Дополнительная общеразвивающая программа «Юные туристята» (1–4 класс)
Содержание
- Пояснительная записка
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Объем программы
2.2. Содержание программы
2.3. Планируемые результаты
- Комплекс организационно - педагогических условий
3.1. Учебно-тематический план
3.2. Оценочные материалы
3.2.1.Виды контроля входящие в комплект контрольно-измерительных материалов
3.2.2.Уровни усвоения дополнительных общеразвивающих программ
3.3. Методические материалы
3.4. Дидактические материалы
3.5. Педагогические принципы программы
3.6. Форма организации образовательного процесса
3.7. Виды занятий
3.8. Педагогические технологии
3.9. Алгоритм учебного занятия
- Иные компоненты
4.1. Условия реализации программы
4.2. Список литературы
- Список приложений
- . Приложение 1. Комплект контрольно-измерительных материалов
5.2. Приложение 2. Методические материалы
5.2.1.«Весёлый поход»
- Комбинированное занятие по теме: «Генеалогическое древо»
- Занятие – игра по теме: «Что? Где? Когда?»
5.3. Приложение 3. Фотоотчёт
- Пояснительная записка.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Юные туристята» разработана с учетом:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года№17-26-р),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановления «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 года № 41;
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 30. 12. 2015 №1493 (ред. от 20.11.2018)
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
- Устава МКУ ДО ЦДО УКМО;
- Лицензии МКУ ДО ЦДО УКМО на образовательную деятельность;
- Программы развития МКУ ДО ЦДО УКМО на 2016 – 2021гг.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юные туристята» разработана на основе авторской программы Е.В. Чинаевой «Любимый край родной».
Направленность (профиль) программы: туристическо - краеведческая. Уровень сложности программы: вводный
Актуальность программы: согласно Концепции развития дополнительного образования воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Реализация программы «Юные туристята» поможет в достижении цели по «...укреплению чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколения россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью…» (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 30. 12. 2015 №1493 (ред. от 20.11.2018).
Программа подготовлена согласно социальному заказу родителей и обучающихся. Актуальность изучения истории семьи, своей родословной возрастает. Профессор А.И. Антонов, анализирует: «Только семья спасёт Россию от вымирания, мы разорвали связь поколений. Наступил перерыв в преемственности, в исторической памяти. Мы создали поколение людей, которые не помнят, не знают своего прошлого».
С отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке начинается отношение к Родине. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач.
Отличительные особенности программы состоят в её практической значимости - вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка младшего школьного возраста, на его познавательную деятельность.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7 - 10 лет.
Срок освоения программы - 1 год, 72 недели, 9 месяцев.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: периодичность и продолжительность занятий в неделю в соответствии с СанПиН 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями 10 минут, продолжительность занятий – 40 минут.
Цель и задачи программы:
Цель: формирование у обучающихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор, повышать уровень краеведческих знаний обучающихся;
- прививать обучающимся начальные туристские знания, умения и навыки
Развивающие:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
- укреплять психическое и физическое здоровье обучающихся.
Воспитательные:
- формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому, художественного вкуса и любви к прекрасному;
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
II. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1. Объем программы: 72 часа.
2.2. Содержание программы
№ п/п | Название раздела и тем | Основные узловые моменты |
1 | Раздел I. «С чего начинается Родина?» (32 часа) | |
1.1 | Вводное занятие | Информация о работе детского объединения, цели, задачи, содержание работы. Организация занятий. Анкетирование. Правила поведения и меры безопасности во время занятий. Определение понятий туризм (прогулки, экскурсии) и краеведение. Их значение для оздоровления организма человека, познания окружающего мира. |
1.2 | Я – россиянин | Интеллектуальная игра с целью проверки знаний обучающихся о своей стране – России, о родном городе Усть-Куте. |
1.3 | Путешествие по реке времени | Рассказ о жизни древних людей. Просмотр мультфильма «Древний человек». История развития жилища. Практическая работа: рисование жилища для домовёнка Кузи из разных исторических эпох, исследовательская деятельность (как менялись жилища и почему). |
1.4 | Возникновение родного Усть-Кута | История возникновения родного города. Практическая работа: разучивание стихотворений о городе Усть-Куте. |
1.5 | Герб нашего города | Знакомство с геральдикой. Практическая работа: изготовление герба Усть-Кута в технике пластилинография. |
1.6 | Путешествие по городу | Экскурсия в детскую библиотеку для знакомства с достопримечательностями родного города. |
1.7 | Памятники города Усть-Кута | Виртуальная экскурсия по памятным историческим местам города. Практическая работа: игра в домино - «Памятники города Усть-Кута» |
1.8 | Мой край на карте родины | Географическое положение, размеры территории и границы Иркутской области. Географическая карта области. Практическая работа: работа с картой Иркутской области. |
1.9 | Наши водные богатства. | Легенда о происхождении названий рек Лены и Куты. История, факты и цифры. Флора. Фауна. Значение Осетровского порта для значения страны. Практическая работа: закрепление полученных знаний в игре «Сибирячок». |
1.10 | Заповедник «Ленские столбы». | Географическое положение заповедника. История его возникновение. Флора. Фауна. Климат. |
1.11 | Экологические проблемы. | Экологические проблемы Иркутской области. Практическая работа: изготовление плаката «Люди, берегите водоёмы!» |
1.12 | В гости к деду Природоведу | Знакомство с Красной книгой Иркутской области. Практическая работа: изготовление «Красной книги Иркутской области». |
1.13 | Экологические сказки | Виды сказок, правила создания книг. Чтение и обсуждение экологических сказок. Практическая работа: написание своей экологической сказки, рисование иллюстрации к ней. |
1.14 | Знакомство с поэзией земляков | Экскурсия в детскую библиотеку с целью знакомства с поэзией земляков. |
1.15 | Что в имени моём? | Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка, с миром имён, их значением, своеобразием, с историей возникновения. Общее понятие о народных традициях, праздниках (именинах). Практическая работа: рисование автопортрета. |
1.16 | Вся семья вместе - так душа на месте | Общее представление о семье, знакомство с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо». Родственники и свойственники. Рассказ обучающихся о своей семье. Практическая работа: коллективная работа по изготовлению «Генеалогического древа» выдуманной семьи. |
1.17 | Генеалогическое древо | Представление обучающимися «Семейного древа» своей семьи. |
1.18 | Герои нашего времени | Экскурсия в музей народного образования имени Маркова Нектария Константиновича для знакомства с жизнью земляков в разные исторические периоды. |
1.19 | Интеллектуальная игра | Занятие – игра «Что? Где? Когда?» для проверки знаний по I разделу программы: «С чего начинается Родина?». |
2 | Раздел II. «Россия – моя страна!» (16 часов) | |
2.1 | Путешествие в страну Геральдика | Государственная символика РФ, её происхождение, назначение, символическое значение цвета и образов в ней. Президент России. Практическая работа: разучивание гимна России. |
2.2 | Наша Родина - Россия | Образ Родины, представление о России как о родной стране. Практическая работа: разучивание поговорок и пословиц о Родине. |
2.3 | Географическая карта России | Географическая карта, богатства России. Практическая работа: работа с картой. |
2.4 | Население России | Многонациональный состав населения России, жизнь, традиции, особенности культуры. Практическая работа: изготовление папки самоделка детских работ «Народное творчество» |
2.5 | «Россия – как много в этом звуке…» | Россия в произведениях поэтов и писателей. Чтение стихотворений и произведений о Родине. |
2.6 | Главный город нашей страны | Столица России – Москва. История её возникновения, достопримечательности. Практическая работа: граттаж пластилином «Салют над кремлём». |
2.7 | В гостях у Лесовичка | Флора и фауна. Красная книга России. Практическая работа: рисование животных по выбору детей. |
2.8 | Народная культура и традиции | Разные виды народного декоративно – прикладного искусства (о некоторых художественных ремёслах, материалах и инструментах, которыми пользуются мастера). Практическая работа: доделать папку «Народное творчество» |
3 | Раздел III. «Туристята» (24 часа) | |
3.1 | Туризм | Беседа о туризме, его значении для человека. Типы, виды, формы туризма. |
3.2 | Основы туристкой подготовки | Туристские путешествия, история развития туризма. Основные определения. Техника безопасности и правила поведения в туристских походах (прогулках, экскурсиях). Знакомство со спальным мешком. Практическая работа: складывание спального мешка. |
3.3 | Основы гигиены, первая доврачебная помощь | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Походная медицинская аптечка. Первая доврачебная помощь пострадавшему. Практическая работа: оказание первой помощи пострадавшему. |
3.4 | Туристское снаряжение | Групповое, личное, специальное снаряжение туристов. Требования к снаряжению: лёгкость, прочность и его ремонт, удобство в пользовании. Правила укладки рюкзака. Практическая работа: складывание рюкзака. |
3.5 | Туристский быт, обеспечение безопасности | Место расположения бивуака, привала, планировка лагеря, противопожарные меры, питание в походе. Виды палаток. Практическая работа: зарисовка схемы расположения лагеря, установка палатки. |
3.6 | Топографическая карта | Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Практическая работа: зарисовка топографической карты. |
3.7 | Топография и ориентирование | Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Устройство компаса. Пользование компасом. Практическая работа: ориентирование по карте и компасу. |
3.8 | Ориентирование на местности | Измерение расстояний. Способы ориентирования. Определение сторон горизонта по местным признакам, солнцу, звёздам. Практическая работа: Измерение своего среднего шага. Тренировка глазомера. |
3.9 | Весёлый поход | Повторение правил поведения в природе. Просмотр «Сказки о нерадивых туристах». Туристские соревнования по станциям. |
3.10 | Юные туристята | Викторина. Подвести итог работы «В весёлом кругу». |
- Планируемые результаты
В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать:
- символику города, страны;
- социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города;
- иметь представление о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях.
- правила безопасности поведения в природе и на улице города;
- президента, правительство России; войнов-защитников Отечества, ветеранов Великой Отечественной войны;
- историю своего населенного пункта, района, края и их основные достопримечательности;
- об охране природы, о заповедниках, заказниках, Красной книге;
- условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания, лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения.
- условия обитания и приспособления к ним животных, обитателей местной фауны – лисица, волк, заяц, белка; некоторые особенности поведения и образа жизни животных их разнообразие;
- сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества;
- основы безопасности при проведении занятий и туристско-краеведческих мероприятий;
- туристское личное и групповое снаряжение, правила его эксплуатации;
- действия участников соревнований и походов.
Уметь:
- узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них;
- работать с картой (географическое расположение России, Москвы, Иркутской области, города Усть – Кута);
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
- работать с историческими документами;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством педагога;
- рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей, стихотворения о своём городе, о стране, о природе…
- посещать музеи и другие культурные учреждения города;
- преодолевать несложные естественные препятствия;
- пользоваться туристическим снаряжением, составлять список личного снаряжения в зависимости от сезона;
- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности;
- давать общую характеристику края;
- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты и компаса;
- обустраивать туристскую стоянку и убирать ее;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему.
В процессе обучения у обучающихся будут сформированы общеучебные умения и личностные качества - зрительная, слуховая и моторная память, устойчивость внимания, наблюдательность, любознательность, дружелюбие, умение работать в группе, радоваться своим успехам и успехам товарищей, слушать и слышать друг друга, передвигаться в составе группы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД - формирование умения на основе анализа делать выводы и извлекать информацию из видеофильма, текста, иллюстраций; обобщать и классифицировать по признакам; определять, как организмы приспосабливаются к естественному местообитанию; прогнозировать меры по сохранению и улучшению экологического состояния.
Регулятивные УУД - формирование умения определять цель деятельности на занятии; планировать свою деятельность и оценивать свою деятельность и проводить рефлексию.
Личностные УУД - формирование умения развивать задачи самоопределения; стремиться к приобретению новых знаний и умений и оценивать свои и чужие поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Коммуникативные УУД - формирование умения слушать и понимать других; излагать свои мысли в устной форме; сотрудничать в поиске, сборе
и обработке информации.
III. Комплекс организационно- педагогических условий.
3.1.Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практи ка | ||||
1 | Раздел I. «С чего начинается Родина?» | 32 | 12,5 | 19,5 | - | - |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированные занятие | - |
1.2 | Я – россиянин | 1 | 0,5 | 0,5 | Интеллектуальная игра | «Я – россиянин» |
1.3 | Путешествие по реке времени | 2 | 1 | 1 | Занятия - путешествие | - |
1.4 | История возникновения родного Усть –Кута | 2 | 1 | 1 | Занятия - путешествие | - |
1.5 | Герб нашего города | 2 | 1 | 1 | Практические занятия | - |
1.6 | Путешествие по городу | 2 | 0,5 | 1,5 | Экскурсия | - |
1.7 | Памятники города Усть-Кута | 2 | 1 | 1 | Виртуальная экскурсия | - |
1.8 | Мой край на карте родины | 2 | 1 | 1 | Комбинированные занятия | - |
1.9 | Наши водные богатства. | 2 | 1 | 1 | Занятия - путешествие | - |
1.10 | Заповедник «Ленские столбы». | 2 | 1 | 1 | Комбинированные занятия | - |
1.11 | Экологические проблемы. | 2 | - | 2 | Практические занятия | |
1.12 | В гости к деду Природоведу | 1 | 0,5 | 0,5 | Занятие - путешествие | - |
1.13 | Экологические сказки | 2 | 0,5 | 1,5 | Комбинированные занятия | - |
1.14 | Знакомство с поэзией земляков | 2 | - | 2 | Литературная гостиная | - |
1.15 | Что в имени моём? | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа | - |
1.16 | Вся семья вместе - так душа на месте | 2 | 1 | 1 | Комбинированные занятия | - |
1.17 | Генеалогическое древо | 2 | 1 | 1 | Занятие – диалог. Практическое занятие. | Выставка рисунков «Древо моей семьи» |
1.18 | Герои нашего времени | 1 | 0,5 | 0,5 | Комбинированное занятие | - |
1.19 | Интеллектуальная игра | 1 | - | 1 | Занятия – игра | - |
2 | Раздел II. «Россия – моя страна!» | 16 | 5 | 11 | - | - |
2.1 | Путешествие в страну «Геральдика» | 2 | 1 | 1 | Занятия - путешествие | - |
2.2 | Наша Родина – Россия | 2 | 1 | 1 | Занятие –соревнование | - |
2.3 | Географическая карта России | 2 | - | 2 | Занятия - путешествие | |
2.4 | Население России | 2 | 1 | 1 | Комбинированные занятия | - |
2.5 | «Россия – как много в этом звуке…» | 2 | 1 | 1 | Литературная гостиная | - |
2.6 | Главный город нашей страны | 2 | 1 | 1 | Занятие – диалог. Практическая работа | Выставка работ «Спасская башня Кремля» |
2.7 | В гостях у Лесовичка | 2 | - | 2 | Занятия - соревнование | - |
2.8 | Народная культура и традиции | 2 | - | 2 | Творческая мастерская | - |
3 | Раздел III. «Юные туристята» | 24 | 6,5 | 17,5 | - | - |
3.1 | Туризм | 2 | 1,5 | 0,5 | Комбинированные занятия | - |
3.2 | Основы туристкой подготовки | 2 | 1 | 1 | Комбинированные занятия | - |
3.3 | Основы гигиены, первая доврачебная помощь | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, Практические занятия | - |
3.4 | Туристское снаряжение | 2 | 0,5 | 1,5 | Занятия - игра | - |
3.5 | Туристский быт, обеспечение безопасности | 2 | 0,5 | 1,5 | Занятия - путешествие | - |
3.6 | Топографическая 5карта | 2 | 1 | 1 | Комбинированные занятия | - |
3.7 | Топография и ориентирование | 2 | 1 | 1 | Комбинированные занятия | - |
3.8 | Ориентирование на местности | 3 | 0,5 | 2,5 | Игра - путешествие | - |
3.9 | Весёлый поход | 3 | - | 3 | Занятия - соревнования | Соревнование «Весёлый поход» |
3.10 | Юные туристята | 2 | - | 2 | Игра - викторина | - |
Итого: | 72 | 24 | 48 | - | - |
3.2. Оценочные материалы.
3.2.1 Виды контроля, входящие в комплект контрольно-измерительных материалов.
Входной контроль. Интеллектуальная игра «Я – россиянин».
Текущий контроль проводится в форме выставок - рисунков «Древо моей семьи», работ «Спасская башня Кремля».
Итоговая аттестация проводится в форме соревнования «Весёлый поход». Каждый вид контроля оценивается по зачетной системе, соответственно указанным критериям в приложении №1.
3.2.2. Уровни усвоения дополнительных общеразвивающих программ
Для определения уровня освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ (ДОП) принимается следующая система оценивания:
недостаточный уровень (Н) - обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой; избегает употреблять специальные термины; овладел менее чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных программой;
средний обязательный уровень (СО) - объем усвоенных обучающимся знаний составляет более 1/2 объема знаний, предусмотренных программой; обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой; овладел более чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных программой;
средний продвинутый уровень (СП) - обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях на уровнях ОО, района, области;
высокий творческий уровень (ВТ) - обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; является участником и победителем в конкурсах/соревнованиях на Российском, международном уровнях; проявляет высокую творческую активность в объединении, в мероприятиях МКУ ДО ЦДО УКМО.
Уровни усвоения дополнительных общеразвивающих программ определяются по итоговой аттестации обучающихся и оформляются в бланке Протокола.
По окончанию срока обучения, обучающемуся вручается документ о дополнительном образовании - сертификат.
- Методические материалы
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение);
- наглядный (показ видеофильмов, презентаций, показ иллюстраций, фотографий, репродукций);
- практический (воспроизводящие и творческие задания: викторины, тесты, кроссворды, составление презентаций, освоение материала в игровой форме, театрализации);
- посещение музея МКУ ДО ЦДО УКМО, экскурсии, для повышения общего уровня развития и кругозора обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
- Дидактические материалы
Дидактические игры: «Виды ДПИ», «Соотнеси и назови», «Угадай вид декоративно прикладного искусства», «Подбери и назови», «Угадай и дорисуй», «Какой росписи животное?», «Какой росписи птица?», «Собери натюрморт», «Россия – Родина моя», «Я и моя семья», практического занятия «Генеалогическое древо», «Знаю все профессии», «Кто трудится в родном городе?», «Кто, кто в нашем краю живёт?», «Подбери одежду для Иванушки и Алёнушки», «Моя любовь — Россия», «Календарь листай – праздники запоминай!», «Дом, дом, открой свою тайну!», «Аптека Айболита», «Кто чем питается», «Прогулка в лес».
Физминутки: «Для начала мы с тобой», «Дует ветер с высоты», «Вышел зайчик», «Этот пальчик…», «Мы с первым пальцем – малышком..», «На берёзу галка села», «Мальчик с пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре» и т.д.
3.5. Педагогические принципы программы
- Доступность предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность – один из важных принципов программы, на основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Природосообразность предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей обучающихся, самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка.
- Культуросообразность предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс.
- Вариативность обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
- Форма организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Виды занятий: комбинированное, практическое, занятие-путешествие, игра-викторина, виртуальная экскурсия, занятие-беседа, занятие-игра, занятие-соревнование, игра-путешествие, игра-соревнование, творческая мастерская, литературная гостиная.
- Педагогические технологии: игровой деятельности, развивающего обучения, коллективного взаимообучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая.
- Алгоритм учебного занятия: организационный момент, повторение пройденного материала, новый материал, закрепление, практическая работа, рефлексия.
IV. Иные компоненты
4.1. Условия реализации программы
- Групповая комната (доска, столы, стулья, художественные принадлежности).
- Наглядные пособия: Дымковская барышня, матрёшки, деревянная ложка, куклы – пеленашки, игрушки: медведь, обезьянка, овечка.
- Современные средства ТСО (компьютер, проектор и т.д.).
- Фотоальбомы: «Памятники Усть – Кута», «Москва – столица нашей Родины».
- Аудиозаписи композиторов М. И. Глинка, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, И.Дунаевского, Е.Образцовой…
- Карта России, Иркутской области.
- Символика России, города Усть-Кута.
- Наборы картинок: «Ягоды», «Овощи», «Расти здоровым», «Дикие животные», «Птицы», «Золотая Хохлома», «Матрёшки», «Крестьянские дети», «Пещера, изба, дом…», «Красная книга Иркутской области», «Портреты», «Виды ДПИ», «Масленица».
- Информационные ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/03/23/formirovanie-osnov-kraevedeniya-kray-rodnoy-navek;
- http://lesdou9.narod.ru/doc/dou_9_kraevedcheskaja_programma.pdf;
- https://multiurok.ru/files/proghramma-znatoki-rodnogho-kraia.html;
- https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-kraevedeniyu-yunie-kraevedi-dlya-detey-let-2053277.html;
- http://dubrk.karelia.ru/files/330.pdf;
- https://ecobloger.ru/krasnaya-kniga-irkutskoj-oblasti/;
- http://irkipedia.ru/content/krasnaya_kniga_irkutskoy_oblasti;
- https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/863-stikhi-pro-gorod-ust-kut.html;
- https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnoe-zanjatie-simvolika-rosi-irkutskoi-oblasti-i-goroda-ust-kuta.html;
- https://detskiychas.ru/proverbs/poslovitsy_o_rodine;
- https://www.maam.ru/detskijsad/tema-igraja-uchim-i-zapominaem.html;
- https://kirsanova-ig-egords6.edumsko.ru/folders/post/1051923;
- https://www.stihi.ru/2014/03/13/128;
- https://aromatyschastya.ru/stixi-o-seme; https://infourok.ru/kartoteka-fizminutok-na-temu-semya-3223809.html;
- https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/;
- история Усть-Кута в памятниках - https://yandex.ru/video/search?text=смотреть%20рассказ%20возникновение%20города%20усть-кута&path=wizard&noreask=1;
- электронные презентации: «Памятники Усть – Кута», «Красная книга Иркутской области», «Правила поведения в лесу», «Правила поведения на природе», «Москва – столица нашей Родины», «Достопримечательности России».
- Список литературы
Нормативные правовые документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». – [Электронный ресурс] /http://docs.cntd.ru/document/420331948 (Дата обращения 29.03.2016 г.).
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 30. 12. 2015 № 1493 (ред. от 20.11.2018)
- Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. –2015. – №15. – С. 567-572.
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. [Электронный ресурс] – http://dopedu.ru/metodopit.html
- Устав МКУ ДО ЦДО УКМО;
- Лицензия МКУ ДО ЦДО УКМО на образовательную деятельность;
- Программа развития МКУ ДО ЦДО УКМО на 2016 – 2021гг.
Литература для педагога:
- Гамаль Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации поизучению государственной символики / Е. В. Гамаль. – СПб.: Полиграфуслуги, 2015. – 64 с.
- Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 4-14. - (Социально-коммуникативное развитие)
- Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Москва: Издательство Скрипторий, 2014. – 109с.
- Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 300 с.
- Красная книга Иркутской области. - Иркутск: Время странствий, 2010.
- Красная книга Российской Федерации – Москва, 2017.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А. Я. Ветохина и др.]. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2020. - 190, [1] с.
- Панченко Л. // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 34-35. - (Социально-коммуникативное развитие) (Расскажем детям о войне).
Приложение № 1 Комплект контрольно-измерительных материалов
Входной контроль
5.1.1.Интеллектуальная игра.
Цель: выявить знания обучающихся о родной стране – России, родном городе.
Интеллектуальная игра «Я – россиянин».
2 команды.
Разминка «Закончи предложения»
- Наша страна называется… (Россия).
- Граждане России называются… (россияне).
- Столица России - город…(Москва).
- Кто президент в России… (Путин).
- Какие три названия есть у нашего города…(Усть–Кут, Лена, Осетрово).
- Кто был основателем нашего города…(Иван Галкин)
- Какой документ имеет гражданин России… (паспорт).
- Что такое государственный гимн?
Государственные символы
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
- Выбрать флаг и герб России из похожих флагов и гербов других стран и объяснить свой выбор.
- Что изображено на нашем гербе?
(Золотой двуглавый орел, со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)
- Выбрать флаг и герб Усть-Кута Иркутской области.
Художественный конкурс
А теперь вспомним, как выглядит герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Я приглашаю по одному игроку от каждой команды пройти к столам. Игроки получают секретное задание. Команда должна отгадать, что нарисовал игрок. (Дети рисуют флаг России, команды отгадывают)
Народы России
Назвать народы, живущие в России.
Коренные народы Иркутской области
Назвать коренные народы Иркутской области.
Гимн России
Исполнить первый куплет гимна.
Объясни пословицы
Всякому мила - своя сторона.
Москва - сердце России.
Человек без родины - соловей без песни.
Жить - Родине служить.
Критерии оценки: для получения «зачет» необходимо прохождение всех этапов игры.
Текущий контроль
Выставка рисунков «Древо моей семьи»
Цель: выявить знания обучающихся по разделу «С чего начинается Родина?»
Критерии оценки: эстетика оформления (1 балл); алгоритм /техника изготовления работы (2 балла); оригинальность защиты/представления
работы (3 балла). Для получения «зачет» необходимо набрать не менее 4 баллов.
Текущий контроль
Выставка работ «Спасская башня Кремля» в технике граттаж пластилином.
Цель: выявить знание обучающихся по теме «Главный город нашей страны!».
Критерии оценки: эстетика оформления (1 балл); алгоритм /техника
изготовления работы (2 балла); оригинальность защиты/представления
работы (3 балла). Для получения «зачет» необходимо набрать не менее 4 баллов
Итоговый контроль:
Занятие - соревнование
Цель: подвести итоги по программе «Юные туристята».
Соревнование «Весёлый поход»
Цель: прививать и воспитывать любовь к родному краю, пробуждать интерес к природе.
Задачи: выяснить, что знают дети о туристах; способствовать укреплению дружбы, стимулировать общение детей друг с другом; воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование: туалетная бумага, лесной эликсир, аксессуары для переодевания, медали.
Подготовка: выбор жюри и лесной феи из родителей, фее заранее переодеться.
Форма проведения: игра - соревнование.
Ход мероприятия
1. Организационный момент:
Педагог дополнительного образования: мы с вами в походе. Мы туристы. А кто такие туристы? (Предположения детей). Турист – это человек, который совершает поездку или поход за пределы территории своего постоянного проживания.
Сегодня вы станете настоящими туристами. Представляю наше жюри из трёх родителей (представить), они будут контролировать нашу игру - соревнование и подводить итоги выполненных заданий.
Презентация «Как подготовится к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию?».
2. Основная часть:
Повторение правил поведения в природе.
- Задание: вспомнить правила поведения в природе, для этого по очереди (по кругу) их назовите.
Примеры:
- Нельзя пробовать незнакомые растения, они могут быть ядовитыми.
- Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.
- Нельзя рвать цветы в больших количествах.
- Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.
- Нельзя купаться, если водоем незнаком — там могут быть воронки и глубокие места, осколки стекла, камни и коряги на дне.
- Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.
- Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.
- Нельзя ловить бабочек, жуков и других мелких обитателей леса.
2. Деление на две команды. Приветствие (название команды, девиз).
3. Разминка
Задание: командам надо назвать как можно больше слов, связанных с туризмом. Какая из команд сказала последнее слово, та и выиграла, получает один балл.
4. Точный глазомер
Педагог дополнительного образования: туристы точно умеют определять расстояние до встречающихся на их пути деревьев, домов, холмов, и т.д. Узнаем, как это умеете делать вы. Предлагаю на глаз определить, сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз» и один балл.
5. Самые наблюдательные
Педагог дополнительного образования: в походе надо быть наблюдательным, уметь ориентироваться на местности, попробуем обследовать место и нашего похода. Для этого за 5 минут и найти вы должны описать всё то, что уведите. Команда, более точно описавшая местность, получает 1 балл и звание «Самые наблюдательные».
6. Лучший костровой
Педагог дополнительного образования: туристы обязательно должны уметь разводить костер, но помните, детям в походах разводят костёр родители. Сегодня вы поучитесь собирать костер. Вы должны найти на территории сухие палочки, поленья и сложить конструкцию костра (по инструкции). Команда, более точно сложившая костёр, получает 1 балл и звание «Лучший костровой».
7. Знатоки животных
Педагог дополнительного образования: иногда туристы путешествуют в поиске разных животных. В ходе этой игры узнаем, каких животных знаете вы. С помощью пантомимы изобразить любое животное.
Команда, которая назовёт всех животных правильно, получает один балл и звание «Знатоки животных».
8. Самые сильные
Педагог дополнительного образования: туристы спортивны, сильные физически, т.к. на их пути могут встречаться трудности и препятствия. Сегодня мы проверим вашу готовность к трудностям. Перетягивание каната.
Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз, она получает 1 балл и звание «Самые сильные».
9. Первая помощь пострадавшему
Педагог дополнительного образования: в походах иногда случаются травмы, и надо уметь помогать пострадавшему. Устроим веселую медицинскую эстафету. Представим, что у одного участника сломана нога. Вам необходимо оказать первую помощь и донести отмеченного места. Обежать вокруг него и вернуться к своей команде, пересаживая «пострадавшего» на следующие «носилки». Выигрывает команда быстрее доставившая «пострадавшего», она получает 1 балл и звание «Самые ловкие».
10. Быстрый собиратель
Педагог дополнительного образования: туристы в лесу умеют быстро находить ягоды, грибы, лекарственные растения, а вы будете учиться собирать шишки на время (собрать 15 шишек). Выигрывает команда быстрее собравшая шишки, она получает 1 балл и звание «Быстрый собиратель».
11. Шишечная фантазия
Педагог дополнительного образования: из собранных шишек надо выложить фигуру. Выигрывает команда, выложившая из шишек красивую фигуру, команда получает 1 балл и звание «Фантазёры».
12. Самый быстрый
Педагог дополнительного образования: на скорость разобрать и лечь в спальный мешок, а потом правильно собрать его.
Педагог дополнительного образования: я, владычица лесная, в этот знаменательный день посвящаю вас в туристы и повелеваю: испить этот лесной эликсир туриста, что бы быть дружными, собранными туристами, не вредить природе. Ритуал посвящения начать!»
После этого каждый «посвящаемый» получает по ложке «лесного эликсира».
Практическая работа: конкурс рисунков «Наш поход».
III. Подведение итогов.
Педагог дополнительного образования: игра закончилась, жюри подвело итоги и назовёт нам победителей нашего соревнования.
Слово жюри. Награждение победителей.
Информационные ресурсы:
Критерии оценки: для получения «зачет» необходимо прохождение всех этапов соревнования.
Приложение № 2 Методические материалы
5.2.1.Комбинированное занятие по теме: «Генеалогическое древо»
Цель: формирование общих представлений о семье, знакомство с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».
Задачи:
- познакомить детей с генеалогическим древом, (родословной), закреплять знания о родственных связях, расширять знания о ближнем окружении;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, связную и диалогическую речь;
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Словарная работа: генеалогическое древо, родословная.
Материалы и оборудование: «Генеалогические древа» выполненные совместно детьми с родителями, 2 ватмана с нарисованными деревьями, художественные принадлежности, клей карандаш, овалы из белого картона для портретов на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
1. Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»
2. Рассматривание иллюстрации картины Василия Перова «Тройка» и семейных фотографий
3. Продуктивная деятельность: рисунки «Моя семья», лепка «Девочка в сарафане», создание книги из детских рисунков и рассказов о маме, выпуск стенгазеты «Когда мой папа был маленьким...», лепка к сказке Пришвина М.М. «Сват», создание альбома из рисунков взрослых «Мой малыш».
4. Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Поймай и назови», «Бабушка – Забавушка»,
Сюжетно-ролевые: «Семья»;
Творческие: «Добрый поступок»;
Словесные: «Моё имя, отчество, фамилия», «Назови ласково», «Давай поменяемся».
Дидактические игры: «Кто живет в квартире», «Кто прячется за дверью» (загадки), «Угадай, о ком я говорю», «Моя семья-самая»
5. Чтение, заучивание наизусть пословиц, поговорок, стишков о именах, пересказ: «Сказка о похищенном имени», В. Вачкова «Сказка об имени», знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», чтение рассказа Василия Сухомлинского «Именинный обед», разучивание стихотворения В. Бредихина «Мне бабушка открыла…».
Техническое оснащение: музыкальный центр.
Ход занятия
I. Вводная часть - организационный момент:
Звучит песня К.Макаровой «Моя семья»
Педагог дополнительного образования: ребята, перед вами ребус (цифра 7 и буква Я). Кто догадался, какое слово зашифровано в нём?
Примерные ответы детей: семья.
Педагог дополнительного образования: правильно семья. Ребята, а что такое семья?
Примерные ответы детей: семья – это мама, папа, я, мой братик, люди живущие в одной квартире…
Ведь семья для каждого из вас это забота, дружба, защита, любовь ваших родных.
Педагог дополнительного образования: Как вы себя чувствуете, когда рядом с вами ваши члены семьи?
Примерные ответы детей: мне весело, радостно, не пугают неудачи и неприятности, чувствую любовь мамы….
Педагог дополнительного образования: у каждой семьи есть своя история образования. А что делали наши далёкие предки, чтобы последующие поколения помнили о корнях своей семьи?
Примерные ответы детей: из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны.
Педагог дополнительного образования: как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас в наше время?
Примерные ответы детей: фотографируют, снимают на видеокамеру.
II. Основная часть.
Педагог дополнительного образования: в народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть».
Педагог дополнительного образования: перед вами висят «Генеалогические древа», которые вы сделали совместно с вашими родителями. Кто хочет рассказать о своём древе, о своей семье? (рассказы детей).
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Педагог дополнительного образования: а давайте, сегодня сделаем «Генеалогическое древо» выдуманной семьи? Для этого разделимся на 2 команды. У нас уже есть 2 нарисованных дерева. Осталось нарисовать портреты всех членов семьи. Но вначале представим, какая будет семья на вашем древе. Скажите, пожалуйста, какие бывают семьи?
Примерные ответы детей: маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые.
Педагог дополнительного образования: в каждой команде по 6 человек. Вы должны будете нарисовать портрет одного члена семьи. Кого именно, нужно будет договориться между собой, чтобы не повторятся. Можно будет нарисовать сразу 2 мам или пап?
Примерные ответы детей: нет, в семье один папа и одна мама.
Педагог дополнительного образования: а других членов семьи тоже всегда бывает по одному?
Примерные ответы детей: нет, может быть два дедушки или брат и три сестры…
Педагог дополнительного образования: давайте послушаем стихотворения о семье, которое нам расскажут ребятишки, и приступим к работе.
« Семья»
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)
Дети выполняют работу под спокойную музыку.
III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности.
Педагог дополнительного образования: ребята, вы очень старались. Посмотрите, какие у вас получились замечательные «Генеалогические древа». Наше занятие я хотела бы закончить стихотворением Г.Дядина «Семейное древо»:
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…
Информационные ресурсы:
- https://infourok.ru/kartoteka-fizminutok-na-temu-semya-3223809.html;
- https://nra-russia.ru/glavnaya/roditelskoe-prosveshhenie/poleznoe-chtenie/stihi.html;
- https://otmetim.info/stixi-pro-semyu/.
5.2.2. Занятие – игра «Что? Где? Когда?» для проверки знаний по I разделу программы: «С чего начинается Родина?»
Цель: проверить представления детей о родном крае, городе.
Задачи:
1. закреплять знания детей о родном городе, об истории происхождения названия реки Лена, символики города;
2. развитие кругозора, мышления, речи, навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
3. воспитывать патриотические чувства, любви к родному краю.
Словарная работа: активизировать в речи детей: страна, символика, герб.
Материалы и оборудование: волчок, пазлы (символика Усть-Кута – флаг и герб), карта Иркутской области для украшения, иллюстрации или фотографии реки Лены и Усть-Кутских мостов.
Предварительная работа
1. Беседы о достопримечательностях Усть-Кута, о реке Лене, о её обитателях, о правилах экологически грамотного поведения у водоёма.
2. Рассматривание иллюстраций и фотографий о родном городе.
3. Продуктивная деятельность: составление альбома «Мой любимый родной город», работа в технике пластилинография «Мой дом», рисование своей улицы, создание макета родного города из строительного материала, пластилинография: «Герб нашего города», презентация «Красная книга Иркутской области» из детских рисунков, стихотворений, рассказов, фотографий.
4. Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Ручеёк», «Воробьи и автомобили», «Машина», «Цветные автомобильчики», «Собери знаки»
Сюжетно-ролевые: «Город», «Пароход».
Творческие: игра-путешествие «Экскурсия по родному городу».
Словесные: «Отгадай загадку - покажи отгадку», «Мой домашний адрес».
Дидактические игры: «Лесник», «Аптека Айболита", «Солнышко».
5. Чтение, заучивание наизусть, пересказ:
Экологические сказки: М. Малышева «Речка плакала», «Благородный гриб», «Сказка про хламище-окаянище» (о мусоре).
Стихотворения Александра Колосова «Мой родной город Усть-Кут», Олег Мандраков «Снится край на век родимый…», Александр Колосов-Устькутский «И справа лес, и слева лес…», Людмила Дзюба-Пакилева «Спит Усть-Кут, не проснулась и Лена…».
Техническое оснащение: ноутбук, музыкальный центр.
Структура занятия:
I. Вводная часть - организационный момент.
Правила игры.
Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
II. Основная часть
1 сектор – разминка;
2 сектор – наша река;
3 сектор – стихотворная пауза;
4 сектор – физминутка;
5 сектор – загадка;
6 сектор – символика.
Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.
III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности.
Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.
Ход занятия
I. Вводная часть - организационный момент:
Звучит мелодия, звучащая в заставке к телеигре «Что? Где? Когда?», — это вступительная часть к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра».
Педагог дополнительного образования: добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Проверим ваши знания о нашем городе, о своей малой Родине.
Для этого я буду раскручивать волчок. У нас 6 секторов:
1 сектор – разминка;
2 сектор – наша река;
3 сектор – стихотворная пауза;
4 сектор – физминутка;
5 сектор – загадка;
6 сектор – символика.
В каком секторе остановится волчок, то задание и будем выполнять.
Во время игры, когда крутится волчок, звучит композиция «Дикая лошадь» в исполнении Диксиленда Альберта Мелконова (автор композиции — Геннадий Бондарев).
II. Основная часть.
Педагог дополнительного образования: пожалуйста, займите свои места.
1 сектор – разминка:
Педагог дополнительного образования: как называется наш город?
Примерные ответы детей: наш город называется Усть-Кут.
Педагог дополнительного образования: как называют людей, проживающих в Усть-Куте?
Примерные ответы детей: усть – кутяне.
2 сектор – наша река:
Педагог дополнительного образования: на каких реках расположен наш город?
Примерные ответы детей: Лена, Кута.
Педагог дополнительного образования: а знаете ли вы, почему нашу реку назвали Лена, что это значит?
(Показ иллюстраций, фотографий с изображением реки Лена). Река Лена - это самая крупная сибирская река. Лена - это десятая по длине река в мире. Протекает по территории Якутии в Иркутской области. Исток реки Лена находится недалеко от Байкала, на Байкальском хребте. Название реки Лена произошло от эвенского слова Елю-Енэ, что в переводе означает «Большая Река». Открыл ее в 1619 – 1623 годах землепроходец Пянда и зафиксировал именно это название. В русском же языке за рекой закрепилось название Лена. У реки Лена есть приток – река Кута. Наш город находится в устье реки Куты.
3 сектор – стихотворная пауза:
«Усть-Кут»
Спит Усть-Кут, не проснулась и Лена,
величавая наша река.
Солнце встало и смотрит не смело,
над тайгой выплывает, слегка.
Ленский труженик начал работу,
а вдали загудел теплоход.
Капитан проявляет заботу,
он в нелёгкий собрался поход.
(Людмила Дзюба-Пакилева)
(Стихотворение рассказывают 2 детей)
4 сектор – физминутка
Мы очень любим город свой (прижать руки к груди)
Сияет солнце над рекой, (руки вверх, потянуться)
Идут дожди, (шагать на месте)
Стучат в окно, — (прыгать на месте)
Его мы любим всё-равно! (обхватить себя руками)
Мы в этом городе живём, (руки над головой «домиком»)
И он растёт, и мы растём. (руками очертить круг)
5 сектор – загадка
Если речка широка,
И крутые берега,
Чтоб до цели вам добраться,
И сухим, притом остаться,
Вам не нужен самолёт,
Вертолёт и луноход.
Ведь ответ загадки прост:
Через речку строят ….
Сколько мостов в нашем городе? Назовите какой именно это мост по фотографиям (показ фотографий)
6 сектор – символика:
Выносят чёрный ящик, звучит композиция «Ra-ta-ta» в исполнении Джеймса Ласта.
Педагог дополнительного образования: Усть-Кут - это наша малая Родина. Все города, как и люди, имеют свой неповторимый облик. Так же как и у всех городов, наш Усть-Кут имеет свои символы. Итак, вопрос: «Какие символы есть у нашего города?
Примерные ответы детей: свой флаг и герб.
Игра «Собери из пазлов символы Усть-Кута».
Педагог дополнительного образования: что означают рисунки на флаге, гербе?
Примерные ответы детей: символизирует слияние 2 рек Куты и Лены, где расположен город. Жёлтый соболь — символ природного богатства. Внизу жёлтый якорь (наподобие морского) — показывает, что Усть-Кут транспортный узел, символ уверенности, надёжности, постоянства. Жёлтая бревенчатая башня с остроконечной кровлей и аркой — символизирует Усть-Кутский острог, ставший основой для города.
Педагог дополнительного образования: что означают цвета на флаге?
Примерные ответы детей: зелёный-символ природы, здоровья, жизненного роста, бескрайних лесов (тайги); белый - приравнивается к серебряному - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания; жёлтый - приравнивается к золотому - символ богатства, стабильности, уважения.
III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности.
Педагог дополнительного образования: вот и заканчивается наша интеллектуальная игра. Вам понравилось? Какой сектор вызвал у вас затруднение? Хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания о родном городе. Куда бы не закинула нас судьба – своим сердцем мы всегда будем здесь - в родном и любимом Усть - Куте. И в завершении игры давайте послушаем песню наших земляков о нашем любимом городе и немного потанцуем. (Песня группы Ретроград «Порт Осетрово, город Усть-Кут»).
Информационные ресурсы:
- https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnoe-zanjatie-simvolika-rosi-irkutskoi-oblasti-i-goroda-ust-kuta.html;
- https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/863-stikhi-pro-gorod-ust-kut.html.
Приложение 3. Фотоотчёт
Встреча обучающихся детского объединения «Юные туристята»
с героем труда Кровяковым Владимиром Михайловичем
Конкурс стенгазет
Муниципального казенного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Участие в акции «Кормушки для птиц»
Рассказ сотрудников детской библиотеки города Усть-Кута Иркутской области о «Животных во время Великой отечественной войны»
Реализация федерального проекта «Успех каждого ребёнка»
национального проекта «Образования»
с проведением игры «Нам вместе веселее»
для детей с ограниченными возможностями развития и детей-инвалидов