и практический опыт в области художественного творчества в самостоятельном творчестве в процессе социализации. Овладение технологическими приемами и техниками изобразительного искусства позволит в дальнейшем реализовать себя в практически полезном занятии и, при желании, выбрать приоритетное направление для последующего обучения. Отличительная особенность программы состоит в системном подходе к художественно-эстетическому образованию и воспитанию обучающихся на основе изучения таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Освоение обучающимися умений, навыков и способов человеческой деятельности происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологических приемов и техник изобразительного искусства.

Занятия изобразительным искусством обогащают дошкольников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. В основе развития любых способностей дошкольников лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Такой подход позволяет вариативное использование педагогических методик и технологий обучения и воспитания, предоставляя педагогу свободу выбора целесообразно решаемым им задачам, индивидуальным способностям обучающихся и технической оснащённости учреждения. Отличительные особенности ДООП «Маленький художник» заключаются в том, что она ориентирована на начальное систематизированное образование по изобразительной деятельности, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Программа построена на широком использовании оригинальных методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей старшего дошкольного возраста мотивации к творчеству.

В структуре программы учтено соблюдение принципа интеграции изучения основ изобразительного искусства, технологических приемов и техник рисования с формированием у детей основ целостной эстетической культуры в процессе творческого труда.

Адресат программы – программа предназначена для обучающихся старшего дошкольного возраста 5—7 лет, занятия по программе проводятся в группах по 7-12 человек, и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по изобразительному искусству. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства и влияет на формирование их ценностных ориентиров.

Режим занятий: продолжительность одного академического часа: для детей 5 - 6 лет: 25 минут; для детей 6 - 7 лет: 30 минут.

Общее количество часов в неделю: 2 часа, 2 раза в неделю.

Объем программы:144 часа.

Срок освоения: 2 года.

Уровневость: уровень освоения программы - стартовый. Предложенная программа ориентируется на целевые ориентиры на этапе освоения завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Формы обучения: формы организации обучения: по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - мастерская; по дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Виды занятий: беседа, практическая работа, творческая мастерская, групповые занятия, мастер - класс. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.

Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося.

Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в студийных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам (анализ продуктов деятельности).

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение, практическое упражнение, просмотр, анализ продуктов деятельности, выставка.


1.2. Цели и задачи

Целью данной программы является развитие познавательной активности детей посредством изобразительной деятельности.

овладение ими образным языком изобразительного искусства и практическими навыками изобразительной деятельности в процессе совместной деятельности.

Задачи первого года обучения:

- образовательные:

- познакомить детей с приёмами работы с различными художественными материалами, инструментами и приспособлениями;

- обучать детей приёмам и техникам изобразительной деятельности.

Развивающие:

- развивать восприятие формы и цвета;

- развивать внимание, воображение.

Воспитательные:

- прививать культуру организации рабочего места;

-формировать у обучающихся установки на сотрудничество и бесконфликтность в процессе совместной деятельности.

Задачи второго года обучения:

- образовательные:

- знакомить обучающихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;с жанрами и видами изобразительного искусства;

- обучать детей приёмам и техникам изобразительной деятельности.

Развивающие:

- развивать восприятие формы и цвета;

- развивать внимание, воображение.

Воспитательные:

- прививать культуру организации рабочего места;

-формировать у обучающихся установки на сотрудничество и бесконфликтность в процессе совместной деятельности.

1.3. Содержание общеразвивающей программы

Учебный план программы представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Учебный план программы

№ пп

Наименование разделов плана

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Социокультурный блок

4

4

-

Беседа

2

Основы цветоведения

10

4

6

Просмотр/

Наблюдение

2.1 Материаловедение

4

2

2

2.2 Основные и составные цвета

6

2

4

3

Ярмарка чудес художника

16

6

10

Практическое

упражнение


3.1 Акварель

4

2

2

3.2 Гуашь

6

2

4

3.3 Цвет природного пространства

6

2

4

4

Увидеть прекрасное – создать удивительное

24

6

18

Просмотр/

Наблюдение

4.1 Линия – рассказчица

8

2

6

4.2 Волшебное пятно

8

2

6

4.3 Цветовая гармония

8

2

6

5

Я чувствую – я представляю – я творю

18

6

12

Просмотр/

Анализ продуктов

деятельности

5.1 Декоративное рисование

6

2

4

5.2 Симметрия, асимметрия, ритм

6

2

4

5.3 Взаимодействие цвета, линии и формы

6

2

4

6

Творческая выставка

4

-

4

Выставка


Итого

72

28

44



Содержание ДООП представлено в учебных планах по годам обучения, в таблицах 1.2 – 1.3.

Таблица 1.2 Учебный план первого года обучения


№ пп

Наименование разделов плана

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Социокультурный блок

4

4

-

Беседа

2

Путешествие по радуге

16

6

10

Наблюдение

2.1 Материаловедение

10

4

6

2.2Холодные, тёплые, контрастные и дополнительные цвета

6

2

4

3

Разноцветный калейдоскоп

24

8

16

Просмотр/ Анализ продуктов деятельности

3.1 Традиционные декоративно – прикладные промыслы

9

3

6

3.2 Основы композиции

9

3

6

3.3 Орнамент, стилизация

6

2

4

4

Красота вокруг нас

24

8

16

Практическое упражнение/

Просмотр

4.1 Знакомство с видами изобразительного искусства

8

2

6

4.2 Декоративно – прикладная композиция

6

2

4

4.3 Сказочная композиция

6

2

4

4.4 Варианты оформления работ

4

2

2

5

Творческая выставка

4

-

4

Выставка


Итого

72

26

46



Содержание учебного плана

Iраздел. Социокультурный блок (2 часа)

Теория: Знакомство. Правила работы в объединении. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Практика: проведение инструктажа.

