Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся. Работа классного руководителя
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС».
Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся. Работа классного руководителя.
Автор работы: Чаплыгина О.В., учитель начальных классов.
Семья - величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей. Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребенка доброе и заботливое отношение к людям. Поэтому перед школой стоит проблема усиления роли семьи в воспитании детей и привлечения ее к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - одна из главных задач. Эффективность воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В своей работе с родителями стараюсь сделать родителей соучастниками образовательного, педагогического процесса. Для этого использую различные формы и мероприятия. Изучаю семьи учащихся. Считаю, для того чтобы достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй. Провожу классные родительские собрания. Работаю с родителями индивидуально. Привлекаю к участию родителей во внеклассных мероприятиях.
Одной из организационных широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе с родителями являются воспитательные мероприятия. Праздники, часы общения, встречи, вечера, КВН, экскурсии, походы, мастер - классы. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует традиции в классном коллективе. Поэтому каждое мероприятие должно вести к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте. В своей педагогической практике провожу совместные праздники, викторины, посещаю с родителями и детьми музеи, мастер-классы, стараюсь в каждом ребёнке раскрыть талант, побороть в ребёнке застенчивость, робость, воспитать в детях сострадание к окружающим. Мероприятия сближает пап и мам с детьми, с другими родителями, с учителем, а в детской среде воспитывает дух коллективизма, единой целой школьной семьи.
Родители моего класса — часть нашей классной семьи, которые играют важную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому в своей работе, я тесно сотрудничаю с родителями. Это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Классные мероприятия посещают большинство родителей, где они активно участвуют в них, интересуются жизнью класса, успехами детей. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Я и родители моего класса стараемся сделать сюрприз к «Новому году» нашим детям. Придумываем, каким образом можно нарядить наш кабинет к празднику. Кабинет обязательно украшаем, превращаем его в сказку. Всегда интересно смотреть на положительную, эмоционально-окрашенную реакцию детей, когда они входят в класс и видят сказочную обстановку.
Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Мои ученики активно принимают участие в конкурсах, родители активно в этом их поддерживают. В СОШ №1 обучающиеся моего класса приняли участие и стали победителями конкурса танца. Я придумала танец, совместно с родителями класса мы придумали костюмы, сшили огромного размера чайники для выступления. Репетиции проходили после уроков, дети охотно бежали на репетицию, уходить с репетиции им совсем не хотелось.
Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками. Совместно с родителями обдумывалась поездка в театр.
В своей работе стараюсь раскрыть творческие способности детей, ребята активно принимают участие в конкурсах танца, песни, пишут сценарии к спектаклям, рисуют декорации. Я, родители моих учеников активно им помогаем. Учитель редактирует тексты, костюмы, эскизы. Родители по эскизам детей шьют костюмы, делают декорации. Благодаря совместной работе учителя, детей и родителей наш коллектив становится победителями в творческих конкурсах.
На классных часах провожу беседы о доброте, сострадании, толерантности к другим людям, бережливости. Стараюсь в детях воспитать аккуратность. В 2019 году ученицы моего класса наводили порядок в гардеробе. Обнаружили, перчатки, варежки… Хозяина вещей мы не нашли. Вещи оказались лишними и ненужными в гардеробе. Выбрасывать вещи мы не хотели. Посоветовавшись с родителями и детьми класса, мы решили дать вторую жизнь варежкам и перчаткам. Так появился социально – значимый проект «Вторая жизнь варежки». Я нашла образцы игрушек. В группе продленного дня, на перемене дети шили игрушки. Они были увлечены работой. Одна из мам моего класса предложила связаться с директором детского садика № 75 и организовать акцию «Подари ребёнку игрушку». Я, дети, родители моих учеников были рады положительному результату акции. Ребята научились, бережно относится к вещам, шить игрушки, провели беседу с малышами в детском саду, защитили проект на 2-х муниципальных конкурсах, на которых получили призовые места.
Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется. Бабушки нашего класса вместе со своими внуками участвуют в мероприятиях, но не как организаторы, а как члены жюри или гости. С детьми часто провожу беседы о том, что старшее поколение нужно уважать, прислушиваться к их мнению, помогать им во всём. Ко дню пожилого человека каждый год мы с ребятами готовим выступление для наших бабушек и дедушек. У нас с детьми большая, творческая копилка, в которой есть добрые, весёлые песни, стихи, сценки. На классном часе посвящённому пожилым людям, у меня с ребятами появилась идея, провести социальную акцию «День пожилого человека» в доме – интернате для пожилых людей. Я связалась с директором интерната, нам назначили время, дети сделали поделки своими руками, я составила сценарий мероприятия. К нашей акции присоединились родители моих учеников, родители, ученики, учителя параллельных классов. Это мероприятия имело большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.
В группе продлённого дня, на классных часах обсуждаем, беседуем об истории нашей страны. Тема ВОВ играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети должны знать, помнить подвиги своих дедушек и бабушек. Львов Илья подготовил проект «Родословная моей семьи». Рассказал о своих дедушках и бабушке сыгравших важную роль в победе над фашизмом. Родители помогали Илье в поиске информации. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Ученики моего класса активно принимают участие в конкурсах, проектах и акциях. В этом нам помогают родители.
Ученики моего класса каждый год принимают активное участие в различных акциях направленных на защиту экологии, бережного отношения к книгам, участвуют в акции по сбору макулатуры. В первом полугодии 2020 -2021 года мои ребята приняли участие в нескольких акциях на уровне школы, города, региона. В организации акции активное участие приняли родители.
В своей работе совместно с родителями планирую и провожу мастер - классы, дни рождения, провожу конкурсы на свежем воздухе «Зимние забавы». Такие мероприятия объединяет коллектив. Создаёт дружескую атмосферу в школе, вне школы. Дети переживают за своих одноклассников, стараются оказать помощь в трудной ситуации.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что учителю - классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общаться с ними, ведь только вместе с родителями, которые сталкиваются с детьми в домашней обстановке, можно воспитать человека. А фундамент зарождения личности закладывается именно в начальной школе, поэтому так важно, чтобы родители и учитель действовали только сообща, совместными усилиями.