Методическая разработка урока физики «Физический биатлон» по теме «Испарение. Кипение. Конденсация»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 2» п. Ханымей Пуровского района
Методическая разработка урока физики
«Физический биатлон»
по теме «Испарение. Кипение. Конденсация»
Автор: Горбушин Дмитрий Львович,
учитель физики и математики
п. Ханымей
2017 г
Конспект методической разработки по физике «Физический биатлон»
Тема: «Испарение. Кипение. Конденсация»
Класс: 8 класс
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: игровая.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки с заданиями, секундомер, картонные мишени, бумажные фишки, термометр, вата, вода, стаканчики.
Цель: создать условия для успешного изучения и усвоения нового учебного материала и закрепление ранее изученного, используя метод игры и такие мотивационные приемы, как дух соревнования и занимательность.
Задачи:
- Образовательные: дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; дать понятие кипения и конденсации, продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать умение самостоятельно находить и использовать информацию; развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого творческие, экспериментальные задания; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда, развивать умение самостоятельного принятия решений.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах; снижать закомплексованность; формирование чувства ответственности, патриотизма.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД: осознают важность выполнения задания, ответственность за общее дело, активно включаются в процесс учения, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор.
- Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов.
- Коммуникативные УУД: научатся работать в группе и приобретут опыт такой работы; действуют с учётом позиции другого и умеют согласовывать свои действия.
- Познавательные УУД: научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные знания, особенности изучаемых явлений.
Ход урока
- Организационный момент.
Заставка на экране (биатлон).
Учитель: Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего необычного урока! Ветер биатлона гонит нас вперед, нет-нет, мы с Вами не встанем на лыжи, не возьмем в руки настоящую винтовку, но попробуем «пробежать» несколько «кругов» и «пострелять по мишеням» своими знаниями и умениями, которые у вас есть с собой в вашем физическом арсенале. Сегодня Вы – участники интеллектуального «Физического биатлона». Кто-то из вас почувствует себя «Шипулиным», кто-то «Фуркадом», кто-то «Домрачевой» или еще кем-то. Биатлон в мире набирает большую популярность, его любят от мала до велика. Сегодня мы с Вами выявим сильнейшие коллективы биатлонистов физики. А для этого нам нужно сформировать их. Я приглашаю вас выстроится в одну шеренгу. На первый, второй, третий рассчитайсь! (формируются три команды).
(На доске заготовлена таблица для внесения результатов команд).
- Актуализация знаний.
Учитель: Внимание, команды! Приготовиться к преодолению первого круга!
Круг 1. Каждой команде раздается пустая карточка, которую нужно заполнить следующим образом. На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Внутренняя энергия». Задача учащихся – вспомнить и вписать в карточку физические термины, понятия, законы, явления, определения, формулы, примеры, строго касающиеся данной темы (метод мозгового штурма). При этом засекается время, в течение которого команда справится с первым кругом. Каждый участник команды вносит в карточку только одно слово по теме, затем передает карточку другому и т.д. , последний участник команды, вписавший слово, поднимает флажок. Время останавливается и фиксируется в таблице промежуточных результатов (на доске). Далее вместе с учащимися проверяются все карточки. Если в карточке присутствует слово, не принадлежащее теме круга 1 или слова повторяются , то команде начисляется пять штрафных секунд. Эти секунды приплюсовываются к общему времени команды за круг. По итогам круга предварительно побеждает команда, показавшая наименьшее время.
(Заполняют карточку).
(Проверяем карточки).
Учитель: Вот и преодолели наши биатлонные коллективы первый круг. Подходим к «первой стрельбе».
Стрельба 1. На доске размещены мишени напротив каждой команды. Участникам выдается по 5 «патронов» - круглые белые фишки-кружки. Задача - закрыть все 5 черных кружков.
(Вопросы дублируются на слайде).
Каждый коллектив получает карточку с пятью вопросами по ранее изученной теме. Ребята распределяют их между собой. Ответ на вопрос каждый участник вписывает в свою белую фишку-кружок. Затем подходит к мишени и приклеивает фишку с ответом в черный кружок и .т.д. пока вся мишень не будет закрыта. Если ответа на вопрос нет, то фиксируется промах. Стрельба длится в течении 2-3-х минут. После окончания, вместе с учащимися проверяются ответы. Если ответ неправильный или не закрыт один из черных кружков – промах. За каждый промах команде начисляется 30 штрафных секунд и добавляется к общему времени за круг.
Вопросы:
- Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела? (совершить механическую работу, совершить теплопередачу).
- Какой из видов теплопередачи не сопровождается переносом вещества? (теплопроводность, излучение).
- Благодаря какому физическому явлению птица может долго и неподвижно парить в воздухе на большой высоте (конвекция).
- Объясните физический смысл пословицы: «Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем ей лучше спится» (воздух в снегу обладает плохой теплопроводностью).
