12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чубарь Екатерина Евгеньевна26
Учитель коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями, образование высшее педагогическое, высшая квалификационная категория.
Россия, Иркутская обл., Братск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное общеобразовательное казенное учреждение иркутской области

«специальная (коррекционная) школа №25 г. Братска»

665717 Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/факс: 8(3953)41-39-17,






Экологический познавательный проект

«Наш удивительный Байкал»



Автор: Чубарь Е.Е.

.

Братск 2020

Паспорт проекта


п.п.

Раздел

Содержание

1

Тема проекта

Наш удивительный Байкал

2

Номинация проекта

Охрана природы Байкала

3

Тип проекта

Экологический, познавательный, исследовательский, практико-ориентированный, краткосрочный.

4

Автор проекта (или группа участников) - Ф.И.О. и класс

Чубарь Е.Е., ученики 9 класса

5

Руководитель проекта – Ф.И.О. и должность

Учитель биологии и географии Чубарь Е.Е.

6

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование ответственного отношения к уникальному природному комплексу озера Байкал на основе формирования знаний и воспитания нравственно-экологического сознания, экологически грамотного отношения к природе.

Задачи:

Создать условия для формирования расширенных представлений об уникальном биологическом разнообразии и условиях обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья,

Стимулировать самостоятельное приобретение представлений о природоохранных проблемах озера Байкал.

Познакомить с современными методами решения экологических проблем региона;

Стимулировать творческую активность через личное участие в КТД по созданию макета озера Байкал для проведения тематических экологических мероприятий с младшими школьниками.


7

Актуальность проекта

Содержание государственного образования России ориентировано на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов. Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом российского масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей возникает необходимость введения в школах Иркутской области дополнительных занятий и мероприятий, связанных с углубленным изучением особенностей флоры, фауны Байкала и проблем экологии данной территории.


8

Гипотеза

Мы предполагаем, что внеурочные занятия по формированию экологических представлений школьников и участие в создании макета озера Байкал для занятий с младшими школьниками помогут сформировать комплекс теоретических и практических знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Произойдет развитие гражданской позиции, ориентированной на природосберегающее поведение, через усиление эмоциональности восприятия материала, формирования личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

9

Оборудование и материалы

Физическая карта России, климатическая карта России, Исторический атлас Иркутской области, литература и информация сети интернет о Байкале.

Для изготовления макета:

 Контурные карты и фотографии макетов озера Байкал

Щит - основа

Пенопласт (монтажная пена)

Клей

Глина

Камни

Акриловые и гуашевые краски

Изображения животных региона 

10

Протокол проведения исследования

-

11

Результаты, полученные в ходе выполнения работы

Созданы условия для формирования расширенных представлений об уникальном биологическом разнообразии и условиях обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья;

Дети приобрели знания о природоохранных проблемах озера Байкал;

Учащиеся познакомились с современными методами решения экологических проблем региона;

Участие в КТД по созданию макета озера Байкал для проведения тематических экологических мероприятий с младшими школьниками способствовало укреплению дружеских отношений в микрогруппе, стимулировало развитие творческого воображения, а практическая направленность изготовленного макета привела старшеклассников к принятию решения о личном участии в занятиях с младшими сверстниками.


12

Список использованных источников

Грачев М.А. О современном состоянии экосистемы озера Байкал. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. - 156 с.

Охрана озера Байкал и обеспечение рационального природопользования в Байкальском регионе: Ежегодный доклад Правительственной комиссии по Байкалу за 1997 год. - М.: Государственный центр экологических программ, 1998, - 128 с.

О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2004 году. М.: 2005.

Широков Г.И., Калихман А.Д., Комиссарова Н.В., Савенкова Т.П. Экологический туризм. Байкал. Байкальский регион. – Иркутск, 2002.- 192 с.

Видеоролик “Cinematronic Studio” о проекте госкомпании «ТрансНефть» нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», 2006.

Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.

Н.И. Козлова. Еще раз о рыбах озера Байкал. - Иркутск: Иркутск. Ун-т, 2001. - 59 с.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1972. - 253 с.

Видеофильм Байкальского музея «Колодец планеты».

