Этноэкологическое образование детей дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 18 November 2019

Этноэкологическое образование детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день актуальной проблемой, которая стоит перед всем человечеством является экологический кризис. Для преодоления которого необходимо вести работу в направлении формирования нового типа взаимоотношений человека и природы. Одним из векторов реализации стратегии устойчивого развития является экологическое образование.

Обращаясь к проекту «Стратегия экологического образования в РФ» (2000г.), мы видим, что одним из необходимых условий, обеспечивающих развитие регионов, должно стать целенаправленное формирование экологической культуры посредством экологического образования.

В работах западных педагогов, таких как Я. А. Коменский, Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, К. Д. Ушинского, отмечается, что формирование представлений о природе, адекватного поведения и отношения к ней осуществляется на основе ознакомления ребенка с объектами ближайшего природного окружения. Фундаментальной основой экологического образования является взаимодействие регионального и глобального подходов к решению проблем экологического характера.

Безусловно, в связи с тем, что в системе общего образования дошкольное является первой ступенью, воспитатели осуществляют экологическое образование подрастающего поколения. Однако крайне редко педагоги дошкольных учреждений привлекают внимание к экологическим проблемам конкретного региона, где проживают дети. Этнокультурная ситуация развития детей дошкольного возраста практически не учитывается в рамках экологического образования. Необходимо отметить, что, изучая опыт прошлых поколений взаимодействия с природой конкретного региона, повышается уровень эффективности процесса экологического образования. Следовательно, необходимо создавать этнически ориентированные воспитательные и образовательные системы, близкие по мировосприятию детям и взрослым, населяющим регион.

Экологическое образование детей дошкольного возраста с учетом этнокультурной ситуации развития предполагает в первую очередь формирование устойчивого интереса к природе родного края, понимание того, что необходимо беречь, охранять и защищать природу поскольку в ней все взаимосвязано и жизнь каждого человека напрямую зависит от окружающей среды. Немаловажным является условие ознакомления с природными явлениями, с особенностями сформированных в социуме традиционных форм взаимодействия с природой региона, где проживает ребенок.

Этническая экология как научное направление стало складываться относительно недавно, в середине XX века. Этнограф Виктор Иванович Козлов указывал, что одной из задач этнической экологии является изучение специфических особенностей этнических групп в природных и социально-культурных условиях проживания, а также оказываемое влияние установившихся этноэкологичских взаимосвязей на здоровье людей в этнических группах, исследование культурной специфики использования этносом природной среды и их воздействия на эту среду. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук Г.Ц. Цыбекмитова, указывает, что необходимо интегрировать в систему образования подрастающего поколения вопросы экологической культуры и этнического природопользования.

Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой одно из первостепенных условий реализации устойчивой системы этноэкологического образования детей дошкольного возраста. Грамотно организованная и экологизированная среда детского сада способствует формированию у детей элементов экологической культуры. Предметы ближайшего природного окружения, календари наблюдения погодных изменений региона, фото и иллюстрации с изображениями природы и погодных условий в разное время года, рабочие тетради дошкольника, где дети отмечают народные приметы о погоде – должны включаться в мероприятия по этноэкологическому образованию.

Таким образом, формирование экологической культуры общества, обусловленной необходимостью сохранения окружающей среды, начинается уже с дошкольного возраста. Взаимодействие человека с природой должно привести к созданию и сохранению экологического баланса. Для этого требуется вести работу в направлении формирования экологической культуры подрастающего поколения, в том числе на основе этнокультурных знаний. Процесс становления личности, осознающей суть взаимодействия в системе «человек и природа» основывается на нормах и принципах бережного отношения к природе, которое начинается с ближайшего окружения, места проживания ребенка. Этническая культура природопользования и этноэкологические знания предшествующих пополнений позволяют установить гармоничное сосуществование с природной средой.

Список литературы

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» , 2004. -159 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика, М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 168 с.
  3. Васюкова Г.В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса: Дис. канд. пед. наук. -М., 2004.- 209с.
  4. Григорьева Л.И., Сакердонова А.С. ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5
  5. Игнатова В.А. Этнокультурная направленность регионального компонента экологического образования// Экологическое образование: до школы, вне школы. М., 2004. - №3.- С.11-14.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.