Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Полозкова Э.В.,
старший воспитатель
МБОУ «СОШ № 14 с УТИОП»
г. Балахна Нижегородская область
Актуальность темы определена:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором одной из задач является «…развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…»;
Противоречием между необходимостью решения задач формирования коммуникативных навыков детей, трудностями их решения в рамках организованной образовательной деятельности и значимостью участия семей воспитанников в формировании коммуникативных навыков, недостаточной их информированность о современных подходах и возможном содержании данной деятельности.
Теоретическим обоснованием личного вклада педагога в развитие образования являются исследования Джона Дьюи, А.И. Савенкова, Н. Е. Веракса, М.М. Алексеевой, Л.А. Венгера, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.
Цель деятельности: формирование коммуникативных навыков детей через организацию проектной деятельности.
Задачи:
Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Развивать общение и умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
Вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.
Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, развитие диалогической речи).
Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Ведущая педагогическая идея.
Использование проектной деятельности для формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста будет способствовать проявлению ими эмпатии, инициативности, любознательность, открытости, восприимчивости.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе работы была проведена диагностика с целью исследования эффективности педагогических воздействий для формирования коммуникативных навыков дошкольников. В соответствии с полученными результатами был подобран методический и практический материал, разработан перспективный план проектной деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков дошкольников.
На основном этапе была реализована система работы в рамках проектной деятельности в соответствии с годовым тематическим планированием с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, обогащена РППС, организовано взаимодействие с родителями.
На заключительном этапе была повторно проведена диагностика эффективности педагогических воздействий для формирования коммуникативных навыков, а сравнение полученных результатов позволило сделать выводы.
Исследование педагогических воздействий для формирования коммуникативных навыков дошкольников было проведено по картам индивидуального развития, которые составлены в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования структурного подразделения детский сад и включают в себя показатели образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».. Диагностика показала, что эффективность педагогических воздействий не достаточна для успешного формирования коммуникативных навыков. У большинства детей коммуникативные навыки не сформированы или находятся на стадии формирования. Таким образом, данные результаты обозначили необходимость специально организованной педагогической работы, направленной на формирование коммуникативных навыков дошкольников.
На основании изученной литературы, просмотра вебинаров по теме был разработан перспективный план проектной деятельности в соответствии с годовым тематическим планированием, направленный на формирование коммуникативных навыков дошкольников.
На основном этапе работы был реализованы проекты в соответствии с перспективным планом работы.
Проектная деятельность базируется на совместной деятельности взрослого и ребенка, умении договариваться, работать в коллективе. Темы проектов отражают годовое тематическое планирование. В ходе реализации проектов кроме познавательных задач решаются задачи, направленные на развитие коммуникативных навыков (таких как: умение объединяться с другими детьми для совместной деятельности, умение решать спорные вопросы с помощью речи, стремление активно участвовать в мероприятиях группы), а также обогащается словарный запас, без которого невозможна речевая деятельность.
Сначала нами проводится исследование темы, обобщение полученных данных, анализ представлений детей о теме проекта. Воспитатель продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные и игровые ситуации, в которых участвуют дети (часто совместно с родителями).
Воспитатель координирует работу по реализации проекта. Объединение детей и родителей для совместного выполнения задания в процессе проектной деятельности открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения.
Дети - активные участники проекта, они задают вопросы, ищут ответы, высказывают свое мнение, передают свой опыт с помощью обсуждения проведенных наблюдений, рисуют на заданную тему, в процессе чего развиваются навыки общения, умение тесно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность открывает для каждого ребенка возможность участвовать или не участвовать в проекте, реализовывать его в своем собственном темпе. У каждого участника проекта накапливается свой опыт, которым он делится с другими детьми и педагогом.
Одной из особенностей проектной деятельности является то, что любой ребенок не может найти для себя однозначные ответы на вопросы в окружающем его мире, сформировать проблему и определить цель. Для того чтобы помочь ребенку решить эти противоречия проектная деятельность включает участие в ней родителей и других членов семьи.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией 2020 и 2021 года детский сад работает в режиме свободного посещения. К сожалению не все дети посещают детский сад. Но Основная образовательная программа должна быть реализована в полном объеме. Поэтому в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 13) нами используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
С целью реализации основной образовательной программы дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий на официальном сайте детского сада был создан раздел «Дистанционный детский сад», состоящий из подразделов в том числе и для детей средней группы.
Кроме того, образовательная деятельность с детьми не ограничивается только материалами Дистанционного детского сада. Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями осуществляется через использование интернет - форм, а также возможностей Google диска, где проводится совместный сбор информации по проектам, анкетирование родителей, создание презентаций и альбомов.
В результате реализации проектов в соответствии с перспективным планом работы, было пополнена РППС группы за счет создания различных альбомов, игр, лэпбуков, макетов, ширм и др. оборудования.
Разработано, изготовлено и одобрено членами педагогического коллектива универсальное игровое поле, универсальный стенд, центр проектирования.
Повторная диагностика была проведена по тем же критериям, что и в начале года. Результаты улучшились.
По сравнению с началом работы увеличился процент детей, у которых сформированы коммуникативные навыки.
Проведенная работа привела к достижению поставленной цели и решению задач.
1