Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный песок»
20
3
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный песок»Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный песок» (далее по тексту - Программа) изобразительной, развивающей и профилактической направленности ориентирована на обучение детей дошкольного возраста (4-5лет) нетрадиционному направлению изобразительного искусства – пескографии: освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони. На протяжении занятий происходит сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Программа «Волшебный песок» реализуется за счёт средств родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (на платной основе).
Нормативно-правовое обеспечение Программы. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №273);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Обутверждениипорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методическиерекомендациипопроектированиюдополнительныхобщеразвивающихпрограмм» (включая разноуровневые программы);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014№41«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ООДОД»;
Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019г.№740);
Постановления Правительства Российской Федерации от 15августа2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 37 «Росинка»;
Положение о дополнительных платных образовательных услугах в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Детский сад № 37 «Росинка».
Направленность. Программа предусматривает развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности ребенка к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, овладение законами искусства, выявление природной одарённости, развития специальных и общих способностей, предусматривают возможность творческого самовыражения.
Уровень освоения Программы. Уровень освоения Программы стартовый – предполагающий развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер. Программа предназначена для детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст). Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности. В возрасте от 4 до 5 лет доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических.
Актуальность программы. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Адресат Программы. Формирование групп обучающихся для занятий пескографией осуществляется, через заключение договора с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся об оказании платных дополнительных услуг по пескографии на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей. Набор осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у воспитанников специальных умений. Состав группы - постоянный. Количество детей в группе 10 человек.
Объем и срок освоения Программы. Программа рассчитана на 1 год. Общий объем часов по программе 36 часов. Для одной группы детей в год – 36 занятий.
Формы обучения и формы организации обучения. Программа реализуется в очной форме в условиях дошкольного образовательного учреждения. Основная форма обучения–традиционное занятие. При обучении пескографии, для быстрого освоения Программы, преодоления боязни и страха, ощущения уверенности и свободы широко применяются такие формы работы как, сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию, индивидуальные объяснения, фото и видео выставки текущих работ. Форма организации детей: групповая.
Режим занятий. Занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13: с обучающимися (4-5 лет) - 20 мин.
Цель Программы: развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Задачи Программы:
Обучающие
Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Воспитательные
Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Содержание Программы
Методы обучения пескографии:Наглядные методы включают в себя:
наглядно – слуховые: слушание музыки в аудиозаписи;
наглядно – зрительные: дидактический материал;
сенсорно – моторные: обследование;
тактильно – мышечные: индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение;
формы несловесной поддержки: улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д.;
элементы психогимнастики: релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования.
Словесные методы:
объяснение: краткое, четкое, эмоциональное;
указания: даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально;
вопросы: четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память;
пояснения, уточнения; словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
метод упражнений: связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала;
игра: занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции.
Средства обучения пескографии:1.Вводный этап
-создание положительного настроя на совместную работу,
-установление эмоционального контакт.
2. Развивающий этап
Задачи:
-формирование навыка саморегуляции
-расширение кругозора и общей осведомленности
-развитие познавательной сферы
-развитие творческих способностей, воображения и фантазии
-развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук
-формирование стрессоустойчивости
-стабилизация и гармонизация эмоционального состояния
Основные технологии работы:
-игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц-рук, ног, туловища, шеи, лица, комплекс психомышечной тренировки,
-психогимнастика и психотехнические игры, включающие упражнения на способность к произвольному расслаблению,
-дыхательная гимнастика,
-свободное и тематическое песочное рисование.
3.Заключительный этап
Задачи:
-подведение итогов.
-развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
-обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Основные технологии работы:
-беседа и дискуссии.
-свободное и тематическое песочное рисование.
Приемы рисования песком
Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):
-насыпание;
-наброс.
1. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
2. Песочная струя:
-песчинки попадают в одну точку-круг;
-песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки…;
- песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы…;
- песочная струя рассыпается линией - дороги, дома…;
- песочная струя рассыпается замкнутой линией - воздушные шары, облака…;
- песочная струя рассыпается спиралью - порыв ветра, снежные бури…;
3. Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;
4.Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);
5. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);
6. Линейный наброс песка (лучи солнца);
7. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
8. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)
9. Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
Учебно-тематический план
Период |
Раздел Программы |
Количество часов |
||
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
||
Октябрь |
Знакомство с песком |
1 |
0,5 |
0,5 |
Колобок |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Песочная страна |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Веселые грибочки |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Ноябрь |
Деревья и кусты |
1 |
0,5 |
0,5 |
Песчаный ветер |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Мышки в норках |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Светит солнышко |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Декабрь |
Дорожки, волны, лесенки |
1 |
0,5 |
0,5 |
Елочка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей… |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Новогодняя ёлочка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Январь |
Обводилки |
1 |
0,5 |
0,5 |
Что спряталось в песке? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Кормушка для птиц |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Если только захотим, все вокруг мы превратим |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Февраль |
Птички прилетели, зернышки поели |
1 |
0,5 |
0,5 |
Папы разные нужны, папы разные важны |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Кошкин дом |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Наш помощник - светофор |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Март |
Мамин день |
1 |
0,5 |
0,5 |
Цветик -семицветик |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Я пеку, пеку, пеку |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
У куклы Маши День рождения |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Апрель |
Вот ёжик - ни головы, ни ножек! |
1 |
0,5 |
0,5 |
Моя любимая игрушка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Здравствуй, Песчинка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Путешествие в космос |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Май |
Кот с усами |
1 |
0,5 |
0,5 |
Улыбка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Здравствуй, весна! |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Мы - волшебники |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Итого |
32 |
16 |
16 |
Теория: |
Время |
Мотивация |
2 |
Гимнастика для мелкой моторики рук |
1 |
Обучение технике пескографии |
4 |
Физическая минутка |
1 |
Любование |
1 |
Эмоциональная установка на успешность |
1 |
Практика: |
|
Выполнение |
10 |
Календарно-тематическое планирование с детьми
Период |
Тема |
Задачи |
Октябрь |
Знакомство с песком |
Развитие познавательных процессов. Тренировка мелкой моторики рук. Знакомство со свойствами песка. |
Колобок |
Развивать моторику, воображение и интерес к работе, закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях. |
|
Песочная страна |
Научить навыкам прикосновения к песку разными способами. |
|
Веселые грибочки |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение равномерно наносить песок, изображая грибы различные по величине и форме. Снятие напряжение рук. |
|
Ноябрь |
Деревья и кусты |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. |
Песчаный ветер
|
Учить навыкам выкладывания на песке предметов по заданию, развивать тактильные ощущения, умение расслабляться. |
|
Мышки в норках |
Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять, активизировать заинтересованность играми с песком |
|
Светит солнышко |
Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо. Развивать мелкую моторику, умение работать по образцу. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. |
|
Декабрь |
Дорожки, волны, лесенки |
Упражнять в создании узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление. |
Елочка |
Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. |
|
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей… |
Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам. Вызвать эмоциональный отклик на знакомые и любимые сказки на примере русских народных сказок. Дать детям сведения о сказке, как жанре словесного фольклора. Развивать моторику, воображение и интерес к работе. |
|
Новогодняя ёлочка |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение. |
|
Январь |
Обводилки
|
Закрепить знания детей о характерных признаках зимы, учить передавать в рисунке картину зимы; упражнять в рисовании деревьев. |
Что спряталось в песке?
