Формирование у обучающихся оценочных умений через работу с дневниковыми записями.
Формирование у обучающихся
оценочных умений
через работу с дневниковыми записями.
Автор Еськина Анна Витальевна,
учитель русского языка
и литературы БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 123 с углубленным изучением отдельных предметов им. Охрименко О.И.».
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно их прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определённом предметном содержании. В традиционной школе педагог в первую очередь обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто встречаемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.
Данные умения развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы. Сегодня очевидно, что при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют проекты Федеральных образовательных стандартов второго поколения.
ОС «Школа 2100», являясь системой развивающего обучения, строится на принципах непрерывности (наличия последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение учащихся вперёд) и преемственности (непрерывности на границах различных этапов или форм обучения). Единый коллектив авторов не только разработал программы по разным образовательным областям, но и выстроил систему общеучебных умений для начальной, основной и старшей школы. При этом для каждой ступени обучения и для каждой группы умений сформулированы качественные изменения в развитии данных умений.
ОС «Школа 2100» обеспечивает своему выпускнику владение следующими типами общеучебных умений:
Организационные (умение организовывать свою деятельность).
Интеллектуальные (умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире).
Коммуникативные (умение общаться, взаимодействовать с людьми).
Оценочные (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор):
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических), а также с точки зрения различных групп общества (верующие – атеисты, богатые-бедные и т. д.)
Объяснять (прежде всего - самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свои позиции.
Самоопределяться в системе ценностей.
Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия.
Обучаясь в начальной школе, ученики постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, то есть осознают, что в жизни в отличие от сказки нет однозначно плохих или хороших людей. Учащиеся начальной школы учатся отделять поступки от самого человека, понимают, что любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В основной школе ученики постепенно учатся давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, постепенно формируются основы личного мировоззрения. Однако зачастую даваемые подростком оценки ещё не согласуются друг с другом. Сам он не может не замечать и не признавать, что только определяется в своём мировоззрении. Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.
В основной школе учителю необходимо развивать следующие оценочные умения:
Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения.
Объяснять свои оценки отдельных поступков, явлений.
Сравнивать свои оценки с оценками других и объяснять их отличие. На основе этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять своё место.
Приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями и понимать последствия своего выбора и поступка.
Из всего вышесказанного видно, что формирование оценочных умений происходит преимущественно на уроках гуманитарного цикла.
Большую роль в формировании оценочных умений играет работа с дневником как литературным жанром. Именно дневник как жанр исповедальный позволяет взглянуть на ту или иную проблему с другой точки зрения, переосмыслить что-то, найти другой, может быть, более удачный выход из ситуации.
Работа с дневником в ОС «Школа 2100» начинается ещё в начальной школе и продолжается на уроках риторики и литературы в 6 и 7 классах. Итак, учебник «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской предлагает для изучения раздел «Дневниковые записи». Основное внимание в этом разделе уделяется особенностям дневника как жанра (особая форма записи, общая тема записей, объединённых одной датой, сочетание разных типов текста в дневнике). Для анализа учащимся предлагаются фрагменты из дневниковых записей талантливой юной художницы Нади Рушевой, сопровождаемые рисунками автора. Темы, затронутые девочкой, близки и понятны её ровесникам и поэтому вызывают живой отклик у шестиклассников, а задания восстановить яркий, запоминающийся день как страничку дневника, сопроводив записи рисунками на полях, или поразмышлять на одну из предложенных Надей тем вызывают у них интерес, позволяют обратиться к своему жизненному опыту, переосмыслить какие-то события, поступки. Способствуют развитию оценочных умений и следующие задания:
Определите цели и задачи дневниковых опытов людей, с творческими исканиями которых вам ещё только предстоит познакомиться («Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном» - Ю. Олеша)
Присмотритесь к сохранившимся фрагментам дневника и, оберегая авторскую манеру повествования, попытайтесь восстановить несохранившийся текст («…Опять принялся я за дневники, и опять с новым рвением и с новой целью», «…Третьего дня ночь была славная. Я сидел у окошка…»)
В 7-м классе учащиеся продолжают знакомство с дневниковыми записями на уроках литературы. В «Обращении к учителю и родителям» мы можем прочитать: «Цель нашей образовательной системы – помочь каждому научиться решать разные возникающие в его жизни задачи, проблемы, строить взаимоотношения с окружающими. А для этого нужно понимать их и самого себя, иметь собственную позицию и давать нравственную оценку себе, людям, событиям, поступкам». Отражается эта мысль и в названии учебника – «Путь к станции «Я», ведь именно в этом возрасте наиболее резко проявляется разлад между внешним миром, окружающим подростка, и его внутренним миром. Далее в процитированной выше статье можем прочитать: «…это не хрестоматия в привычном понимании, а цельное самостоятельное произведение, которое включает тексты разных авторов, объединённые главной темой: личностное становление человека. Их композиционное единство создают дневники постоянно действующего героя». Этот герой – юноша Алексей, который старше семиклассников (ему - 21 год), но зачастую именно старшие братья и сёстры для подростков являются большими авторитетами, нежели родители и учителя. Именно дневниковые записи Алексея и становятся одним из средств формирования оценочных умений семиклассников. Интересна и система вопросов, предлагаемая авторами учебника после каждой дневниковой записи. Например:
Может ли человек не помнить своего детства? Как ты думаешь, это счастье или потеря?
