Статья «Формирование познавательного интереса обучающихся к биологии и химии (из опыта работы)»

1
0
Материал опубликован 19 February 2020 в группе

Всероссийский конкурс на лучшую педагогическую статью «Мои инновации в обучении и воспитании»

Автор: Ерофеева Анна Александровна

Формирование познавательного интереса обучающихся к биологии и химии (из опыта работы)

В нашем учреждении на первый план выходит процесс воспитания, поэтому в своей работе делаю упор именно на этот аспект.

Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии. Проблема не бывает одна. И каждая выделенная проблема должна быть решена. Для этого необходимо найти корни ее возникновения или причины появления. Только устранив эти причины, можно говорить о решении проблемы. Поэтому так важно выбрать правильно цель педагогической деятельности - обеспечить развитие духовно-богатой, творческой, социально-компетентной личности со сформированными знаниями, универсальными учебными умениями, как основа качественного образования, соответствующая ФГОС.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

1. Повышение мотивации к обучению биологии и химии.

2. Повышение качества знаний учащихся через развитие памяти, творческого мышления и биологической речи учащихся.

3. Формирование самостоятельной творческой личности.


Решение поставленных задач по формированию основных компетенций обучающихся, обеспечивающих развитие и воспитание школьников, приобретение ими информационной компетентности, формирование личностной самооценки, взаимооценки, мотивации к процессу обучения химии и биологии осуществляется через:

индивидуальный подход к обучающимся в урочной и внеурочной деятельности;

организацию индивидуальной работы по подготовке к итоговым урокам;

организацию внеклассных мероприятий;

применение на уроках парной, групповой работы, системы дифференцированных и интегрированных заданий;

варьирование форм и методов обучения.

В школе обучаются дети с разной учебной мотивацией и уровнем познавательного интереса, поэтому мною осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся через систему дифференцированных заданий и индивидуальной работы с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей.

Приглашаю ребят на дополнительные занятия. Любой ученик может прийти на консультацию во внеурочное время. Провожу занятия и консультации с обучающимися, как с желающими расширить знания по предмету, так и с обучающимися, имеющими пробелы в изучении определенных тем.

Ориентируясь на личностно-ориентированное обучение, учитываю психолого-педагогические особенности обучающихся. На уроках практикуются дискуссия, столкновение разных точек зрения. Личностно-ориентированный подход к учащимся реализуется в системе упражнений по формированию предметных навыков: умения высказаться по определённой теме, отстаивать свою точку зрения, искать и извлекать информацию, делать выводы. Оценки выставляются сугубо индивидуально, сравниваются результаты обучающегося в сравнении с самим собой (личностный рост).

По каждой изучаемой теме накоплены разноуровневые задания, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Одно из приоритетных направлений моей педагогической деятельности - работа с детьми с ОВЗ. В каждом отдельном случае проводится индивидуальная работа.

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.      

Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.

Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности обучающихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.

 Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.

Считаю важным включение обучающихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития обучающихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.  Важным моментом в химии и биологии является развитие навыков исследовательской деятельности.

На уроках использую различные виды деятельности обучающихся, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Формирую познавательный интерес не только через содержание материала, но также через практическую деятельность.

Побудить мыслительный процесс, повысить мотивацию ученика мне помогают такие методы как: метод проблемных ситуаций, исследовательский, поисковый. При этом я опираюсь на два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные, например, тему «Строение растительного организма» начинаю с роли растений в биосфере, а затем к органам, выполняющим данные функции) и природособразность (связь природы и человека непрерывной линией следует на моих уроках). Важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения. Задания я стараюсь конструировать таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключение на основании фактов или теорий.

Для формирования мотивации на разных этапах урока и развития обучающихся подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха. В своей работе использую различные приёмы мотивации учебной деятельности.

Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие, конференция. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины.

Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною нечасто, преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Проблемная ситуация создаёт в классе особое психическое “поле интеллектуального напряжения”, индуцирует активную умственную деятельность учащихся, направленную на преодоление учебных трудностей. Важно не только создать проблемную ситуацию, но и включить в неё всех учащихся. В связи с этим нужно выявить, все ли учащиеся уяснили и приняли проблему, задумались над ней, на всех ли распространилось “поле интеллектуального напряжения”. Труднее и важнее всего “втянуть” в проблемную ситуацию отстающих учащихся и тех, у которых менее развиты способности, духовные потребности и у которых медленно протекают мыслительные процессы.

Например, при изучении на уроке материала о естественном отборе и других движущих силах эволюции, рассказав учащимся о сущности представлений Ч.Дарвина о естественном отборе, о проявлениях естественного отбора в популяциях каких – либо животных при изменениях условий внешней среды. Затем предлагаю учащимся ответить на вопрос: почему постоянно приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур?

В 8 классе при изучении темы «Иммунитет» изложение нового материала начинается с вопроса: «Почему люди не болеют собачей чумой?»

Противоречие фактов

Например, в 8 классе при изучении темы: «Внутренняя среда организма» использую противоречивость фактов:

Факт первый: В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан  Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?

Опора на жизненный опыт

Связь обучения с жизнью (витагенный метод) – необходимое условие осознанных и прочных знаний. Например, при изучении основ здорового образа жизни в курсе природоведения в 5 классе: Гуляя по лесу, вы сильно поранились, и у вас началось кровотечение. Что вам нужно сделать? Вы решили в саду вырастить цветы. Что вы при этом должны знать?