Красная книга Иркутской области. Сосудистые растения / под ред. А.М. Зарубина. - Иркутск: Изд-во "Облмашинформ", 2001. - 200 с.

Редкие животные Иркутской области. Наземные позвоночные. Сонин В.Д. и др., Иркутск, Облинформпечать. - 1993, 256 с.



Описание проекта

   Актуальность проблемы

  «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно,  закладывается у нас с детства»

И. Соколов – Микитов

  Все чаще проблемы экологии самого знаменитого озера России транслируются в федеральных и региональных СМИ, все больше туристов, благодаря популяризации Российского туризма в Мировом сообществе, посещают наш регион. Все сложнее на берегах Байкала найти нетронутые хозяйственной деятельностью человека и все меньше остается нетронутой сибирской красавицы-природы. Вместе с тем все больше содержание государственного образования России ориентировано на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов. А важным аспектом устойчивого развития региона является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи. Крупнейшим природным объектом российского масштаба в Иркутской области является озеро Байкал с его уникальными обитателями, а в связи с ухудшением экологического равновесия в мире в целом, образование требует того, чтобы современные экологические знания преподавались с учетом региональных особенностей, поэтому возникает необходимость введения в школах Иркутской области дополнительных занятий и мероприятий, связанных с углубленным изучением особенностей флоры, фауны Байкала и проблем экологии данной территории.

  Мы предполагаем, что внеурочные занятия по формированию экологических представлений школьников и участие в создании макета озера Байкал для занятий с младшими школьниками помогут сформировать комплекс теоретических и практических знаний учащихся о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Произойдет развитие гражданской позиции, ориентированной на природосберегающее поведение, формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

  Это очень актуально на сегодняшний день, поэтому содержание и творческая составляющая практической части нашего проекта привлекла активное внимание учащихся, даже тех, которые в реализации данного проекта, не участвовали, но видели как ребята изготавливали макет, лепили и раскрашивали обитателей озера и его берегов. Эколого-нравственное воспитание школьников самая актуальная задача нашего времени. Воспитывая любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе, мы закладываем основу экологической культуры. Думаем, что те ребята, которые участвовали в работе проекта, впоследствии, смогут принять активное участие в восстановлении утраченного равновесия в отношениях человека и природы.

Ученики 9 класса нашей школы уже знают: природа умирает, если её убивать. Природа оживает, если её возрождать. Воздух, вода, земля – это то, без чего человек не может жить. Главное - не опоздать - восстановить то что было утрачено, сохранить – то что еще осталось.

  Цель: Формирование ответственного отношения к уникальному природному комплексу озера Байкал на основе формирования знаний и воспитания нравственно-экологического сознания, экологически грамотного отношения к природе.

  Задачи:

 Создать условия для формирования расширенных представлений об уникальном биологическом разнообразии и условиях обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья,

 Стимулировать самостоятельное приобретение представлений о природоохранных проблемах озера Байкал.

   Познакомить с современными методами решения экологических проблем региона;

  Стимулировать творческую активность через личное участие в КТД по созданию макета озера Байкал для проведения тематических экологических мероприятий с младшими школьниками.

   Продолжительность проекта – 34 недели

 Руководитель проекта – Чубарь Екатерина Евгеньевна, учитель биологии и географии ГОКУ СКШ № 25 г. Братска.

  Имеющиеся ресурсы

   В школе имеются условия для реализации проекта.

1. Информационные ресурсы: школьная библиотека, городские библиотеки, Интернет-ресурсы.

2. Материально-техническая база: оборудованный компьютером и медиапроектором кабинет, свободный во внеурочное время, для проведения занятий.

3. Кадры: учитель биологии и географии

   Краткое описание проекта

  Идея организации и реализации проекта «Наш удивительный Байкал» возникла спонтанно, в процессе реализации внеурочной школьной программы «Байкаловедение» и с первых недель знакомства ребят с Байкалом, трансформировалась в проект, в котором ребята не просто изучали информацию с помощью педагога, но были активными участниками процесса изучения, а потом и изготовления макета озера.

