12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максунова Екатерина Алексеевна32

Максунова Е.А.,

учитель иностранного языка МАОУ «СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов»,

г. Екатеринбург


Поликультурное образование и билингвальное обучение

Среди широкого круга проблем воспитания и образования в XXI веке в условиях поликультурного социума особого внимания заслуживает проблема формирования толерантных отношений. Стратегии развития билингвального обучения как совокупность действий на различных уровнях открывают новые возможности для приобщения к универсальным глобальным ценностям и становления умений взаимодействовать с представителями разных лингвокултур в мировом пространстве. Знакомство обучающихся с многообразием культур, возможность самореализации и интеграции в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой, углубление направленности языковой подготовки и развитие межкультурной компетенции способствует формированию толерантного сознания.

Поликультурное образование отвечает потребностям многонационального населения и запросам современного общества. Важнейшей составляющей поликультурного образования является билингвальное обучение. Развитие теории и практики билингвального образования дает важные импульсы для интенсивного инновационного поиска в этом направлении в школах России и Свердловской области. Актуальность наиболее продуктивных идей билингвального обучения для России связана с её стремлением к тесному взаимодействию с мировым сообществом в решении глобальных проблем человечества, осуществлении гуманитарных проектов и в других областях международного сотрудничества. Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщения к культуре различных народов, диалог различных культур, способствующий осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определенной цивилизации, но и к общепланетарному культурному сообществу – все эти идеи билингвального образования имеют важное значение для российской школы, осваивающей гуманистическую парадигму образования.

Согласно сегодняшнему пониманию проблемы цели и задачи поликультурного образования должны охватывать не только межкультурные отношения в рамках своей страны, но и в рамках всего мирового пространства. Поликультурное образование призвано помочь обучающимся ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой, религиозной и социальной гетерогенностью. Оно должно научить их обращаться с этим многообразием и найти в нем свое место. Билингвальное обучение должно предусматривать постоянное сравнение двух культур и развивать способность выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры, а также формировать свою собственную культурную идентичность.

Тесная связь и взаимозависимость преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации настолько очевидны, что не нуждаются в пояснении. Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур и практика межкультурной коммуникации, поскольку каждое иностранное слово отражает иностранный мир и культуру. Преподавание иностранных языков в России в настоящий момент переживает сложный период коренной перестройки, переоценки ценностей, пересмотра целей, задач, методов и материалов. Актуальность билингвального образования связана со вступлением России в мировое сообщество, осуществлением различных гуманитарных проектов и решением глобальных проблем человечества.

Билингвальное обучение – это определенная школьная программа, предусматривающая овладение определенным предметным знанием за счет взаимосвязанного использования двух языков (родного и неродного) и овладение иностранным языком не только как средством общения, но и средством образовательной деятельности. Обучение на бикультурной основе получило распространение на занятиях по иностранным языкам в связи с обновлением содержания школьного образования, в котором особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Таким образом, курс изучения языка рассматривается как инструмент приобщения к миру специальных знаний, а содержание обучения характеризуется совмещением предметного и языкового компонентов во всех звеньях учебно-воспитательного процесса. Наиболее успешно билингвальное обучение реализовывается в школах с углубленным изучением иностранного языка. Методологическую базу обучения на билингвальной основе составляют личностно-ориентированные образовательные технологии, а также проблемно-поисковая деятельность с решением предметно-коммуникативных задач. Сюда можно отнести ролевые и деловые игры, проектно-исследовательскую работу, творческие виды деятельности.

В современных поликультурных условия межнационального взаимодействия самой распространенной и популярной в европейской педагогике считается немецкая модель билингвального обучения, получившая название Content and Language Integrated Learning (CLIL) – изучение специального материала или предмета на иностранном языке. В различных странах эта модель модифицируется в зависимости от языковой ситуации территории. Общим является то, что в преподавании разных специальных дисциплин используется более чем один язык. При организации обучения, когда овладение обучающимися предметными знаниями в определенной области осуществляется на основе взаимосвязанного использования двух языков, осваиваемый язык выступает одновременно и объектом изучения, и средством общения, и инструментом приобщения к миру специальных знаний.

В последние годы все чаще ведется обсуждение проблемы билингвального обучения, подтверждается актуальность и прогрессивность данной технологии. Однако реализуемые билингвальные модели и программы в большинстве случаев являются экспериментальными, в настоящий момент билингвальная система обучения имеет место в образовательном процессе некоторых учебных заведений Свердловской области. Следует отметить, что эти образовательные учреждения поддерживают немецкую модель билингвального обучения. Например, обучающиеся МАОУ «СОШ №145 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Екатеринбург имеют возможность изучать естественные науки, математику и религию на русском и английском языках.

В отличие от стран Европы, имеющих большой опыт в плане применения билингвального обучения в образовательном процессе, в России существует проблема подготовки кадров для билингвальных школ и разработки государственных стандартов. Следует заметить, что билингвальное обучение слабо развито в российских школах.

Поликультурное образование в отличие от билингвального обучения является не определенной программой, а непрерывным процессом и некой средой, в которой перекликаются чувство, знание, уважение, понимание и принятие различных языков и культур. Целью поликультурного образования является противостояние расизму и другим формам дискриминации в обществе. Если поликультурное образование является транспортом, который должен привести нас к изменениям, то билингвальное обучение послужит для него топливом.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.