Форма контроля: Беседа.

IIраздел. «Основы цветоведения» (5 часов)

Тема 2.1: «Материаловедение»

Теория: Знакомство с материалами, их основными свойствами и качествами.

Материалы: краски, кисточки, карандаши, восковые мелки.

Дополнительные приспособления: воск стеки.

Практика: выполнение эскиза, различной тематики в технике «акварель по-сырому».

Тема 2.2: «Цветовой круг»

Теория: Триада основных цветов. Роль ахроматического цвета.

Понятия: цветоведение, цветовой круг.

Форма контроля: практическое упражнение - зарисовка цветового круга, выполнение работы акварельными красками по любой теме.

Материалы: кисти, бумага, акварель.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению.

IIIраздел. «Калейдоскоп красок» (8 часов)

Тема 3.1: «Знакомство с акварелью»

Теория: Знакомство с особенностями работы акварелью. Приемы работы акварелью:заливка, по-сырому.

Зрительный ряд: репродукции произведений художников, эскизы.

Практика: выполнение акварельной зарисовки с использованием восковых мелков (парафиновой свечки).

Материалы: акварель, восковые мелки, кисти.

Тема 3.2: «Знакомство с гуашью»

Теория: Знакомство с особенностями работы гуашью. Основные и дополнительные цвета иих оттенки.

Зрительный ряд: фотографии ирепродукции картин художников в монохромной цветовой гамме, цветовой круг.

Практика: упражнения в различной цветовой гамме, например «Жёлтый цветок с жёлтой планеты».

Материалы: краски гуашевые, кисти.

Тема 3.3: «Теплая и холодная гамма цветов»

Теория:Теплая и холодная цветовая гамма.Знакомство с движением в цвете: движение от светлого к темному.Направление движения цвета: горизонтальное, вертикальное.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Куинджи, М. Врубеля, А. Матисса.

Понятия: теплые и холодные цвета, насыщенность цвета.

Практика: практические упражнения на передачу движения в цвете.

Форма контроля: практические упражнения на взаимодействие контрастных цветов, упражнения на передачу движения в цвете.

Материал:гуашь, акварель, бумага, кисти.

IVраздел: «Разноцветная страна» (12 часов)

Тема 4.1: «Линия, её выразительные свойства»

Теория: Знакомство с выразительными средствами графических материалов (графитный карандаш, уголь, сангина).Приёмы и техники выполнения графических зарисовок.

Зрительный ряд: работы, выполненные различными графическими материалами.

Практика: выполнение зарисовок в технике графики.

Материалы: картон, бумага, карандаши, тушь, уголь, сангина.

Тема 4.2: «Цветовая гармония»

Знакомство с техникой живописи – монотипия.

Теория: Передача настроения природы при помощи определенной гаммы цветов.Зрительный ряд: эскизы, рисунки для монотипии, фотографии природы.

Практика: выполнение работы в технике монотипия на тему: «Этот загадочный мир природы!».

Материалы:бумага, стекло, акварель, кисти.

Тема 4.3: «Цветовой контраст»

Теория:особенности тёплых и холодных цветов, равновесие цветовых пятен, декоративного рисунка всей цветовой гаммы.

Понятия:гармония, контраст.

Практика: выполнение творческой работы в выбранной цветовой гамме.

Материалы:бумага, акварель или гуашь (по выбору).

Форма контроля: практические упражнения.

Vраздел: «Сказка к нам приходит» (9 часов)

Тема 5.1: «Декоративное рисование»

Теория: Взаимодействие цвета, линии и формы. Создание выразительного образа и передача эмоционального состояния персонажа и пространства.

Практика: эскиз рисунка на тему: «Город будущего».

Материалы: гуашь, тушь, восковые мелки, ножницы.

Тема 5.2: «Симметрия, асимметрия, ритм»

Теория: Орнамент – вид декоративного искусства.Классификация орнаментов по типуэлементов.Знакомство с традиционными видами росписи.

Практика: изготовление декоративного подноса.

Материалы: картон, акварель или гуашь, кисти.

Зрительный ряд: схемы выполнения работы, образцы.

Тема 5.3: «Рисование по замыслу»

Теория: Создание композиции с использованием элементов декоративной росписи.Зрительный ряд: схемы выполнения работы, образцы.

Практика: декоративное рисование «Сказочные домики».

Материал: картон, акварель или гуашь, кисти.

Форма контроля: практическое упражнение, выставка.

Тема 6. Выставка (2 часа).

Практика: подведение итогов в форме выставки.

Форма контроля:выставка.


Таблица 1.3 Учебный план второго года обучения.

№ пп

Наименование разделов плана

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Социокультурный блок

4

4

-

Беседа

2

Путешествие по радуге

16

6

10

Наблюдение

2.1 Материаловедение

10

4

6

2.2Холодные, тёплые, контрастные и дополнительные цвета

6

2

4

3

Разноцветный калейдоскоп

24

8

16

Просмотр/ Анализ продуктов деятельности

3.1 Традиционные декоративно – прикладные промыслы

9

3

6

3.2 Основы композиции

9

3

6

3.3 Орнамент, стилизация

6

2

4

4

Красота вокруг нас

24

8

16

Практическое упражнение/

Просмотр

4.1 Знакомство с видами изобразительного искусства

8

2

6

4.2 Декоративно – прикладная композиция

6

2

4

4.3 Сказочная композиция

6

2

4

4.4 Варианты оформления работ

4

2

2

5

Творческая выставка

4

-

4

Выставка


Итого

72

26

46



Содержание учебного плана.

