Статья на тему «Формирование социальных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД»
Формирование социальных представлений у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД
С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование целостных и системных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи, связанных с отдыхом (праздниками).
Для достижения поставленной цели в обучении предполагалось решить следующие задачи:
- развивать познавательный интерес детей к социальным явлениям, так как дошкольное детство является таким периодом в жизни человека, когда наиболее выражена его биосоциальная сущность, а ребенок находится в «фокусе» равнодействующих влияний со стороны природы и социума. Он активно пытается определить свое место и свое отношение к природным и общественным явлениям;
- обеспечивать полноту, устойчивость, целостность представлений, которые нашли бы свое отражение в игре, рисовании и речи, так как умственное развитие является составной частью социализации, а первые семь лет жизни ребенка А.Н. Леонтьев называл периодом его «очеловечивания» и особо подчеркивал важность овладения ребенком необходимыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности и, что очень важно, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа);
- поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых как носителю социального опыта, знакомить их с разнообразной деятельностью, личностными качествами; вызывать у ребенка желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности взрослых;
- формировать у дошкольников устойчивые, обобщенные, схематизированные, эмоционально окрашенные представления о жизни общества, о связи времен, культурном наследии, об «образе собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений.
Для решения задач социализации детей с ТНР дошкольного возраста была разработана коррекционная социально направленная модель обучения, в которой центральное место занимало обучение детей ролевой игре, драматизации, рисованию и речевому общению (в частности рассказыванию по картине). Комплекс педагогических воздействий обеспечивает формирование представлений о социальных явлениях (трудовой деятельности людей и праздниках), выделение и осознания различных уровней и видов социальных отношений, а также способности отражать (моделировать) эти отношения в указанных видах деятельности.
При этом в значительной степени развивается такой необходимый показатель развития, как произвольность (управляемость) поведения, а также развитие коммуникативных способностей.
Ведущими принципами обучения являются: комплексный подход к построению занятий; одновременное использование заданий, требующих применение различных алфавитов кодирования (знаков); моделирование ситуаций общения (коммуникативный принцип); принцип сотрудничества взрослого и ребенка; принцип учета потребностей детей дошкольного возраста, социальная направленность поведения, личности, деятельности и т.д. Занятия, таким образом, в большинстве случаев строятся комплексно: наряду со специализированными занятиями, к примеру, рисованием, проводятся такие, на которых применяются элементы игровой драматизации со словесным сопровождением, схематические зарисовки отдельных фрагментов или серии последовательных эпизодов для создания целостного события, рассказывание по картине и т.д. Сочетание словесных, игровых и графических знаковых структур зависит от программных задач, тематики, возрастных и умственных возможностей детей.
Все проводимые обучающие мероприятия (занятия) можно, таким образом, разделить на специализированные подгрупповые (развитие речи на основе обучения рассказыванию по картине, рисование и лепка, конструирование, обучение игре); комплексные подгрупповые; индивидуальные.
Коррекционная работа начинается с пробуждения у детей внимания и интереса к праздникам.
В ходе занятий решаются следующие задачи: выделить социальные отношения, сделать их объектом специального наблюдения и восприятия; научить воспитанников выражать свои отношения в действии; помочь детям в освоении соответствующего словаря; научить их выделять социальные явления (праздники) из ряда других бытовых ситуаций и связывать их с собственным жизненным опытом; актуализировать коммуникативный опыт детей в процессе рассказывания по картине; обеспечить возможность практического использования усвоенных умений, навыков в поведении и общении.
Основой планирования коррекционно-воспитательной деятельности в детском саду стали праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом жизни, включает в себя народные и национальные традиции. В каждом ДОУ есть свои традиционные праздники, то есть свой праздничный календарь. Таких календарей может быть много, для каждого детского сада свои. Планируя коррекционно-воспитательную деятельность нашего детского сада, мы отобрали наиболее характерные для нашего региона праздники, то есть создали свой праздничный календарь. В нем были выделены праздники, общие для детского сада и групповые. Отобранные праздники и составили содержательную основу нашей работы.
Планируя работу, мы руководствовались следующими принципами: изучение местных условий, особенностей и воспитательных возможностей (семьи и детей, родителей по оказанию помощи детскому саду и необходимости оказания педагогической помощи родителям); четкое определение конечных целей воспитания и обучения детей и воспитательных задач на планируемый период; согласование учебно-воспитательной деятельности с «Программой воспитания и обучения дошкольников с ТНР» (под ред. Л.В.Лопатиной); организация совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателе и родителей; изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основу этой системы составили праздники, дающие возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых, родителей). После проведения праздника коллектив педагогов вместе с родителями, принимавшими участие в его подготовке и проведении, подводили итоги. Оценка осуществлялась по следующим показателям: активность и самодеятельность детей в подготовке и проведении праздника; уровень знаний и умений, продемонстрированных детьми; индивидуальный подход, корректировка поведения и деятельности отдельных детей в процессе подготовки и проведения праздника; степень участия различных групп детского сада, оригинальные находки воспитателей в стимулировании интереса детей к проводимому мероприятию; творческий уровень и качество работ для конкурсов и выставок; степень участия родителей в подготовке и проведении праздника. Итоги праздников обсуждались и с детьми. Педагоги узнавали, что было им интересно, что бы хотели предложить для будущих праздников, выясняли, что им не понравилось и почему, совместно рассматривались фотографии, сделанные на празднике.
Диагностика представлений о праздниках проводилась по следующим заданиям:
Задание 1. Название праздников
Цель: в ходе беседы выявить знания детей о праздниках
Педагог задает ребенку следующие вопросы:
Какие праздники ты знаешь?
Какой твой любимый праздник?
В какое время года проходит тот или иной праздник?
Знаешь ли ты стихотворения или песни, посвященные празднику?
Когда у тебя день рождения?
Задание 2. Узнавание праздников
Цель: выявить, узнают ли дети изображения праздников на картинках.
Оборудование: предметные картинки с изображением атрибутов праздника, рассказать, что на ней изображено, и назвать этот праздник
Задание 3. Представление о праздниках
Цель: изучить содержание сюжетного рисования как одной из ведущих форм освоения социального опыта.
Оборудование: лист формата А4
Ребенку предлагалось нарисовать рисунок на тему «Твой любимый праздник» и рассказать, как проводится тот или иной праздник. Предлагался набор праздничных атрибутов, и ребенок должен был рассказать, к какому празднику какой относится.
Задание 4. Обыгрывание ситуации
Эта серия заданий была направлена на изучение характера социальных представлений детей в ходе обыгрывания ситуаций. Детям предлагалось воспроизвести действия определенных персонажей, связанные с определенным сюжетом («приглашение на праздник»).
По итогам диагностики были выделены уровни, отражающие сформированность представлений детей о праздниках:
1-й уровень (самый высокий). Дети легко и охотно вступают в беседу и идут на контакт. Дети называют праздники, которые им известны. Называют свой любимый праздник, описывают его празднование дома или в детском саду. Дети могут соотнести какой-либо праздник с временем года, в которое он празднуется. Могут вспомнить и рассказать стихотворение или спеть песенку, соотнося с праздником, могут назвать угощения которые готовят к празднику. Дети называют точную дату своего рождения, узнают все праздники по изображениям, составляют рассказ о праздниках по картинкам. Рисуют сюжетный рисунок того или иного праздника. Дети легко включаются в ролевую ситуацию и участвуют в ней, вежливо приглашая товарища на праздник, соотнося все атрибуты с определенным праздником.
2-й уровень. Дети вступают в беседу с педагогом, могут назвать известные им праздники, но не могут выделить любимый праздник, с помощью наводящих вопросов педагога могут соотнести праздник со временем года, в которое он празднуется. Дети могут рассказать стихотворение, которое они учили к празднику, называют угощение, которое готовили к празднику. Дети не знают даты своего рождения, но называют время года, в которое они родились. Дошкольники ориентируются в ролевой ситуации, но сформулировать приглашение на праздник не могут. Могут правильно соотнести все атрибуты с праздником. Описывают сюжет, изображенный на картинке, но не все праздники могут назвать.