- От чего зависит внутренняя энергия тела? (от температуры, массы тела, агрегатного состояния вещества).
(Подводятся итоги стрельбы).
Учитель: А наши участники отправляются на второй круг.
Круг 2. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Количество теплоты». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.
Стрельба 2. (повторяем действия стрельбы 1).
(Вопросы дублируются на слайде).
Вопросы:
- Назовите единицы измерения количества теплоты и ее обозначение (Дж, Q).
- Какое тело отдаст большее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объемом 0,5 л при понижении их температуры на 2 градуса Цельсия? (ртуть в бутыли).
- Для нагревания бруска массой 1 кг на 1 градус Цельсия передано 460 Дж теплоты. О какой физической величине идет речь? (удельная теплоемкость).
- Каким количеством теплоты можно нагреть 300 г воды от 12 до 20 градуса Цельсия? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*градус Цельсия(10800 Дж).
- Сколько сухих дров нужно сжечь, чтобы получить 60МДж теплоты? Удельная теплота сгорания сухих дров 1000000 Дж/кг. (6 кг).
(Подводятся итоги стрельбы).
Учитель: Мы с вами отправляемся на третий круг.
Круг 3. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.
- Изучение нового материала
Учитель: Все команды дружно подошли к третьей, предпоследней стрельбе. Она будет немножко сложнее, потому что ведется из другого «положения». Здесь ваше оружие – это учебники. Эта и следующая «стрельба» будет связана с новыми вопросами, ответы на которые вам нужно будет найти и изучить самостоятельно с помощью вашего «нового оружия». Тема: «Испарение. Кипение. Конденсация» (раздаются карточки с вопросами по новой теме).
Стрельба 3. (повторяем действия стрельбы 1). Время на стрельбу: 5-7 минут.
(Вопросы дублируются на слайде).
Вопросы:
- От чего зависит испарение жидкости? (от температуры, от рода жидкости, от площади поверхности жидкости).
- Как обозначается удельная теплота парообразования и конденсации, назовите единицы ее измерения (L, Дж/кг).
- Назовите отличия испарения и кипения (испарение происходит с поверхности жидкости, кипение - по всему объему; испарение происходит при любой температуре, кипение -при определенной температуре и давлении).
- Объясните одним словом происхождение тумана (конденсация).
- Почему даже в самый жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод? (вода, испаряясь с поверхности тела, отнимает от него некоторое количество теплоты).
(Подводятся итоги стрельбы).
Учитель: Четвертый круг.
Круг 4. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием новой темы, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Испарение». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.
Учитель: Внимание, участники! Заключительная стрельба, которая во многом решит судьбы команд.
- Закрепление знаний учащихся
Стрельба 4. (повторяем действия стрельбы 1). Время на стрельбу: 5-7 минут.
(Вопросы дублируются на слайде).
Вопросы:
- Можно ли сварить вкрутую яйцо в горах? Объясните ответ (нет, потому что с увеличением высоты уменьшается температура кипения и вода закипает при температуре чуть ниже 100 градусов (80-90 градусов), а при такой температуре белок не свернется).
- Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 10 г воды, взятой при температуре кипения? Удельная теплота парообразования воды 2300000 Дж/кг (23000 Дж).
- Почему испарение жидкости происходит при любой температуре? (потому что в жидкости всегда имеется некоторое число быстро движущихся молекул ).
- Какое количество спирта выкипело, если ему было сообщено 18 кДж теплоты? (0,02 кг).
- В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки:
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
О каком физическом явлении идет речь? (Конденсация).
Дополнительный патрон. Учащимся демонстрируется эксперимент по испарению жидкости. Оборудование: термометр, ватка, спирт, листочек бумаги. Резервуар термометра обматывается смоченной в спирте ваткой. С помощью листочка ускоряем процесс испарения, обмахивая смоченную ватку. При этом ребята наблюдают понижение уровня ртути в столбике термометра. Задача команд – объяснить эксперимент. За правильный ответ начисляется минус 30 секунд.
Круг 5. (повторяем действия круга 1). На доске появляется слайд с названием одной из тем, которую уже изучили учащиеся. Тема: «Кипение. Конденсация». Подводим итоги этого круга. Фиксируем в таблице результатов суммарное время с учетом возможных штрафных секунд.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Вот и подошли к концу наши биатлонные баталии по физике. Сегодня мы выявили самых сильных и стойких интеллектуальных биатлонистов. Поздравляем команду (название команды).
Давайте вместе вспомним нашу работу на уроке.
Облако «тегов»:
- Сегодня я узнал(а)…..
- Было трудно…
- На уроке было (интересно/не интересно, скучно, и др. )…
- Материал урока мне был (понятен/не понятен)…
(Заслушиваются ответы учеников, беседа).
- Домашнее задание: §16,17, 18, 20 ,упр. 13 (1,2,3, ответить устно на вопросы), упр. 16 (4, письменно).
Фролова Надежда Михайловна
Спицына Любовь Ивановна