Проектная деятельность в ДОУ «Этнотеатр "Сказки народов Севера"»
Проектная деятельность в ДОУ
«Этнотеатр «Сказки народов Севера»»
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Подготовила:
Незговорова Надежда Владимировна
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад №19
Мурманская область, город Мончегорск
У каждого народа существуют свои культурные традиции, которые люди чтят и передают из поколения в поколение. Культура народов Севера очень интересна и разнообразна по своей музыке, языку и быту.
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении – превосходная возможность приобщить ребёнка к национальной культуре, что и явилось основной целью проекта «Этнотеатр «Сказки народов Севера»».
Этно - это деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности детей, обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры.
Театр — это внутренняя (чувства, эмоции) и внешняя (действия, общение) активность личности, которая реализуется в соответствии с принципами творческой деятельности.
Проект «Этнотеатр «Сказки народов Севера»» нацелен на создание доступной формы творческого и познавательного досуга, способствующего развитию интереса к традициям коренных малочисленных народов Севера у детей дошкольного возраста и их родителей, развитию творческого потенциала, укреплению детско-родительских отношений, сохранению культурных традиций малочисленных народов Севера.
Проектная деятельность сочетает интеграцию всех направлений развития детей и помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Работа по проекту, «Этнотеатр «Сказки народов севера»», способствовала общему развитию детей, помогла раскрепоститься, сформировала коммуникативные умения, повысила самооценку, эмоциональную сферу и просто внесло яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогатив внутренний мир детей.
Интеграция в театрализованной деятельности имеет свои особенности.
театрализация должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно только при интегративном подходе.
смена динамических поз и видов детской деятельности, использование большого наглядного материала и атрибутов и, конечно, костюмов.
развитие эстетического восприятия и суждений в процессе слушания музыкальных произведений;
разучивание движений к народным танцам обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
Работа по проекту велась по следующим направлениям.
Первое направление - деятельность с детьми.
Приобщение детей к миру театра способствовал мастер – класс по актерскому мастерству «Страна Театралия». Подача информации для детей проходила более динамично, живо и легко благодаря организованной предметно-игровой среды. Дети с большим интересом принимали участие и следили за игровым ходом в презентации «Путешествие с Незнайкой».
Для расширения знаний детей о нашем крае, о его коренных жителях состоялся просмотр презентация «Загадочные жители Лапландии». После познавательного мероприятия дети узнали много нового и интересного о культуре, традициях и обычаях народов Севера.
Костюмированное мероприятие «Дефиле» прошло в форме инсценированного сюжета и направлено на раскрытие творческого самовыражения детей, владение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, интонации и др.) и невербальными - способность демонстрировать свой костюм, передавать образ персонажа, взаимодействовать со сверстниками в игре. Мероприятие прошло весело, интересно, а самое главное дети получили незабываемые эмоции от встречи с героями Северных сказок.
Для знакомства с саамской сказкой «Приключения мышонка в тундре» прошел театрализованный показ, дошкольники увидели незатейливый сказочный сюжет: однажды у мышки-полёвки родился шустрый мышонок – Быстрые лапки. Мышонок отправился познавать мир тундры и встретил бабочку, паука, птичку Оляпку, зайца, белочку. Мышонка увидела Полярная сова – враг мышей, но ему на помощь поспешила Лесная мышка, которая стала Мышонку настоящим другом.
Театрализованная постановка по ненецкой сказке «Белый медведь и бурый медведь», способствовала развитию творческих способностей детей, интонационной выразительности речи, умение вести ролевой диалог, передать различные эмоциональные состояния.
Для развития творческих способностей использовались следующие виды игровой деятельности:
Творческие игры: «Кто приехал в зоопарк» (муз. композиция К.Сен-Санс «Карнавал животных») - дети, слушая музыку в соответствии с её звучанием, находят выразительные движения для каждого персонажа
Театральные и пластические этюды, упражнения на развитие мимики, жестов:
«Волшебные превращения», «Разные лица» - передать своё внутреннее состояние при помощи мимики и пластики движений, выражать эмоции на основе литературного текста; освоение способов сценического взаимодействия персонажей.
Игры на развитие ориентировки: «Запомни свое место», «Оленьи упряжки», «Поймай оленя», «Рыбаки и рыбки», «Иголочка и ниточка», «Тропинка».
Второе направление деятельности — сотрудничество с родителями.
Родители стали:
Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
Повысили общую и музыкальную культуру.
Имеют представление о жанрах музыкальных произведений, о некоторых видах театра.
Посещают концерты, беседы, консультации, спектакли, участвуют в них сами.
Третье направление -- деятельность с педагогами
Повысили качество педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку.
Систематизировали театрализованные игры для формирования интереса дошкольников к музыкально-театральной деятельности.
В рамках реализации проекта Этнотеатр «Сказки народов Севера» были изготовлены декорации к русским народным и саамским сказкам, сшиты костюмы, организованы театральные показы и дефиле изготовленных костюмов, проведены мастер- классы по декоративно прикладному творчеству, праздники в традициях северных народов с использованием игр народов Севера.
Таким образом, представленная проектная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию.