Статья «Электронные учебно-методические материалы для использования в тематическом планировании уроков математики»
Электронные учебно-методические материалы для использования в тематическом планировании уроков математики
В рамках реализации ФЦПРО и проекта «Информатизация системы образования» было разработано свыше 200 тысяч различных электронных образовательных ресурсов. К ним относятся комплекты к школьным учебникам, мультимедийные образовательные модули по предметам школьной программы, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, подборки музыкальных художественных произведений в цифровом виде…Всё это было выложено в Федеральную систему информационных образовательных ресурсов и стало доступно каждой российской школе через Интернет.
Раздел 1. Общие направления использования ЭОР в процессе обучения математике.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР).
Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика.
Использование ЦОР в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием.
Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Сеть федеральных образовательных порталов выступает основными источниками информации для пользователей, интересующихся образованием. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов.
На современном этапе главным требованием к уроку математики является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.
Американский философ Элвин Тоффлер сказал: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться»
Давайте рассмотрим основные инновационные качества.
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации;
практические занятия;
контроль учебных достижений.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
4. ЭОР НП обладают большими возможностями как для обновления учебного процесса в условиях классно-урочной системы, при проведении уроков в традиционной форме, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся.
5. ЭОР позволяет проводить более полноценные занятия, например, посещать виртуальные музейные экспозиции или анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся.
Виды и функции ЭОР НП
Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:
Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление.
Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;
Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;
Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;
Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий
Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;
Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
При организации учебного процесса преимущественно используются:
информационные ЭОР, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности.
практические ЭОР, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
контролирующие ЭОР, направленные на повторение и закрепление пройденного
Сайты коллекции ЦОРов
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
"Школьный портал - Единая стартовая страница", http://portalschool.ru/
Федеральный портал "Российское образование" - http://edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
На сайте http://fcior.edu.ru/ электронный модули воспроизводятся с помощью ОМС плеера.
Интеграция ИКТ с современными педагогическими технологиями:
коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия);
исследовательскими (ведущий метод - проблемное обучение, метод проектов; организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций);
игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).
Педагогические технологии
ЭОР нового поколения – это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
ОМС позволяют решить три основные проблемы современных ЭОР.
Первая проблема: в ЭОР нового поколения могут использоваться все пять новых педагогических технологий.
Вторая проблема: решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании производителя, времени и места производства.
Третья проблема: решена проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
Применение ЭОР НП хорошо вписываются в известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации
На сайте ФЦИОР ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Тригонометрические функции», ТЭ «Алгебраические уравнения» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
модуль получения информации (И-тип);
модуль практических занятий (П-тип);
модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.
Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие четыре типа.
1. Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты. Из этих элементов можно построить свой урок.
2. Образовательный инструментарий, который можно включать в свой урок. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.
3. Методические материалы по формированию уроков.
4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов.
Участники образовательного процесса могут использовать ЦОР Единой коллекции в своих целях – учителя в методических и практических, учащиеся – в образовательных, используя отдельные ресурсы в своих рефератах, докладах и т.д.
Раздел 2. Модели уроков по математике на основе использования ЭОР
Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
3.1 Урок-введение нового материала при ведущей роли учителя
План – конспект урока алгебры в 9 классе
Тема урока: квадратичная функция и её график
Цель урока: ввести понятие квадратичной функции, выработать умение строить график квадратичной функции;
Задачи:
- обучающие, формируют регулятивные УУД:
познакомить уч-ся с определением квадратичной функции;
научить уч-ся строить график квадратичной функции;
изучить с уч-ся свойства квадратичной функции.
-развивающие, формируют познавательные УУД:
развивать графические навыки учащихся, прививать им навыки чтения графиков;
развивать в уч-ся интерес к функциям.
-воспитательные, формируют личностные УУД:
формировать и развивать у уч-ся умение планировать свою работу в группах;
прививать уч-ся культуру общения и сотрудничества.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (таблица 1)
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационный момент |
|
Приветствие. Положительный настрой на учебную деятельность |
Ответное приветствие |
2 |
2 |
Вступительная часть |
|
1.Постановка цели и задач. 2.Повторение материала, связанного с понятием функции: дать определение функции и графика функции, перечислить способы задания функции, задание на соответствие формул и графиков функций. |
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя
|
5 |
3 |
Основная часть: введение нового материала |
1 2 |
Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем |
13 |
Первичное закрепление знаний |
3 |
1.Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. 2.Определяет ЭУМ П-типа, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность |
1.Работа по учебнику.
