Формирование читательской компетентности младшего школьника как условие развития функциональной грамотности
Формирование читательской компетентности младшего школьника как условие развития функциональной грамотности
Функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях в сфере образования на сегодняшний день. Почему это так важно? Современному обществу нужен человек, умеющий мыслить в рамках проблемы, выявлять противоречия и связи явлений, правильно оценивать ситуацию и быстро находить правильное решение. Это человек, обладающий универсальными познавательными способностями.
Функциональная грамотность — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где проводится интенсивное обучение различным видам деятельности, включая нестандартное мышление и различные решения, в том числе жизненных задач, взаимодействие с внешним миром, выстраивание социальных отношений, оценку навыков и поведения. В нем особое место занимает чтение и работа с текстом. Умение читать – один из базовых навыков функциональной грамотности.
Умеете ли вы читать? Конечно, на этот вопрос ответят даже многие дошкольники. И, действительно, они могут сами прочитать то, что пишут, но вдумчиво читать, оценивать качество и важность текста, извлекать из текста необходимую информацию могут не все. Не каждый взрослый может идентифицировать факты, события и мнения при чтении различных текстов, анализировать прочитанное, отслеживать и корректировать свое понимание прочитанного.
Для решения этих задач используются все возможности образовательного процесса, как урочные, так и внеурочные занятия. Каждый учебный предмет может способствовать формированию навыков чтения у младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно задавать следующие вопросы, чтобы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Важно научить читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Одним из важных навыков является осознанное чтение. В своей практике часто наблюдаем: учащиеся в высоком темпе, выразительно, без запинки отвечают на вопросы о содержании текста. Но как только вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «с какой целью» у школьников возникают трудности. Почему это происходит?
Возможно, из-за того, что школьники читают красиво, быстро и выразительно, но не понимают, что важно, не видят логики развития повествования, не устанавливают причинно-следственную связь. То есть, у них нет способности выделять главное и второстепенное, соотносить факты, явления и события, устанавливать логические связи. Несформированность этих навыков подразумевает, что ученик не понимает поставленной задачи, не извлекает необходимую информацию из текста, из этого следует, что формирование этих навыков должно быть в системе работы учителей любого предмета.
Чтобы сформировать навыки осознанного чтения, используем различные приемы и игры: «установить соответствие», «ключевое слово», «распутай логическую цепочку», «плюс-минус», «найди ошибку». Например, прием, «ключевое слово» можно использовать разнообразно и эффективно. Вы можете использовать этот прием на любом уроке или этапе урока. На уроке литературного чтения учащиеся должны прочитать, и записать ключевые слова и показать их партнеру по паре и назвать эпизод по тому, что они прочитали.
На уроках окружающего мира вы можете попросить учащихся придумать историю или пересказать ее, используя ключевые слова. Это задание также можно использовать на уроках математики. Используйте ключевые слова для создания задачи или алгоритма.
Для формирования осознанного чтения интересен прием интерактивного обучения. Суть его в том, что класс делится на 2 группы. Первая группа получает карточку с вопросами, такими как условия задания, выражения, понятия, названия географических объектов и т.д. Вторая группа получает правильные ответы, решение задачи, значение выражения, определение, характеристики объектов и т.д. Каждый ученик должен найти правильный ответ на вопрос. Этот прием можно использовать как на этапе актуализации знаний, так и на этапе изучения нового материала. Как и в случае с другими методами интерактивного обучения, при использовании этого приема важно помнить о воспитании культуры поведения и взаимоотношений. С помощью таких игр и приемов дети быстро учатся читать, понимать и сопоставлять.
Прием «Кольцевое чтение» помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается учениками по очереди по абзацам. Один ученик читает, остальные слушают. Есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу. Слушающие придумывают и задают вопросы по содержанию текста. Тот, кто читал текст, отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений ребенка. Это позволяет, в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
Информационные источники
1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.
2. Ковалева Г.С. К новому учебному году: на пути решения стратегических задач // «Вестник образования России» июль № 14, 2019.
3. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности //«Вестник образования России» август № 16, 2019.
4. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире, 2018.
5. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной
грамотности // «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 Т.1 (61) 2019.
3