Мини – исследования

Вовлечение в ситуацию исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся. На уроках биологии в 8 классе для активизации познавательной деятельности проводятся мини – исследования, например, при изучении темы «Кровь»: «Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки»
1. Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
2. Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, используя данные таблицы, найдите сходство и отличия.

3. Какие данные заинтересовали вас?
4. К какому выводу вы пришли?
5. Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему?

С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы, изложение материала блоками, объединенными общей темой. Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты.   Для тематической проверки знаний обучающихся в процессе экспресс-контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников.

В своей работе применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.   

Использование инновационных методов и приемов приводит к неплохим результатам: снижается общее количество неуспевающих по биологии и химии, повышается мотивация.

Для развития творческого мышления обучающихся считаю полезным использование метода проектов. Особенно актуален этот метод при изучении биологии и химии на всех ступенях обучения. Плюсы данного метода:

развивает познавательный интерес

позволяет использовать разные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор информации и т.п.

знания находят практическое применение

устанавливается связь с жизненным опытом детей

в групповых проектах обучающиеся овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь

Проектная технология обучения активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а это воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Проект - это: проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио. Проектная технология формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения. Главное для учителя - умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. Проекты - это одна из наиболее удачных форм освоения предмета. Совместная работа над проектом приводит к развитию таких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

По разработанному алгоритму работы над проектом, который на начальных этапах я предлагаю обучающимся в качестве основы построения деятельности, обучающиеся выполняют проект, оформляют презентацию:

Изучите задание.

Сформулируйте цели и задачи.

Распределите задания в группе.

Подберите литературу и найдите информацию по теме.

Составьте план и сценарий защиты проекта.

Уверенно защищайте проект. Удачи всем исследователям

Стараюсь создать комфортный психологический климат во всех классах, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости. Всё это способствует тому, что итоговых неудовлетворительных оценок по предмету нет.

Снижение качества обучения может происходить по следующим причинам:

приток обучающихся со слабой мотивацией

усложнение тем.

Сложилась определенная система работы с учащимися во внеурочное время. Внеурочная учебная деятельность по химии и биологии заключается в проведении предметных недель, викторин, олимпиад, которые позитивно влияют на общее развитие учащихся и способствуют привитию интереса к предмету. Обучающиеся принимают участие в общероссийских дистанционных олимпиадах.

Использование игровых технологий, особенно с обучающимися с ОВЗ, позволяет повысить мотивацию. Игры применяю на уроках в качестве закрепления или повторения материала. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Например, в начале урока для постановки проблемы использую игру «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее – семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны – яблоко, т. к. это многосемянный плод. 7 класс – помидор, слива, перец. Слива – сем. Розоцветные. 7 класс – тритон, ящерица, жаба. Ящерица – класс Пресмыкающиеся. Для закрепления использую игру «Составь пары».

7 класс «Рыбы»

Отряд:

1) Лососевые; Латимерия.
2) Осетровые. Жерех.
3) Карпообразные. Ёрш.
4) Колючепёрые. Белуга.
5) Кистепёрые. Горбуша.

Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы.

В системе работы по предметам накоплен собственный методический пакет контрольно- измерительных материалов, отражающих как предметную специфику выделяемых педагогических технологий, способов деятельности, приемов, так и уровень их реализации. Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является тестирование. Итоговая государственная аттестация в форме ГВЭ требует развития у учащихся навыка работы с тестами. Для тематической проверки знаний учащихся и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения обучающихся.

Использую в своей работе следующие педтехнологии: проектную, игровую, информационно - коммуникационную технологии и обучение в сотрудничестве, обязательно использование здоровьесберегающей технологии.

В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития обучающегося. Это технология взаимодействия двух субъектов учебной деятельности, в которой они должны быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Что позволяет давать каждому обучающемуся всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.

Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” обучающиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Но их применение должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Без ИКТ сейчас трудно представить образовательный процесс. Презентации и электронные пособия, яркие и познавательные, являются прекрасным дополнением к уроку. Но именно дополнением, а не основой. Основой, на мой взгляд, остается слово учителя, его мастерство и профессионализм.

Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой не отменяют полностью традиционных форм обучения, но помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объёме информационный материал.

Правильность выбранного мною направления работы вижу в следующих результатах:

Повысился интерес к предмету

Активное участие обучающихся в олимпиадах различного уровня.

В дальнейшем планирую продолжить работу над поставленной проблемой.

В результате получаю:

повышение качества преподавания предмета;

рост результативного участия обучающихся в дистанционных конкурсах;

разработка дидактических материалов, тестов.

В результате творческого подхода к подготовке к урокам, разработкам мероприятий, саморазвития:

Стабильно повышается мотивация к обучению биологии и химии:

С помощью используемых методов и приемов повышается качество знаний по биологии и химии;

Формируется самостоятельная творческая личность


Без всякого сомнения, впереди много сложной работы, на достигнутом останавливаться жизнь не даст. Каждый день ставит в моей работе с детьми все новые задачи. Еще очень многое хочется сделать. Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках современных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий. Если учитель сам будет увлеченно работать, используя при этом все возможные методы и средства, то и мотивация обучающихся будет постепенно повышаться.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.