Iраздел. Социокультурный блок (2 часа)

Теория: Знакомство. Правила работы в объединении. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Форма контроля: беседа.

II раздел: «Радуга красок» (8 часов)

Тема 2.1: «Материаловедение»

Теория: Знакомство с материалами (акварель, гуашь, графические материалы, пластилин) их основными свойствами и качествами.

Материалы: краски, кисточки, мелки, уголь, графитные и цветные карандаши.

Дополнительные приспособления: воск, стеки.

Практика: выполнение практических упражнений разнообразной тематики в различных техниках.

Тема 2.2: «Контрастные и дополнительные цвета»

Теория:Контрастные цветовые сочетания.Роль ахроматического цвета.

Понятия:цветоведение, контраст.

Форма контроля: практическое упражнение - выполнение работы гуашевыми красками в определённой цветовой гамме.

Материалы: кисти, бумага, гуашь.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению, произведения русских художников.

IIIраздел: «Разноцветный хоровод» (13 часов)

Тема 3.1: «Декоративное рисование»

Теория: Знакомство с основами народного и декоративно-прикладного творчества: декоративные росписи – Гжельская, Хохломская, Жостовская; Дымковская и Филимоновская игрушки.

Зрительный ряд: иллюстрированные альбомы по народному декоративно-прикладному творчеству, изделия народных промыслов.

Практика: выполнение практических упражнений по мотивам традиционных декоративных росписей; лепка конструктивным способом по традиционной технологии дымковской игрушки.

Материалы: картон (тонированная бумага), гуашь, кисти, пластилин.

Тема 3.2: «Основы композиции»

Теория: Знакомство с основами композиции, композиционные умения и навыки. Размер и пропорции объекта. Размещение рисунка на листе.

Зрительный ряд: композиционные схемы, цветовой круг.

Практика: задания и упражнения на развитие чувства цвета, ритма, композиции.

Материалы: краски гуашевые, кисти.

Тема 3.3: «Ритм, форма, контраст форм»

Теория:Понятие орнамент. Ритм, равенство орнаментальных элементов. Виды орнамента. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм.

Зрительный ряд: иллюстрированные альбомы по декоративно-прикладному творчеству, композиционные схемы.

Практика:разработка собственного эскиза орнамента и выполнение его в различных материалах (рисунок гуашью или цветными карандашами, лепка из жгута на плоской основе).

Материал:гуашь, бумага, кисти, цветные карандаши, пластилин.

Форма контроля: практическое упражнение.

IVраздел: «Нарисуем сказку» (13 часов)

Тема 4.1: «Знакомство с видами изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура»

Теория: Виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура – их выразительные средства и особенности.

Зрительный ряд: репродукции произведений художников и скульпторов.

Практика: практические упражнения в различных изобразительных техниках (живописная, графическая, пластическая).

Материалы: картон, бумага, карандаши, гуашь, кисти, пластилин, стеки.

Тема 4.2: «Декоративно – прикладная композиция»

Теория:Знакомство с законами построения композиции, динамичность и статичность.

Практика: на темы: «Узор на змейке», «Сказочные цветы».

Материалы:гуашь, акварель, кисти.

Зрительный ряд:композиционные схемы, образцы изделий декоративно – прикладного творчества.

Тема 4.3: «Творческая работа»

Теория:Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная художником. Декоративный рисунок, разнообразие вариантов декора.

Зрительный ряд: образцы, схемы выполнения работы.

Практика: изготовление декоративного панно «Загадочный мир сказки», «У Лукоморья».

Материалы:бумага, кисти, гуашь.

Форма контроля: беседа, практическое упражнение.

Тема 4.4: «Варианты оформления работ. Подготовка к выставке»

Теория: Подготовка к выставке. Варианты оформления работ.

Практика: оформление работ к выставке.

Материалы: ватман, цветная бумага, картон, ножницы.

Форма контроля:беседа, выставка.

Тема 5. Выставка (1 час).

Практика: оформление выставки.

Форма контроля: выставка.


1.4 Планируемые результаты


Представим планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты при реализации программы.

Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках программы, изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем.

Планируемыми предметными результатами программы будет:

-по окончании первого года обучения:

-дети ознакомятся с приёмами работы с различными художественными материалами, инструментами и приспособлениями: правилах смешивания красок и получения составных цветов; узнают о видах и жанрах изобразительного искусства; названия цветов и оттенков, триаде основных цветов;

- научатся приёмам и техникам изобразительной деятельности: свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины; верно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа).

По окончании второго года обучения:

- знакомство обучающихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;с жанрами и видами изобразительного искусства.

- умеет рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приёмы росписи; правильно передавать форму, пропорции, положение предметов; применять разные изобразительные материалы и их сочетания, разнообразные способы рисования; использовать доступные средства выразительности (в рисунке – линии разного характера, различные штрихи, цветовые пятна.

















II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Календарно-учебный график представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Календарный учебный график 

Год

обучения

Дата начала обучения

Дата окончания

обучения

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Кол-во учебных

часов

Режим занятий

1 год 

01.09. 2023

26.05. 2024

36

72

72

2 занятия по 2 часа в неделю

2 год 

01.09. 2023

26.05. 2024

36

72

72

2 занятия по 2 часа в неделю

Каникулы: 25.12.2023 – 07.01.2024


2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия направлены на обеспечение возможности достижения обучающемуся личностно-значимых результатов в образовательной деятельности при реализации программы и соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований. Помещение для проведения занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В кабинете должны находиться парты и стулья в количестве, необходимом для размещения обучающихся. Для реализации программы необходимы:

Для реализации данного курса необходимо материально - техническое оснащение кабинета:

Таблица 2.2. Материально-техническое обеспечение

наименование имущества

количество (шт.)

