Эссе «Педагог XXI века»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее эссе
«Педагог XXI века»
Автор работы:
Фадеева Нина Викторовна,
учитель биологии и химии
Тула, 2023
Профессия учителя, безусловно, важна, а роль педагога в обществе несоизмеримо велика. Едва ли общество могло существовать и развиваться, если бы молодёжь, придя на смену старшему поколению, не имела необходимого опыта, полученного в наследство от своих предков, знаний, приобретенных в процессе обучения. В таком случае общество было бы вынуждено начинать все сначала. Чтобы отдать дань уважения учителю, в России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
Учитель — это первый человек, который открывает детям дверь в страну знаний и почти всегда классный руководитель. Каким же он должен быть? Какие качества должен иметь?
Для учеников сейчас учитель – неотъемлемая норма. Но многие ли задумывались над простыми вопросами о том, кто он, современный учитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером? Вот он вошел в класс... Делает объявление... Заполняет журнал... Помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой...
В своей работе всегда стараюсь проводить мониторинг отношения к статусу учителя в школе. Это позволяет понять, какие личные и профессиональные качества на данном этапе востребованы детьми. Уверена, без этих данных сложно быть хорошим учителем. Взгляды школьников на учителя поражают своей серьезностью и требовательностью, а иногда – детской непосредственностью. На просьбу продолжить предложение «Если бы я был учителем...» учащийся моего класса ответил: «Я бы вообще уволился!» Неожиданно? Лаконично? Но сколько чувств!
Ребята отмечают, что современный идеальный учитель – это женщина 30 – 40 лет, в хорошей физической форме, обладающая высоким уровнем умственного развития, коммуникабельная, пунктуальная, дружелюбная, являющаяся хорошим организатором различных мероприятий, знающая. Они уверены, что только уверенный в себе, раскованный педагог, способный говорить практически на любые темы с учащимися притягивает их и заставляет прислушиваться к нему.
Учителю нужно иметь внутреннюю нравственную свободу, независимость мышления, свободу выбора образа мыслей и поведения, осознание своей полноты ответственности за результаты поступков. Современный учитель – это квалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями преподаваемого предмета, прогрессивный человек, интересующийся событиями, происходящими в мире, ведущий здоровый образ жизни и пропагандирующий его. Обладает такими качествами, как терпимость, дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность.
Совместив вместе все требования к учителю воедино, кажется странным, как один человек может совместить в себе все это. Деятельность современного педагога является важнейшим звеном в работе любого учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к обучающимся. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Так как работаю в среднем и старшем звене, то я - предметник. Учитель биологии и химии. Это мое призвание, жизнь, мечта. В свои предметы вкладываю столько сил и энергии, что это не может остаться незамеченным учениками. Любовь к предмету интуитивно перенимают и они!
Считаю, что уроки современного педагога должны определять зону ближайшего и перспективного развития учащихся, на них должна царить атмосфера творческого поиска и сотрудничества. Здесь важно грамотно использовать системно-деятельностный метод, современные педагогические технологии; в том числе: технологию проектного обучения, информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного и опережающего обучения, «перевернутый урок». Их применение обеспечивает устойчивые положительные результаты учебного процесса. А самой высокой наградой для себя считаю горящие глаза выпускников, награжденных медалью «За особые успехи в учении», двое из которых поступили в медицинские высшие учебные учреждения. Их радость тому, что они получили бюджетные места - лучшая награда!
Учитель, его знания, жизненный опыт напрямую связаны с учеником. Он является той ключевой фигурой, которая позволяет реализовывать поставленные цели, управлять учебно-воспитательным процессом. Знаменитый изобретатель Томас Эдисон когда-то высказал грандиозную мысль: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Полностью согласна с этим высказыванием. Поэтому считаю, что главная задача любого учителя - учить детей думать, добывать самостоятельно знания, уметь применять их на практике. Активный, творчески мыслящий, целеустремленный ученик – вот результат, к которому должен придти учитель. Но на мой взгляд, этого, конечно, мало. Не может же умный, всесторонне развитый ребенок быть недоброжелательным или жестоким! Поэтому так важно учить его любви, милосердию, пониманию и терпимости, умению прощать. А научить этому можно только собственным примером.
