Некоторые особенности личности одаренного ребенка и особенности работы с ним в процессе внеурочной деятельности
Некоторые особенности личности одаренного ребенка и особенности работы с ним в процессе внеурочной деятельности
Проблема одаренности сейчас стоит все более остро. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Вы помните произведение русского фантаста Беляева «Голова профессора Доуэля»? Профессор Керн, отъявленный негодяй и карьерист, был далеко не заурядной личностью и очень одаренным ученым. Бесспорно, интеллект и знания далеко не гарантируют сами по себе того, что одаренный ребенок вырастет высоконравственным человеком. Напротив – к воспитанию такого ученика следует подходить с большим вниманием, понимая опасные стороны его развития.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков – независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Например, явно одаренный подросток, выполняя задание написать сочинение по географии, пишет эссе: "Является ли наукой география?”, где ярко, но по форме вызывающе, доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию статуса науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает директор школы. Все это не может не вызвать известную настороженность педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннее, а часто и открытое неприятие. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива.
Таким образом, в воспитании детей во внеурочной деятельности, если это индивидуальная работа: подготовка к олимпиадам, конкурсам или собственно научной деятельности - есть свои нюансы.
Во-первых, как было сказано выше, это индивидуальные занятия и ребенок волей-неволей начинает ощущать свою избранность. Поэтому, думаю, нужно использовать возможности привлечения помощи других детей, включать «юного гения» в состав хоть малого, но коллектива, группы, кружка. Ребята учатся быть корректными по отношению к друг к другу, переживать за успех каждого. Я думаю, что в первую очередь, здесь важно даже не научить сопереживать неудачам, а формировать умение достойно принимать чужой успех, радоваться заслугам друга. Испытание чужим успехом - это испытание очень важное (вспомните Пушкина «Моцарт и Сальери» - зависть отнюдь не возвышает человека). Поэтому важно постоянно напоминать ребенку, что есть «мы», и коль уж подобное объединение сверстников отсутствует, хотя бы для начала, объедините его с собой. Ты и я – твой научный руководитель.
Стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка, должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
Еще одним подводным камнем развития личности одаренного ребенка является его отношение к окружающим. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом.
Таким образом, личностные качества самого педагога немаловажны в воспитании одаренного ребенка. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
Таким образом, самую главную трудность воспитания детей в процессе научно-исследовательской деятельности я вижу в разумном соотношении чувства коллективизма и стремления к индивидуальному росту. Жизненная ситуация зачастую требует от такого ребенка постоянно доказывать, что он лучше других: конкурсы, публичные выступления, как следствие – публичная оценка жюри, которая не оспаривается и не подлежит обсуждению.
Задача педагога в процессе такой работы не только способствовать интеллектуальному развитию, но всегда помнить, что, как сказал Аристотель, «природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах».
Список использованных источников
1.Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс: http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor
2.Жемчужины мысли. Цитаты о морали и нравственности [Электронный ресурс: http://жемчужины- мысли.рф/цитаты/по%20разделам/Нравственность,%20мораль.html Дата обращения 24.03.2017]
3.Особенности педагога, работающего с одаренными детьми [Электронный ресурс: http://www.mozliceum.na.by/mr_odarennye.php Дата обращения 24.03.2017]
4. Федеральная целевая программа “Одаренные дети” / Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс: https://docs.google.com/document/d/17t9d09jusu94rrvjesvkpyauyk4-eywib62goypgrzy/edit Дата обращения 24.03.2017]
Куликова Ирина Геннадьевна
Бакшаева Ирина Валерьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Бакшаева Ирина Валерьевна