2.Работа в парах. Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию.Выполняют задание и размещают результаты на форуме |
10
10 |
|
4 |
Домашнее задание |
|
Задаёт и комментирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание, слушают комментарии |
2 |
5 |
Итог урока |
|
Формулирует выводы. Вопросы учащимся: какое задание самое трудное? Что нового узнали на уроке? |
Фиксируют выводы. Отвечают на вопросы |
3 |
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР ( Таблица 2)
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
информационный |
аудиоинформация |
Аудио фрагмент "Что такое квадратичная функция"
|
2 |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
практический |
модель |
|
3 |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
комбинированный: практический и контрольный |
мультимедийная информация |
3.2 Урок закрепления знаний и формирования умений
Конспект урока по алгебре в 9 классе
Тема урока «Функции и их свойства»
Цель урока: закрепить знания и сформировать умения у уч-ся по данной теме
Задачи урока:
обучающие: закрепить с уч-ся умения и навыки вычисления значений функции, строить графики функций, описывать свойства и распознавать виды изучаемых функций;
развивающие: развивать в уч-ся умения сравнивать, сопоставлять, моделировать реальные зависимости формулами и графиками; развивать интерес к предмету с помощью ЭОР, познавательную и творческую деятельность учащихся;
воспитательные: воспитывать в уч-ся трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения.
Тип урока: закрепление нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная часть.
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.
3. Основная часть:
воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов открываем набор ЭОРов к учебнику «Алгебра», 9 класс. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Выбираем ресурс
Открываем «Практика». Учащиеся знакомятся по необходимости с содержанием пошаговых подсказок, решают, записывают ответ. Учитель по необходимости оказывает помощь, отвечает на вопросы, даёт необходимые пояснения.
Открываем «Контроль».
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.
Открываем ФЦИОР. Выбираем предмет «Математика» 9кл.
Функция. Область определения и область значений функции. К1
Учащиеся выполняют контрольное задание. Для этого открывают модуль К- типа (задания с выбором ответа) из 5 сцен. 6-я сцена – статистика. Учитель анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.
4. Домашнее задание.
5. Заключительная часть. Подведение итогов урока.
3.3. Урок – решение задач
Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний.
Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.
Основой таких уроков являются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭУМ П-типа определяет учитель.
Применяются также ЭУМ И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные ЭУМ И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти ЭУМ, включающие в себя необходимые сведения.
Приведенные выше примеры лишь иллюстрируют возможности ЭОР нового поколения в условиях построения инновационного образовательного процесса. Спектр педагогических технологий, в которые могут быть включены ЭОР нового поколения достаточно широк. Среди них можно назвать: технологии рефлексивного, игрового, проблемного обучения, группового взаимодействия, кейс–технологию и т.п.
При разработке сценария урока необходимо:
· Четко обозначить тему и цели урока
· Доступно изложить материал урока, по возможности используя электронные образовательные ресурсы.
· В сценарий урока можно включать видеоматериалы, графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы.
· Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, то можно ссылаться на другие известные Вам ресурсы или собственные разработки
· По возможности создать условия для самостоятельной работы учащихся при рассмотрении учебного материала
· Предусмотреть контрольные элементы урока, включив в сценарий урока соответствующие задания или интерактивные тесты
· Указать ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия). Желательно наличие ссылок на занимательные материалы по изучаемому вопросу
· Предусмотреть домашнее задание, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов
· Учитывать необходимость подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Заключение
При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее. ЭОРы должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым предметным программам;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
иметь удобный интерфейс.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационных технологий позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка.
И важно помнить, что мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Что требуется от учителя? Включать компьютер и уметь управлять мышкой, выходить в Интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это куда гораздо легче, чем самим создавать их. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями ЭОР: множество презентаций, тестов, отсканированных текстов используется на уроках. Получается, что не так уж трудно «подружиться» с компьютером и использовать образовательные ресурсы в учебном процессе.
Список литературы
1. Вестник образования России. Декабрь 2011г.
2. Кузнецова М.В. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Академия АйТи.2011г.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия,2000г.
4. Петрова О.Н. Мотивация учения. – Математика. 2004г.
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
http://school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
7. Российский портал открытого образования
http://www.openet.edu.ru
8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
17