В своей деятельности уделяю большое внимание вопросам формирования у школьников экологической культуры и функциональной грамотности. Стараюсь увлечь детей своими идеями, и мои интересы каким-то образом становятся общими с моими учениками, а интересы учеников становятся частью моего мировоззрения, а дальше идут уже отношения сотрудничества. Мы становимся практически коллегами. По этой причине работать нам нравится работать над проектами и конкурсами. Под моим руководством обучающиеся становились победителями и призерами региональных этапов всероссийских конкурсов: Всероссийской олимпиады учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие», Всероссийского юниорского конкурса «Подрост», Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета», Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», областных конкурсов исследовательских проектов «Изучить себя смогу и здоровье сберегу», призерами и победителями городских научных чтений школьников «Шаг в науку».
Изучение учебного материала стремлюсь соотносить с воспитательной работой и формированием метапредметных умений школьников. Мои ученики стали призерами областного конкурса для педагогических работников и обучающихся Тульской области по профилактике никотиновой зависимости «Дыши легко», приуроченного ко Дню отказа от курения, Фестиваля обучающихся Тульской области «Голосуй ЗА книгу».
Иногда мои воспитанники задают такие вопросы, на которые у меня нет ответа, и тогда я вспоминаю свою юность, острое ощущение максимализма, когда весь мир был окрашен лишь в два цвета – белый и черный, свои проблемы и поступки, пытаюсь перенести все это в сегодняшний день, понять ребенка, советуюсь с коллегами. Именно в таком поиске и рождаются верные ответы на столь важные для детей вопросы, которые они решаются задать только учителю, в чье понимание и надежность верят всей душой.
Стремлюсь развиваться сама и содействовать развитию коллег. Поэтому являюсь участником программы организации наставничества в общеобразовательной организации, активно реализую мероприятия целевой модели наставничества. Передаю имеющийся успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, делюсь опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования молодых педагогов. Кроме этого, идею наставничества внедряю и в жизнь учеников по системе ученик-ученик. Стремлюсь найти в каждом ученике такие качества или умения, которым можно научить других. Поэтому они всегда чувствуют себя успешными и востребованными.
Педагогический поиск должен быть непрерывным. Учитель не имеет права на остановку, он до тех пор сохраняет свое право учить других, пока сам учится. Поэтому активно участвую в профессиональных конкурсах: победитель и призер областного смотра-конкурса методических материалов «Закладываем основы экологической культуры», участник муниципального конкурса «Лидер в образовании - 2018», победитель конкурса «Профессионал». Педагогические конкурсы - это лучший способ познакомиться с передовым опытом своих коллег!
Но я считаю, что учитель ХХI века – это еще и воспитатель. Все время работы в школе являюсь классным руководителем. Моё педагогическое кредо – «Сегодня мы делаем первый шаг вместе с тобой, завтра ты делаешь его сам, а послезавтра ты ведешь за собой других людей!»
Я хочу, чтобы школа стала для моих детей родным домом. Мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли, поэтому я стараюсь понимать и принимать детей такими, какими они есть. Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчить удар, быть рядом с ним в его «злую минуту». Стараюсь жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться, увлекаться и удивлять, шутить и наставлять, быть нетерпимой ко лжи и насилию... В этом я вижу свое назначение. Важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя. А мы, учителя? Мы только помогаем ему лепить себя, но помогаем настойчиво, мудро.
Но даже и не это главное в работе учителя. Главное – любовь к детям, но не безумная и слепая, а требовательная и справедливая. А ведь без этого в профессии учителя не обойтись!
О профессии учителя можно размышлять бесконечно, и каждый раз будут раскрываться все новые и новые ее грани. Возвращаясь к началу моего размышления, опять задаюсь вопросом: «И все-таки какими же качествами должен обладать современный учитель? Самым главным, думаю, будет ЛЮБОВЬ. Учитель должен любить жизнь, любить своих учеников, любить труд, которому отдаю и буду отдавать себя без остатка.
Любить, творить, прощать
и верить,
Не навредить, не разуверить,
Где поругать, а где простить, и
И все же главное –
ЛЮБИТЬ.