Экспериментальная работа учителя по теме "ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ "ДИКТОГЛОСС"
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ «ДИКТОГЛОСС»
Доштамирова Анна Андреевна, учитель МБОУ г. Иркутска СОШ № 7, г. Иркутск
Модернизация содержания образования в России связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В приоритетном направлении развития современной школы ведущее место занимает личностное развитие, а следовательно, учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Поэтому все более актуальным становится применение новых технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Важно, что обучение английскому языку уже со школьной скамьи направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. целью преподавания иностранного языка является развитие речевых умений и навыков, поэтому в методике непрерывно происходит поиск новых форм работы, увеличивающих продуктивность процесса. К таким относится технология Диктоглосс, ставящая перед собой более объемные цели и развивающая все виды речевой деятельности.
Цель работы. Анализ влияния технологии Диктоглосс на уровень мотивации к изучению иностранного языка (на примере английского языка).
Материалы и методы. Теоретическое изучение применения технологии Диктоглосс в учебном процессе определило необходимость проведения исследования и анализа данного вопроса в реальном учебном процессе. Эксперимент проводился в три стадии:
Диагностика исходного уровня мотивации с помощью тестов и методик «Направленность на отметку», «Направленность на получение знаний», разработанные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой, «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г. Н. Казанцевой. [1-3, с. 427-429, с. 431-432] Проведение констатирующего эксперимента.
Применение технологии Диктоглосс в учебном процессе на уроках на этапе формирующего эксперимента. Более подробно данная технология была рассмотрена мной в статье «Диктоглосс как методический приём» в 2016 году [4, с. 51].
Описание результатов и их интерпретация.
Обсуждение результатов. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение трех лет 2018-2021 учебных годов в МБОУ г. Иркутска СОШ №7. В исследовании были задействованы школьники 5-х,7-х, 9-х, 10-х и 11-х классов, которые начали изучать английский язык со 2-го класса.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление «исходного уровня учебной мотивации» и ее конкретного проявления в виде «мотивации к изучению» английского языка [5, с. 35].
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
Определить ведущий мотив (внутренняя или внешняя мотивация).
Мотивы учащихся при изучении английского языка.
Выявить условия, способствующие возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка.
Определить степень готовности к работе с технологией Диктоглосс.
Констатирующий эксперимент включал в себя в два этапа: основной и прогностический. На основном этапе выявлялся «реальный учебный мотив учащихся» [6, с. 94], а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка. На прогностическом этапе определялся уровень готовности учеников к восприятию новых технологий. Также, проанализировано около 20 уроков у 4 учителей английского языка по следующим критериям: использование на уроке различных педагогических технологий; психологический климат урока, стиль общения школьниками; приемы поддержания интереса на уроке. Вместе с наблюдением использовалось интервью для того, чтобы узнать мнение учителей. Для интервью был выделен следующий круг опросов: Какие педагогические технологии Вы преимущественно используете на уроках? Способствует ли использование названных технологий полной реализации задач урока? Назовите ведущий мотив посещения школьниками Ваших уроков? Какие средства необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку? Владеете ли вы технологией Диктоглосс? Как часто Вы используете данную технологию на своих уроках?
На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные педагогические технологии превалируют, на что указывают 83% учителей, затем следует игровые технологии 76%, 68% учителей используют информационные технологии, о технологии Диктоглосс слышали, но не применяли. В результате анализа ответов на второй вопрос выяснилось, что 40% учителей отметили используемые технологии, как не всегда способствующие реализации задач урока. Ответы учителей на предложение проанализировать мотивы посещения учащимися уроков английского языка можно сгруппировать в шесть основных групп: во - первых, все учителя (100%) считают, что на урок учащихся приводит желание получить оценку, во - вторых, по 56,5 % получили потребность в общении и 23 % необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в - третьих, мнение друзей определяет потребность в изучении английского языка - так считают 20% учителей, и, наконец, в - четвёртых, 25,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского языка в поисках новых знаний; негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школ, обязательность посещения и т.д.) были отмечены только 13% учителей. При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом 87,5% учителей считает, что для укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные учебные фильмы, презентации, обучающие программы и Интернет, 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 13,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т.е. применение новых технологий обучения. Ответы на пятый и шестой вопросы были необходимы для прояснения ситуации в отношении именно использования новой технологии.
Проанализируем данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку у учеников с 5-го по 11-й класс была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась - она значительно возрастала в 5-м, 9-м и 11-м классах. Возрастание в 5-м классе можно объяснить появлением новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают в профильные классы, либо подготовкой к поступлению в учебные заведения на базе 9 классов. Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению. Если обратить внимание на мотивы учения, которые выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке, как мотиву, придают большое значение и учителя и ученики, то такой фактор, как «мнение друзей» или «мнение родителей» в интерпретации учеников являются более весомыми. [6, с. 95]
На основании анализа фактов, полученных в ходе констатирующего этапа, можно сделать следующие выводы: исходный уровень учебной мотивации учащихся является невысоким и требует повышения; мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с оценки на практическую ценность знаний; среди факторов, способных изменить отношение к предмету Английский язык учащиеся назвали изменение форм работы на уроке. Эти данные позволяют говорить о необходимости разработки модели процесса обучения, целью которой будет повышение заинтересованности учащихся путём использования новых технологии; анализ уроков учителей, а также анализ интервью с учителями показали, что новые мотивирующие технологии используются недостаточно.
Необходимость разработки системы уроков на основе технологии, способствующей повышению и укреплению мотивации изучения иностранного языка, обусловила проведение формирующего эксперимента. Целью формирующего эксперимента явилась апробация технологии Диктоглосс в образовательном процессе. Основными задачами на данном этапе поставлены:
Разработка занятий с применением данной технологии по различным темам предмета Английский язык.
Выявление целесообразности применения данной технологии на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Для реализации цели и задач формирующего эксперимента была разработана система уроков, построенная на применении данной технологии в учебном процессе. Формирующий эксперимент состоял из двух этапов - создания благоприятных условий для применения технологии и этапа использования технологии на уроках по закреплению лексики и грамматики. Необходимость проведения первого этапа обусловлена отсутствием у учащихся опыта работы с данной технологией. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки в виде элементов технологии в минимальном размере, составляющие фундамент дальнейшей работы. В начальной школе применяется диктант по картинкам, по которым учащиеся записывают слова [7, с. 7]. Если данная технология только вводится в средних и старших классах, то возможна вариация: диктуются несколько предложений с изученными словами и / или грамматическими конструкциями, затем в парах или группах сравнивается верность написания изученной лексики и правильность грамматических конструкций [8, с. 92]. В дальнейшем переходим к тренировке в формате «бегающего» диктанта. Делим любой текст, распечатываем и развешиваем на стенах. Учащиеся делятся на пары или группы (на первых порах в группах легче), один из пары читает часть текста и диктует своему партнеру. Лучшим признается результат с максимально приближенным к оригиналу воспроизведенным текстом и меньшим количеством ошибок [9]. Далее переходим к Диктоглоссу. Сам Диктоглосс — это скорее восстановление текста, чем диктант. Задание не подойдёт для неподготовленных учащихся. Учащиеся должны полностью понимать порядок проведения технологии Диктоглосс. Итак, читается или прослушивается небольшой текст, а учащиеся записывают только ключевые слова. Затем прослушивание повторяется для получения большего количества деталей. После этого в парах или мини группах необходимо воспроизвести исходный текст, опираясь на записанные ключевые слова, проверяется правильность выражений и грамматических конструкций [10, с. 37].
На основном этапе был разработан ряд уроков, которые охватили различную лексику и грамматику школьной программы. В ходе эксперимента были проведены уроки с учащимися 5-х, 7-х, 9-х, 10-х и 11-х классов.
Планируемый результат каждого занятия: написать диктоглосс с элементами творческого сочинения по заданной лексической или грамматической теме, что способствовало развитию умения анализировать информацию на наличие известных лексико-грамматических конструкций.
Ниже представлен схематичный план занятия с применением Диктоглосса.
Начало занятия: организационный момент, warm-up и/или lead-in.
Этап занятия: Применение знаний и умений в новой ситуации. Применение приобретённых знаний. Развитие перцептивно-рецептивных навыков с выходом на творческую коммуникативную задачу. Развитие саморегуляции и самоконтроля. Формирование навыка вычленения необходимой информации, грамматических навыков, оценка правильности выполнения учебной задачи и возможности ее выполнения.
Учитель напоминает порядок процедуры диктоглосса, проверяет понимание правил обучающимися, организует распределение по группам, выбирается «писарь». Ученики распределяются в группы, прослушивают текст дважды и воспроизводят текст максимально близко к оригиналу. Учитель мониторит работу обучающихся, помогает, при необходимости, советом. Учащиеся оформляют работу.
Этап занятия: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности. Развитие умения оценивать свою работу и товарищей.
Учащиеся выполняют проверку по эталону, оценивают свою работу и работу товарищей в группе по предложенной таблице оценивания. Таблица критериев оценивания работы.
Критерии оценивания/ Assessment criteria | Rating | Names/ Points | Marks | ||
Grammatical correctness Structural integrity Relevant information Creativity Participation in the activity | 3-1 points | | | | 15-13 points – excellent work 12-9 points – good work 8-6 points – sat work |
2-1 points | | | | ||
3-1 points | | | | ||
5-0 points | | | | ||
2-0 points | | | | ||
TOTAL | | | |
Окончание занятия. Рефлексия. Итоги.
Апробация занятий проходила на учащихся с 5-го по 11-й класс, систематически работающих на уроке по технологии Диктоглосс. Подбор текстов идет с обязательной градацией по уровню владения учащимися английским языком и в соответствии со степенью овладения технологией Диктоглосс.
После завершения формирующего этапа эксперимента целью итогового этапа поставлено выявление эффективности использования инновационной технологии в образовательном процессе. На основании цели были выдвинуты следующие задачи:
Охарактеризовать изменения в мотивах изучения английского языка.
Выявить особенности воздействия технологии Диктоглосс на мотивацию учащихся в сравнении с диагностическим этапом.
Для решения поставленных задач применялись методы аналогичные констатирующему этапу: педагогическое наблюдение, анализ занятий, анкетирование, a также опрос учащихся, происходивший в форме беседы, оценивались результаты участия учащихся в конкурсах в течение года, влияние на подготовку и результаты сдачи ГИА по английскому языку в старших классах [1 - 3, с. 427-429, с. 431-432].
По сравнению с констатирующим этапом в экспериментальных классах произошли видимые изменения: учащиеся стремились прийти на урок и активно работали. Произошло смещение акцентов с «мотива получения отметки» на «мотив получения знаний» и на «мотив общения». Заинтересованность в получении знаний выросла на 15%, в общении - на 29%, интерес к оценке немного уменьшился 20%; такие мотивы, как «мнение друзей» и «мнение родителей», потеряли около 19% и 5% соответственно. Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении английского языка, а более весомыми становятся мотивы внутренние. [6, с. 94-95] (Диаграмма)
Результаты итогового эксперимента позволили сделать следующие выводы: значительно вырос уровень проявления интереса к содержанию процесса обучения, а интерес к отметкам снизился; увеличилась активность школьников на уроке; у учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы; новые технологии оказывают положительное влияние на формирование и развитие мотивации учеников.
Заключение. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование инновационных технологий открывает огромные возможности для учителей и учащихся. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
Таким образом, согласно итогам нашего исследования использование технологии Диктоглосс при проведении занятий по английскому языку является эффективным, т.к. создает комфортные условия для проведения процесса обучения для учащихся разного уровня владения иностранным языком и различной степени готовности к вступлению в коммуникацию с одноклассниками на уроке; развивает их языковую и социокультурную компетенции; изменяет в положительную сторону мотивы изучения английского языка.
Формирование навыка написания диктоглосса у учащихся помогает им в дальнейшей подготовке при желании сдавать ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку. Данная технология также отлично развивает у учащихся творческое и критическое мышление.
Так как основная цель занятия - проектная деятельность обучающихся с выходом на самостоятельный продукт (диктоглосс – творческое сочинение), то в зависимости от умений учащихся, в т.ч. в начале работы с данной технологией, учитель может сокращать текст диктоглосса для устранения возможных затруднений у учащихся. Возможны вариации проведения уроков для начальной школы и только знакомящихся с данным стилем работы на уроке учащихся.
Практическое применение показало широкие возможности использования представленных материалов с учащимися разного уровня владения английским языком, легкость адаптации материалов, встраиваемость в текущий курс иностранного языка по школьной программе во время проведения тематических недель и декад иностранных языков: как в качестве внеклассного занятия, так и в форме нестандартных уроков.
Литература
Ильин Е. П., Курдюкова Н.А. Тест «Направленность на отметку» // Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2002. - с.432.
Ильин Е. П., Курдюкова Н.А. Тест «Направленность на приобретение знаний»// Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2002. - с.431.
Ильин Е. П., Казанцева Г.Н. Методика «Изучение отношения к учению и учебным предметам» // Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2002. - с.427-429.
Монакова А. А. Диктоглосс как методический прием. // Материалы 5 региональной НПК НМЦ «Сова» - 2016 [Электронный источник] - URL: http://nmcsova.ru/konf/ovsm-5/fil/monakova-aa-diktogloss-kak-metodicheskiy-priem-g-irkutsk - с.51 (Дата обращения: 10.11.2019)
Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности. - Вестник МГУ, Серия 14: Психология №4, 2000. - с. 33-41.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПБ: Евразия,1999.- с. 94-95.
Jacobs, G. Combining Dictogloss and Cooperative learning to Promote language Learning // The Reading matrix. – 2003 [Электронный источник] – URL: http://www.readingmatrix.com/articles/jacobs_small/article.pdf – с. 7. (Дата обращения: 27.01.2021).
Thornbury S. How to teach grammar. – Pearson Longman. – 1999. – 182 с.
Белоног Ю. Нескучный диктант: развитие основных навыков с помощью различных видов диктанта - 2017 [Электронный источник] - URL: https://skyteach.ru/methods/neskuchnyiy-diktant-razvitie-osnovnyih-navyikov-s-pomoschyu-razlichnyih-vidov-diktanta/ (Дата обращения: 27.01.2021).
Wajnryb R. Grammar dictation. – Oxford University Press. – 1990. – 132 c.