1

Столы

10

2

Стулья

20

3

Демонстрационная доска

1

4

Мольберт

1

5

Учебный комплект для каждого обучающегося: акварельные краски, гуашь, бумага разного формата (А 4, А 3), восковые мелки, цветные карандаши, кисти (белка или синтетика) № 2 и № 5, стаканчики для воды, салфетки.

12

6

Папка «Цветовой круг»: таблицы и наглядные пособия по цветоведению. схемы выполнения работ.

Папка «Ладошки»: схемы выполнения работ.

Папка «Деревья, цветы»:

наглядные пособия. Раздаточный материал (упражнения).

Папка «Линия»: наглядные пособия.

Папка «Ритм. Орнамент».

Репродукции картин художников.

Раздаточный материал (шаблоны).

Образцы выполнения работ. Примеры детских работ.




Информационное обеспечение

Электронные образовательные ресурсы:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области(www.minobraz.ru)

Российский общеобразовательный портал(www.school.edu.ru)

Информационный портал системы дополнительного образования (www.dopedu.ru)

Сайт для учителей(www.zavuch.ru)

Сайт Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области(www.new.dm-centre.ru)

Педагогический интернет-портал(www.o-detstve.ru)

Кадровые условия: реализует педагог дополнительного образования, имеющий образование по профилю реализации программы, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями по направлению программы, и имеющий квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования».

Методические материалы.

Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На занятиях учащиеся знакомятся с различными техниками и приемами изобразительной деятельности. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования в работе средств создания работы могут быть представлены в виде схем, алгоритмов. Так, в работе над рисунком обучающимся следует стараться добиться точности следования конкретной технике, стремиться к завершенности работы, применять соответствующие способы и приемы работы.

Вместе с тем, применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными знания для данной практики становятся лишь в случае косвенного воздействия, знания никак не могут подменить собой воображения творчества ребенка.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему разнообразных усложняющихся творческих заданий.

При отборе средств ребенок также последовательно выбирает подходящий режим деятельности, затем приступает к поиску оптимального варианта решения творческой задачи.При этом используется следующие принципы:

- принцип творчества: программа заключает в себе широкие возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;

- принцип научности: детям сообщаются сведения о форме, цвете, композиции и др.;

- принцип доступности: учитываются возрастные и индивидуальные особенности;

- принцип поэтапности: соблюдение определённой последовательности действий (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- принцип динамичности: от самого простого к более сложному;

- принцип сравнений: разнообразие вариантов заданной темы, способов изображения, разнообразие материалов;

- принцип сотрудничества: коллективная работа, совместная работа с педагогом

Теоретические раздели программы обеспечивают формирование эстетического восприятия окружающего мира и художественного вкуса детей, знакомят их с представлениями народа о красоте и добре. Практическая совместная деятельность обучающихся в процессе постижения и усвоения приемов художественной деятельности способствует воспитанию трудолюбия и коммуникативной культуры, привитию детям навыков самостоятельного творчества.

Ведущие методы организации образовательной деятельности:

- Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

- Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

- Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение); наглядные (демонстрация образцов, показ педагогом приемов исполнения, примеры готовых образцов, работа по образцу и т.д.); практические (тренировочные упражнения); аналитические (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ, опрос); проектные (создание творческих работ).

Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения и коммуникативной компетенции.

Методический прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовой работе с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития художественных способностей.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне - путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятиях: индивидуально-групповая; групповая. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей. Педагогическая целесообразность программы определяется широкими возможностями воспитания детей с учётом их индивидуальности, способностей и возрастных особенностей в процессе совместной деятельности. При этом кроме обучения основам изобразительного искусства, кроме развития пространственного мышления и эстетического вкуса, дети получают трудовые навыки и установки коммуникативной культуры сотрудничества в творческой группе.

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

В программе предусматриваются следующие виды контроля: вводный, текущий, промежуточный (рубежный); итоговый, проводимый после завершения всей программы. Контроль может проводиться в следующих формах: беседы, опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности, выставки. Согласно учебному плану формами контроля являются: опрос, просмотр, демонстрация и обсуждение работ, коллективный анализ работ, выставка. Формы подведения результатов: наблюдение, выставки, практическая работа. В конце каждого года обучения проводится творческая работа – выставка (презентация). Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время просмотра (выставки) работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных вариантов решения. В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют дети и родители. Традиционно оценкой результативности являются тематические выставки творческих работ обучающихся– от студийных до международных, а также результативность участия в конкурсах, выставках и фестивалях. Студийные выставки с приглашением гостей и родителей проводятся по окончании занятий каждого года обучения. Здесь обучающиеся сравнивают свои работы с другими, выслушивают мнения педагога, друг друга и приглашённых. Такие «контрольные» выставки позволяют наглядно видеть преимущества и ошибки, научиться анализировать и обмениваться опытом. Лучшие работы отбираются для стендовой экспозиции достижений группы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая работа, перечень готовых работ, фото. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:выставка. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: конкурсы (результативность участия), итоговые выставки. Оценочные листы и градация представлены в таблицах 4 – 8.

Табл.2.3.Оценочный лист по определению уровня освоения метапредметных результатов.


