Дополнительная общеобразовательная программа по русскому языку «Открытая книга»
Аннотация к программе
DOC / 25.5 Кб
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)»
(КГБ ПОУ ВМК ЦОПП)
РАССМОТРЕНО: | СОГЛАСОВАННО: | УТВЕРЖДЕНО: |
на Педагогическом совете | с заместителем директора по УВР | директором КГБ ПОУ ВМК ЦОПП |
от ______________ №____ | ______ от ________________ | ____________ от _____________ № ______ |
Дополнительная общеобразовательная программа
по русскому языку
«Открытая книга»
Гуманитарная направленность
Уровень усвоения: разноуровневый
Возраст обучающихся: студенты 1 курса
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Манирка Наталия Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
п. Ванино
2020 год
ОглавлениеРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.4. Календарный учебный график 13
1.5. Содержание учебного плана 13
1.6. Планируемые результаты 25
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 28
2.1. Методы и приемы, формы контроля, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся. 28
2.2. Материально-техническое обеспечение программы. 29
2.3. Методическое обеспечение. 30
2.4. Оценочные/контрольно-измерительные материалы. 31
Дополнительная общеразвивающая программа для студентов КГБ ПОУ ВМК ЦОПП «Открытая книга» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3272-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41;
- распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
Дополнительная общеразвивающая программа по русскому языку в колледже - это объединение студентом под руководством преподавателя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с обучающимися во внеурочное время.
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого студента в настоящее время в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать студентов к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.
Актуальность программы определена тем, что свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодого поколения, оканчивающего средние профессиональные учебные заведения. Данный уровень владения русским языком может быть достигнут при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеаудиторной работы.
Новизна программы кружка заключается в следующем: на внеурочных занятиях по русскому языку учащиеся активно занимаются учебно-исследовательской деятельностью, благодаря чему у студентов повышается мотивация к изучению предмета, так как обучающиеся получают не только знания, связанные непосредственно с общеобразовательной программой, но и знакомятся с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Дополнительная общеразвивающая программа «Открытая книга» - разноуровневая, реализуется в соответствии с гуманитарной направленностью, по форме организации, содержания и процесса педагогической деятельности является комплексной.
Дополнительная общеразвивающая программа «Открытая книга» разработана для студентов 1 курса с учетом санитарных правил и норм, а также с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей подростков. Занятия проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва, отведенного на отдых. Условия набора студентов в кружок: принимаются все желающие, учащиеся 1 курса КГБ ПОУ ВМК ЦОПП. Наполняемость группы составляет: 10-15 человек.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Программа рассчитана на 1 год обучения - 240 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа 45 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут.
Форма обучения – очная.
1.2. Цель, задачи, принципыЦель: повышение уровня речевой культуры студентов.
Задачи:
Образовательные:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
Развивающие:
развивать умение обучающихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
развивать языковой кругозор, мышление, исследовательские умения;
развивать у обучающихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Воспитательные:
воспитывать инициативу, целеустремленность;
формировать умение работать в команде, принимать коллективные решения.
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых студентов на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к обучающимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
В результате изучения курса студенты должны уметь:
- выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справками, отбирать и систематизировать материал;
- выступать перед аудиторией;
- создавать тексты разных типов и стилей речи, использовать, по возможности, изобразительные средства языка;
- вести полемику, аргументировать свои суждения, приводить контраргументы;
- пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.
Название модуля | всего | теория | практика | |
1 | Раздел 1. Слово о русском языке. | 12 | 4 | 8 |
2 | Раздел 2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ | 22 | 8 | 14 |
3 | Раздел 3. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ | 16 | 4 | 12 |
4 | Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | 34 | 10 | 24 |
5 | Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ | 100 | 30 | 70 |
6 | Раздел 6. Текст. Анализ текста. | 22 | 6 | 16 |
7 | Раздел 7. Сочинение. | 14 | 4 | 10 |
8 | Раздел 8. Русский язык и современность. | 20 | 6 | 14 |
ИТОГО | 240 | 72 | 168 |
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма промежуточного контроля | ||
| | Всего | Теория | Практика | |
Раздел 1. Слово о русском языке. | 12 | 4 | 8 | | |
1 | Русский язык среди языков мира. Языковая семья. Родственные и неродственные языки. | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
2 | Общие сведения о происхождении письменности. История создания русского алфавита. «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи. | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
Раздел 2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ | 22 | 8 | 14 | | |
3 | Значение слова. Слова с прямым и переносным значением. Словарная статья. Этимология слова. Многозначные слова. | 8 | 2 | 6 | Беседа, тестирование, опрос. |
4 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Употребление устаревшей лексики и неологизмов. | 4 | 2 | 2 | Беседа, тестирование, опрос. |
5 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 4 | 2 | 2 | Беседа, тестирование, опрос. |
6 | Синонимы, паронимы, омонимы, антонимы и их употребление в речи. | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
Раздел 3. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ | 16 | 4 | 12 | | |
7 | Фонетика. Фонетический состав слова. Фонетический разбор. Звукопись. | 10 | 2 | 8 | Беседа, тестирование, опрос. |
8 | Речевая норма. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Орфоэпия. Вариативность. | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | 34 | 10 | 24 | | |
9 | Состав слова | 4 | 2 | 2 | Беседа, тестирование, опрос. |
10 | Морфемный разбор слова | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
11 | Словообразование. Значение морфем. Сложные слова. Словообразовательный разбор | 10 | 2 | 8 | Беседа, тестирование, опрос. |
12 | Формообразование | 4 | 2 | 2 | Беседа, тестирование, опрос. |
13 | Анаграммы, шифры, кроссворды, ребусы, шарады | 10 | 2 | 8 | Беседа, опрос, анализ работ. |
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ | 100 | 30 | 70 | | |
14 | Принципы русской орфографии | 4 | 4 | - | Беседа, тестирование, опрос. |
15 | Правила русской орфографии | 10 | 4 | 6 | Беседа, тестирование, опрос. |
16 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. | 20 | 4 | 16 | Беседа, тестирование, опрос. |
17 | Имя прилагательное как часть речи Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. | 18 | 4 | 14 | Беседа, тестирование, опрос. |
18 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. | 10 | 2 | 8 | Беседа, тестирование, опрос. |
19 | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений. | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
20 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. | 10 | 2 | 8 | Беседа, тестирование, опрос. |
21 | Причастие и деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия и деепричастия. Образование причастий и деепричастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 10 | 4 | 6 | Беседа, тестирование, опрос. |
22 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
23 | Служебные части речи | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
Раздел 6. Текст. Анализ текста. | 22 | 6 | 16 | | |
24 | Текст, языковой анализ. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем | 16 | 4 | 12 | Беседа, тестирование, опрос. |
25 | Художественно-изобразительные средства в русском языке. Стилистические фигуры. | 6 | 2 | 4 | Беседа, тестирование, опрос. |
Раздел 7. Сочинение. | 14 | 4 | 10 | | |
26 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Авторская позиция. Изложение собственного мнения. | 14 | 4 | 10 | Беседа, опрос, анализ работ. |
Раздел 8. Русский язык и современность. | 20 | 6 | 14 | | |
27 | Русский язык как общественное явление. | 2 | 2 | - | Беседа, тестирование, опрос. |
28 | Русский язык в сети интернет | 10 | 2 | 8 | Беседа, опрос, анализ работ. |
29 | Занимательные и неожиданные факты о русском языке | 6 | 2 | 4 | Беседа, опрос, анализ работ. |
30 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Анкетирование, тестирование. |
Итого | 240 | 72 | 168 | |
№ | Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Раздел 1. Слово о русском языке.
Русский язык среди языков мира. Языковая семья. Родственные и неродственные языки (6 часов)
Теоретические занятия: Место русского языка среди языков мира. Русский язык в межнациональном общении. Языковые семьи и языки-братья. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Практические занятия: Составление сравнительной таблицы. Составление схемы – «родословной» русского языка. Игра «Соедини термин и определение». Составление викторины на тему.
Общие сведения о происхождении письменности. История создания русского алфавита. «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи (6 часов)
Теоретические занятия: создатели, предпосылки создания славянской письменности. Моравская миссия Константина и Мефодия. Трудности становления славянской письменности. Кириллица и глаголица. «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи», «Художественно-языковое совершенство древнерусской литературы. Ее создатели и авторы».
Практические занятия: Оформление презентаций «Отцы» русской азбуки», «Происхождение письменности» и др. Составление теста по теме. Работа со «Словом…» (языковой анализ текста). ПРОСМОТР СЦЕНЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» (по пьесе М. Булгакова, режиссёр Л. Гайдай), работа с диалогом. Работа с этимологическим словарем.
Раздел 2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Значение слова. Слова с прямым и переносным значением. Словарная статья. Этимология слова. Многозначные слова (8 часов).
Теоретические занятия - Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Словарная статья, написание словарной статьи. Наука этимология. Этимологический словарь.
Практические занятия: Игра «Эрудит» (угадать слово по лексическому значению). Работа со словарной статьей. Составление предложений со словами в переносном значении. Игра «Перевертыши» (заменить в словосочетании главное слово так, чтобы главное слово стало употребляться в переносном значении). Работа с толковым и этимологическим словарями. Заполнение таблицы: «да» или «нет».
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Употребление устаревшей лексики и неологизмов (4 часа).
Теоретические занятия – исконно-русская, заимствованная лексика. Общеупотребительные слова, лексика имеет ограниченную сферу. «Диалектизмы», «профессионализмы», «жаргонизмы», «термины», их различение в речи.
Практические занятия: Словарь неологизмов. Толковый словарь русского языка. Словарь устаревших слов. Игра «Найди к жаргонизму синоним». Поиск в тексте устаревшего слова, замена его на современное. Заполнение таблицы: «да» или «нет». Составление кластера по теме.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление
(4 часа)
Теоретические занятия: Фразеология. Фразеологизмы и их виды по происхождению. Отличие фразеологизма от слова. Фразеологизмы с точки зрения их стилистической окраски. Ошибки в употреблении фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов и фразеологических оборотов. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексические ошибки и их исправления.
Практические занятия: Работа с фразеологическим словарем. Составление кроссворда. Игра «Составь из слов фразеологизм». Распределение фразеологизмов по группам. Игра «Фразеологические синонимы». Заменить фразеологизм одним словом. Найти в тексте фразеологизм, найти значение (словарь)
Синонимы, паронимы, омонимы, антонимы и их употребление в речи (6 часов).
Теоретические занятия: Сведения о слове, его лексическом значении.
Синонимы и антонимы, паронимы, омонимы. Виды. Роль синонимов и антонимов в построении текстов повествовательного и описательного характера. Функции в речи.
Практические занятия: Составление синонимических пар. Подбор к словам антонимов, группировка антонимических пар по частям речи. Подбор паронимов к словам, составление словосочетаний. Викторина «Узнай меня!». Игра «Перевертыши». Игра «Найди ошибку». Составление словосочетаний с омонимами. Просмотр фрагмента из фильма «Двенадцать стульев» (разговор Эллочки с мужем), обсуждение словарного запаса героини, составление «правильного» диалога.
Раздел 3. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Фонетика. Фонетический состав слова. Фонетический разбор. Звукопись (10 часов).
Теоретические занятия: фонетика, общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора, деление слова на слоги, фонетический анализ слова.
Практические занятия: Работа с текстами. Транскрибирование. Фонетическая эстафета. Заполнение таблицы: «да» или «нет». Составление викторины. Игра «Распредели на группы». Игра «Четвертый лишний». Конкурс скороговорок, пословиц и загадок. Составление теста или презентация.
Речевая норма. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Орфоэпия. Вариативность (6 часов).
Теоретические занятия: орфоэпия, разделы орфоэпии, орфоэпические нормы, нарушение благозвучия речи, устранение неблагозвучия акцентологическая норма, стили орфоэпии.
Практические занятия: работа с орфоэпическим словарем, игра «Расставь ударение в словах и разбей их по колонкам», игра «Подбери родственное слово с ударением на другой слог», метод «Микрофон», игра «Укажи ошибку».
Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Состав слова (4 часа)
Теоретические занятия: понятия морфемика и словообразование, состав слова, грамматическое значение, формы слова, морфемы в словах, понятие омонимичных, синонимичных морфем, родственные и однокоренные слова. Орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове.
Практические занятия: составление словаря языковых понятий по теме, игра «Подбери родственное и однокоренное слово», игра «Объясни значение омонимичных морфем», определение производной, непроизводной и производящей основ, упражнения для закрепления знаний по теме.
Морфемный разбор слова (6 часов)
Теоретические занятия: морфемный анализ слова, трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора слова.
Практические занятия: выполнение тренировочных упражнений.
Словообразование. Значение морфем. Сложные слова (10 часов).
Теоретические занятия: понятие словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательная пара. Цель морфемного и словообразовательного анализа. Порядок словообразовательного разбора.
Практические занятия: игра «Приставка или корень?», словообразовательный анализ. Составление словообразовательных цепочек. Работа со словообразовательным словарем. Игры «Найди пару с ошибкой», «Восполни пропущенное звено», «Распредели на 3 группы по способу словообразования». Игра «Реши кроссворд». Нахождение ошибок в группировках.
Словообразовательный разбор
Формообразование (4 часа).
Теоретические занятия: порядок словообразовательного разбора. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Формообразование и словообразование.
Практические занятия: Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. Написание синквейна по теме «Морфемика и словообразование». Распределительный диктант (слово- и формообразование). Составление словарного диктанта (30 слов) на тему «Морфемика и словообразование».
Анаграммы, шифры, кроссворды, ребусы, шарады
(10 часов)
Теоретические занятия: понятие анаграмма, шифр, кроссворд, ребус, шарада. Их функции и задачи как игровых и проблемно-поисковых методов обучения.
Практические занятия: составление анаграмм, шифров, кроссвордов, ребусов, шарад по предложенным темам: «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?», «Музыкальный инструмент и профессия человека», «Части речи», «Звуки и буквы», «Двойные согласные», «Многозначные слова», «Приставки раз- и рас-», «Приставки пре- и при-», «Ь и Ъ знаки в словах» и т.п. Составление игры-квеста.
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Принципы русской орфографии
(4 часа)
Теоретические занятия: принципы русской орфографии.
Практические занятия: составление слов в соответствии с разными принципами орфографии (морфологический принцип, традиционный принцип, фонематический принцип и др.). Определение принципа с комментированием. Составление кластеров «Принципы русской орфографии»
Правила русской орфографии
(10 часов)
Теоретические занятия: понятие русская орфография, правила русской орфографии. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующих гласных в корне слова. Правописание приставок пре-при. Правописание сложных слов.
Практические занятия: языковой анализ текстов. Исправление ошибок. Взаимопроверка. Составление словарного диктанта на выбранную тему (30 слов). Вставь пропущенную букву.
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
(20 часов)
Теоретические занятия: Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Употребление форм имен существительных в речи.
Практические занятия: Составление схемы частей речи в русском языке. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна. Работа с фразой Л. Щерба.
Имя прилагательное как часть речи Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
(18 часов)
Теоретические занятия: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм прилагательных в речи.
Практические занятия: Оформление понятийного словаря, конспектирование и реферирование текстов; подготовка рефератов; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна.
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.
(10 часов)
Теоретические занятия: Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных, морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.
Практические занятия: Оформление понятийного словаря, конспектирование и реферирование текстов; подготовка рефератов; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна.
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.
(6 часов)
Теоретические занятия: Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложения в тексте. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Практические занятия: Оформление понятийного словаря, конспектирование и реферирование текстов; подготовка рефератов; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна.
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
(10 часов)
Теоретические занятия: Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не- с глаголами, морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности высказывания.
Практические занятия: Оформление понятийного словаря, конспектирование и реферирование текстов; подготовка рефератов; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна. Синонимические и антонимические ряды глаголов. Игры «Посчитай глаголы», «Вставь глагол по смыслу», «Придумай рассказ» и т.д.
Причастие и деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия и деепричастия. Образование причастий и деепричастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
(10 часов)
Теоретические занятия: Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание не-с причастием. Правописание –н- -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не-с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложения с причастным оборотом. Употребление причастий и деепричастий в речи.
Практические занятия: Оформление понятийного словаря, конспектирование и реферирование текстов; подготовка рефератов; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна. Игры «Образуй причастие и деепричастие от глагола или от отглагольного прилагательного», «Найди все причастия и деепричастия» и т.д.
Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий
(6 часов)
Теоретические занятия: Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие слов категории состояния от слов - омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Практические занятия: Оформление понятийного словаря, конспектирование и реферирование текстов; подготовка рефератов; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна. Тренировочные упражнения. Составление синквейна на тему «Самостоятельные части речи». Составление кластеров.
Служебные части речи
(6 часов)
Теоретические занятия: Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Практические занятия: Оформление понятийного словаря, конспектирование и реферирование текстов; подготовка рефератов; работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Орфографический лабиринт. Орфографический практикум. Конкурс «реставраторов». Составление диаграммы Венна. Тренировочные упражнения. Составление синквейна на тему «Служебные части речи». Составление кластеров.
Раздел 6. Текст. Анализ текста.
Текст, языковой анализ. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем (16 часов)
Теоретические занятия: Текст как произведение речи. Информационная переработка текста. Абзац как средство смыслового членения текста. Тема текста, основная мысль, признаки текста, средства связи предложений.
Практические занятия: Тренировочные упражнения (определение темы, основной мысли, признаков текста, определение средств связи предложений. Определение видом текста и его стиля). Игры «Докажи, что это текст», «Составь текст на тему». Изготовление презентаций (оформление созданных студентами текстов), творческий подход к оформлению и представлению.
Художественно-изобразительные средства в русском языке. Стилистические фигуры. (6 часов)
Теоретические занятия: Тропы и фигуры речи как выразительные средства языка. Роль стилистических фигур речи в текстах художественного стиля.
Практические занятия: работа с художественными текстами. Определение изобразительно-выразительные средства русского языка, игра «Соедини определение с термином». Анализ художественного произведения. Оформление и презентация анализа художественного произведения (по выбору студента).
Раздел 7. Сочинение.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Авторская позиция. Изложение собственного мнения. (14 часов)
Теоретические занятия: Сочинение, виды сочинений. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Авторская позиция. Изложение собственного мнения.
Практические занятия: написание сочинения по плану. Написание сочинений разных видов.
Раздел 8. Русский язык и современность.
Русский язык как общественное явление.
(2 часа)
Теоретические занятия: русский язык в современном мире: заимствования, жаргонизация речи и т.д. Проблемы «экологии» языка. Выдающиеся учёные русисты.
Русский язык в сети интернет
(10 часов)
Теоретические занятия: Основные составляющие русского языка в сети интернет. Состав русского языка сети интернет. Неологизмы. Жаргонизмы. Аббревиатуры. Смайлы. Варваризмы. Вульгаризмы. Слова-паразиты. Сленг. Проблема отсутствия знаков препинания у молодого поколения.
Практические занятия: интервью у жителей поселка в рамках темы «Как вы относитесь к американизации русского языка?». Исследование интернета на тему «Лексика, которую молодёжь использует в социальных сетях».
Занимательные и неожиданные факты о русском языке
(6 часов)
Теоретические занятия: Литературоведческие исследования и статьи как источник историко-литературной информации.
Практические занятия: Изучение исторических литературоведческих текстов, критических статей русоведов и других исследователей русского языка. Составление презентации по теме «Занимательные или неожиданные факты о русском языке».
Итоговое занятие (2 часа).
Практическое занятие: представление всех выполненных работ за год по курсу. Итоговая диагностика.
1.6. Планируемые результатыПредметные:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
Личностные:
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Методы и приемы, формы контроля, технологии обучения, воспитания и развития обучающихся.Ведущие методы и приёмы:
Методы организации и учебно-познавательной деятельности обучающегося: словесной передачи информации и слухового восприятия, передачи информации с помощью практической деятельности.
Приёмы: беседа, рассказ, работа с книгой, составление плана, конспектирование, создание электронной презентации, анализ.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
1. Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий.
2. Познавательные методы: выполнение творческих заданий, участие в мероприятиях.
3. Волевые методы: предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности.
Методы контроля:
1. Устные: индивидуальный, фронтальный опрос.
2. Письменные: тестирование, кроссворды, самостоятельная работа, практическая работа, творческие работы.
Технологии:
- технология развивающегося обучения;
- личностно – ориентированного обучения;
- информационно – коммуникативные.
Организационные формы обучения:
- групповые;
- индивидуальные.
Формы контроля:
1. Психолого-педагогическое наблюдение.
2. Выполнение практических работ.
3.Тестирование.
2.2. Материально-техническое обеспечение программы.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: интернет, компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, экран и проектор.
Дидактические материалы: демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, таблицы); раздаточный материал (карточки с заданиями).
2.3. Методическое обеспечение.
Учебники русского языка- электронная библиотека
Словари
Бешенкова Е.В., Иванова О.Е., Чельцова Л.К. Объяснительный русский орфографический словарь-справочник / Гос. ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Е.В. Бешенкова (отв.ред.), О.Е. Иванова, Л.К. Чельцова.- М.: Словари XXI века; АСТ-Пресс школа, 2016.-592 с.
Большой орфоэпический словарь русского языка. - М.: Дом Славянской книги, 2016. - 182 c.
Горбачевич, К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2018. - 568 c.
Гридина, Т.А. Орфоэпический словарь русского языка 5-11 классы + CD / Т.А. Гридина, Н.И. Коновалова, В.В. Бурцева. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «АСТ», 2016. - 448 c.
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2015. - 758 c.
Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. - М.: Русский язык - Медиа; Издание 3-е, стер., 2018. - 893 c.
Москвин, В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. Москвин. - М.: Феникс, 2018. - 944 c.
Морковкин В.В., Богачева В.Ф., Луцкая Н.М. Большой универсальный словарь русского языка/ Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. В.В. Морковкина.- М.: Словари XXI века; АСТ-Школа, 2016.-1456 с.
Толковый словарь русского языка. - М.: Современник, 2018.-288 c.
Справочники по русскому языку
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.- 288 с. (8 экз.) Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. - М.: Оникс-ЛИТ, 2015. - 637 c. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В.В. Бурцева. — М., 2015.Методические пособия по русскому языку (библиотека преподавателя)
2.4. Оценочные/контрольно-измерительные материалы.
Текущий и промежуточный контроль осуществляются в виде тестовых заданий (см. приложение)
Критерии оценивания тестовых заданий:
• Оценка «5» (отлично) выставляется при выполненных правильных ответах в объёме 95% от общего количества заданий;
• Оценка «4» (хорошо) выставляется при выполнении заданий в объёме 75% от общего количества заданий;
• Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при выполнении половины правильных заданий (50%);
• Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при выполнении менее половины (менее 50%) заданий от общего количества.
Также проводятся такие виды оценки, как устный опрос.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Еще одним способом проверить знания учащихся является сочинение.
Сочинения — основная формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Рекомендуется следующий примерный объем сочинений для студентов 1 курса обучения - 3,0-4,0 страницы.
К указанному объему сочинений преподаватель должен относиться как к примерному, так как объем сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы студента теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. - 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
2.5. Формы представления результатов.
Одним из показателей результативности освоения программы является участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только знания теории, но и навыки практической деятельности.
2.6 Список используемых источников
Для студентов:
Аксёнова, М. Знаем ли мы русский язык? Используйте крылатые выражения, зная историю их возникновения! Книга 2 / Мария Аксёнова. - М.: Центрполиграф, 2016. - 224 c.
Безгодов, А. А. Рифмы и ударения в русском языке / А.А. Безгодов. - М.: Янтарный сказ, 2017. - 520 c.
Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: Учебное пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. - М.: Флинта, 2016. - 224 c.
Вольфганг, Ментцель Риторика. Искусство говорить свободно и убедительно / Ментцель Вольфганг. - М.: Омега-Л, 2015. - 775 c.
Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД Либроком, 2015. - 200 c.
Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис: Учебное пособие / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД Либроком, 2015. 200 c.
Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: Ленанд, 2016. - 408 c.
Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология (теоретический курс) / А.Н. Гвоздев. - М.: КД Либроком, 2015. - 472 c.
Герасименко, Н.А., Леденева, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык:учеб для студ. учрежд. сред. проф. образования/ Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова.-17-е изд., испр.- М.: Изд. центр «Академия», 2017.- 496 с.
Глазкова, Т.В. Стили речи / Глазкова Т.В. - М.: Согласие, 2015. - 64 с.
Гладенко, Л.В. Дидактический материал по русскому языку и культуре речи. Упражнения по практической стилистике/ Л.В. Гладенко.- Комсомольск –на-Амуре: Радуга, 2016
Голуб, И.Б. ЕГЭ-2016. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем! / И.Б. Голуб. - М.: Эксмо, 2015. - 400 c.
Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В., Мищерина, М.А. Русский язык и литература. Русский язык: учеб. для 10—11 классов общеобразоват. организаций. Базовый уровень: в 2 ч./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.Ф. Мищерина.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017.-360.
Громов, С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов/ С.А. Громов. 36-е изд.-М.: Московский лицей, 2017.-304 с.
Докучаева, Р.М. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учебное пособие / Р.М. Докучаева. - М.: Флинта, 2016. - 232 c.
Козырев В. А., Черняк В. Д. Кто есть кто в русской лексикографии: справочная книга/ В.А. Козырев, В.Д. Черняк.– СПб. : Свое издательство, 2016. – 594 с.
Огиенко, И. И. Иноземные элементы в русском языке. История проникновения заимствованных слов в русский язык / И.И. Огиенко. - М.: Либроком, 2016. - 140 c.
Рогачева, Е.Н. Русский язык: орфография, морфология: учеб пособие / Е.Н. Рогачева, О.А. Фролова. - М.: Флинта, 2016. - 160 c.
Рогачева, Е.Н. Русский язык: синтаксис и пунктуация: второй уровень владения языком: Учебное пособие, стер / Е.Н. Рогачева, О.А. Фролова, Е.А. Лазуткина. - М.: Флинта, 2016. - 136 c.
Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование/ Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова.-11-е изд., испр. и доп.-М.:Фйрис-Пресс, 2016.-496 с.
Современная русская лексикология, лексикография и лингвогеография: сборник статей / отв. ред.: О. Н. Крылова.- Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. - 159 с
Современный русский литературный язык. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. В.И. Максимова. М.: Юрайт, 2015. 513 с.
Чернышев, В. И. Правильность и чистота русской речи: Опыт русской стилистической грамматики / В.И. Чернышев. - М.: ЛКИ, 2016. - 264 c.
Для преподавателей:
Горшков, А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2015.
Дидактика в современных социокультурных условиях: Учебное пособие / Под ред. И.М. Осмоловской.-М., 2015.-314 с.- с. 21.
Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова // Русский язык в школе. - №1.-2017.- С. 3-12
Ускова И.В. Интернет-ресурсы на уроках русского языка/ И.В. Ускова // Русская словесность.- №2.-2016.- С. 103-104
Интернет-ресурсы:
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
40