«Экологическое воспитание младших школьников»
Исламова Людмила Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне действовать – и я научусь».
Конфуций
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание экологическому воспитанию обучающихся и убеждена в том, что каждый ребёнок в детстве должен получить основы экологической грамотности. Поэтому стремлюсь воспитывать у детей навыки экологически целесообразного поведения в окружающем мире, поддерживать стремление детей заботиться о «братьях наших меньших», сохранять природу родного края. Ребёнок живёт в социуме и часто получает в качестве модели поведения не самые лучшие примеры. Очень много агрессии, негатива, равнодушия к личности, ухода в виртуальный мир. Задача педагога – найти привлекательные, доступные и понятные детям формы экологического воспитания. На экологических уроках в начальной школе классе дети знакомятся с важными правилами поведения в природе, расширяют свой кругозор о животных и растениях. Участвуя в различных экологических конкурсах, ребята развивают свои творческие способности. Ценностное отношение к природе должно подтверждаться активной деятельностью, поэтому для решения задач экологического воспитания важно использовать проектную технологию, сочетать её с исследовательской работой, участием в природоохранных акциях «Зелёная весна», «От чистого двора – к чистой планете», «Макулатура – не мусор, а срубленный лес», «Вода России» и др.
В.А.Сухомлинский отмечал: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Считаю, что можно начать экологическую работу в начальных классах можно с проблемы вырубки лесов. Эта экологическая проблема на данный момент очень актуальна, потому что происходит быстрое исчерпание природных ресурсов не только нашего района, но и планеты в целом, вместе с вырубкой леса исчезают и дикие животные, и многие виды дикорастущих растений, изменяется их среда обитания. В программе 1-4 класса по окружающему мира предусмотрены различные проекты. Нами был разработан проект по желанию детей: «Выращивание лесных культур на школьном подоконнике», уже 3 года мы с детьми находим все новые способы выращивания дубов и елей. В 2022 году провели исследование «Главная река нашего района». В итоге работы над проектом каждый ребёнок вырастил в классе из семечка свою ёлочку и дубок из желудя, учится ухаживать за растущим деревцем, проводит наблюдения и ведет свой «Дневник наблюдений». Увидев начальные этапы жизни растения, они становятся более ответственными и внимательными к ним. Полученные сеянцы будут высажены на пришкольном участке для дальнейшего роста и продолжения исследования. В такой социально-значимой деятельности ребёнок становится хранителем природы родного края, исследователем и творцом. Очень важным является то, что детей в их работе поддерживают их родители, помогают вести наблюдения и оформлять их в «Дневнике наблюдений», интересуются работой и педагоги школы, консультируют детей и сотрудники Карагайского лесничества. Осенью планируем организовать для детей экскурсию в питомник Сивинского лесхоза. В новом учебном году планируем своими силами вырастить различные виды корма для зимующих птиц и провести эксперимент по выращиванию зерновых культур, проса и др.
В следующем учебном году весной мы планируем продолжить работу по выращиванию сеянцев голубой ели и начать новую работу по выращиванию лиственницы, символа нашего района. Работа по этим темам детям интересна, они с удовольствием ищут информацию в разных источниках, фотографируют природу, оформляют полученные знания. Со всей ответственностью подошли с написанию работ по проведенным исследованиям, опубликовали тезисы работ в сборниках краевой экологической конференции и в XXX эколого-краеведческой научно-практической конференции г.Переяславль-Залесский и опубликовали тезисы своих работ в сборнике конференции. Экологический отряд «Юнэко» является участником данного конкурса в номинации «Дебют» в младшей возрастной группе в 2021году.
Кроме этого, мои ученики принимают активное участие в экологических акциях и олимпиадах разного уровня, экологических уроках, активно публикуют свои творческие работы на сайте педагогического сообщества «Урок.РФ». Ежегодно принимаем участие во всероссийских акциях по сбору макулатуры, очистке территории, «Вода России».
Данные виды деятельности формируют у школьников устойчивый стереотип позитивного поведения в окружающей среде. Ценностью становится всё многообразие природы, привлекающее не материальной выгодой, а радующее душу своей красотой и уникальностью. Данные виды деятельности формируют у школьников устойчивый стереотип позитивного поведения в окружающей среде. Ценностью становится всё многообразие природы, привлекающее не материальной выгодой, а радующее душу своей красотой и уникальностью.
В настоящее время мы с детьми начали работу над проектом по изучению зерновых культур, выращиваемых в условия нашего региона. Нами собраны образцы озимой ржи, яровой пшеницы, овса, ячменя, не зерновой культуры – льна. Все образцы собраны с корнями и колосьями, лен с семенами.
Таким образом, в сотрудничестве с детьми реализуется основное предназначение учителя – максимально полное развитие потенциальных способностей каждого ребенка. Природоохранная деятельность включает учащихся в общественно полезные дела, обогащает их социальный опыт. При этом полезные дела сочетаются с развитием эмоциональной сферы детей, стимулированием познавательной деятельности и становлением ответственного отношения школьников к окружающей среде. Уроки нравственно-ценностного отношения к природе дают крепкие ростки в душах моих воспитанников.
Источники
https://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt_with-big-pictures.html
https://урок.рф/library/razvitie_lichnosti_mladshih_shkolnikov_v_protcesse_i_210054.html
https://урок.рф/library/rol_pedagoga_v_stanovlenii_nravstvennotcennostn_001656.html
Горбачёва Марина Юрьевна