12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валерия Дмитриевна1873
Россия

Этноэкологическое образование детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день актуальной проблемой, которая стоит перед всем человечеством является экологический кризис. Для преодоления которого необходимо вести работу в направлении формирования нового типа взаимоотношений человека и природы. Одним из векторов реализации стратегии устойчивого развития является экологическое образование.

Обращаясь к проекту «Стратегия экологического образования в РФ» (2000г.), мы видим, что одним из необходимых условий, обеспечивающих развитие регионов, должно стать целенаправленное формирование экологической культуры посредством экологического образования.

В работах западных педагогов, таких как Я. А. Коменский, Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, К. Д. Ушинского, отмечается, что формирование представлений о природе, адекватного поведения и отношения к ней осуществляется на основе ознакомления ребенка с объектами ближайшего природного окружения. Фундаментальной основой экологического образования является взаимодействие регионального и глобального подходов к решению проблем экологического характера.

Безусловно, в связи с тем, что в системе общего образования дошкольное является первой ступенью, воспитатели осуществляют экологическое образование подрастающего поколения. Однако крайне редко педагоги дошкольных учреждений привлекают внимание к экологическим проблемам конкретного региона, где проживают дети. Этнокультурная ситуация развития детей дошкольного возраста практически не учитывается в рамках экологического образования. Необходимо отметить, что, изучая опыт прошлых поколений взаимодействия с природой конкретного региона, повышается уровень эффективности процесса экологического образования. Следовательно, необходимо создавать этнически ориентированные воспитательные и образовательные системы, близкие по мировосприятию детям и взрослым, населяющим регион.

Экологическое образование детей дошкольного возраста с учетом этнокультурной ситуации развития предполагает в первую очередь формирование устойчивого интереса к природе родного края, понимание того, что необходимо беречь, охранять и защищать природу поскольку в ней все взаимосвязано и жизнь каждого человека напрямую зависит от окружающей среды. Немаловажным является условие ознакомления с природными явлениями, с особенностями сформированных в социуме традиционных форм взаимодействия с природой региона, где проживает ребенок.

Этническая экология как научное направление стало складываться относительно недавно, в середине XX века. Этнограф Виктор Иванович Козлов указывал, что одной из задач этнической экологии является изучение специфических особенностей этнических групп в природных и социально-культурных условиях проживания, а также оказываемое влияние установившихся этноэкологичских взаимосвязей на здоровье людей в этнических группах, исследование культурной специфики использования этносом природной среды и их воздействия на эту среду. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук Г.Ц. Цыбекмитова, указывает, что необходимо интегрировать в систему образования подрастающего поколения вопросы экологической культуры и этнического природопользования.

Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой одно из первостепенных условий реализации устойчивой системы этноэкологического образования детей дошкольного возраста. Грамотно организованная и экологизированная среда детского сада способствует формированию у детей элементов экологической культуры. Предметы ближайшего природного окружения, календари наблюдения погодных изменений региона, фото и иллюстрации с изображениями природы и погодных условий в разное время года, рабочие тетради дошкольника, где дети отмечают народные приметы о погоде – должны включаться в мероприятия по этноэкологическому образованию.

Таким образом, формирование экологической культуры общества, обусловленной необходимостью сохранения окружающей среды, начинается уже с дошкольного возраста. Взаимодействие человека с природой должно привести к созданию и сохранению экологического баланса. Для этого требуется вести работу в направлении формирования экологической культуры подрастающего поколения, в том числе на основе этнокультурных знаний. Процесс становления личности, осознающей суть взаимодействия в системе «человек и природа» основывается на нормах и принципах бережного отношения к природе, которое начинается с ближайшего окружения, места проживания ребенка. Этническая культура природопользования и этноэкологические знания предшествующих пополнений позволяют установить гармоничное сосуществование с природной средой.

Список литературы

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» , 2004. -159 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика, М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 168 с.
  3. Васюкова Г.В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса: Дис. канд. пед. наук. -М., 2004.- 209с.
  4. Григорьева Л.И., Сакердонова А.С. ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5
  5. Игнатова В.А. Этнокультурная направленность регионального компонента экологического образования// Экологическое образование: до школы, вне школы. М., 2004. - №3.- С.11-14.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.