Духовно-нравственные ценности российского народа

1
0
Материал опубликован 16 October в группе

МОУ СШ № 1 р.п. Новоспасское Ульяновской области








План-конспект урока ОДНКНР в 5 классе


«Духовно-нравственные ценности российского народа»











Учитель высшей категории

Табакова Людмила Петровна





2024


Этот урок входит в Тематический блок 4. «Культурное единство России»


Тема 23.

Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.


Планируемые результаты.

Личностные:

-осознанность своей гражданской идентичности через знание нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, по- ведении, расточительном потребительстве;

-сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

Метапредметные:

-умение определять понятия, сравнивать явления, устанавливать аналогии, создавать обобщения;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные:

-Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа;

-осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества.

Тип урока: урок коллективного освоения нового материала.

Методы обучения: продуктивно – репродуктивный

Оборудование: мультимедийная презентация.





                                                             Ход урока


1.Оргмомент. Проверка знаний, полученных на прошлом уроке «Взаимовлияние культур». (слайд 3-4)

Мини-тест.

1)Взаимовлияние культур – это

-покупка книг, картин, фильмов у других стран ИЛИ обмен культурными ценностями?

2)Обмен культурным наследием между поколениями входит в это понятие? (да-нет)

3)Глобализация – это процесс всемирной взаимосвязи только в экономике? (да-нет)

4)Нужно ли охранять культуру, как мы охраняем природу? (да-нет)

5) Соотнеси понятия, поставив стрелочки

Массовая культура Национальная культура

Интернациональная культура Элитарная культура


2. Актуализация знаний (слайд 5)

Мы живём в стране, которая называется … (Россия, Российская Федерация)

В которой проживает более … (180 народов)

И каждый из них обладает богатой историей, духовным опытом, культурой.

Любой народ на планете Земля очень похож на отдельно взятого человека. У него есть свой уникальный характер, свои особенности, способности и отличия.

Так, например, про немцев говорят, что они очень дисциплинированны и аккуратны в работе.

Отличительными чертами французов чаще всего называют утонченный вкус и любовь к искусствам.

А жителей Кавказа выделяют бурное проявление чувств и умение постоять друг за друга горой.

Но есть между ними и нечто общее. Что это?

3. Целеполагание. (слайд 1)

У каждого народа есть свои ценности. Это не только музеи, банки с золотым фондом.

Посмотрите на тему урока.

-О каких ценностях пойдёт речь на нашем уроке?

-Какие вопросы мы зададим мне и вам?

(что такое духовно-нравственные ценности? Какие есть духовно-нравственные ценности? Чем они ценны для нас?)

Давайте сначала сами попытаемся ответить на эти вопросы.

4. Изучение нового материала (слайд 6)

-Какие нравственные качества человека вы знаете? Эти качества формируют духовно-нравственные ценности народа? Запись в тетрадях.

-Обо всех мы на уроке не успеем поговорить. Остановимся на трёх из них: Любовь к родине (по-другому это как назвать одним словом? патриотизм), созидательный труд (трудолюбие), бережное отношение к природе.

-Одна из наиболее важных ценностей – любовь к Родине, готовность её защищать. Многочисленны примеры подвигов во время Великой Отечественной войны и в наше время. Мы вправе называть наших воинов-защитников богатырями. Богатыри – самые первые защитники Русской земли – герои народных былин. (слайд 7)

-А знаете ли вы, что древнее слово «богатырь» имеет тюрко-монгольские корни. В монгольском языке баатуром называли могучего, храброго воина.

-Художник Васнецов изображал на своих картинах русских богатырей. Кого вы знаете?

И у каждого народа есть свои богатыри. В Башкирии популярна легенда об Урал-батыре, в честь которого названы Уральские горы. Батыр – почётное звание, которое давалось за доблесть, отвагу, героизм. В сказании говорится, что юноша искал живую воду, дающую бессмертие. Пришлось ему сражаться с врагами, которые превратились в горы. Урал-батыр возродил истощённую злом землю, напитав её водой, но сам пал в бою. У чувашского народа есть сказание об Улыпе. Несколько раз нападало войско Субедея на племя Улыпа, но всегда великан Улып отгонял врагов. Пошёл Субедей на хитрость, выкопал яму, накрыл её хворостом. Упал туда богатырь, но накопил силы от земли-матушки, выбрался и победил войско Субедея.

-Какой вывод можно сделать, отталкиваясь от этих двух примеров?

(У каждого народа есть такие герои, собирательные образы защитников.)


5.Работа с пословицами. (слайд 8) Ребята читают и объясняют смысл пословиц. Одну по своему выбору записывают.

Одним из многочисленных примеров патриотизма, гражданственности и служения Отечеству может служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, который ценой своей жизни спас жизнь царя Михаила Романова.

6.Сообщение ученика об Иване Сусанине.

Патриотизм присущ не только воинам – защитникам Отечества (слайд 9).

Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Сообщение ученика о Сергии Радонежском.

Вывод (слайд 10)

7. Работа с иллюстрациями. (слайд11)

Другая важная духовная ценность – трудолюбие. Давайте рассмотрим изображения на слайде.

-Что изображено? Опишите.

-Что общего и чем отличаются друг от друга эти картинки?

-Какие вы знаете пословицы о труде и трудолюбии? (слайд 12)

-Прочитайте и объясните смысл пословиц, запишите одну понравившуюся.

8. На особенности духовно-нравственной культуры влияют и природно-климатические условия. Для русского народа природа – приволье, простор. Колокольный звон слышен далеко. Быстрая езда на тройке, народный танец – хоровод на поляне вокруг берёзки. Природа издавна считалась благом,

любовь к природе, защита природы - это тоже духовно-нравственная ценность.

-Как вы понимаете, в чём проявляется любовь к природе?

-Что значит – защищать природу?

Многие русские художники воспевали красоту и особенность русской природы на своих картинах. Перед вами пейзажи Шишкина (слайд 13)

-Какие вам знакомы? Подберите подходящие названия к картинам?

-Что вы знаете о Красной книге?

-Как называются места в природе, где в естественных условиях живут птицы, звери и на них нельзя охотиться? (заповедники).

Самый старый – Баргузинский заповедник. (слайд14). В 1986 году он включён в список всемирного наследия Юнеско. Ещё один – «Золотые горы Алтая». (слайд 15) Основную его часть занимает лес и 1190 озёр.


Духовно-нравственные ценности российского народаPPT / 4.03 Мб

9. Подведение итогов, выводы. Релаксация

- Какова была тема нашего урока?

-Какую цель мы поставили и можно ли сказать, что достигли её?

-Какие духовно-нравственные ценности российского народа вы знаете?

-О каких поговорили подробно?

-Какие из ценностей хотели бы разобрать на следующем уроке?

-Какой вывод можно сделать из всего, о чём мы говорили? (слайд 15)

Запись вывода в тетрадях.


-Поднимите руки, кто был активен на уроке и доволен собой?

-Поднимите руки, кто постарается получить оценку на следующем уроке?

-Какое домашнее задание вы хотели бы получить?


10.Домашнее задание. (слайд 16)

На выбор:

-рассказать об одном из заповедников РФ,

-составить тест из 5 вопросов по теме урока,

-нарисовать иллюстрацию к уроку, которую можно добавить в презентацию как иллюстрацию к одной из ценностей, разобранных на уроке.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации