12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алина Смирнова40
Россия, Татарстан респ., Казань

Эффективность и актуальность проектной деятельности на уроках биологии и экологии

Смирнова Алина Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»

Ново-Савиновского района города Казани


В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 80-90-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Проектная деятельность – это особая форма учебной работы, которая формирует умение работать с различными источниками информации, умение увидеть и сформулировать проблему (тему проекта), определить задачи для решения этой проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, и, самое главное, получить планируемый результат.

Преимущества проектной деятельности:

- Поощрение активного исследования и мышления на высоком уровне.

- Возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к учебе.

- Учащиеся, участвующие в работе над проектами, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения.

- Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение.

Уже много лет в своей деятельности я использую метод проектов. Я не случайно взяла на адаптацию и внедрение именно эту методику. Детям гораздо интересней и наглядней добывать знания самостоятельно, осуществляя подготовку к проекту. Раньше, чтобы добыть крупицы информации, нужно было перевернуть гору литературы (газет, статей, книг и проч.). А сейчас?! Входишь в Интернет, вводишь вопрос и вот  - скачивай на здоровье. Но ведь надо же знать что ищешь! И я специально формулирую (стараюсь формулировать) вопросы так, чтобы ребята вынуждены были выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных источников информации.

На своих уроках я использую в основном следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные. Из них мы с ребятами готовим как индивидуальные, так и парные или групповые проекты.

Проекты по всем направлениям защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой (рекомендуемой) литературы.

На данный момент мы работаем с ребятами над такими проектами, как: «Влияние стресса на человеческий организм», «Домашняя пыль и ее влияние на организм человека», «Бессонница как одна из проблем подросткового возраста», «Анализ качества воды, взятой в реке Казанка», «Влияние сотового телефона на здоровье человека», «Влияние физической нагрузки на работу сердца» и т.д. С проектом «Лес просит о помощи», также мы принимали участие в районной конференции «Мой город», с проектом «Бездомные собаки в городской среде и опасность для здоровья человека» и одержали победу в грантовом конкурсе «Лапа дружбы».

Многие проекты, которые мы начинаем на уроке, выливаются в большие долгосрочные проекты.

Какие преимущества имеет метод проектов перед традиционными методами обучения и многими современными педагогическими технологиями?

Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения.

В-третьих, проектный метод – один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.

И, наконец, самое важное: предполагаемый результат итогов внедрения проектной методики – повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях.

Дети - это будущее нашей страны, и мне не безразлично, каким оно будет. Моя работа – это всего лишь маленькое зернышко, но и оно дает свои благодатные всходы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.