Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Студия танца» - социокультурный блок для детей от 6 до 18 лет

3
0
Материал опубликован 21 February 2017 в группе

Студия танца. Социокультурный блок программы.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»



 

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № от .0 . 2014г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________ Л.В. Махотина

.0.2016г.


 

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАУ ДО «ЦВР»
№ 131 от 29.06.2016 года



 


 



комплексная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«CТУДИЯ ТАНЦА» - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ БЛОК
для детей от 6 до 18 лет



 

Авторы – разработчики:

Степанова О.В.,

Рудакова Н.Л.,

педагоги ДО

Дополнительная общеразвивающая программа «Студия танца»

утверждена к реализации приказом директора МАУ ДО «ЦВР» № 131 от 29.06.2016

Направленность: художественная.

Социокультурный блок направлен на воспитательную работу педагога, который представляет собой разнообразие форм и содержания, осуществляемых в учебное, вне учебное и каникулярное время, содержания проведения досуга.

Социокультурный блок реализуется за счёт общего количества часов, выделяемых на его реализацию в предметных разделах из расчёта (6 недель - за счёт часов современного, классического танца, народного танца ) – 168 часов, из них с

1 г.о. -24 часа

2 г.о.-36 часов

6 г.о.-36 часов

7 г.о.-36 часов

9 г.о.-36 часов


 

Специфика комплектования группы: все группы основноко курса студии танца.


 


 



 

Новоуральский городской округ
2016 год


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Совместного осмысления с детьми современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество.

Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Социокультурная деятельностьэто процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей.

Педагогическая целесообразность. Как любая деятельность, социокультурная деятельность имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются:

отношение к ребёнку как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию самоизменению ;

отношение к педагогу как к посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в её индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей;

отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого является диалог и сотрудичество его участников в достижении целей их творческого самовыражения;

отношение к учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Социокультурная среда в объединении студии танца предполагает наличие трёх обязательных элементов:

субъектов социотворческого процесса, творческой общности (всей студии, группы, родителей,

сотрудничество с другими творческими коллективами, общение, участие в мастер-классах),

самого процесса творческой деятельности на всех её этапах,

а также объективных условий для осуществления творчества.

А так же основными качественными характеристиками педагогического пространства социокультурного развития ребёнка являются:

событийность как активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия, результатом которого выступает обоюдное духовное взаимообогащение, взаиморазвитие;

диалогичность как полифония целей, ценностей, смыслов, направлений деятельности, обеспечивающая вопросительное отношение ребёнка к миру и самому себе с целью поиска своего места в жизни;

активность как способность подержать уровень эмоциональной, духовной и интеллектуальной напряжённости, стимулирующий стремление ребёнка быть созидателем;

открытость как атмосфера доверия, принятия каждого члена сообщества таким, каков он есть, следствием чего является возникающее у ребёнка чувство успешности, самодостаточности, свободы.

События – это не только праздники, но и совместные дела, которые могут возникать и по инициативе детей. Основные принципы формирования детско-взрослого образовательного сообщества следующие:

в образовательной общности развиваются все и взрослые и дети;

образцы, представленные в сообществе, должны показывать новые достижения, но быть доступными для понимания и воспроизведения детьми;

образовательная общность должна быть разновозрастной для того, чтобы была преемственность традиций, ценностей, целевых ориентиров;

основой взаимоотношений и взаимодействия в общности является взаимопонимание и доверие между её членами.

1. ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО.

Для воспитания, обеспечения процессов взросления ребёнка необходима детско-взрослая общность, способная увлечь ребёнка, передать ему особое видение мира, дать возможность применять формирующиеся способности, научить решать те задачи, которые возникают в его жизни. Основу такой общности задают единые ценности, нормы, правила, образовательное пространство и со-бытия.

