«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания при подготовке учащихся к ГИА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.И. Яценко»
Обобщение педагогического опыта
учителя истории и обществознания
Диденко Елены Александровны
по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания при подготовке учащихся к ГИА»
с. Первореченское, 2024
Тема проекта: «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания при подготовке учащихся к ГИА»
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
древнегреческий философ Аристипп,
ученик и друг Сократа
Актуальность проекта: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования. Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ.
Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Данные работы, составленные по аналогии с заданиями международного исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Задания такого типа уже включены в КИМы по истории и обществознанию, но сожалению, практически отсутствуют в действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности.
Цель проекта: Создать условия для формирования Функциональной грамотности у учащихся 5-11 классов на уроках истории и обществознания.
Изучить нормативно-правовую базу по формированию функциональной грамотности;
Разработать систему работы с заданиями функциональной граммотности;
Сформировать методическую копилку учителя истории и обществознания по формированию функциональной грамотности;
Показать результативность применения заданий по функциональной грамотности на практике (результаты ГИА, ВПР, PISSA и т.д.);
Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках;
Познакомить педагогическую общественность с методами и формами работы с применением функциональной грамотности на уроках истории и обществознания при подготовке учащихся к ГИА.
Срок реализации проекта: 01.09.2024г. - 2029 г., 5 лет
Участники проекта: учащиеся 5-11 класса
Объект проекта: Комплекс дисциплин объектом которого являются различные стороны жизни общества.
Предмет проекта: Умение использовать полученную информацию а различных жизненных ситуациях.
Гипотеза проекта: Если на уроках истории и обществознания применять новую методику преподавания с применением технологий функциональной грамотности, то это будет способствовать:
Повышению уровня качества знаний учащихся, а значит успешное прохождение ГИА;
Выработке умений у учащихся и выпускников школы применять знания для решения реальных проблемных ситуаций в жизни.
Новизна проекта: В системе методов и технологий преподавания.
Методы и технологии преподавания:
- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Практическая значимость проекта: Система применяемых методов и технологий поможет коллегам при подготовке учащихся к успешной сдачи экзаменов и оценочных процедур.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный этап- изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.
2 этап. Практическая реализация - разработка системы использования заданий различных типов по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление направленных на формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
3 этап. Обобщающий этап - оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетентности, распространение опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Главными результатами функционирования системы считаю:
Для учителя:
выявленные затруднения позволили определить главные направления деятельности по формированию понятийной грамотности;
проведённый анализ существующих современных подходов, методов, приемов, направленных на формирование и развитие у учащихся понятийного мышления, позволил определить наиболее продуктивные, инновационные методы и приемы функциональной понятийной грамотности при проектировании разных этапов урока;
в процессе обобщения, сформирован авторский банк методов и приемов, а также создана рабочая тетрадь-тренажер «Обществознание», которая полезна не только учащимся, но и коллегам;
Для ученика:
повышение мотивации в изучении предметов истории и обществознания.
систематическая работа по формированию функциональной понятийной грамотности формирует умение использовать теоретический материал на практике:
- развитию когнитивных компетенции учащихся;
- активизации познавательной мыслительной деятельности;
- формированию универсальных учебных действий;
- умению анализировать текст с разных позиций, оценивать, трансформировать информацию;
- осваиванию на продуктивном уровне новых понятий;
- способствовала повышению предметной компетенции.
Дорожная карта проекта:
Заключение:
Применение банка заданий по функциональной грамотности позволили развивать у учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Значительно повысился интерес учащихся к изучению истории, обществознания и права.
В дальнейшем предполагается продолжить работу по по формированию функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права, накапливать материал для проведения уроков.
Данный опыт мною представлен на педсовете в МБОУ МО Динской район СОШ № 28 имени И.И. Яценко»
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.
В настоящее время функциональная грамотность является необъемлемым компонентом не только международной оценки качества образования, но и Российской. Формирование функциональной грамотности носит системный характер и должно формироваться не только в стенах общеобразовательного учреждения, не только в рамках одного предмета, но и дома, на улице, в общественной жизни. Функционально грамотный обучающийся – это ребенок, способный жить в современном обществе и задача общеобразовательного учреждения, это в первую очередь адаптация обучающихся к современной действительности, которую мы стараемся выполнять.
В ходе реализации проекта будут решены следующие задачи:
Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
Использование приемов развития критического мышления в системе.
Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
Использование самооценивания и взаимооценивания.
Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями.
Таким образом для успешной подготовки к экзаменам на уроках истории и обществознания, уделялось большое внимание формированию следующих видов функциональной грамотности:
Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Для развития данных умений необходимо сконструировать систему разноуровневых заданий.
Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.
Приложение № 1
РЕКВИЗИТЫ ДОСТУПА К ЗАПИСЯМ ВЕБИНАРОВ:
Тема | Ссылка |
Общие итоги. Математическая грамотность | |
Читательская грамотность | |
Финансовая грамотность | |
Естественнонаучная грамотность | |
Креативное мышление | |
Глобальные компетенции |
Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
Приложение № 2
Примеры заданий по функциональной грамотности
Финансовая граммотность
Ученик десятого класса Никита С. оформил в банке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг.
В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство. Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите С. при пользовании интернет-банкинга? Укажите одно любое правило.
