Статья «Эффективность и актуальность проектной деятельности на уроках биологии и экологии»
Эффективность и актуальность проектной деятельности на уроках биологии и экологии
Смирнова Алина Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»
Ново-Савиновского района города Казани
В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 80-90-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.
Проектная деятельность – это особая форма учебной работы, которая формирует умение работать с различными источниками информации, умение увидеть и сформулировать проблему (тему проекта), определить задачи для решения этой проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, и, самое главное, получить планируемый результат.
Преимущества проектной деятельности:
- Поощрение активного исследования и мышления на высоком уровне.
- Возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к учебе.
- Учащиеся, участвующие в работе над проектами, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения.
- Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение.
Уже много лет в своей деятельности я использую метод проектов. Я не случайно взяла на адаптацию и внедрение именно эту методику. Детям гораздо интересней и наглядней добывать знания самостоятельно, осуществляя подготовку к проекту. Раньше, чтобы добыть крупицы информации, нужно было перевернуть гору литературы (газет, статей, книг и проч.). А сейчас?! Входишь в Интернет, вводишь вопрос и вот - скачивай на здоровье. Но ведь надо же знать что ищешь! И я специально формулирую (стараюсь формулировать) вопросы так, чтобы ребята вынуждены были выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных источников информации.
На своих уроках я использую в основном следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные. Из них мы с ребятами готовим как индивидуальные, так и парные или групповые проекты.
Проекты по всем направлениям защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой (рекомендуемой) литературы.
На данный момент мы работаем с ребятами над такими проектами, как: «Влияние стресса на человеческий организм», «Домашняя пыль и ее влияние на организм человека», «Бессонница как одна из проблем подросткового возраста», «Анализ качества воды, взятой в реке Казанка», «Влияние сотового телефона на здоровье человека», «Влияние физической нагрузки на работу сердца» и т.д. С проектом «Лес просит о помощи», также мы принимали участие в районной конференции «Мой город», с проектом «Бездомные собаки в городской среде и опасность для здоровья человека» и одержали победу в грантовом конкурсе «Лапа дружбы».
Многие проекты, которые мы начинаем на уроке, выливаются в большие долгосрочные проекты.
Какие преимущества имеет метод проектов перед традиционными методами обучения и многими современными педагогическими технологиями?
Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения.
В-третьих, проектный метод – один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.
И, наконец, самое важное: предполагаемый результат итогов внедрения проектной методики – повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях.
Дети - это будущее нашей страны, и мне не безразлично, каким оно будет. Моя работа – это всего лишь маленькое зернышко, но и оно дает свои благодатные всходы.