2. СОБЫТИЯ. Событийный подход является практической альтернативой «мероприятийному» воспитанию, преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и взрослых. Акцент в воспитательной деятельности переносится с преобразования личности ребенка на удержание и преобразование сферы «между» взрослым и ребенком в целях развития личности ребенка. Событийный подход к воспитательному пространству позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые со-бытийные общности, выстраивать управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей создания динамической сети педагогических событий, привлекать к воспитательной деятельности не-педагогов и др.

3. ПРАКТИКИ – социальные, культурные, социокультурные. Введение понятия «ПРАКТИКИ» - социальные, культурные, социокультурные связано с тенденцией изменения содержания дополнительного образования. Протекает в едином процессе обучения (посредством обучения – освоения различных практик) и выбора стратегии самореализации личности (смыслы, мотивации, пути и способы достижения).

В основе:

деятельностный подход, содержание должно осваиваться в активной форме

открытость: образовательное пространство должно быть продумано с точки зрения форм коммуникации, взаимодействия педагога и учащегося по поводу содержания образования

акцент на формирование способностей и компетенций, освоения обучающимися способов мышления, коммуникации, действия, понимания и рефлексии

обеспечение вариативности образования для разного контингента обучающихся.

4. ОСОБЫЙ РЕБЁНОК

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК», мотивированный и более способный

В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов содержатся 2 стратегические линии: первая утверждает недопустимость селекционного отбора по принципу наличия или отсутствия одарённости у детей и подростков; вторая установка - на «стимулирование роста творческого потенциала за счёт максимальной самореализации каждого, акцент не на отборе, а на выявлении наиболее перспективных».

Цель: создать условия для формирования социокультурной компетентности личности, приобщения ребёнка к ценностям культуры. Целью комплекса мер является создание развивающей среды, подготовка педагогов, через совместное общение и деятельность с которыми, могут развиваться молодые таланты.

Цель определяется как особая миссия, «предназначение» которой – сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке».

Ожидаемый результат: проявление социально-творческой активности ребёнка на основе присвоения ценностей культуры и норм социума в разнообразных заданных условиях.

Задачи направлены

на создание социокультурного пространства взаимодействия ребёнка во внеучебной деятельности;

на формирование и сплочение сообщества: педагоги, родители и дети;

на приобщение к искусству танца, культуре социума;

на создание среды для творческого проявления ребёнка.

Требования к уровню подготовки

решая задачу формирования и развития коммуникативных качеств личности учащиеся должны:

признать значимость сохранения своей индивидуальности при взаимодействии с различными людьми и общностями;

проявить потребность в самореализации и самоутверждении на основе духовно-нравственных, эстетических и трудовых принципах и нормах, регулирующих жизнь современного человека.

решая задачу формирования и сплочения сообщества учащиеся должны:

уметь согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих; открытие чувства «Мы», проявление коллективизма,

принимать ценности корпоративной группы, сообщества;

уважительно относиться к индивидуальным особенностям каждого.

решая задачу приобщения к искусству танца учащиеся должны:

проявлять потребность в саморазвитии через постоянное ознакомление с различными видами танцевального искусства.

уметь выделять эстетическую составляющую любой практической деятельности;

решая задачу создания среды для творческого проявления ребёнка учащиеся должны:

признать ценность успеха как условия соединения индивидуальных интересов и общественных потребностей.

Занятия в студии современного танца, это определённые виды услуг, которые должны рассматриваться как стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребёнка, формирование у него готовности к жизненному самоопределению.

Содержание воспитания будет отражать, прежде всего, тот социокультурный опыт ребёнка, приобретение которого состоится в результате педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром. В качестве основных видов социокультурного опыта ребёнка, формирование которых имеет принципиальное значение для становления его нравственной гражданской позиции, позитивной социализации и может быть гарантированно образовательным учреждением следует рассмотреть:

Опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора;

Опыт наблюдения позитивных образцов самореализации личности в социально и личностно значимой деятельности;

Опыт успешной самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности (участие в концертных проектах учреждения, коллектива, познавательной, участие в мастер-классах и знакомство с другими творческими коллективами, участие в конкурсах различного уровня);

Опыт реализации различных уровней социально-нравственной позиции в коллективной деятельности (позиций активного участника, организатора и др.);

Опыт применения полученных в ходе учебного процесса знаний, умений и навыков в социально-значимой деятельности;

Опыт анализа, оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях, отражающего их личностные качества и опыт самооценки, сверяемой с оценками взрослых и сверстников;

Опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

Эмоционально-чувственный опыт и опыт воплощения эмпатии, сопереживания, сочувствия в поступках, деятельности;

Опыт общения и ролевого взаимодействия;

Опыт самоорганизации, проектирования собственной деятельности, прогнозирование и последующего анализа её результатов и ряд других, более частных видов личного опыта.

Особенности образовательного процесса.

Реализация содержания социокультурного блока осуществляется по 3 основным содержательным блокам:

В рамках учебных занятий, через культуру хореографического искусства, это как репродуктивное освоение социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности.

В рамках реализации учебно-творческого блока: для творческого роста ребёнка имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития:

на занятиях: создание культурно-образовательной микросреды, создающей предпосылки творческой деятельности в процессе её интеграции с культурно-досуговой микросредой.

интегрируется взаимодействие культурно-образовательной и культурно-досуговой микросреды

Интегрирование форм педагогической деятельности в микро - и макросреде.

Создание развивающей среды, подготовка педагогов, через совместное общение и деятельность с которыми, могут развиваться молодые таланты.

Учитывать и выстраивать процессы работы с собственным самоопределением детей, т.к. результаты работы с самоопределением – это основания для построения собственной культурной нормы управления своим дальнейшим образованием; система должна иметь содержательную схему, позволяющую осуществлять поиск «одарённых детей», но такая содержательная схема должна учитывать массовый характер; должна предусматривать и выстраивать специальные индивидуальные режимы работы с детьми.

Необходимо обеспечить функционирование трёхуровневой системы, построение нетрадиционной системы работы с такими детьми включает поиск-навигацию-персонализацию самоопределение.

Первый уровень – Поиск. Данный уровень формируется из построения программ дополнительного образования, ориентированных на раскрытие и проявление способностей детей и предусматривающих участие их в соревновательных форматах;

Второй уровень – Навигация. На данном уровне осуществляется построение открытого образовательного пространства, которое учитывает интересы и образовательные претензии и притязания «мотивированных и способных детей», которые были выявлены на предыдущем уровне;

Третий уровень – Сопровождение. На данном уровне осуществляется построение и запуск движения по образовательным траекториям, которые построили в соответствии с собственными образовательными стратегиями по результатам прохождения предыдущего уровня.

Таким образом, трёхуровневая система работы с одарёнными детьми предполагает становление человеческого потенциала, выработку авторских культурных норм в режиме построения процесса индивидуального сопровождения «одарённого» ребёнка.

В рамках собственно социокультурного блока

3.1. Содержание работы с семьёй с целью формирования педагогически целесообразной направленности родителей на созидание условий социокультурного развития ребёнка включает в себя:

педагогическое просвещение родителей по вопросам социокультурного развития учащегося;

привлечение родителей к активному участию в опытно-экспериментальной работе, включение членов семьи в совместную социально-личностно-преобразующую культурную деятельность.

3.2. Характер внутригрупповой жизни, традиции коллектива, взаимоотношения, характера лидерства. Неформальная, досуговая общность в сочетании с макросоциумом, интенсивно влияющими на становлении личности.

микросоциальные отношения, возникающие в эвристической деятельности.

внутригрупповая (объединение студии современного танца) микросреда также входит в макросредовое образование. В этих средах возникают предпосылки для расширения круга общения и сотворческой деятельности.

сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами, круги общения

Образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, социокультурная деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации.

Вся социокультурная деятельность объединения рассматривается как поле для творческого самовыражения субъектов образовательного процесса. Где в роли субъектов выступают учащиеся, педагог и родитель. Этот процесс взаимодействия инициируется педагогом и поддерживается родителями, которые в данном случае выступает в роли агентов передачи социокультурной деятельности. Это может быть, учебные занятия, участие в мероприятиях различного уровня и характера (конкурсы, концерты, мастер-классы, посещение культурных заведений, походы на природу, чаепития и т.д.). В процессе социокультурной деятельности происходит культурная трансмиссия, которая осуществляется в трёх направлениях:

Вертикальная трансмиссия – это процесс прямой передачи культурных ценностей в общении;

Горизонтальная трансмиссия – передача культурных ценностей между учащимися в процессе общения;

«Непрямая» трансмиссия – передача через процесс обучения, с помощью предмета и техники преподавания.

Основной доминирующей микросредой на данном этапе творческого развития студии является микросреда в объединении, где воспитательным процессом является участие в мероприятиях направленные на созидание сообщества, педагог, родитель и ребёнок (совместные поездки с родителями на конкурсы, на концерты, поход на природу, традиционные праздники внутри объединения «день именинников», чаепитие, совместная организация с родителями и учащимися празднование дня рождения коллектива, отчётные концерты и открытые занятия для родителей. Определение своей социально-творческой позиции через соответствующее стремление к деятельности. Сотворческой деятельности в различных средах, сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности.

Педагог и родитель в этом случае выполняют совместную функцию: обучаюшую, развивающую, воспитывающую и т.д.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема периода

1 г.о

2 г.о.

6 г.о.

7 г.о.

9 г.о

1

«Мы снова рады видеть вас!»

4

6

6

6

6

2

«С днём Варенья!»

4

6

6

6

6

3

«Каникулы!»

4

6

6

6

6

4

«Путь к успеху!»

4

6

6

6

6

5

« Познаём мир танца»

4

6

6

6

6

6

«Приходите к нам на чай!»

4

6

6

6

6

 

ИТОГО

24

36

36

36

36

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. «Мы снова рады видеть Вас!» - Первая неделя сентября. Организационный период: проведение организационного собрания для детей и родителей, комплектование групп; режим работы, составление расписания; знакомство с содержанием учебной программы на год, беседа по технике безопасности. Инструктаж по ТБ ИОТ 08-14. Беседы на тему «Терроризм в стране, в городе». Творческая организация, вспоминаем репертуар студии. Готовим новый. Встреча групп с педагогами студии в форме чаепития «Вперед к победам в новом году»! «Здравствуй студия танца «Парадокс!»

Тема 2. «С днём Варенья!» - день именинников. Организация праздничного чаепития для детей именинников, осень, зима, весна-лето. Игровая программа.

Тема 3. «Каникулы!» - Организация поездок на культурно-досуговые мероприятия, театр, концерты танцевальных коллективов, участие в новогодних представлениях. Поездки в каникулярное время на фестивали с экскурсионной программой.

Тема 4. «Путь к успеху!» - поездки на конкурсы разного уровня, на галла-концерты конкурсов, в качестве зрителя или болельщиков, знакомство с творчеством других коллективов, участие в мастер-классах других педагогов по различным видам танца. Общее обсуждение на тему «Подтверждение звания «Образцовый». Отчетные концерты студии.

Тема 5. «Познаем мир танца» - просмотр видеозаписей хореографического искусства. Организация «самотворчества» - импровизация, как способ самообразования и свободы творить и сотрудничать. Игровая форма импровизации для детей младшего школьного возраста «Мини-диско» и «Baby Time». Различные мастер-классы. Организационное собрание для творческих групп «Мастер-класс по афроджазу» и импровизации. Творческая организация, повтор репертуара студии. Встреча с творческими группами. Индивидуальные собеседования с детьми старших групп по предпрофильной ориентации.

Тема 6. «Приходите к нам на чай!» - участие в отчетном концерте студии или ЦВР, подведение итогов за год, награждение детей и родителей за активное участие в жизнедеятельности студии танца. Совместное чаепития. Награждение выпускников студии.

8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации