Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас»

1
0
Материал опубликован 28 April

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств станицы Советской»











Дополнительная общеразвивающая программа

Области музыкально – изобразительного искусства

«Раннее эстетическое развитие»









Программа учебного предмета

«Мир вокруг нас»



Срок реализации программы 3 года













Разработчик – Г.В. Борисова,

преподаватель МКУДО

«ДШИ ст. Советской»

2022г.

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Цель программы

3. Задачи

4. Планируемые результаты освоения курса

5 Формы организации учебного процесса

6. Методические рекомендации

7. Комплексно-тематическое планирование по группам

8. Используемая литература



Пояснительная записка


Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшая задача для развития личности ребёнка средствами курса «Мир вокруг нас». Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению методов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам окружающей действительности.

Важная цель данного курса – помощь ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру, к природе, к животным, к обществу. Это открывает перед дошкольником возможности действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Знания о явлениях природы расширяются, уточняются при знакомстве с растительным и животным миром в разных уголках планеты. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов и зон.

Задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания продолжает оставаться главной. Сюда входит воспитание ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребёнка формах; формирование представлений о природе как едином целом, о человеке как части этой живой природы. Детям помогают понять роль человека в нарушении целостности всей экосистемы планеты, освоить основные правила поведения в ней.

Обогащаются и уточняются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, культурно-исторические и географические знания, дети также знакомятся с наиболее важными для мировой цивилизации открытиями и изобретениями. Это позволяет воспитывать толерантное отношение и уважение к традициям других народов, формируются этические нормы и правила поведения в обществе, умение соблюдать правила безопасности.

Задача педагога – помочь ребёнку через мотивационную игру научиться свободно ориентироваться в окружающей его действительности.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру– важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса «Мир вокруг нас». Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению методов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность.

Задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания продолжает оставаться главной. Сюда входит воспитание ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребёнка формах; формирование представлений о природе как едином целом. Детям помогают понять роль человека в нарушении целостности всей экосистемы планеты, освоить некоторые правила поведения в ней. Обогащаются и уточняются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, культурно-исторические и географические знания.


Это позволяет воспитывать толерантное отношение и уважение к традициям других народов, формируются этические нормы и правила поведения в обществе, умение соблюдать правила безопасности.

Данная программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.


2. Цель программы «Мир вокруг нас» - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.

Задачи:

Обучающие

накапливать фактические знания и опыт познавательной деятельности;

развивать диалогическую и монологическую речь, способность к рассуждению и доказательству.

Развивающие

развивать психические процессы: мышление, память, внимание, воображение;

развивать наблюдательность, творческую активность детей;

развивать умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами;

способствовать приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков путем использования активных форм обучения (работа в паре, в группе).


Воспитательные

воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

воспитывать доброжелательность и терпимость друг к другу;

формировать умение видеть и понимать прекрасное в жизни;

прививать бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам;

учить вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.


4. Планируемые результаты освоения курса:

1.Устойчивость интереса детей к данному предмету.

2. Расширение кругозора детей.

3. Применение знаний в практической деятельности.

4. Развитие речи, обогащение словарного запаса детей, умение вести содержательный диалог.

Повышение уверенности детей.


Критерии оценок

Критерием оценок является комплексное выполнение всех задач, поставленных педагогом в любой форме работы.

Условия реализации учебной программы

Наличие учебных групп (от 4 до 10 человек)

Наличие учебных пособий для учащихся, методической литературы.

Наличие фоно- и аудиотеки.

Наличие дидактического раздаточного материала.

Объем курса

Обучение рассчитано на 3 учебных года.

Формы организации учебного процесса

Обучение проводится в форме традиционных мелкогрупповых занятий 1 раз в неделю, рекомендуемая продолжительность урока 30 минут.

Содержание

1 год

2 год

3 год

I полугодие

II полугодие


I полугодие

II полугодие


I полугодие

II полугодие


Количество недель

16

18



16

18



16


18


Количество часов на аудиторные занятия

16




18



16




18



16




18



Общее количество часов на аудиторные занятия


34


34


34



Формы занятий: игра, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, наблюдение, анализ, работа с раздаточным материалом, презентации.


Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов – это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, педагог незаметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.


Большинство занятий строятся в рамках технологии «самостоятельного открытия детьми нового знания»:

1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей.

2-й этап – мотивационная игра.

3-й этап – затруднение в игровой ситуации и поиск выхода из затруднения (открытие новых знаний).

4-й этап - самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях.

5-й этап – повторение и развивающие задания. 6-й этап – итог занятия.

При организации занятия следует учитывать необходимость постоянного многократного чередования следующих этапов:

- актуализация имеющихся у детей знаний (учитель задает вопрос по теме и выслушивает ответы детей, оценивая их знания);

-совместное открытие знаний (задавая наводящие вопросы, учитель корректирует знания детей, при этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем);

-закрепление новых знаний в игре (обсудив тему, дети под руководством воспитателя вовлекаются в имитационную игру, разыгрывая ситуации, и закрепляя тем самым полученные ими знания);

- подведение итога (дети вместе с учителем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового).


Методические рекомендации

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Дети четырех-пятилетнего возраста уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре.

Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е. при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Поэтому важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.

Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.

Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления жизни. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Поскольку жизненный опыт ребёнка невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.

первая цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Вторая цель – обеспечить развитие дошкольника.

Можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению:

линия формирования произвольного поведения,

линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности,

линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого или других)

и линия мотивационной готовности.

Третья цель – знакомство с родным языком.

Специфика преподавания любого предмета для 4-7летних детей определяется тремя важнейшими ограничениями: · дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записями в тетрадях и на доске; · личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением; · рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном

состоянии. Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Используется пиктографический метод представления учебного материала. Пиктограмма - это ребус, т.е. игра. Но при помощи такой игры возможно научить ребят воспринимать и «прочитывать» задание , сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос. Это же ограничение выдвигает важнейшую образовательную задачу обучения дошкольников. Это, безусловно, знакомство с родным языком и развитие речи. Они дают главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека. Необходимо помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Это: исподволь воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а это важнейшие элементы общей культуры, и научной культуры в особенности, в свою очередь, готовят их к будущему освоению научного языка; · представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые прежде всего опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов. Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка.

Методика проведения занятий по курсу окружающего мира для дошкольников

Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о

явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это наиважнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. В процессе занятий ориентация идёт на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития, с другой - соответствовать его уровню развития.


Особенности методики обучения

Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы. Основным видом деятельности по- прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее. Особый смысл приобретает учебная деятельность, так как дети готовятся к школе и этот переход не должен быть резким. Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.

В целом, работа с дошкольниками по данной программе поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности.


Учебный план

Учебный план является нормативным актом, устанавливающим объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность проводятся по подгруппам до 10 человек и организуются за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Регламентируется расписанием занятий и учебно-тематическим планом дополнительного образования. По продолжительности занятия не более 30 минут.  Данная программа рассчитана на 34 занятия, и в ее основу заложен принцип развивающего обучения.

1 год обучения (4-5 лет)


Тема занятия

Количество часов

1.

Раздел 1. Животные.


Домашние звери (кони, коровы, бараны, что они дают человеку)

1

2.

Наши питомцы (кошки и собаки)

1

3.

Домашние птицы (гуси, куры, утки, уход питание)

1

4.

Детеныши домашних животных.

1

5.

Дикие звери. (кто живет в наших лесах)

1

6.

Детеныши диких зверей.

1

7.

Кто зимой спит?

1

8.

Кто видит ночью, лучше чем днем?

1

9.

Хищники леса.

1

10.

Санитары леса.

1

11.

Кто живет в зоопарке? (звери)

1

12.

Кто живет в зоопарке? (птицы)

1

13.

Знакомство с птицами леса.

1

14.

Как звери готовятся к зиме

1

15.

Как помочь птицам зимой.

1

16.

Стайка снегирей на ветвях рябины

1

17.

Раздел 2. Растения.


Чем отличаются деревья от кустарников?

1

18.

Что происходит с деревьями зимой.

1

19.

Откуда хлеб пришел?

1

20.

Что вырастет из семечки?

1

21.

Как мы заботимся о природе

1

22.

Природа дарит чудеса.

1

23.

Первые цветы нашего палисадника весной

1

24.

Ягоды которые растут у нас дома

1

25.

Ягоды леса

1

26.

Овощи (наш огород)

1

27.

Фрукты

1

28.

Раздел 3. Всё обо всём.

Приготовление пищи. Правильное питание.

1

29.

Дружба.

1

30.

Почему нужно уступать?

1

31.

Какой бывает семейный отдых?

1

32.

Моя страна Россия

1

33.

Виды транспорта.

1

34.

Знакомство с улицей.

1

Итого часов:

34



2 год обучения (5-6 лет)

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое земля?

1

2.

Луна и Солнце

1

3.

Какая бывает погода?(дождь, ветер, гром и молния, солнце, облака)

1

4.

Радуга. Народные приметы.

1

5.

Реки и озера.

1

6.

Моря. Жизнь под водой.

1

7.

Цветущие растения.

1

8.

Жизнь деревьев.

1

9.

Дары леса осенью. Грибы (съедобные, несъедобные)

1

10.

Насекомые. Откуда берутся бабочки.

1

11.

Знакомство с декоративными птицами.

1

12.

Животные жарких стран.

1

13.

Гиганты среди животных

1

14.

Кто живет в пустыне?

1

15.

Кто живет высоко в горах?

1

16.

Способы выживания у животных. Как стать невидимым?

1

17.

Зимовье зверей. Как человек может помочь животным и птицам пережить зиму.

1

18.

Зимние забавы. Мы лепим снеговика.

1

19.

Мир комнатных растений.

1

20.

Ремесла

1

21.

Летательные аппараты

1

22.

В здоровом теле - здоровый дух.

1

23.

Виды спорта

1

24.

У природы нет плохой погоды.

1

25.

Беседа о правилах дорожного движения.

1

26.

Зачем нужны дорожные знаки.

1

27.

Расскажи о любимых предметах

1

28.

Какие бывают инструменты?

1

29.

Путешествие в прошлое одежды.

1

30.

Столица России Москва.

1

31.

Родной край.

1

32.

Огонь. Соблюдение правил пожарной безопасности

1

33.

В гости к хозяйке луга.

1

34.

Летние виды отдыха.

1

Итого часов:

34



3 год обучения (6-7 лет)

Тема занятия

Количество часов

1.

Помощники в путешествии: глобус и карта

1

2.

Насекомые и паукообразные

1

3.

Мир пресмыкающихся (змеи, черепахи, крокодилы)

1

4.

Самые маленькие птицы.

1

5.

Птицы которые не летают.

1

6.

Символ Австралии кенгуру и коала.

1

7.

Путешествие на Северный полюс

1

8.

Путешествие в Африку

1

9.

Путешествие в Австралию

1

10.

Динозавры гиганты.

1

11.

Летающие динозавры.

1

12.

Ядовитые животные.

1

13.

Обитатели морей и океанов.

1

14.

Пресноводные рыбы.

1

15.

«У бабушки в деревне». Обитатели скотного двора. Обитатели птичника.

1

16.

Животные красной книги

1

17.

Человек: эмоции и настроение. «Какие мы?»

1

18.

Продукты питания: полезные и вредные.

1

19.

Органы чувств человека.

1

20.

Театры и музеи

1

21.

Самые высокие горы

1

22.

Как вести себя в лесу.

1

23.

Бывают ли растения-хищники

1

24.

Волшебные слова

1

25.

Охранять природу - значит охранять мир

1

26.

Самые-самые: удивительные факты

1

27.

Хоровод национальностей

1

28.

Ягодная азбука

1

29.

Почему вулкан назван вулканом и отчего он "огнём дышит?"

1

30.

Любимые виды спорта

1

31.

Виды искусства (живопись, скульптура, лепка из глины…)

1

32.

Время. Почему происходит смена дня и ночи?

1

33.

Воздух и вода

1

34.

Просвещение. Почему надо учиться?

1

Итого часов:

34



Список используемой литературы


Пособие по программе «Я узнаю окружающий мир 4-6 лет» М. Издательство «Экзмен», 2015 г.

2.Светлова И.А. «Повышаем интеллект и эрудицию» «ЭКСМО - пресс» - 2015 г.

Энциклопедия для малышей «Я познаю мир» М. «РОСМЭН» 2007г.

Карпухина Н.А. «Знакомство с окружающим миром» .М., 2008г.

Машкова А.А. «Ребёнок и окружающий мир» ИТД «Корифей», М., 2008г.

Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» ТЦ «Учитель», М., 2006г.

Шалаева Г.В. «Весёлые уроки» ООО «Издательство «ЭКСМО» 2007г.

Кузьмин С.А. «Время и календарь» издательство «Книжный дом» 2004г.

Волчкова В.Н., СтепановаН.В., «Познавательное развитие» Волгоград, 2014г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.