№ п\п

Ф.И. ребенка

метапредметные результаты

Среднее значение

Уровень обученности

1

2

3

4

5



1.









2.









3..










Табл.2.4. Градация показателей (метапредметные результаты) на основе наблюдения.


Уровень обученности



Наименование показателя

№ п\п

Начальный уровень

Уровень освоения

Уровень совершенствования

Баллы 1-4

Баллы 5-7

Баллы 8-10

Мотив случайный, кратковременный. Интерес иногда поддерживается самостоятельно, мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, общения, высокая результативность.

Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет как будущую профессию.


Мотивация к занятиям


1

Часто проявляет неорганизованность,

не обладает организованностью в работе.

Оперативно включается в выполнение заданий, иногда проявляет неорганизованность

Всегда оптимально организует рабочее место, рационально располагает необходимые инструменты и материалы, в ходе занятия корректирует рабочее место

Организованность к учебной деятельности на занятии


2


Постоянно нуждается в помощи педагога.

Самостоятельно решает проблемы, выдвигаемые педагогом, при этом стремится заимствовать готовые решения, нуждается в помощи при выполнении заданий.

Самостоятельно выполняет задание, упражнение, сам выявляет проблему и находит пути ее решения, активно участвует в образовательном процессе, стремится дополнить высказывания, носит элементы самостоятельного решения творческой задачи, предлагаемой педагогом.


Самостоятельность


3


Допускает существенные ошибки в обобщении

Допускает несущественные ошибки в обобщении

Умеет выделять и объединять общие существенные черты изучаемых предметов и явлений.


Обобщение


4


Не соотносит способы действия и его результат с заданным образцом.

Различает способ и результат действия. Не всегда использует установленные правила в контроле способа выполнения.

Сличает способ действия и его результат с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от образца. Использует установленные правила в контроле способа выполнения. Осуществляет пошаговый и итоговый контроль по результату.


Контроль


5


Табл. 2.5. Оценочный лист по определению уровня личностных результатов (на основе беседы, наблюдения).

№ п\п

Ф.И. ребенка

Личностные результаты

Среднее значение

Уровень обученности

1

2

3

4

5

6

7



1.





















2.





















3.






















Табл.2.6. Градация показателей (личностные результаты)

Уровень обученности

Наименование показателя

№ п\п

Начальный уровень

Уровень освоения

Уровень совершенствования

Баллы 1-4

5-7

8-10

Интерес к процессу деятельности отсутствует

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связана с результативной стороной процесса.

Интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности

Интерес к занятиям

1

Избегает участия в общем деле.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

Отношение к сотрудничеству

2

Пассивное участие в делах объединения.

Активное участие в делах отдела, МАУ ДО «СЮТ».

Устойчивые, значительные результаты на уровне города, области, России

Достижения

3

Безразличное отношение к заданию, к процессу, к результату деятельности



Эмоционально яркое отношение к заданию, к процессу, к результату деятельности


Эмоциональное отношение к деятельности

4

Нормы и правила поведения не соблюдает

Достаточно культурен, но иногда допускает нетактичность, не всегда требователен к себе

Соблюдает правила культуры поведения, требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

Отношение к себе. Самовоспитание

5

Бедные, маловыразительные мимика, жесты, речь. Не может чётко выразить своё эмоциональное состояние.

Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить своё эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ.


Распознаёт и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Развита эмоциональная выразительность жестов, мимики, голоса. Высокий уровень включенности в художественный образ.

Эмоционально- художественная настроенность



6

Интереса к творчеству не проявляет. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения проблем.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Легко и быстро вовлекается в творческий процесс. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Отношение к творческому процессу

7




Табл.2.7. Оценочный лист по определению уровня освоения предметных результатов (анализ продуктов деятельности).

№ п\п



Ф.И. ребенка

Предметные результаты


Среднее значение

Уровень обученности

Особенности изображения:

Передача

формы

Строение

предметов

Передача

пропорций предмета


Композиция


Цвет

Характер

линии

Нажим


Раскрашивание



1













2














Анализ продукта деятельности. Особенности изображения:

1. Передача формы:

3 балла - форма передана точно;

2 балла - есть незначительные искажения формы;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась.

2.Строение предметов:

3 балла – части расположены верно;

2 балла – есть незначительные отклонения;

1 балл – части и предметы расположены неверно.

3.Передача пропорций предмета:

3 балла – пропорции предмета соблюдены;

2 балла – есть незначительные искажения;

1 балл – пропорции предмета переданы неверно.

4.Композиция (расположение на листе):

3 балла – по всему листу;

2 балла – на половину листа или на одной линии;

1 балл – расположение на листе не продумано.

5.Цвет (цветовое решение изображения):

3 балла – реальный цвет предметов;

2 балла - есть отступления от реальной окраски;

1 балл – цвет предметов передан неверно.


Анализ процесса деятельности:

6.Характер линии:

3 балла - слитная;

2 балла – линия прерывистая;

1 балл – дрожащая (жесткая, грубая).

7. Нажим:

3 балла – средний;

2 балла – сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

1 балл – слабый (иногда еле видный).

8. Раскрашивание (размах):

3 балла – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

2 балла – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

1 балл – беспорядочными линиями, не умещающимися в переделах контура.


Среднее значение:

0 - 1,4 балла – I уровень

1,5 - 2,4 балла - II уровень

2,5 - 3 балла - III уровень


III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Маленький художник» имеет художественную направленность и разработана для занятий с обучающимися 5 - 7 лет.

Цель первого года обучения: раскрытие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного творчества.

