12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Заголько Евгения Викторовна118
Россия, Архангельская обл., Ленский район, село Яренск.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны в связи резким снижением процента здоровых детей, увеличения числа имеющих хронические заболевания. Причины такого состояния - нарушение экологии, нервно-психические нагрузки, незнания своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, школьный возраст, система школьного обучения..

В наше время здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности. В определенной степени здоровье ребенка, равно как и взрослого человека, генетически детерминировано, но условия жизни, экологические катаклизмы и ряд других мощных по своему воздействию факторов могут существенно изменить программу естественной реализации физических и психических качеств личности.

Снижение состояния здоровья обучающихся - серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом повышаеться число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, увеличиваеться количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья. Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников - будущего нации. Школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. У школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя главную роль в формировании здорового образа жизни обучающихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное. (Воронова Е. А., 2015).

Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу.

Главный источник нездоровья – сложившаяся система школьного обучения с преобладанием инструктивно-программирующих методик, словесно-информационным построением учебного процесса в режиме систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения (Болотов Б. В., 2018).

В течение всего урока дети занимаються практически без движения. За партами при письме они находятся в напряженно-неестественной позе. При традиционной дидактике ученик является принимающим устройством, в закрытом помещении и ограниченном пространстве. Стандартные столы с горизонтальной поверхностью,  мигающие лампы, большая нагрузка для детей, и мы получаем идеальные условия для возникновения неврозов, деградации здоровья (Елжова Н.В., 2016).

Здоровый образ жизни – это оптимальная система ежедневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность. 

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровье сбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог-медицинский работник-ученик, физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся (Безруких М.М., 2016).

Основные направления здорового образа жизни ребенка следующие:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель педагога - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни. Один из главных принципов, которым должен руководствоваться педагог - «Не навреди!» (Яковлева Т.В.. 2012).

Формирование здорового образа жизни школьника представляет собой социально-педагогический феномен, необходимость которого вызвана реальной потребностью личности и общества в здоровье как основополагающем, жизненно необходимым ресурсе саморазвития и развития.

Здоровый образ жизни личности представляет собой интегративную биосоциальную характеристику, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, о здоровом образе жизни, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здравосозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый стиль жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком в обществе (Баль Л.В.. 2014). 

Здоровый образ жизни обучающегося является фактором не только здоровьесохраняющего поведения, но и здоровьесозидающего.

Наиболее адекватная реализация организационно-педагогических условий формирования здорового образа жизни школьника возможна посредством построения модели организации процесса. Данная модель, которая обеспечивает формирование здорового образа жизни у школьника, включает в себя цель, принципы, педагогические условия, направления формирования здорового образа жизни, методики и технологии формирования здорового образа жизни, формы физкультурной деятельности, ожидаемые результаты. Она концептуально объединяет все содержательные характеристики формирования здорового образа жизни. 

Основными условиями формирования здорового образа жизни у обучающихся, выделенными на основе понимания здорового образа жизни как основного фактора здравосозидающего поведения, и создаваемыми в учебном процессе являются: 

- формирование знаний  о здоровье, о собственном здоровье, о здоровых и вредных привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении детей и подростков;

- организованная двигательная активность обучающихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни; 

- формирование здоровых навыков и привычек.

Данные условия позволяют реализовать целевую установку, принципы, структурные компоненты и критерии оценки эффективности формирования здорового образа жизни обучающихся (Денисов Л.А., 2015).

Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в первый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:

- стрессовая тактика авторитарной педагогики;

- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); 

- раннее начало дошкольного систематического обучения;

- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; о- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; опр                  - существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб. 

В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. 

Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является: 

- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения; 

- нормализация учебной нагрузки; 

- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;

- разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;

- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

- создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов (Кучма В.Р., 2015). 

С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса и условий обучения детей Государственный Комитет Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы. 

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. 

Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с таем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

о

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Баль, Л. В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни [Текст] / Л. В. Баль, А. Н. Михайлов, И. А. Гундаров // Гигиена и санитария. 2014. Том 93, № 4. С. 70-71.…………………………………

2.Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении [Текст] / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. - М. : Просвещение, 2016. 128 c.

3.Болотов, Б. В. Здоровье человека в нездоровом мире [Текст]/ Б. В. Болотов. - СПб.: Питер, 2018. 112 c.…………………………….

4.Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе[Текст] : Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М. : Феникс, 2015. 179 c.

5. Денисов, Л. А. Инновационный кластер по формированию здорового образа жизни среди учащихся всех ступеней образования [Текст] / Л. А. Денисов, Н. М. Савичева, А. В. Федорович // Санитарный врач. 2015. № 1. С. 35-40.

6.Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. - М.: Феникс, 2016. 224с.

7.Кучма, В. Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения [Текст] / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2015. Том 94, № 6. 250 с.

8.Яковлева, Т. В. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи [Текст] / Т. В. Яковлева, А. А. Иванова, Р. Н. Терлецкая // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93, № 5. С. 792-795.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.