3-й уровень. Дети вступают в беседу с педагогом, называют праздники с помощью наводящих вопросов и подсказок педагога. Также с помощью наводящих вопросов распределяют праздники по временам года, в которые они празднуются. Дети могут рассказать стихотворение к празднику, но не могут назвать угощение, соответствующее тому или иному празднику. Не называют дат своего рождения, а называют время года, в которое они родились. Не включаются в ролевую ситуацию и не могут пригласить товарища на праздник. Дети описывают содержание картинки, но не могут назвать праздник, который на ней изображен. Не все атрибуты праздников узнаются детьми и соотносятся с соответствующими праздниками.
4-й уровень. Дети с трудом включаются в беседу с педагогом , беседа не вызывает у них адекватного эмоционального отклика. Дети с помощью подсказок вспоминают праздники и называют их. Дети не могут соотнести праздник с временем года, в которое он празднуется. Дети отказываются рассказывать стихотворение или петь песенку, или просто рассказывают то стихотворение, которое они знают. Дату своего рождения дети не знают, а называют просто ближайшее время года. Ролевая ситуация не вызывает эмоциональных реакций у детей, они не могут пригласить на праздник друга. Дети описывают незначительные детали картинки, но не узнают по ним праздника. Дети с помощью педагога распределяют картинки с атрибутами по соответствующим праздникам.
Система формирования представлений о праздниках включала предварительную работу: беседу о празднике, рассматривание сюжетных картин по теме; выделение изображения праздника из множества других изображений (других праздников); соотнесение изображений («покажи такой же праздник»); соотнесение атрибутов праздника с заданным праздником; соотнесение изображения праздника с его названием («найди, где изображен Новый год»); заучивание стихотворения, посвященного празднику; соотнесение праздника с временем года, в котором он проходит; изготовление серий последовательных изображений для последующего составления рассказов; составление рассказа по картинке о празднике; рисование на тему праздника; изготовление подарков и украшений к празднику; дидактические игры на тему праздников.
Основным этапом в формировании социальных представлений у детей явилось их участие в празднике. После проведения праздника знания детей обобщались, уточнялись и систематизировались.
На заключительном этапе проводилась следующая работа: итоговая беседа о празднике; дидактические игры на тему праздника; рассматривание фотографий, сделанных на празднике (узнавание праздника); составление рассказа по картинке о празднике; комментированное рисование на тему праздника; использование «подвижной аппликации» с целью обогащения рисунка не графическими средствами, а готовыми объектами, выполненными из картона. Это способствовало «включению» изображений единичных объектов в целостную ситуацию, совершенствуя композицию и, что очень важно, позволяло получить содержательный результат, когда его невозможно достичь только графическими средствами. Проводилась сюжетно-ролевая игра «У нас праздник …».
Таким образом, общение детей, их игровая, продуктивная деятельность наполнялись социальным содержанием и их социальные представления получали качественное развитие.
Коррекционно-развивающий комплекс занятий способствовал развитию представлений о том, как обозначены в календаре праздничные, выходные и рабочие дни недели. В какое из времен года проводится тот или иной праздник. За основу была взята циклическая смена времен года и дней недели. Эта система была наполнена содержанием, отражающим представления человека о праздниках, как логическом завершении трудовой деятельности, связанным с отдыхом. В процессе занятий у детей была выстроена более-менее стойкая система представлений о праздниках как итоге трудовой деятельности. Поэтому в ходе подготовки праздника дети знакомились с той или иной профессией, сами в ходе занятий по изобразительной деятельности, труду, конструированию изготавливали атрибуты праздника.
Широкое использование графических заданий в ходе разных занятий, имитация движений в процессе изображения, введение сюжетно-ролевых игр, драматизации, привлечение внимания к способам отражения отношений между персонажами (экспрессивно-кинетическим движениям), органическое соединение игры, речи и рисования – все перечисленные приемы дали значительный коррекционно-развивающий эффект.
Список литературы
Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 1995.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психол. произвед., в 2 т. – Т.1 – М., 1983.
Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С.Комарова. – М., 1997.
«Программа воспитания и обучения дошкольников с ТНР» / под ред. Л.В.Лопатиной
Родник: Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Баряева Л.Б., Герасимова Е.О., Данилина Г.С., Макарчук Н.А. – СПб,1997.