12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
#62
Воспитатель МБОУ СОШ № 21
Россия
2

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации



ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации




ВЫПОЛНИЛА:

Гостева Марина Николаевна,

воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска



Мурманск

2021

Оглавление

Введение 3

I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников 5

II. Современные технологии, методы и приёмы развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников 8

III. Эффективные практики (формы) организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 10

IV. Формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию исследовательского поведения воспитанников 11

Заключение 13

Список литературы 15

Приложения 16

Приложение 1 Плакат «Вред Кока-колы» 16

Приложение 2. Картотека экспериментов 17

Приложение 3. Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома» 26

Приложение 4. Стихотворение «Любитель Кока-колы» 31

Приложение 5. Сказка «Росток» 31

Приложение 6. Рисунок «Что нужно для роста?» 32

Введение

Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо. Ребенок учится безопасно проводить эксперименты и использовать их выводы для сохранения своего здоровья, здоровья окружающей среды. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире приводит к тому, что ребёнок видит себя в единстве с природой. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Ребёнок вырабатывает культуру безопасного и здорового образа жизни. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы, как и почему.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО [1, п. 2.7.]. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).»

Поэтому я сформулировала цель итоговой проектной работы: описание всех условий, созданных в дошкольной образовательной организации для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

Обозначились задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

2. Раскрыть РППС в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

3. Рассмотреть современные технологии, методы и приёмы развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

4. Описать эффективные практики (формы) организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

5. Раскрыть формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию исследовательского поведения воспитанников.


Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

При развитии познавательно-исследовательской деятельности цель работы воспитателя - формирование действий, направленных на обучение, развитие у дошкольников исследовательского типа мышления, его личностных, физических и интеллектуальных качеств, систематизация опыта по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе, создание единого информационного пространства для дошкольника в семье и детском саду.

Задачи для воспитателя:

1. Развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира.

2. Формировать первичные представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.).

3. Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей.

4. Создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации.

5. Стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность.

6. Формировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами, развивать мелкую моторику.

Задачи для родителей:

1. Формировать познавательно-исследовательскую деятельность у ребёнка дома.

2. Стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность.

3. Создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации.

Задачи для детей:

1. Научиться самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников.

2. Научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, для сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды.

3. Приобрести умение выбирать безопасный путь в процессе эксперимента;

4. Приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах.

5. Развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

6. Развивать системное мышление. 

Развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, в группах детского сада представлены «экспериментальные уголки», что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

С этой целью «экспериментальный уголок» оборудован всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру [2, с. 114]:

1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы).

2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.

4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

В мини - лаборатории могут быть выделены зоны:

для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

для приборов;

для выращивания растений;

для хранения материалов (природного, «бросового»);

для проведения опытов;

для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Большое место в ряду материалов данного типа должны занимать модели-копии - парусник, подъемный кран, ветряная мельница и т.д. Наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющие призмы, светофильтры и т.п.), позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта.


​​​​​​​      Современные технологии, методы и приёмы развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, в частности к поисковой, познавательно-исследовательской деятельности.

Структура поисковой деятельности.

Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательных задач;

Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явлений и способах решений познавательной задачи;

Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;

Непосредственная проверка выбранных способов решения познавательной задачи;

Анализ полученных фактов и формирование выводов;

Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Положительную мотивацию формируют

Новизна, необычность объекта.

Тайна, сюрприз.

Мотив помощи.

Познавательный мотив (почему так?).

Ситуация выбора.

Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев …).

Формы:

Проблемный вопрос ( почему ? зачем?).

Проблемная задача, состоящая из описания и вопроса.

Проблемная ситуация, состоящая из противоречий.

Была составлена серия конспектов с проблемным обучением.

Технология проектной деятельности (Д. Дьюн, У. Х. Хилпатрика …).

1-й этап «Целеполагание».

2-й этап «Разработка совместного плана действия - что мы знаем, что мы хотим знать».

3-й этап «Практическая часть».

4-й этап «Детская презентация проекта». Форма «Мастер-класс».

Игровые технологии (дидактические игры, игры экспериментирования).

Методы:

Словестные – рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Наглядные методы – демонстрация наглядной информации (картины, плакаты, предметы, наблюдения).

Практико-ориентированные методы (экспериментирование).

Подводятся итоги эксперимента. Описываются результаты эксперимента. Составлен составлена сказка «Росток» (Приложение 5), стихотворение «Любитель» (Приложение 4), один из ребят нарисовал рисунок «Что нужно для роста?» (Приложение 6). Составлена консультация для родителей (Приложение 3).

Ожидаемый результат: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания. Листочки растений «дышат» своей нижней стороной.

Растениям нужна вода и свет для развития. Основными этапами развития растения являются: Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

Растения в почве развиваются быстрее, нежели в водной среде.

«Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, приводят к нехватке кальция в костях и зубах.