 Проект разработан для учащихся старших классов, для формирования ключевых экологических знаний и привлечению детей старшего школьного возраста к охране уникального природного комплекса родного края. Территориально-бытовая и природно-географическая среда являются мощными источниками патриотизма. Ученики должны знать, что Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всём. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год и постоянно увеличивается глубина. Байкал - самое крупное хранилище пресной воды на планете (23 тыс.куб.км), что составляет 20 % мировых запасов пресной воды. Вода озера отличается своей прозрачностью (можно увидеть камень лежащий на глубине 40 м), мягкостью, чистотой, высокой насыщенностью кислородом (до 70 % насыщения), слабой минерализацией (96,4 мг/л). Во многих других озерах минерализация воды доходит до 400 и более миллиграммов на литр.

 Технологичность проекта состоит из умения анализировать и проектировать свою деятельность, желания делиться своим опытом, учиться у других, в последствии транслировать знания окружающим.

 Содержание проекта составляют мероприятия по повышению уровня компетентности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Новизна проекта состоит в формировании новых компетенций учащихся: человек -исследователь и человек -защитник и патриот своего края.

   Этапы реализации проекта

 Организационный этап (сентябрь- октябрь)

 Содержание этапа:

  Вхождение в проект: обобщённые, ознакомительные беседы-занятия об озере Байкал, о географии, флоре и фауне региона, видеоэкскурсии, видеоочерки.

  Знакомство с историческим атласом Иркутской области.

 Основной этап (октябрь-апрель).

  Обработка информационных материалов:

Самостоятельное изучение учащимися вопросов образования озера, его особенностей (сбор информации, подготовка сообщений на занятие).

Изучение учащимися информации об эндемиках Байкала (сбор информации, подготовка сообщений на занятие).

Беседы – занятия направленные на формирование представлений о природоохранных проблемах озера Байкал.

Знакомство с современными методами решения экологических проблем региона.

Мозговой штурм, поиск ответов на вопросы: «Что могут сделать люди без участия правительства?», «Что можем сделать мы, для сохранения природы Байкала?» (здесь родилась идея создания настольного макета)

Подготовка материалов для изготовления макета, выбор оптимальных.

Изготовление макета.

Лепка животных.

 Заключительный этап (май).

Отчет по реализации проекта в форме выступления педагога на методическом объединении учителей.

Отчет учащихся на общешкольной выставке.

Подведение результатов проекта.

 Результативность проекта

  В результате реализации проекта отмечается следующее:

Созданы условия для формирования расширенных представлений об уникальном биологическом разнообразии и условиях обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья;

Дети приобрели знания о природоохранных проблемах озера Байкал;

Учащиеся познакомились с современными методами решения экологических проблем региона;

Участие в КТД по созданию макета озера Байкал для проведения тематических экологических мероприятий с младшими школьниками способствовало укреплению дружеских отношений в микрогруппе, стимулировало развитие творческого воображения, а практическая направленность изготовленного макета привела старшеклассников к принятию решения о личном участии в занятиях с младшими сверстниками.

  Кроме этого надо отметить частные результаты в развитии компетенций выпускников:

1) повышен интерес к предметам биология, география, получен опыт самостоятельной исследовательской деятельности, опыт работы с информационными источниками.

2) повышена мотивация получения дополнительных знаний;

3) расширен природоведческий кругозор учащихся;

3) большая самостоятельность подростков, умение брать на себя ответственность;

Перспективы развития проекта

В результате нашей работы в школе имеется макет, который можно широко использовать как наглядно-игровой комплекс в работе с учащимися разного возраста и разной степенью умственной отсталости.

Информационные материалы могут быть использованы на уроках при изучении природы и экологии Иркутской области, а так же для работы классного руководителя и/или воспитателя во внеурочной деятельности.

Воспроизводимость идеи в других условиях

Идея проекта не имеет ярко выраженного национального, регионального (местного) характера. Поэтому она может быть перенесена без существенных изменений в другие регионы.

Источники финансирования:

Педагог, родители

Сумма, потраченная на проект, составила 350 рублей: приобретен клей и гуашь 2 цветов (зеленый и синий). Весь макет выполнен из бросового материала, фигурки животных выполнены из местной глины.


Макет озера Байкал - этапы работы над макетом пожно посмотреть в презентации, (использованные для презентации фото с детьми размещены с согласия родителей)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.