15−летней Александре Е. на день рождение родители подарили 5 тысяч рублей. Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита).
С какого возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка и предлагаемых им услуг, чтобы наиболее рационально разместить свои денежные средства.
16−летний Кирилл Б. летом устроился работать курьером. Заработную плату он получал на дебетовую карту. Однажды, возвращаясь домой, он обнаружил пропажу карты.
Как следует поступить Кириллу, чтобы восстановить доступ к денежным средствам? Какие правила следует соблюдать Кириллу для безопасного использования дебетовой карты? Совершеннолетнему Вадиму досталось в наследство крупная сумма денег. Он решил ее инвестировать и получать пассивный доход. Предложите один любой вариант, куда он может вложить деньги. Объясните, почему неэффективно хранить крупную сумму денег дома, не инвестируя ее куда-либо.
Читательская грамотность.
1. «Природа, окружавшая египтян, и вся их жизнь отражались в их религии. В то время, когда у египтян господствовали первобытные отношения и одним из основных занятий была охота, они представляли себе богов в виде зверей и птиц. Злых богов они изображали в виде опасных хищников. Позднее египтяне стали изображать богов в виде людей, но часто со звериными или птичьими головами.
С развитием у египтян земледелия появились новые боги, связанные с этим видом деятельности. Например, они стали поклоняться солнцу – источнику тепла: тепло было необходимо для произрастания растений. Бога солнца назвали Ра. Не умея объяснить причин восхода и захода солнца, они думали, что Ра каждый день проезжает на золотой лодке по небу с востока на запад и вечером уходит в пустыню.
Важным фактором, отразившимся в религии Древнего Египта, стало появление среди египтян неравенства и образование у них государства».
Подтвердите историческим фактом приведённое в данном фрагменте суждение о том, что важным фактором, отразившимся в религии Древнего Египта, стало появление среди египтян неравенства и образование у них государства.
2. «В середине I тыс. до н.э. в Китае было семь крупных царств. Между ними шли долгие и ожесточённые войны.
Царство Цинь было расположено в стороне, к северу от других враждовавших между собой царств Среднего Китая. Оно меньше страдало от войн и в III в. до н.э. стало самым сильным и богатым государством в Китае. Циньские цари собрали многочисленное войско и вооружили его железными мечами и копьями.
Царь Цинь, покоряя одну область за другой, к 221 г. до н.э. завоевал почти весь Китай.
Под его властью образовалось огромное государство.
После завершения внутренних войн правитель единого Китая стал совершать успешные походы против соседних стран. На севере противниками Китая были гунны, племена которых делали набеги на китайские города и сёла. На четыреста километров отогнали китайцы кочевников. Для ведения постоянных войн и защиты завоёванных земель нужна была многочисленная армия, содержание которой обходилось дорого, что требовало постоянного пополнения казны. Налоги с простого народа возросли до двух третей от собранного урожая. Не менее дорого населению Китая обошлось и укрепление северных границ».
Какое из перечисленных суждений в наибольшей степени связано с темой данного текста?
Напишите порядковый номер верного суждения. 1. Чтобы не заблудиться в далёких путешествиях, китайцы изобрели компас. 2. Благодаря Великому шёлковому пути постепенно установились отношения Китая с Индией и Междуречьем. 3. Беспрецедентное могущество правителя объединённой территории потребовало введения нового титула – Шихуанди буквально означает «император-основоположник династии». 4. Находки археологов доказывают, что во II тыс. до н.э. в Китае образовалось государство.
Глобальная грамотность
Р абота со схемами и диаграммами на уроках обществознания 11 класс
П еред Вами данные по теме «Сколько мы теперь читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:
1) Сколько процентов населения читают более 5 книг в год?
2) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?
3) Сделайте прогноз, какой процент населения не читает книги в 2020 году?
4) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?
Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.
Математическая грамотность
Найдите значение выражения, заменив названия исторических событий их датами.
Если к сумме дат начало восстание Спартака и захват Цезарем власти в Риме прибавить число 10, то получите дату земельного закона Тиберия Гракха в Риме. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (74+ 49) + 10 = 133
Если из суммы дат нашествие галлов на Рим и начало войны римлян с царем Пирром вычесть число 161, то получите дату установления республики в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (390+ 280) – 161 = 509
Если из суммы дат взятие Рима готами и разрушение города Коринфа вычесть число 44 и прибавить 100, то получите дату разрушения Ниневии. Запишите пример цифрами. Ответ: (410 + 146) – 44 +100 = 612
Если к сумме дат, указ императора Константина, разрешавший христианам открыто молиться и земельного закона Тиберия Гракха прибавить дату перенесения столицы империи в Константинополь, то получите дату первых Олимпийских игр. Запишите этот пример цифрами. Ответ: (313 + 133) + 330 = 776
Если из суммы дат нашествие битва при Фарсале и убийство Цезаря вычесть дату битвы при Филиппах, то получите дату захвата Цезарем власти в Риме. Запишите пример цифрами. Ответ: (48 + 44) – 43 = 49
Приложение № 4
Отработка заданий по креативной грамотности
Урок обществознания в 6а классе « Труд-основа жизни»
Отработка заданий по финансовой грамотности с выпускниками
5