За короткий период дети узнали много нового. И мы все убедились в правильности пословицы. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню

дай попробовать - и я пойму». (Китайская пословица). Эксперимент помогает нам быстро и эффективно познакомиться с новым и надолго запомнить эту информацию.


Эффективные практики (формы) организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Создаётся экспериментальная ситуация. Суть её заключается в формировании таких внутренних и внешних условий эксперимента, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляет себя наиболее часто.

На данном этапе необходимо последовательно решать такие задачи [4, с.166, 5, с. 71]:

-изучить начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент;

-оценить состояние самих участников педагогических воздействий;

-сформулировать критерии эффективности предложенной системы мер;

-проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях его эффективного проведения;

-осуществить систему мер по решению определённой экспериментальной задачи;

-зафиксировать полученные результаты экспериментов;

-указать затруднения и типичные недостатки;

-оценить текущие затраты времени, средств и усилий;

Эффективные практики:

Опыт.

Экспериментирование.

Коллекционирование.

Наблюдения

Дидактические игры.

Экскурсии.

Экологические игры.

Работа по схемам, планам, моделям.

Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов.

Успешность зависит от разнообразия форм активности ребёнка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды деятельности.


Формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию исследовательского поведения воспитанников

Воспитатели и родители должны быть едины при формировании познавательно-исследовательской деятельности у ребёнка как в детском саду так и дома [6, с. 11]. Неприемлемо нежелание родителя проводить какой-то опыт или эксперимент дома по причине «Потом придётся всё убирать или Зачем тебе всё это надо?». Родитель должен участвовать вместе с ребёнком в эксперименте, проводить опыты, показывать ребёнку свою заинтересованность. Для того, чтобы родителям было с чего начать, мы создали памятку для родителей «Экспериментируйте с детьми дома» (Приложение 3).

Для решения задач, поставленных в начале проекта, использовались разнообразные способы и средства в работе с родителями: консультации, памятки для родителей и создание картотек. Совместные проекты с родителями не только создают условия для участия в образовательной деятельности, но и развивают любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности, а также воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Создания мини-музеев - способствуют обогащению развивающей предметно-пространственной среды (все коллекции остаются в детском саду в экспериментальном уголке).

Мы сделали вывод: развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничестве ДОО и семьи.



Заключение


Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Для успеха в экспериментировании нужно соблюдать следующие правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

 

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

В результате реализации проекта у дошкольников сформировалось эмоционально-положительное отношение к эксперименту, умение видеть проблему и решать её, у ребят появились навыки грамотного и безопасного поведения в экспериментировании. Родители и педагоги убедились в том, насколько интересна и актуальна тема экспериментирования.




Список литературы


Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Левшина Н. И., Абричкина М. Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 4. – С. 144-144.

Немчинова Л. С. Профессиональная подготовка студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: теоретические основания и условия повышения качества //Вестник Вятского государственного университета. – 2020. – №. 4. – С. 95-107.

Белоусова С. Г., Непомнящих Н. В. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №. 5. – С. 165-167.

Харина Л. А., Тебенёва Г. В. Формы организации познавательно-исследовательской деятельности //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2017. – №. 1. – С. 70-74.

Коптева О. Н. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в сфере общения с родителями воспитанников. – 2019. – №. 69. – 11 c.


Приложения Приложение 1 Плакат «Вред Кока-колы»

t1638207494aa.jpg

Рис.П1.1

Приложение 2. Картотека экспериментов


ОПЫТ № 1

«Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.


ОПЫТ № 2

«Песчаный конус»

Цель. Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.


ОПЫТ № 3

«Своды и тоннели»

Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.


ОПЫТ № 4

«Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.


ОПЫТ № 5

«Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.


ОПЫТ № 6

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.


ОПЫТ № 7

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.


ОПЫТ № 8

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.


ОПЫТ № 9

«Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.


ОПЫТ № 10

«Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.


ОПЫТ № 11

«Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).

2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.



ОПЫТ № 12

«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.


ОПЫТ № 13

«Вода при замерзании расширяется»

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.


ОПЫТ № 15

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу.

Материалы. Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Процесс. Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги. На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца. Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.


ОПЫТ № 16

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.


ОПЫТ № 17

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

ОПЫТ № 18

«Что выделяет растение?»

Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Итоги. Растения выделяют кислород.


ОПЫТ № 19

«На свету и в темноте»

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).


ОПЫТ № 20

«Кому лучше?»

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.


ОПЫТ № 21

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.



ОПЫТ № 22

«Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.

2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.


ОПЫТ № 23

«Что потом?»

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.



ОПЫТ № 24

«Для чего корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итоги. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.



ОПЫТ № 25

«Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?

2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.


ОПЫТ № 26

Для эксперимента взяли 2 куриных яйца. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда «Кока-колу» и опустили яйцо, а второе яйцо опустили стаканчик с чистой водой. На второй день яйцо, которое находилось в «Кока- коле», почернело, из чего дети сделали вывод, что в напитке содержится много красителей, которые проникают даже твёрдую скорлупу яйца. Ещё через 5 дней скорлупа на яйце стала мягкой. С яйцом, которое находилось в чистой воде, не произошло никаких изменений.

Вывод: Эксперимент с яйцом подтвердил о способности «кока-колы» растворять кальций.


ОПЫТ № 27

Для опыта разрезали кусочек сосиски на три части. Одну половинку положили в воду, другую – в колу, третью оставили на тарелочке. Через два дня сосиска, помещенная в воду, не потеряла своего вида, сосиска на тарелочке - подсохла, а сосиска в коле превратилась в разбухшую массу.

Вывод: Кола обладает разрушающими свойствами для мяса.



ОПЫТ № 28

Взяли четыре ржавых гвоздя. Два поместили в стакан с водой, два – с колой. На третий день гвозди в воде покрылись еще одним слоем ржавчины, а гвозди в коле, наоборот, даже очистились от нее.

Вывод: Кока-кола разъедает даже ржавчину.


ОПЫТ № 29

Во время зарядки у Илюши выпал молочный зуб, и мы решили проверить, что будет, если положить его в кока-колу. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда кока-колу и опустили зуб. На второй день тот почернел, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится красителей, которые проникают даже в твердый зуб.

Вывод: «Кока-кола» разрушает зубы. Красители колы очень стойкие и зубы от них темнеют.


ОПЫТ № 30

В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.

Вывод: В кока-коле очень много сахара.


ОПЫТ № 31

В стаканчик “Колы положили 3 драже “Тик- так”. Началась бурная реакция, драже зашипело, запенилось.

Вывод: Нельзя запивать “Тик- так” колой!


ОПЫТ № 32

Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, мы решили смешать колу с молоком. Для этого эксперимента мы взяли стаканчик с чистой водой, стаканчик с соком и стаканчик с молоком. Во все три стаканчика налили немного колы. В двух стаканчиках, с соком и водой, раствор стал однородным. А в стаканчике с молоком началась реакция, молоко свернулось и появился осадок.

Вывод: «Кока- кола» вступает в окислительную реакцию с молоком.


Приложение 3. Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома»

Консультация для родителей:

«Экспериментируйте с детьми дома»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Вот несколько советов для вас по развитию поисково-исследовательской активности детей: 
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию 
•Не следует отмахиваться от желаний ребенка, в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. 
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. 
• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. 
• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое. 
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете. 
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца.
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

t1638207494ab.jpg

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы
ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

t1638207494ac.jpg

Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа.У вас получился прекрасный творог.Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".


t1638207494ad.jpg

«Сортировка»
Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
Нам понадобятся:
- бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) соли
- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца
- ложка
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
- помощник
Подготовка:
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение:
Это еще один пример действия электричества.

t1638207494ae.jpg

«Гибкая вода»
В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.
Нам понадобятся:
- водопроводный кран и раковина
- воздушный шарик
- шерстяной свитер
Подготовка:
Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.

Начинаем научное волшебство!

1. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.
2. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?
Результат:

Струя воды отклонится в сторону шарика.
Объяснение:

Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд.

Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.6

7

8

9

t1638207494af.jpg



Приложение 4. Стихотворение «Любитель Кока-колы»

Мальчик Вова на свете жил,

Очень кока-колу он любил.

Пил её он каждый день,

Иногда два раза в день,

Иногда три раза в день.

Зубы у него болели,

Потом стали выпадать.

А потом живот заныл,

Только Вова колу пил,

И чем больше всё болело,

Тем он больше её пил.

Ничего уже не ел,

Но всё больше он толстел,

Но пришёл он в детский сад,

Там мы опыт провели-

Кола всё уничтожает:

Зубы, колбасу, тик-так,

Даже гайку разъедает.

В коле сахара не счесть.

Сразу понял Вова всё-

Больше колу он не пил,

А компот он полюбил.

Приложение 5. Сказка «Росток»


Ехала телега с горохом, и два горошка упали с телеги. И началась у них совсем другая жизнь. Подул ветер и они оказались на поле. Полил дождь и появился у них росток. Шла бабушка и пролила на одного из них тюбик с вазелином. Стал смеяться другой росток: “Мне в тени ничего не страшно! А вот по солнечной дороги бабушка и прошла”. Нечем стало дышать росточку. Но шла девочка и вытерла росток. А сильный дождик отмыл его. Выглянуло солнышко, и росток потянулся вверх. Прошёл дед и просыпал на него глину – опять плохо стало росточку. А другой росточек снова смеётся, хоть сам и хиленький, а рад, что другому плохо. Но пришла девочка и очистила росточек от глины. И снова потянулся он вверх. Вскоре росток превратился в растение. А другой росточек зачах в тени без солнышка, и ничего от него не осталось. А потом у нашего растения появился цветок, а из него много-много горошков.


Приложение 6. Рисунок «Что нужно для роста?»

t1638207494ag.jpg

Рис. П6.1


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.