Как ты понимаешь выражение «родной человек»? Только ли в кровном родстве дело?
Считаешь ли ты себя талантливым в чём-то? Что нужно для того, чтобы талант развился?
Отвечая на эти и подобные вопросы, семиклассники учатся оценивать себя, своих близких, мир, в котором они живут, по-новому смотрят на проблемы взаимоотношений со старшими и сверстниками. В одном из сочинений ученицы 7/2 класса Валерии К. можно прочитать: «Жизнь – это само по себе скопление мыслей, фраз, событий, перемешанных в потоке Судьбе. Мы приходим, живём, умираем. И каждый оставляет за собой какой-то след (пусть и малый, пусть и известный в маленьком окружении). И мне кажется, что какой ужасной, скучной и никчемной ты бы ни считал свою жизнь, я наперекор всем буду верить в чудо и стремиться оставить свой личный след».
На уроках литературы в 7-м классе ученики изучают также подлинные дневники художника Коли Дмитриева, трагически погибшего сосем ещё юным, еврейской девушки Анны Франк, погибшей в немецком концлагере, вымышленного героя Сью Таунсенд Адриана Моула. Сопоставляя проблемы, которые волновали этих героев, с проблемами современной молодёжи, семиклассники приходят к выводу о существовании «вечных» проблем поиска своего места в мире, взаимоотношений с родителями, со сверстниками, с первым возлюбленным. Когда учащиеся обращают внимание во время обсуждения на детали, они понимают, что за нежеланием мамы Адриана Моула надеть подаренный ей сыном зелёный фартук с люрексом скрывается её безразличие к ребёнку. Перенося данную ситуацию на свою собственную семью, семиклассники по-новому оценивают свои отношения с родителями, осознают важность семьи в жизни каждого человека. А «Дневники Анны Франк» заставляют задуматься не только о взаимоотношениях матери и дочери, но и о глобальных проблемах расизма, насилия, что очень важно для любого молодого человека.
Тему дневника продолжает и задание, данное в «Тетради по литературе» за 7 класс. В какой-то мере эти задания являются повторительными:
Анализируя представленные ниже высказывания, сформулируй, зачем люди пишут дневники («Люди ведут дневники, чтобы развить в себе способности, научиться действовать по определённым правилам, которые зафиксированы в дневнике, разобраться в мыслях и увидеть себя с другой стороны,» - Валя Д. «Люди ведут дневники, чтобы понять себя, свои поступки, поведение, ошибки. Понять себя нужно для продвижения в будущем, чтобы не повторять своих ошибок,» - Ксения В.)
Попробуй выделить основные жанровые признаки дневниковой прозы.
По началу дневниковой записи постарайся «восстановить» её окончание: «Бывают дни, когда я горжусь собой, хвалю себя: ты – молодец! Но чаще мне не хватает положительной оценки со стороны, простого одобрения, поддержки. А когда меня оценивают, судят те, кто меня недостоин, я вообще выхожу из себя. Ну почему такое происходит? Почему так часто оказывается, что «судят те, кто недостоин меня, когда хочется, чтобы судил кто-то поумнее, поопытнее, чем я сам. Пусть мне скажут что-то хорошее о моём поступке, а что-то и нет, но зато я буду знать, как действительно выглядит мой поступок со стороны. И тогда я уже пойму, что если я сделаю что-то хорошее, то, конечно, те, кто будет меня судить, скажут: «Очень хорошо». И чем больше я буду совершать хороших поступков, тем лучше будут относиться ко мне» (Юля Г.)
Таким образом, изучение дневниковых записей в подростковом возрасте способствует формированию оценочных умений, готовит семиклассников не только к дальнейшему изучению произведений русской и мировой классической литературы, но и к поиску правильного решения в реальных жизненных ситуациях, умению согласовать свою позицию с мнением окружающих, найти общее решение проблемы (необходимо заметить, что этому способствуют также коммуникативные умения, которые тоже развивает ОС «Школа 2100»).