Задачи первого года обучения:

- выявление и развитие творческих способностей обучающихся;

- дать представление об изобразительном искусстве, его жанрах и техниках;

- обучить основам изобразительной технике;

- формирование умения организовывать своё рабочее место.

Цель второго года обучения: раскрытие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного творчества.

Задачи второго года обучения:

- овладение навыками использования различных художественных материалов;

- формирование личностных представлений ребенка о связи искусства с жизнью;

- воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте родной природы;

- выявление и развитие творческих способностей обучающихся.

Программа предназначена для обучающихся старшего дошкольного возраста 5—7 лет, занятия по программе проводятся в группах по 7-12 человек, и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по изобразительному искусству.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Данная программа ориентирована на начальное систематизированное образование по изобразительной деятельности, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Программа построена на широком использовании оригинальных методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей старшего дошкольного возраста мотивации к творчеству.

Количество часов по программе: 72 часа, 2 час в неделю, рабочая программа рассчитана на 72 часоа. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Уровень освоения программы - стартовый. Формы организации обучения: по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - мастерская; по дидактической цели - комбинированные формы занятий. Виды занятий: ролевая игра, беседа, практическая работа, творческая мастерская, групповые занятия, дискуссия, занятия включают в себя теоретическую и практическую части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.

Планируемые результаты первого года обучения

Данная программа направлена на формирование планируемых метапредметных результатов:проявление познавательных мотивов; формирование определённых познавательных потребностей; развитие основ самоорганизации, дисциплины, умения обмениваться мнениями, слышать партнёра по коммуникации; осуществление пошагового и итогового контроля по результату.

Предметными результатами освоения данной программы являются:

- начальные знания: о видах и жанрах изобразительного искусства; названия цветов и оттенков, триада основных цветов; правилах смешивания красок и получения составных цветов;

- умения: свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины; верно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа).

Планируемые личностные результаты будут направлены на осознание своих творческих возможностей; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с различными техниками изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

Планируемые результаты второго года обучения

Данная программа направлена на формирование планируемых метапредметных результатов:

- способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение, фантазию с помощью педагога; расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций; умение пользоваться образным языком изобразительного искусства; цветом, композицией для осуществления своего творческого замысла; развитие наблюдательности и аналитических способностей; приобретение опыта эстетических наблюдений; планирование совместно с педагогом своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Предметными результатами освоения данной программы являются:

- знания в области композиции, цветоведения; о жанрах и видах изобразительного искусства;

- умения рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приёмы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.); правильно передавать форму, пропорции, положение предметов; применять разные изобразительные материалы и их сочетания, разнообразные способы рисования; использовать доступные средства выразительности (в рисунке – линии разного характера, различные штрихи, цветовые пятна.

Планируемые личностные результаты будут направлены на:

- осознание своих творческих возможностей; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с различными техниками изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

- интерес к новым видам изобразительного искусства, к новым способам самовыражения; формирование духовных и эстетических потребностей.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность: развить воображение, образное мышление, фантазию; сформировать познавательные интересы; познакомиться с различными видами изобразительной деятельности и использовать изученные приёмы в разных комбинациях и сочетаниях; получить навыки совместной деятельности в коллективе; научиться оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося. Формы контроля: стартовый, промежуточный контроль - наблюдение за выполнением практического задания, итоговый контроль – выставка.

Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в студийных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам (анализ продуктов деятельности). Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.

Учебно- тематическое планирование для групп первого и второго года обучения представлено в таблицах 3.1-3.2.

Таблица 3.1. Календарно-тематическое планирование для группы первого года обучения


Даты занятий

Учебная неделя

Тема

Объем

часов

Форма контроля

Форма занятия

-

-

1

Социокультурный блок




04.09.23

06.09.23

2

Социокультурный блок

1

Беседа

Беседа

11.09.23

13.09.23

3

Знакомство с материалами

2

Беседа

Беседа

18.09.23

20.09.23

4

Основы цветоведения

2

Беседа

Лекция

25.09.23

27.09.23

5

Материаловедение

2

Практическое

задание

Практическое занятие

02.10.23

04.10.23

6

Основы цветоведения

2

Беседа

Практическое занятие

09.10.23

11.10.23

7

Цветовой круг. Основные цвета

2

Беседа

Практическое занятие

16.10.23

18.10.23

8

Цветовой круг. Составные цвета

2

Практическое

задание

Практическое занятие

23.10.23

25.10.23

9

Знакомство с акварелью

2

Практическое

задание

Практическое занятие

30.10.23

01.11.23

10

Социокультурный блок

2

Беседа

Беседа

06.10.23

08.11.23

11

Знакомство с акварелью. Техники работы акварелью

2

Практическое

задание

Практическое занятие

13.11.23

15.11.23

12

Знакомство с гуашью

2

Практическое

задание

Практическое занятие

20.11.23

22.11.23

13

Техника работы гуашью

2

Практическое

задание

Практическое занятие

27.11.23

29.11.23

14

Приёмы работы кистью

2

Практическое

задание

Практическое занятие

04.12.23

06.12.23

15

Цвет природного пространства

2

Практическое

задание

Практическое занятие

11.12.23

13.12.23

16

Цвет природного пространства

2

Беседа

Практическое занятие

18.12.23

20.12.23

17

Волшебное пятно (упражнение)

2

Практическое

задание

Практическое занятие

25.12.23

27.12.23

18

Линия – рассказчица. Упражнение. Аттестация

2

Практическое

задание

Практическое занятие

08.01.24

10.01.24

19

Цветовая гармония

2

Практическое

задание

Практическое занятие

15.01.24

17.01.24

20

Линия, пятно (упражнение)