|
Развивать познавательную и продуктивную деятельность. Вовлечение детей в сказочную атмосферу праздника. Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.). |
|
Кормушка для птиц |
Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей, развивать тактильную чувствительность. |
|
Если только захотим, все вокруг мы превратим |
Предоставить детям простор для развития творческой фантазии, изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п. |
|
Февраль |
Птички прилетели, зернышки поели |
Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей. Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций. Формировать умение создавать образ птиц по памяти. Рисование пальцем, палочкой. Развитие воображения, мелкой моторики. |
Папы разные нужны, папы разные важны |
Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. |
|
Кошкин дом |
Закрепление правил поведения во время пожара, развивать моторику, воображение и интерес к работе. |
|
Наш помощник - светофор |
Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении. Обобщить знания о правилах уличного движения, формировать произвольное поведение, чувство предвосхищения. Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность. |
|
Март |
Мамин день |
Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям. |
Цветик -семицветик |
Нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи. Развивать чувство цвета, цветовые ассоциации, цветовое настроение. |
|
Я пеку, пеку, пеку…
|
Учить навыкам работы с мокрым песком, кинетическим -ориентироваться на песчаной поверхности -развивать пространственные представления, внимание к героям |
|
У куклы Маши День рождения
|
Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление; продолжать знакомить со свойствами сухого песка; развивать тактильные ощущения, воображение, используя цвет в песке. |
|
Апрель |
Вот ёжик - ни головы, ни ножек! |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить рисовать прямые вертикальные линии. Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма.эстетическое восприятие. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности. |
Моя любимая игрушка |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. |
|
Здравствуй, Песчинка
|
Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность -расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях |
|
Путешествие в космос |
Вовлечение детей в познавательный процесс, развитие восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, тренировка мелкой моторики рук, совершенствование навыков рисования песком, обучение рисованию относительно сложных геометрических фигур, наложение фигур одна на другую |
|
Май |
Кот с усами |
Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение. |
Улыбка |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение. |
|
Здравствуй, весна! |
Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. |
|
Мы - волшебники |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения. |
Планируемые результаты
После проведения совместной деятельности с использованием песочных планшетов дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; овладеют способом выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
В результате каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, презентация итогового мероприятия.
К концу обучения воспитанники должны
знать:
правила безопасности труда;
историю появления песочной анимации;
различные способы рисования песком;
этапы создания песочной анимации;
приемы работы со специальными приспособлениями;
уметь:
определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
применять различные способы и приемы рисования песком;
комбинировать различные способы и приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи.
Задачи | Результаты |
создание положительного настроя на совместную работу; установление эмоционального контакт; |
у воспитанников сформирован положительный настрой на работу;
установлен эмоциональный контакт с воспитанниками; |
формирование стрессоустойчивости, стабилизация и гармонизация эмоционального состояния; развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук; расширение кругозора и общей осведомленности; развитие познавательной сферы; развитие творческих способностей, воображения и фантазии |
позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов; у воспитанников развиты моторные способности, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции снижение эмоциональной тревожности; воспитанники демонстрируют развитие творческих способностей, воображения и фантазии; |
формирование навыка саморегуляции; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых; обмен мнениями, закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. |
у воспитанников повышается самооценка, развивается самосознание; воспитанники демонстрируют развитие коммуникативных навыков, улучшение детско-родительских отношений; у воспитанников закреплены положительные поведенческие реакций. |
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
№ |
Год обучения |
Объем учебных часов |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Режим работы |
|
2023-2024 |
32 |
32 |
32 |
Понедельник 11.00-11.20 (20 мин) |
Условия реализации Программы
Ко всему оборудованию и инструментам предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Температура воздуха в помещении составляет 18-200 С. Площадь помещения 17 кв.м.
Подбор оборудования и материалов определяется программными задачами. Размеры и масса инвентаря соответствуют возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Помещение должно проветриваться каждые 30-40 минут в течение 5-7минут. Два раза в день проводится сквозное проветривание.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
Категорически нельзя бросаться песком;
Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
Если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество |
1. |
Песочные планшеты |
8 |
2. |
Стулья |
10 |
3. |
Игрушки для песочных планшетов (формочки, животные, люди, транспорт, дома, дороги, водоёмы…) |
Не ограничено по количеству и добавляется по необходимости |
4. |
Фартуки детские |
10 |
5. |
Расходные материалы: бумага, трубочки, сюрпризики и т.д. |
По количеству обучающихся |
6. |
Музыкальный центр |
1 |
7. |
Аудиозаписи |
Фонотека |
8. |
Цифровая видео и фотокамера |
2 |
Реализацию содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный песок», изобразительной, развивающей и профилактической направленности осуществляют педагоги образовательного учреждения, имеющие специальное образование.
Формы аттестации и контроля.
Для отслеживания динамики освоения Программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную, промежуточную и итоговую диагностику.
Первичная аттестация проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – беседа – занятие.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия. Форма проведения – беседа-занятие.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года. Форма проведения – беседа-занятие.
Формой подведения итогов реализации Программы является итоговое занятие «Мы – волшебники».
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия |
|
Что это может быть? (зрительно) |
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг, десятиконечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их. |
Как можно использовать этот предмет? |
Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др. |
Рисование "Чего на свете не бывает?" |
Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр. |
"Что недорисовано?" |
На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать, - оценка целостного восприятия |
Диагностика мелкой моторики пальцев рук |
|
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" |
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает. Ребенок свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой |
Тест "Силуэты" |
Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин. Показатели: называет 10 предметов - высокий уровень; 5-6 предметов - средний; 1-2 предметов - низкий |
Тест "Дорисуй предметы" |
Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин. Показатели: называет 8 предметов - высокий уровень; 4 предметов - средний; 2 предметов - низкий |
Протокол аттестации
Фамилия, имя ребенка |
Активность и самостоятельность в рисовании |
Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства |
Уровень тревожности, развитие психических процессов (диагностируется педагогом-психологом) |
Уровень формирования мелкой моторики |
Методические материалы
Методические материалы составлены в соответствии с разделами и темами Программы.
Включают:
конспекты занятий;
дидактические материалы, если требует содержание занятия;
тематические подборки иллюстраций, картинок;
электронные образовательные ресурсы: обучающие мультфильмы, мульти медийные презентации, видеоролики и др.;
аудиозаписи: расслабляющая музыка, музыкальные игры с движениями, логоритмика (если требует содержание занятия);
картотеки: загадок, физминуток, пальчиковой разминки для детей среднего дошкольного возраста, стихотворений, комплексов дыхательных упражнений.
Методическая литература:
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб2004.
Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
Перспективный план работы
Месяц |
Тема |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Октябрь |
Знакомство с песком |
познакомить детей с нетрадиционным рисованием картин песком; показать детям оборудование (световой стол) для рисования песком; знакомить детей с основными способами рисования песком (пальчиком, куличком, насыпь, наброс, ребром); ознакомить с основными приемами рисования песком (точки, линии, круги и т. д.) |
Аппробирование техники рисования песком на световом стекле. Закрепить умение равномерно наносить песок. |
Колобок |
|||
Песочная страна |
|||
Веселые грибочки |
|||
Ноябрь |
Деревья и кусты |
учить детей делать отпечатки своих ладошек; развивать тактильную чувствительность развивать мелкую моторику
|
Равномерное нанесение различных линий (прямые, извилистые, длинные, короткие). |
Песчаный ветер |
|||
Мышки в норках |
|||
Светит солнышко |
|||
Декабрь |
Дорожки, волны, лесенки |
показать детям разницу между сухим и мокрым песком, рассказать о свойствах, сходствах и различиях между сухим и мокрым песком; воспитывать интерес к особенностям воды и песка; воспитывать любознательность |
Совершенствовать умение нанесения различных линий (прямых, извилистых, длинных, коротких). |
Елочка |
|||
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей… |
|||
Новогодняя ёлочка |
|||
Январь |
Обводилки |
показать технику отпечатка; регулировать мышечное напряжение и расслабление; развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику |
Рисование песком (кончиком пальца, всеми пальцами, ребром ладони, ладонью). |
Что спряталось в песке? |
|||
Кормушка для птиц |
|||
Если только захотим, все вокруг мы превратим |
|||
Февраль |
Птички прилетели, зернышки поели |
показать способ рисования кулачком, одним пальцем, несколькими пальцами одновременно показать способы рисования на песке дополнительными инструментами |
Познакомить с техникой рисования песком (щепоткой, рисования симметрично двумя руками). |
Папы разные нужны, папы разные важны |
|||
Кошкин дом |
|||
Наш помощник - светофор |
|||
Март |
Мамин день |
показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками показать технику вытирания для создания образов; развитие внимания, интереса творческой деятельности |
Совершенствовать приемы рисования (пальцем, ладонью, щепоткой, всем пальцами). |
Цветик - семицветик |
|||
Я пеку, пеку, пеку |
|||
У куклы Маши День рождения |
|||
Апрель |
Вот ёжик - ни головы, ни ножек! |
показать способы изменения образа путем добавления деталей; показать способы рисования несколькими пальцами симметрично воспитывать воображение, любознательность; развитие мелкой моторики |
Совершенствовать приемы рисования (пальцем, ладонью, щепоткой, всеми пальцами). |
Моя любимая игрушка |
|||
Здравствуй, Песчинка |
|||
Путешествие в космос |
|||
Май |
Кот с усами |
продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками – техника процарапывания развитие тактильно – кинестетической чувствительности |
Закреплять знакомые приемы рисования, умение передавать форму и размер предметов. |
Улыбка |
|||
Здравствуй, весна! |
|||
Мы - волшебники |
Список литературы
Для педагога:Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.-2013г.
Соснина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. СПб.-2001г.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.-2002г.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.-2000г.
Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.-2000г.
Семинар Никитиной О.Н. Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии «Иматон».- 2013г.
Крейри Э. Учимся владеть чувствами. «Я боюсь», «Я злюсь», «Я расстраиваюсь», «Я сержусь», «Я волнуюсь», «Я горжусь». СПб.-1995г.
Романова Е.А. Проект «Пескография «Sand-art» как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка. «Волшебный песочек» / Е.А. Романова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/16/proekt-na-temu-peskografiya-sand-art-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy (дата обращения: 24.06.2017).
Солодкий М.Б. Измерение на линейной шкале уровня развития дошкольника [Текст] / М.Б. Солодкий, А.А. Маслак, С.А. Поздняков, А.А. Данилов, Н.В. Толстоброва // Актуальные проблемы раннего обучения детей: Материалы международной научно-практической конференции (11–18 ноября 2008 г.) / Под ред. д-ра техн. наук, профессора А.А. Маслака. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – С. 23–40.
Для обучающихся и родителей:Бабина Н. 600 практических совета для родителей. Ребенок 0 до 9 лет. М., 2002.
Борба Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться: Пер. С англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2006. – 320с.
Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2. – с. 2
Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
3. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. «Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб. Изд. «Речь», 2007г.
Н.В. Козуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной Феи». Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М. «Сфера» 2011г- 61с.
Насыпание и заполнение пространства
Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями – тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.
Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже – тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее – тем прозрачнее). Предложите ребенку нарисовать различные линии, то поднимая, то опуская руку, двигая ее с различной скоростью. Так создавать фигуры – треугольник, круг, квадрат и т.д., и простейшие рисунки.
От качества песка зависит, как будут ложиться линии – темнее по краю или в центре.
Кулак
Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Так же такой техникой можно изображать предметы с легкой структурой – облака или пену.
Ладонь
С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий – например, изображая нотный стан, струны, провода.
Ребро большого пальца
Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности. Так можно нарисовать, например, луну, кита, различных животных.
Рисование пальцами
Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все.
Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.
Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным – ведь задействование всех пальчиков позволяет активно развивать объемное мышление.
С помощью пальчиков можно корректировать линии, добиваться большей четкости рисунка.
Щепоть
Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Ребенок набирает в щепоть песок и засыпает им нужные участки. Этим он создает оттенки и полутона. Эта методика подходит для детей от пяти лет – когда они смогут понимать, что такое тень и полутень.
Отсечение лишнего
Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой невразумительное зрелище. Решается вопрос просто – ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски. Этот же способ можно использовать, изучая доли, части и работая с цифрами.
20