Статья на тему «Элементы этно-дизайна на уроках ИЗО»
А.А. Петрухина
г. Саранск
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОБРАЗАМИ И МОТИВАМИ
МОРДОВСКОЙ ВЫШИВКИ
Эстетическое восприятие (познание) мира включает в себя эстетический вкус, суждения, оценки и формируется в процессе доступной ребенку художественно-творческой деятельности. В процессе восприятия объектов окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он выражает в продуктивных видах творческой деятельности. Мордовская вышивка является одним из видов искусства, которая способна удовлетворять эту потребность. Для того, чтобы выразить свои чувства, свое отношение к изображаемому объекту, ребенку необходимо овладеть средствами выразительности. К таким средствам относятся мотивы и образы мордовской вышивки.
Вышивка – основной традиционный вид искусства у мордовского народа. Каждый узор имеет свое значение, оберегает, помогает. Мордовские девушки бережно хранили приемы вышивки своей местности, постоянно развивая и обогащая ее. Мордовский народ выработал определенный прием вышивания, орнамент, а так же его колорит. Умение аккуратно вышивать – очень ценилось у мордовского народа, поэтому мастерицы часто присматривались к работам своих подруг, чтобы перенять технические приемы. Народная вышивка является образцом для создания современных произведений декоративно – прикладного искусства. Вышивка хорошо применяется в образовательных организациях, и является эффективным средством художественного развития детей.
Проходя производственную практику в МБУ ДО «Детская художественная школа №1 имени П. Ф. Рябова» городского округа Саранск, мы провели опытно–экспериментальную работу по формированию эстетического восприятия учащихся в процессе организации продуктивной деятельности через выполнение мордовской вышивки. В художественной школе изучение мордовской вышивки происходит на занятиях по декоративно–прикладному искусству. Художественная школа направлена на углубленное изучение художественных навыков, развитие у учащихся знаний и умений, а также воспитание интереса к различным видам изобразительного искусства.
Для реализации поставленной цели нами выдвинуты две взаимосвязанные задачи:
Формирование у учащихся детской художественной школы эмоциональной отзывчивости, восхищения красотой мордовской вышивки.
Развитие навыков выполнения эрзянской и мокшанской вышивки, умения экспериментировать в процессе создания салфетки по мотивам мордовской вышивки.
В ходе решения поставленных задач нами разработаны и апробированы задания, которые были проведены в рамках занятий по декоративно – прикладному искусству с учащимися в возрасте 10 – 11 лет. Тема первого занятия – «Красота мордовской вышивки». Вначале мы провели анкетирование: учащимся был предложен бланк вопросов с 4 вариантами ответов. По желанию они могли предложить свой вариант ответа. Учащиеся вспоминали о том, что мордовская вышивка имеет специфические особенности, которые выражаются в уникальном наборе орнаментальных мотивов, наборе выразительных средств, технических приемов вышивания. Результаты опроса показали, что о мордовской вышивке знает практически весь класс, поскольку они учатся на прикладном отделении. Но это не помешало вызвать интерес у детей, поскольку они хотели научиться чему – то новому.
Для организации восприятия использовался эмоциональный метод (получение положительных эмоций), использование иллюстративного материала, показ слайдов, отражающий тему данного занятия. Данные методы позволяют развивать у учащихся наблюдательность, активность на занятиях, а изучаемый материал становится доступным и понятным. Основным акцентом в нашей работе являлось выявить отличительные особенности эрзянской и мокшанской вышивки. Мокшанскую и эрзянскую вышивку можно отличить по колориту, характеру узоров, технике исполнения. Эрзянская вышивка отличается строгостью по расцветке, массивностью и чрезвычайно плотностью вышивки. Мокшанская вышивка более легкая, ажурная. Геометрические мотивы были условными знаками для человека, верующего в магические силы природы. Каждый элемент узора о чем–то говорит, оберегает, помогает, соединяя мир земли и неба. Орнамент придавал вещи особый смысл, как бы взаимоотношение человека и окружающего мира.
Затем мы приступили к рассмотрению различных швов в мордовской вышивке, которые учащиеся могли использовать в своей работе: «козлик», «косичка», «набор», «крест» «счетная гладь» и др. Учащимся было предложено составить композицию из элементов мордовского орнамента для будущей салфетки. Сначала они составляли эскиз будущего изделия, а затем саму салфетку. Каждый ученик старался сделать свою работу интересной, оригинальной, стилизовать известные орнаменты, привносить что–то свое. Это способствовало развитию творческих способностей, мышления, интереса у детей к декоративно–прикладному искусству.
Как известно, в мордовской вышивке преобладал геометрический орнамент, составлявшийся из ромбов, треугольников, квадратов, крестов, зигзагов, гребѐнок, восьмиконечных звѐзд, решѐток, крючков, сетчатых орнаментов и бордюров. Самым универсальном символом является ромб, означающий благоденствие, плодородие [1, с. 40]. В процессе работы ребята продумывали цветовые отношения. Цветовая палитра орнаментов довольно разнообразна: красный, черный, темно – синий, белый и т. д. Самым любимым цветом был красный. Так, светлый цвет изделия означал чистоту, благородство, служил защитой от нечистых сил. Изделие, украшенное красной вышивкой считалось самой красивой.
В процессе работы изучали и совершенствовали технику выполнения мордовской вышивки. Вышивка – процесс очень длительный и требует большой аккуратности. При оценке работ смотрят не только лицевую сторону, но и изнанку. Важно, чтобы изнанка смотрелась также аккуратно, без узелков, как и на лицевой стороне.
После того, как работа была выполнена, нами была проведена небольшая выставка работ, на которой совместно с преподавателем оценили качество изделий. Работы получились интересными, аккуратными, гармонично подобраны цветовые отношения, а самое главное, нам удалось воспитать интерес и любовь к мордовской вышивке, любовь к прекрасному, приобщить учащихся к декоративному искусству, так же научили детей стилизовать и грамотно сочетать в работе мордовский орнамент.
Знакомство с мордовской вышивкой, способствует формированию практических навыков учащихся, развитию творческих способностей, мышлению, овладению технологией вышивки. Изучение мордовской вышивки с учащимися помогает углубить знания о родном крае¸ формировать бережное отношение к традициям своего народа, а также народному декоративно – прикладному искусству.
Список использованных источников
Варданян, В. А. Элементы этно – дизайна на уроках изобразительного искусства / В. А. Варданян, А. А. Петрухина // Элементы этно – дизайна на уроках изобразительного искусства: материалы II Международной научно-практической конференции (Казань, 16-18 ноября 2016 г.) / под. ред. Р. Ф. Салахова, Л. Х. Кадыйровой, С. Д. Бородиной. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. – 39.
Маркова, С. С. Мордовия: народное искусство [книга – альбом / авт. - сост: С. С. Маркова, Т. П. Прокина]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. С. 122 – 124.