2

Практическое

задание

Практическое занятие

22.01.24

24.01.24

21

Материаловедение

2

Практическое

задание

Практическое занятие

29.01.24

31.01.24

22

Цвет природного пространства

2

Беседа

Практическое занятие

05.02.24

07.02.24

23

Цветовая гармония

2

Практическое

задание

Практическое занятие

12.02.24

14.02.24

24

Декоративное рисование

2

Практическое

задание

Практическое занятие

19.02.24

21.02.24

25

Цветовой круг. Контрастные цвета

2

Практическое

задание

Практическое занятие

26.02.24

28.02.24

26

Цветовая гармония

2

Практическое

задание

Практическое занятие

04.03.24

06.03.24

27

Декоративное рисование

1

Беседа

Практическое занятие

11.03.24

13.03.24

28

Симметрия, асимметрия, ритм

2

Практическое

задание

Практическое занятие

18.03.24

20.03.24

29

Социокультурный блок

2

Беседа

Беседа

25.03.24

27.03.24

30

Цветовая гармония

2

Беседа

Практическое занятие

01.04.24

03.04.24

31

Взаимодействие цвета, линии и формы

2

Практическое

задание

Практическое занятие

08.04.24

10.04.24

32

Симметрия, асимметрия, ритм

2

Практическое

задание

Практическое занятие

15.04.24

17.04.24

33

Декоративное рисование

2

Практическое

задание

Практическое занятие

22.04.24

24.04.24

34

Взаимодействие цвета, линии и формы

2

Практическое

задание

Практическое занятие

29.04.24

01.05.24

35

Симметрия, асимметрия ритм.

1

Практическое

задание

Практическое занятие

06.05.24

08.05.24

36

Цветовая гармония.

2

Практическое

задание

Практическое занятие

13.05.24

15.05.24

37

Взаимодействие цвета, линии и формы Аттестация

2

Выставка

Выставка


Таблица 3.2. Календарно-тематическое планирование для группы второго года обучения



Даты занятий

Учебная неделя

Тема

Объем

часов

Форма контроля

Форма занятия

-

-

1

Социокультурный блок




04.09.23

06.09.23

2

Материаловедение (пастель, восковые мелки)

1

Беседа

Беседа

11.09.23

13.09.23

3

Холодные, теплые цвета

2

Беседа

Беседа

18.09.23

20.09.23

4

Материаловедение (гуашь, акварель)

2

Беседа

Лекция

25.09.23

27.09.23

5

Материаловедение

2

Практическое

задание

Практическое занятие

02.10.23

04.10.23

6

Контрастные и дополнительные цвета

2

Беседа

Практическое занятие

09.10.23

11.10.23

7

Холодные, теплые цвета

2

Беседа

Практическое занятие

16.10.23

18.10.23

8

Контрастные и дополнительные цвета

2

Практическое

задание

Практическое занятие

23.10.23

25.10.23

9

Контрастные и дополнительные цвета

2

Практическое

задание

Практическое занятие

30.10.23

01.11.23

10

Социокультурный блок

2

Беседа

Беседа

06.10.23

08.11.23

11

Традиционные декоративно – прикладные промыслы

Знакомство с традиционной Хохломской росписью

2

Беседа

Практическое занятие

13.11.23

15.11.23

12

Основы композиции

2

Практическое

задание

Практическое занятие

20.11.23

22.11.23

13

Традиционные декоративно – прикладные промыслы

Знакомство с традиционной Городецкой росписью

2

Беседа

Практическое занятие

27.11.23

29.11.23

14

Основы композиции

2

Практическое

задание

Практическое занятие

04.12.23

06.12.23

15

Традиционные декоративно – прикладные промыслы

Дымковская и Филимоновская игрушки

2

Практическое

задание

Практическое занятие

11.12.23

13.12.23

16

Размер и пропорции объекта

2

Беседа

Практическое занятие

18.12.23

20.12.23

17

Размещение рисунка на листе

2

Практическое

задание

Практическое занятие

25.12.23

27.12.23

18

Декоративное рисование Аттестация

2

Практическое

задание

Практическое занятие

08.01.24

10.01.24

19

Орнамент, стилизация

2

Практическое

задание

Практическое занятие

15.01.24

17.01.24

20

Основы композиции

2

Практическое

задание

Практическое занятие

22.01.24

24.01.24

21

Орнамент, стилизация

2

Практическое

задание

Практическое занятие

29.01.24

31.01.24

22

Знакомство с видами изобразительного искусства

2

Беседа

Практическое занятие

05.02.24

07.02.24

23

Материаловедение

2

Практическое

задание

Практическое занятие

12.02.24

14.02.24

24

Знакомство с видами изобразительного искусства

2

Практическое

задание

Практическое занятие

19.02.24

21.02.24

25

Декоративное рисование

2

Практическое

задание

Практическое занятие

26.02.24

28.02.24

26

Сказочная композиция

2

Практическое

задание

Практическое занятие

04.03.24

06.03.24

27

Декоративное рисование

1

Беседа

Практическое занятие

11.03.24

13.03.24

28

Знакомство с видами изобразительного искусства

2

Практическое

задание

Практическое занятие

18.03.24

20.03.24

29

Социокультурный блок

2

Беседа

Беседа

25.03.24

27.03.24

30

Сказочная композиция

2

Беседа

Практическое занятие

01.04.24

03.04.24

31

Знакомство с видами изобразительного искусства

2

Практическое

задание

Практическое занятие

08.04.24

10.04.24

32

Декоративно – прикладная композиция

2

Практическое

задание

Практическое занятие

15.04.24

17.04.24

33

Сказочная композиция

2

Практическое

задание

Практическое занятие

22.04.24

24.04.24

34

Декоративно – прикладная композиция

2

Практическое

задание

Практическое занятие

29.04.24

01.05.24

35

Варианты оформления работ

1

Практическое

задание

Практическое занятие

06.05.24

08.05.24

36

Творческая выставка Аттестация

2

Практическое

задание

Практическое занятие

13.05.24

15.05.24

37

резерв

Творческая выставка

2

Выставка

Выставка


Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в творческом объединении «Маленький художник».

Цель воспитания в программе «Маленький художник» – личностное развитие обучающихся через создание благоприятных условий для формирования социально-приемлемой модели поведения в объединении, в МАУ ДО «СЮТ», в обществе.

Задачи воспитания:

- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе;

- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- приобщение обучающихся к нормам морали, национальным устоям и традициям.

Планируемые результаты реализации программы воспитания

Предполагается, что по окончании обучения по данной программе, обучающиеся будут:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Достижения обучающихся творческого объединения «Маленький художник» складываются из успешного участия в муниципальных мероприятиях и дистанционных мероприятиях различного уровня, план проведения которых включаются в календарный план воспитательной работы. Обучающиеся принимают участие в массовых мероприятиях не только художественной, но и иных направленностей.

Воспитательное пространство включает в себя следующие компоненты:

∙профессиональное творчество;

∙организация свободного времени;

∙массовые мероприятия.

Данное пространство формируется в ходе участия в мероприятиях различного уровня, в том числе организуемых ежегодно в МАУ ДО «СЮТ».

Мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение, создают у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что может помочь в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении. Обучающиеся старших групп (второго и третьего годов обучения) принимают активное участие на мероприятиях внутри объедения первого года обучения, рассказывают о своей работе внутри объединения, показывают, как лучше подготовиться к выставкам.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

Досугово-развлекательные мероприятия, которые позволяют решить ряд задач, поставленных в рамках воспитательной работы также являются неотъемлемой частью процесса воспитания.

В качестве досугово-развлекательных предусмотрены следующие мероприятия: тематические игры, выставки, проведение мастер-классов.

Планируемые результаты воспитания. По завершении обучения, обучающиеся:

- стараются позитивно относиться к себе, вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;

- включаются в систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- получают навыки самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности.

- стремятся активно поддержать общечеловеческие нормы морали, национальные устоям и традиции.

Календарный план воспитательной работы представлен в таблице 3.3.

Таблица 3.3. Календарный план воспитательной работы

№ пп

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1

01.09.2023 года - День знаний

Показательная выставка для новых обучающихся

01.09.2023 года

2

День учителя

Изготовление праздничных открыток

25.09.-04.10. 2023 г.

3

Муниципальный конкурс творчества юных «Формула успеха»

Участие в конкурсе

Октябрь/ноябрь 2023 г.

Февраль/март 2024 г.

4


Фоточеллендж «С папой классно!»

Участие в фоточеллендже

Октябрь, 2023 г.

5

Фоточеллендж «Ты для меня дороже всех!»

Участие в фоточеллендже

Ноябрь, 2023 г.

6

День героев Отечества

Проведение бесед с просмотром презентаций

Ноябрь, 2023 г.

7

Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания в рамках Фестиваля «Мужество»

Участие в акциях МАУ ДО «СЮТ»

Февраль, 2024 г.

8

Итоговая выставка детского

творчества

Участие

Апрель, 2024 г.

9

День Победы: акция «С праздником, ветеран!»

Изготовление открыток

Апрель, 2024 г.

10

Ученическая конференция

Подготовка и участие

Май, 2024 г.


11

Мастер-класс с участием родителей

Подготовка и участие

Май, 2024 г.




IV. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


5.1.Список литературы для детей и родителей

Горбаченок Е. Я учусь рисовать цветными карандашами. И.: «Белфаксиздатгрупп», 2006.

Дубровская Н.В. Мишуткина школа. Я учусь рисовать. Развивающая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. ФГОС. И.: Детство-Пресс, 2017.-24с.

Кудейко М. В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. И.: Содействие, 2007. Учебное пособие/серия рисование; 52 с. с илл.

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр./Глав. Ред. М. Д. Аксёнова Текст \ М., Аванта+, 1998, 688 с., ил. – ISBN 5-89501-015-6.

Я люблю рисовать! Большая книга для мальчиков и девочек. Пер. Курчаков А. И.: Владис, 2016 г.-128 с.


5.2.Список литературы для педагогов

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (15.04.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Минобрнауки РФ. – Москва: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Алексеева В.В. Что такое искусство? - М., 1998.

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1995.

5. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1991.

6. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.,1990.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1-3. М., 1988-1993.

8. Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1998.

9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.: цв.вкл.

10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 224 с.

11. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М., 1998.

12. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1998.

13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир»,2013.-208 с., перераб. и доп.

14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественно-эстетическое развитие). Учебно-методическое пособие.

М.: Издательский дом «Цветной мир»,2013.-196 с., перераб. и доп.

15. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. М. Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144с., илл.

16.Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.-144 с., ил.

17.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)/ электронный ресурс: http://ds34.krsl.gov.spb.ru/Docs/ob_utverzhdenii_sanpin_2.4.1.3049-13_sanitarno-ehp.pdf (30.08.2017)

18.Скребцова М., Лопатина А. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. Изд-во: Философская книга, 2014 г.; серия образование и творчество;208 с.

19. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М: Издательство политической литературы, 1982. – 270 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации