12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина908
Педагог с двадцатилетним стажем.Долгое время вела рисование и мультипликацию.Сейчас работаю воспитателем в детском саду 113.
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
3

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни адмирала Фёдора Ушакова в проектной деятельности»

 «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере жизни адмирала Фёдора Ушакова в проектной деятельности»

Нравственный идеал нашего общества связан с представлением о гармоничной, всесторонне развитой личности, обладающей всеми возможностями для неограниченного духовного, нравственного и физического развития. Но как донести этот  идеал до ребенка-дошкольника? Очевидно, что он нуждается в конкретном примере, который вызовет восхищение и желание подражать.  Воспитательная сила примера-идеала состоит,  прежде всего, в том, что ребенок добровольно и радостно подчиняется хорошему влиянию, без принуждения со стороны взрослых овладевает общепринятыми нормами поведения.

Обращение к жизни выдающего русского адмирала, нашего земляка Фёдора Ушакова стали для нас одним из перспективных в педагогическом делании путей духовно-нравственного воспитания дошкольников. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о ближнем, умение жертвовать собой ради высоких целей, скромность, терпеливость в перенесении тягот - все эти добродетели присущи адмиралу Фёдору Ушакову.

Начиная работу над проектом, мы понимали, что необходимо объединить усилия родителей и педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Информация, которую ребёнок получит дома и в детском саду, должна соответствовать единым нравственным критериям.

Важно не только поддерживать и развивать интерес детей к положительному примеру, но и помочь ребенку увидеть  свои недостатки в поведении, в отношении к сверстникам и окружающим, вызвать у него желание исправить их. 

Определив цели и задачи проекта, которые вы могли увидеть на одном из слайдов, мы разработали этапы его реализации, формы и методы работы.

Проблемные вопросы и темы исследований.

Первое совместное мероприятие, объединившее всех участников проекта и ставшее хорошим стимулом в дальнейшем, стало посещение музея Фёдора Ушакова.  

Дети и взрослые не только услышали увлекательный рассказ о выдающемся флотоводце, но и стали участниками импровизированной баталии. Они чистили и заряжали пушку, книппелями сбивали мачту. В разговоре  с директором музея Андреем Родиным, мы утвердились в актуальности выбранной темы, обсудили  планы дальнейшего сотрудничества и запланировали создание мультфильма про великого адмирала.

В детском саду мы провели познавательные занятия, благодаря которым  дети обогатили свои знания о жизни и деятельности Фёдора Ушакова, ответили на вопросы «Кто такой Фёдор Ушаков, как проходило его детство, юность, какие деяния он совершил и почему его называют «святой праведный воин»». История, трудно познаваемая ввиду давно прошедшего времени, стала близкой и доступной при использовании наглядного материала: иллюстраций, фотографий, репродукций картин, видео-материалов.

В беседе с детьми мы обсуждали проблемные ситуации, которые встречаются с ними в повседневной жизни. После их решения, приводили в пример  случаи из жизни Фёдора Ушакова, когда тот проявлял честность, мужество, бескорыстие, милосердие. Приведу пример проблемной ситуации, в который рассматриваются такие качества как Сердоболие, сострадание, заботливость.

Друзья катались на велосипеде  в парке по дорожкам. У Феди велосипед наскочил на камень. Мальчик упал и разбил колено, течет кровь. Саша подъехал и говорит: «Тебе нужно срочно остановить кровь. Я бы дал тебе свой носовой платок, но он у меня новый». И поехал дальше.

Дети предлагают, как бы они поступили в данной ситуации.  С воспитателем обсуждают, какими  качествами должен обладать человек, способный прийти на помощь.

Приводится пример из жизни Фёдора Ушакова, когда он проявил данные качества. Например, во время эпидемии чумы, Фёдор Ушаков, не боясь заразиться,  осуществил решительные и продуманные действия. Он вывел команду своего будущего корабля в степь, подальше от чумного города и разбил на артели. Если в артели появлялся заболевший, его немедленно отправляли в отдельную палатку, а старую со всеми вещами сжигали. В результате в команде Ушакова чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. Никто из команды не умер.

Влияние положительного примера, соответствующего представлению дошкольников их «идеалу», становилось эффективнее при воздействии не только на сознание, но и на чувства детей, обращение к их личному опыту.

Закрепить и уточнить полученные знания дети могли в дидактических играх: «Подбери что нужно»; «Сравни и назови», «Морской бой». Отображением изучаемой темы стали творческие игры: «Военные моряки на учении», «Морское плавание», «Путешествие на Север и на Юг».

Интересным игровым заданием стало вязание морских узлов. Вначале дети не справлялись, а впоследствии не только научились двум способам вязания морских узлов - прямой и восьмёрка, но и просили научить их новым вариантам. На занятиях по рисованию дошкольники рисовали море и корабли.

В старшей и подготовительной группах силами участников проекта были созданы выставки, посвященные Фёдору Ушакову.  

Погружаясь в тему проекта, мы   все больше чувствовали  свою сопричастность с личностью Фёдора Ушакова и свою ответственность за нравственное развитие ребенка. Нам было  важно, чтобы дети научились ценить и уважать умение хорошо трудиться на пользу Родине, готовность пойти ради нее на подвиг.

На данный момент работа по данной теме продолжается. На днях мы провели квест-игру «В поисках пропавшего письма». Дети искали письмо, посланное музеем Фёдора Ушакова, которое затерялось в пути. В игре дошкольники проявили командный дух ум, ловкость смекалку, знания морской тематики, биографии Фёдора Ушакова.

Результатами  проведённой работы стало определение единых ценностных ориентиров и объединение усилий  педагогов и родителей в направлении духовно-нравственного воспитания детей на примере жизни адмирала Фёдора Ушакова,

Воспитанники не только рассказывают о жизни и деятельности адмирала Фёдора Ушакова, но и стремятся  следовать положительному примеру выдающегося земляка в играх  и других ситуациях.

Намечена дальнейшая перспектива для работы по данной теме. Она включает в себя углублённое изучение жизни адмирала Фёдора Ушакова, создание мультфильма, пополнения картотеки проблемных ситуаций, общение с родителями, подключение к проекту новых участников.

Как жизнь наша меняется при встрече значимого для нас человека, так и при изучении жизнеописания прославленного православной церковью святого праведного воина Фёдора Ушакова, мы не остались прежними. Пример жизни великого человека подвиг нас к внутреннему преображению,  решимости стать лучше. 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.