12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горбушин Дмитрий Львович33

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2» п. Ханымей Пуровского района


                                             




Методическая разработка урока физики

«Физический биатлон»

по теме «Испарение. Кипение. Конденсация»





Автор: Горбушин Дмитрий Львович,

учитель физики и математики




п. Ханымей

2017 г

Конспект методической разработки по физике «Физический биатлон»

Тема: «Испарение. Кипение. Конденсация»

Класс: 8 класс

Тип урока: комбинированный.

Технология урока: игровая.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки с заданиями, секундомер, картонные мишени, бумажные фишки, термометр, вата, вода, стаканчики.

Цель: создать условия для успешного изучения и усвоения нового учебного материала и закрепление ранее изученного, используя метод игры и такие мотивационные приемы, как дух соревнования и занимательность.

Задачи:

  1. Образовательные:  дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; дать понятие кипения и конденсации, продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать умение самостоятельно находить и использовать информацию; развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого творческие, экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда, развивать умение самостоятельного принятия решений.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах; снижать закомплексованность; формирование чувства ответственности, патриотизма.

Формируемые УУД:

- Личностные УУД: осознают важность выполнения задания, ответственность за общее дело, активно включаются в процесс учения, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор.

Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов.

- Коммуникативные УУД: научатся работать в группе и приобретут опыт такой работы; действуют с учётом позиции другого и умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД:  научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные знания, особенности изучаемых явлений.




Ход урока

  1. Организационный момент.

Заставка на экране (биатлон).

Учитель: Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего необычного урока! Ветер биатлона гонит нас вперед, нет-нет, мы с Вами не встанем на лыжи, не возьмем в руки настоящую винтовку, но попробуем «пробежать» несколько «кругов» и «пострелять по мишеням» своими знаниями и умениями, которые у вас есть с собой в вашем физическом арсенале. Сегодня Вы – участники интеллектуального «Физического биатлона». Кто-то из вас почувствует себя «Шипулиным», кто-то «Фуркадом», кто-то «Домрачевой» или еще кем-то. Биатлон в мире набирает большую популярность, его любят от мала до велика. Сегодня мы с Вами выявим сильнейшие коллективы биатлонистов физики. А для этого нам нужно сформировать их. Я приглашаю вас выстроится в одну шеренгу. На первый, второй, третий рассчитайсь!  (формируются три команды).

(На доске заготовлена таблица для внесения результатов команд).

  1. Актуализация знаний.

Учитель:  Внимание, команды! Приготовиться к преодолению первого круга!

Круг 1. Каждой команде раздается пустая карточка, которую нужно заполнить следующим образом. На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Внутренняя энергия».  Задача учащихся – вспомнить и вписать в карточку физические термины, понятия, законы, явления, определения, формулы, примеры, строго касающиеся данной темы (метод мозгового штурма). При этом засекается время, в течение которого команда справится с первым кругом.  Каждый участник команды вносит в карточку только одно слово по теме, затем передает карточку другому и т.д. , последний участник команды, вписавший слово, поднимает флажок. Время останавливается и фиксируется в таблице промежуточных результатов (на доске). Далее вместе с учащимися проверяются все карточки. Если в  карточке присутствует слово, не принадлежащее теме круга 1 или слова повторяются , то команде начисляется пять штрафных секунд. Эти секунды приплюсовываются к общему времени команды за круг. По итогам круга предварительно побеждает команда, показавшая наименьшее время.

(Заполняют карточку).

(Проверяем карточки).

Учитель: Вот и преодолели наши биатлонные коллективы первый круг. Подходим к «первой стрельбе».

Стрельба 1. На доске размещены мишени напротив каждой команды. Участникам выдается по 5 «патронов» - круглые белые фишки-кружки. Задача  - закрыть все 5 черных кружков. 

(Вопросы дублируются на слайде).

Каждый коллектив получает карточку с пятью вопросами по ранее изученной теме. Ребята распределяют их между собой. Ответ на вопрос каждый участник вписывает в свою белую фишку-кружок. Затем подходит к мишени и приклеивает фишку с ответом в  черный кружок и .т.д. пока вся мишень не будет закрыта. Если ответа на вопрос нет, то фиксируется промах. Стрельба длится в течении 2-3-х минут. После окончания, вместе с учащимися проверяются ответы. Если ответ неправильный или не закрыт один из черных кружков – промах. За каждый промах команде начисляется 30 штрафных секунд и добавляется к общему времени за круг.

Вопросы:

  1. Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела? (совершить механическую работу, совершить теплопередачу).
  2. Какой из видов теплопередачи не сопровождается переносом вещества? (теплопроводность, излучение).
  3. Благодаря какому физическому явлению птица может долго и неподвижно парить в воздухе на большой высоте (конвекция).
  4. Объясните физический смысл пословицы: «Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем ей лучше спится» (воздух в снегу  обладает плохой теплопроводностью).
  5. От чего зависит внутренняя энергия тела? (от температуры, массы тела, агрегатного состояния вещества).

(Подводятся итоги стрельбы).

Учитель: А наши участники отправляются на второй круг.

Круг 2. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Количество теплоты». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.

Стрельба 2. (повторяем действия стрельбы 1).

(Вопросы дублируются на слайде).

Вопросы:

  1. Назовите единицы измерения количества теплоты и ее обозначение (Дж, Q).
  2. Какое тело отдаст большее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объемом 0,5 л при понижении их температуры на 2 градуса Цельсия? (ртуть в бутыли).
  3. Для нагревания бруска массой 1 кг на 1 градус Цельсия передано 460 Дж теплоты. О какой физической величине идет речь? (удельная теплоемкость).
  4. Каким количеством теплоты можно нагреть 300 г воды от 12 до 20 градуса Цельсия? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*градус Цельсия(10800 Дж).
  5. Сколько сухих дров нужно сжечь, чтобы получить 60МДж теплоты? Удельная теплота сгорания сухих дров 1000000 Дж/кг. (6 кг).

(Подводятся итоги стрельбы).

Учитель: Мы с вами отправляемся на третий круг.

Круг 3. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.


  1. Изучение нового материала

Учитель: Все команды дружно подошли к третьей, предпоследней стрельбе. Она будет немножко сложнее, потому что ведется из другого «положения». Здесь ваше оружие – это учебники. Эта и следующая «стрельба» будет связана с новыми вопросами, ответы на которые вам нужно будет найти и изучить самостоятельно с помощью вашего «нового оружия». Тема: «Испарение. Кипение. Конденсация» (раздаются карточки с вопросами по новой теме).

Стрельба 3. (повторяем действия стрельбы 1). Время на стрельбу: 5-7 минут.

(Вопросы дублируются на слайде).

Вопросы:

  1. От чего зависит испарение жидкости? (от температуры, от рода жидкости, от площади поверхности жидкости).
  2. Как обозначается удельная теплота парообразования и конденсации, назовите единицы ее измерения (L, Дж/кг).
  3. Назовите отличия испарения и кипения (испарение происходит с поверхности жидкости, кипение  - по всему объему; испарение происходит при любой температуре, кипение -при определенной температуре и давлении).
  4. Объясните одним словом происхождение тумана (конденсация).
  5. Почему даже в самый жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод? (вода, испаряясь с поверхности тела, отнимает от него некоторое количество теплоты).

(Подводятся итоги стрельбы).


Учитель: Четвертый круг.

Круг 4. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием новой темы, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Испарение». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.


Учитель: Внимание, участники! Заключительная стрельба, которая во многом решит судьбы команд.


  1. Закрепление знаний учащихся

Стрельба 4. (повторяем действия стрельбы 1). Время на стрельбу: 5-7 минут.

(Вопросы дублируются на слайде).

Вопросы:

  1. Можно ли сварить вкрутую яйцо в горах? Объясните ответ (нет, потому что с увеличением высоты уменьшается температура кипения и вода закипает при температуре чуть ниже 100 градусов (80-90 градусов), а при такой температуре белок не свернется).
  2. Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 10 г воды, взятой при температуре кипения? Удельная теплота парообразования воды 2300000 Дж/кг (23000 Дж).
  3. Почему испарение жидкости происходит при любой температуре? (потому что в жидкости всегда имеется некоторое число быстро движущихся молекул ).
  4. Какое количество спирта выкипело, если ему было сообщено 18 кДж теплоты? (0,02 кг).
  5. В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки:

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

О каком физическом явлении идет речь? (Конденсация).


Дополнительный патрон. Учащимся демонстрируется эксперимент по испарению жидкости. Оборудование: термометр, ватка, спирт, листочек бумаги. Резервуар термометра обматывается смоченной в спирте ваткой. С помощью листочка ускоряем процесс испарения, обмахивая смоченную ватку. При этом ребята наблюдают понижение уровня ртути в столбике термометра. Задача команд – объяснить эксперимент. За правильный ответ начисляется минус 30 секунд.


Круг 5. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Кипение. Конденсация». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Вот и подошли к концу наши биатлонные баталии по физике. Сегодня мы выявили самых сильных и стойких интеллектуальных биатлонистов. Поздравляем команду (название команды). 

Давайте вместе вспомним нашу работу на уроке.

Облако «тегов»:

- Сегодня я узнал(а)…..

- Было трудно…

- На уроке было (интересно/не интересно, скучно, и др. )…

- Материал урока мне был (понятен/не понятен)…

(Заслушиваются ответы учеников, беседа).

  1. Домашнее задание: §16,17, 18, 20 ,упр. 13 (1,2,3, ответить устно на вопросы), упр. 16 (4, письменно).



Опубликовано


Комментарии (2)

Фролова Надежда Михайловна, 17.02.20 в 02:50 4Ответить Пожаловаться
Интересный урок! Спасибо!
Спицына Любовь Ивановна, 17.02.20 в 05:17 3Ответить Пожаловаться
Добавила в избранное. Благодарю, Дмитрий Львович. А в биатлоне российском хотелось бы прорыва к высоким результатам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.